ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-722/2022 от 22.09.2022 Сафоновского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2-722/2022

77RS0002-02-2022-002863-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сафоново 22 сентября 2022 года

Сафоновский районный суд Смоленской области в составе:председательствующего судьи Кривчук В.А., при секретаре Полуэктовой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смоленского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Смоленский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд, с учетом уточненных исковых требований, к ОАО «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») об обязании совершить определенные действия, указав, что производственно-технологический комплекс железнодорожной станции Сафоново, расположенной в , принадлежит на праве собственности ОАО «Российские железные дороги», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 67-АБ № ххх от дд.мм.гггг. Согласно представленному паспорту пешеходного перехода Сафоновской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО «Российские железные дороги» в границах железнодорожной станции Сафоново имеется транзитное пересечение 5 железнодорожных путей станции с пешеходной дорожкой в одном уровне с железнодорожнымипутями. Данный пешеходный переход расположен на 317 километре пикет 4 железнодорожной станции Сафоново и связывает две части , обеспечивает проход граждан через объекты транспортной инфраструктуры, принадлежащие ОАО «РЖД» на праве собственности. По информации Смоленского центра организации работы железнодорожных станций Московской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» от дд.мм.гггг № ДЦСТГ-6-95 интенсивность движения поездов в сутки по железнодорожной станции Сафоново на основании данных отраслевой автоматизированной системы ГИД «Урал-ВНИИЖТ» составляет более 101 поезда (от 137 до 152 поездов в сутки в период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг). Таким образом, согласно таблице № ххх СП 227.1326000.2014 наземный пешеходный переход, расположенный на 317 км. пикет 4 железнодорожной станции Сафоново, является наземным пешеходным перехо категории. Вместе с тем, по результатам внеочередного осмотра одноуровневых пешеходных переходов, проведенного Сафоновской дистанцией пути Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» с целью актуализации паспортов пешеходных переходов на основании указания главного инженера Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» Шустова Д.В. от дд.мм.гггг № исх.-2297/Моск, ответчиком, владеющим информацией об интенсивности движения поездов на указанном участке Московской железнойдороги, категория перехода определена неверно и установлена 3 категория перехода, что повлекло за собой необеспечение перехода такими средствами безопасности, как: направляющее ограждение, препятствующее переходу людей через железнодорожные пути в неустановленных для этой цели местах, зоны накопления пешеходов с обеих сторон перехода, а также устройства автоматической сигнализации о приближении поезда с обеих сторон перехода. Текущее обустройство ОАО «РЖД» рассматриваемого пешеходного перехода только информационными плакатами объективно недостаточно, поскольку имеющаяся как в Смоленской транспортной прокуратуре, так и в распоряжении ответчика статистика травмирования граждан железнодорожным подвижным составом на указанном переходе указывает на недостаточность принимаемых мер по обеспечению безопасного и организованного прохода граждан через железнодорожные пути станции Сафоново. Так, на данном переходе станции Сафоново либо вблизи него, в том числе в возможной взаимосвязи с отсутствием ограждения, препятствующего переходу гражданами путей в неустановленном месте, травмировано 6 человек (по 1 человеку в 2010, 2011, 2017 годах, 2 человека - в 2018 году и 1 человек в 2021 году). Выявленные нарушения являются существенными, поскольку ненадлежащее обустройство указанного перехода через железнодорожные пути в одном уровне с путевым хозяйством ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, пользующихся им, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц.Кроме того, по результатам проверки соблюдения требований законодательства, направленного на обеспечение доступности объектов железнодорожной транспортной инфраструктуры для маломобильных групп населения и инвалидов, проведенной на железнодорожной станции Сафоново Смоленского центра организации работы железнодорожных станций Московской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» Московской железной дороги установлено, что в здании железнодорожного вокзала станции Сафоново и на пассажирских платформах вокзала не созданы условия, обеспечивающие доступность объектов железнодорожного транспорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Так, в нарушение пункта дд.мм.гггг СП 59.13330.2020 и пункта 6.35 СП 138.13330.2012 границы опасной зоны у края двух пассажирских платформ со стороны путей тактильными предупредительными полосами контрастного цвета с поверхностью платформы в соответствии с ГОСТ дд.мм.гггг-2015,а также тактильными предупредительными полосами в соответствии с ГОСТ Р 52875- 2018 – для пассажиров с нарушением зрения не обозначены.В нарушение требований пунктов 6.5.9, дд.мм.гггг СП 59.13330.2020 рядом с двумя входными дверями в здание железнодорожного вокзала, а также в самом здании вокзала информирующиетактильные таблички, тактильные или тактильно-звуковые схемы с указанием назначения помещений в здании вокзала с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно - точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения отсутствуют.В кассовом зале и залах ожидания вокзала в нарушение требований пункта 10.3.1 СП 136.13330.2012, пункта 6.27 СП 138.13330.2012 и пункта 10.29 СП417.1325800.2020 системы информационного обеспечения пассажиров о времени отправления и прибытия поездов, условиях перевозки, стоимости проезда, услугах, льготах, времени работы двух билетных касс, информационные стенды, щиты, электронные табло, индукционные системы- технические средства дополнительного озвучивания - для лиц с нарушением зрения и слуха отсутствуют. Тактильные предупреждающие указатели не менее чем за 0,8 м. до объекта информации, входа, а также на путях следования в нарушение п. 6.2.3 и дд.мм.гггг СП 59.13330.2020 отсутствуют. В нарушение требований п.дд.мм.гггг СП 136.13330.2012 контрастно окрашенные поверхности на участке пола перед дверными проемами в здании вокзала отсутствуют. Указатели доступности: зоны предоставления услуг, доступные пути эвакуации инвалидов на креслах-колясках, зоны посадки/высадки инвалидов на креслах- колясках на платформах в нарушение п. 6.5.1 СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 51671-2020, ГОСТ Р 52131-2019 – отсутствуют. В нарушение п.9.4 СП 119.13330.2017 ширина двух переходов через железнодорожные пути, соединяющих береговую и островную платформы, составляет менее 3 метров, тактильные наземные указатели отсутствуют.

