ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-722З/19 от 04.04.2019 Коломенского городского суда (Московская область