В связи с изложенным истец просит суд: признать наземный пешеходный переход, расположенный на 317 км пикет 4 железнодорожной станции Сафоново в (транзитный, соединяющий две части ), наземным перехо категории.Обязать ОАО «РЖД» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасность пешеходов при пересечении железнодорожных путей станции Сафоново и провести реконструкцию наземного пешеходного перехода, расположенного на 317 км пикет 4 железнодорожной станции Сафоново в (транзитный, соединяющий две части ), оборудовав его в соответствии с положениями СП 227.1236000.2014 «Свода правил. Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями», утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от дд.мм.гггг№ ххх, обеспечив: а) установку направляющего ограждения, препятствующего переходу людей через железнодорожные пути в неустановленных для этой цели местах, б) оборудование зоны накопления пешеходов с обеих сторон перехода, в) оборудование устройствами автоматической сигнализации о приближении поезда с обеих сторон перехода.Обязать ОАО «РЖД» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, привести здание железнодорожного вокзала станции Сафоново и пассажирские платформы станции Сафоново, задействованные в обслуживании и перевозке пассажиров в соответствие с требованиями закона: установить при входе в здание вокзала на расстоянии 1,5-2 м с правой стороны информационные тактильные мнемосхемы, информирующие о расположении помещений и мест получения услуги и направления движения к ним (п. дд.мм.гггг СП 59.13330.2020); установить тактильные предупреждающие указатели не менее чем за 0,8 м до объекта информации, входа, обустройство тактильного обозначения путей следования (п. 6.2.3 и дд.мм.гггг СП 59.13330.2020); нанести контрастно окрашенную поверхность на участке пола перед дверными проемами, выполненной краской или из полимерного материала (в том числе из холодного пластика для тактильной разметки) (п. дд.мм.гггг СП 136.13330.2012); установить указатели доступности: зоны предоставления услуг, доступные пути эвакуации инвалидов на креслах-колясках, зоны посадки/высадки инвалидов на креслах-колясках на платформе (п. 6.5.1 СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 51671-2020, ГОСТ Р 52131-2019); установить в зале ожидания системы информационного обеспечения пассажиров о времени отправления и прибытия поездов, условиях перевозки, стоимости проезда, услугах, льготах, времени работы двух билетных касс, информационных стендов, щитов, электронного табло, индукционных систем - технических средств дополнительного озвучивания - для лиц с нарушением зрения и слуха (п. 10.3.1 СП 136.13330.2012, п. 6.27 СП 138.13330.2012, п. 10.29 СП 417.1325800.2020, параметры визуальной информации по ГОСТР 51671-2020); обозначить границы опасной зоны у края платформ визуальным и тактильным обозначением, выполненным контрастной противоскользящей сигнальной полосой на поверхности асфальтового покрытия и предупреждающими тактильными указателями (п. дд.мм.гггг СП 59.13330.2020, п. 6.35 СП 138.13330.2012, ГОСТ Р 52875-2018); обустроить два перехода, соединяющих береговую и островную платформы на уровне верха головок рельсов шириной не менее 3.0 м с тактильными наземными указателями (п. 9.4 СП 119.13330.2017).

Представитель истца – помощник Смоленского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Степушенкова А.П. заявленные исковые требования, с учетом уточнений, поддержала.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» - по доверенности - Моргунов О.В. против удовлетворения иска возражал, поддержал ранее представленные письменные возражения и дополнительные возражения.

Представитель привлеченного по делу определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Центрального Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суд не уведомил, возражений на иск не представил.

Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

При этом, действующим законодательством, в том числе Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", право прокурора на обращение с заявлением в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ не ставится в зависимость от использования им иных мер прокурорского реагирования, не установлена и какая-либо последовательность в применении данных мер (Определение Верховного Суда Российской Федерации от дд.мм.гггг№ ххх-Впр09-21).

Согласно статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Из материалов дела усматривается, и никем по существу не оспаривается,что производственно-технологический комплекс железнодорожной станции Сафоново, расположенной в , принадлежит на праве собственности ОАО «Российские железные дороги», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 67-АБ № ххх от дд.мм.гггг (л.д.30). Согласно представленному паспорту пешеходного перехода Сафоновской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО «Российские железные дороги» в границах железнодорожной станции Сафоново имеется транзитное пересечение 5 железнодорожных путей станции с пешеходной дорожкой в одном уровне с железнодорожными путями (л.д.18-19). Данный пешеходный переход расположен на 317 километре пикет 4 железнодорожной станции Сафоново и связывает две части , обеспечивает проход граждан через объекты транспортной инфраструктуры.

Правовые организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования установлены Федеральным законом от дд.мм.гггг № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Закон № 17-ФЗ).

Одним из принципов деятельности железнодорожного транспорта является безопасность и качество оказываемых услуг (пункт3 статьи 1 Закона № 17-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 15 Закона № 17-ФЗ, железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.

В силу абзаца третьего статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" под инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования понимается транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

В силу ст. 80 Закона № 18-ФЗ - перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах. На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Из анализа приведенного законодательства следует, что деятельность владельцев железнодорожной инфраструктуры основана на приоритете обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан (пассажиров, потребителей). Железнодорожные пути общего и необщего пользования, а также другие, связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности, при этом пешеходные переходы как технический комплекс являются неотъемлемой частью инженерного оснащения инфраструктуры железнодорожного транспорта, обязанность по содержанию и оснащению которых в соответствии с предъявляемым к ним требованиям безопасности, возложена на владельцев инфраструктуры.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.12.2014 № 333 утвержден Свод правил «СП 227.1326000.2014. Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями» (далее - СП 227.1326000.2014.), устанавливающий правила проектированияправила проектирования, строительства и реконструкции пересечений железнодорожных линий общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования с автомобильными дорогами, пешеходными дорожками, газопроводами, нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, трубопроводами водопроводных и канализационных сетей, тепловыми сетями, линиями электропередачи и линиями связи.

В соответствии с п. 6.1 Свода правил СП 227.1326000.2014 "Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями", утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации дд.мм.гггг N 333, пересечение железнодорожных путей с пешеходными дорожками возможно устраивать в виде: железнодорожного пешеходного перехода (в одном уровне с железнодорожными путями); пешеходного моста над железнодорожными путями; пешеходного тоннеля под железнодорожными путями.

Согласно п. 6.2 СП 227.1326000.2014 "Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями", железнодорожные пешеходные переходы, размещаемые в одном уровне с верхом головки рельсов, в зависимости от интенсивности пешеходного потока и интенсивности движения поездов подразделяются на 3 категории приведенных в таблице 2.

Железнодорожные пешеходные переходы по техническому оснащению подразделяют на регулируемые и нерегулируемые. Регулируемыми железнодорожными пешеходными переходами являются железнодорожные пешеходные переходы оборудованные автоматической сигнализацией, т.е. первой и второй категории. Нерегулируемым железнодорожным переходом является железнодорожный переход необорудованный автоматической сигнализацией, т.е. третьей категории (абзац 5 пункта 6.3 СП 227.1326000.2014).

Из таблицы № ххх СП 227.1326000.2014 усматривается, что при определении категории перехода учитывается совокупность показателей интенсивности движения поездов в сутки (суммарно в двух направлениях) и расчетная интенсивность движения пешеходов через переход (человек в час) (л.д.35).

Согласно представленному паспорту пешеходного перехода Сафоновской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО «Российские железные дороги» в границах железнодорожной станции Сафоново имеется транзитное пересечение 5 железнодорожных путей станции с пешеходной дорожкой в одном уровне с железнодорожными путями. Данный пешеходный переход расположен на 317 километре пикет 4 железнодорожной станции Сафоново и связывает две части , обеспечивает проход граждан через объекты транспортной инфраструктуры, принадлежащие ОАО «РЖД» на праве собственности. По информации Смоленского центра организации работы железнодорожных станций Московской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» от дд.мм.гггг № ДЦСТГ-6-95 (л.д.20) интенсивность движения поездов в сутки по железнодорожной станции Сафоново на основании данных отраслевой автоматизированной системы ГИД «Урал-ВНИИЖТ» составляет более 101 поезда (от 137 до 152 поездов в сутки в период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг).

При этом, по результатам внеочередного осмотра одноуровневых пешеходных переходов, проведенного Сафоновской дистанцией пути Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» с целью актуализации паспортов пешеходных переходов на основании указания главного инженера Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» Шустова Д.В. от дд.мм.гггг № исх.-2297/Моск, ответчиком, владеющим информацией об интенсивности движения поездов на указанном участке Московской железной дороги, категория перехода определена и установлена как 3 категория перехода.

Также, из дополнений к возражениям ответчика усматривается, что количество проследовавших поездов рассчитывается согласно отчетным данным внутренних форм статистической отчетности по локомотивному хозяйству ОАО «РЖД», формируемых в информационной системе ОАО «РЖД» в автоматическом режиме с их публикацией в корпоративном информационном хранилище «локомотивные парки» ежесуточно с накоплением в отчетном месяце, за отчетный месяц и нарастающим итогом по месяцам за любой период.

В соответствии с положениями Свода правил СП 227.1326000.2014 «Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями», утвержденного приказом Минтранса России от дд.мм.гггг№ ххх, при определении категории пешеходных переходов учитывается совокупность показателей интенсивности движения поездов в сутки (суммарно в двух направлениях).

Согласно справочной информации отдела службы корпоративной информатизации Московской железной дороги интенсивность движения поездов по железнодорожной станции Сафоново за 2021 год составляет 40 пар поездов в сутки (80 поездов в обоих направлениях) (л.д.137).

При таких обстоятельствах, каких-либо законных оснований полагать, что спорный пешеходный переход относится к переходам 2 категории, не имеется.

Кроме того, в соответствии с п. 6.3 СП 227.1326000.2014 "Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями", наземные пешеходные переходы 2-ой категории состоят из настила, ограждения и зоны накопления пешеходов. Допускается дополнительно устанавливать искусственное освещение. Информационная система пешеходных переходов 2-ой категории включает в себя предупредительные надписи, знаки (указатели, плакаты), а также устройства автоматической сигнализации о приближении поезда.

Следовательно, в удовлетворении данной части иска Смоленского транспортного прокурора о признании наземного пешеходного перехода, расположенного на 317 км пикет 4 железнодорожной станции Сафоново в (транзитный, соединяющий две части ), наземным перехо категории, а также связанных с данным требованием, возложении на ответчика обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасность пешеходов при пересечении железнодорожных путей станции Сафоново, провести реконструкцию наземного пешеходного перехода, расположенного на 317 км пикет 4 железнодорожной станции Сафоново в (транзитный, соединяющий две части ), оборудовав его в соответствии с положениями СП 227.1236000.2014 «Свода правил. Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями», утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от дд.мм.гггг№ ххх - должно быть отказано.

Разрешая исковые требования Смоленского транспортного прокурора в остальной части, суд приходит к следующему.

Положениями ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

С целью обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, выразившаяся в требованиях Федерального закона от дд.мм.гггг N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181).

Согласно требованиям ст. ст. 2, 15 Федерального закона N 181 под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом, средствами связи и информации.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Статьей 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусмотрено, что вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 181 в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Однако, согласно ст. 15 Федерального закона N 181 в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Таким образом, определено, что даже до реконструкции, капитального ремонта объектов транспортной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.

Исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обязанность по оснащению объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями для инвалидов с целью создания условий доступности на объекты транспортной инфраструктуры, а также к предоставляемым ОАО "РЖД" услугам возложена на собственника объекта, т.е. на ОАО "РЖД".

дд.мм.гггг утвержден свод правил СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (далее - СП 59-13330.2020).

В суде установлено, что Смоленской транспортной прокуратурой по результатам проверки соблюдения требований законодательства, направленного на обеспечение доступности объектов железнодорожной транспортной инфраструктуры для маломобильных групп населения и инвалидов, проведенной на железнодорожной станции Сафоново Смоленского центра организации работы железнодорожных станций Московской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» Московской железной дороги установлено, что в здании железнодорожного вокзала станции Сафоново и на пассажирских платформах вокзала не созданы условия, обеспечивающие доступность объектов железнодорожного транспорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Так, в нарушение пункта дд.мм.гггг СП 59.13330.2020 и пункта 6.35 СП 138.13330.2012 границы опасной зоны у края двух пассажирских платформ со стороны путей тактильными предупредительными полосами контрастного цвета с поверхностью платформы в соответствии с ГОСТ дд.мм.гггг-2015, а также тактильными предупредительными полосами в соответствии с ГОСТ Р 52875 – 2018 – для пассажиров с нарушением зрения не обозначены. В нарушение требований пунктов 6.5.9, дд.мм.гггг СП 59.13330.2020 рядом с двумя входными дверями в здание железнодорожного вокзала, а также в самом здании вокзала информирующие тактильные таблички, тактильные или тактильно-звуковые схемы с указанием назначения помещений в здании вокзала с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно - точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения отсутствуют.В кассовом зале и залах ожидания вокзала в нарушение требований пункта 10.3.1 СП 136.13330.2012, пункта 6.27 СП 138.13330.2012 и пункта 10.29 СП417.1325800.2020 системы информационного обеспечения пассажиров о времени отправления и прибытия поездов, условиях перевозки, стоимости проезда, услугах, льготах, времени работы двух билетных касс, информационные стенды, щиты, электронные табло, индукционные системы - технические средств дополнительного озвучивания - для лиц с нарушением зрения и слуха отсутствуют. Тактильные предупреждающие указатели не менее чем за 0,8 м. до объекта информации, входа, а также на путях следования в нарушение п. 6.2.3 и дд.мм.гггг СП 59.1330.2020 отсутствуют. В нарушение требований п.дд.мм.гггг СП 136.13330.2012 контрастно окрашенные поверхности на участке пола перед дверными проемами в здании вокзала отсутствуют. Указатели доступности: зоны предоставления услуг, доступные пути эвакуации инвалидов на креслах-колясках, зоны посадки/высадки инвалидов на креслах-колясках на платформах в нарушение п. 6.5.1 СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 51671-2020, ГОСТ Р 52131-2019 – отсутствуют. В нарушение п.9.4 СП 119.13330.2017 ширина двух переходов через железнодорожные пути, соединяющих береговую и островную платформы, составляет менее 3 метров, тактильные наземные указатели отсутствуют. Акт проверки (л.д. 99-101).

Представитель ответчика в своих возражениях ссылается на то обстоятельство, что спорные железнодорожные объекты введены в эксплуатацию в период 1908 и 1944 года в связи с чем, требования ст. 15 Федерального закона № ххх не могут распространять свое действие.

Однако данный довод подлежит отклонению, поскольку в силу декларативного характера, закрепленного в диспозиции ст. 17 Конституции Российской Федерации, права маломобильных групп населения и инвалидов не могут быть ограничены одним лишь указанием на данное обстоятельство, так как указание на применение положений части 1 статьи 15 Закона N 181-ФЗ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности полного обустройства спорного объекта транспортной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов в рамках их приспособления, в связи с чем, исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.

При определении срока исполнения решения суда, суд учитывает объем работ, необходимость определения источника финансирования, утверждения расходов, и потому в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ возлагает на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно ст. 89 ГПК РФ, льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п. 9 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Абзац 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ предусматривает, что при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера госпошлина оплачивается для физических лиц в размере 300 рублей; для организаций - 6 000 рублей.

Если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, при подаче искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина взыскивается с ответчика (если он не освобожден от ее уплаты) при удовлетворении судом исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Как усматривается из иска, истец Смоленский транспортный прокурор обратился в суд с требованиями к ОАО «РЖД» в интересах неопределенного круга лиц - пешеходов при пересечении железнодорожных путей станции Сафоново, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, для беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры, в связи с чем, размер, подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины должен составлять 300 рублей, в соответствии с абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Смоленского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» об обязании совершить определенные действия - удовлетворить частично.

Обязать ОАО «РЖД» в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу, привести здание железнодорожного вокзала станции Сафоново и пассажирские платформы станции Сафоново, задействованные в обслуживании и перевозке пассажиров в соответствие с требованиями закона: установить при входе в здание вокзала на расстоянии 1,5-2 м с правой стороны информационные тактильные мнемосхемы, информирующие о расположении помещений и мест получения услуги и направления движения к ним (п. дд.мм.гггг СП 59.13330.2020); установить тактильные предупреждающие указатели не менее чем за 0,8 м до объекта информации, входа, обустройство тактильного обозначения путей следования (п. 6.2.3 и дд.мм.гггг СП 59.13330.2020); нанести контрастно окрашенную поверхность на участке пола перед дверными проемами, выполненной краской или из полимерного материала (в том числе из холодного пластика для тактильной разметки) (п. дд.мм.гггг СП 136.13330.2012); установить указатели доступности: зоны предоставления услуг, доступные пути эвакуации инвалидов на креслах-колясках, зоны посадки/высадки инвалидов на креслах-колясках на платформе (п. 6.5.1 СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 51671-2020, ГОСТ Р 52131-2019); установить в зале ожидания системы информационного обеспечения пассажиров о времени отправления и прибытия поездов, условиях перевозки, стоимости проезда, услугах, льготах, времени работы двух билетных касс, информационных стендов, щитов, электронного табло, индукционных систем - технических средств дополнительного озвучивания - для лиц с нарушением зрения и слуха (п. 10.3.1 СП 136.13330.2012, п. 6.27 СП 138.13330.2012, п. 10.29 СП 417.1325800.2020, параметры визуальной информации по ГОСТР 51671-2020); обозначить границы опасной зоны у края платформ визуальным и тактильным обозначением, выполненным контрастной противоскользящей сигнальной полосой на поверхности асфальтового покрытия и предупреждающими тактильными указателями (п. дд.мм.гггг СП 59.13330.2020, п. 6.35 СП 138.13330.2012, ГОСТ Р 52875-2018); обустроить два перехода, соединяющих береговую и островную платформы на уровне верха головок рельсов шириной не менее 3.0 м с тактильными наземными указателями (п. 9.4 СП 119.13330.2017).

В удовлетворении исковых требований Смоленского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» о признании наземного пешеходного перехода, расположенного на 317 км пикет 4 железнодорожной станции Сафоново в (транзитный, соединяющий две части ), наземным перехо категории и возложении обязанности на ОАО «РЖД» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасность пешеходов при пересечении железнодорожных путей станции Сафоново, провести реконструкцию наземного пешеходного перехода, расположенного на 317 км пикет 4 железнодорожной станции Сафоново в (транзитный, соединяющий две части ), оборудовав его в соответствии с положениями СП 227.1236000.2014 «Свода правил. Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями», утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от дд.мм.гггг№ ххх, обеспечив: а) установку направляющего ограждения, препятствующего переходу людей через железнодорожные пути в неустановленных для этой цели местах, б) оборудование зоны накопления пешеходов с обеих сторон перехода, в) оборудование устройствами автоматической сигнализации о приближении поезда с обеих сторон перехода - отказать.

Взыскать с ОАО «РЖД» в доход бюджета муниципального образования «» - госпошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: В.А.Кривчук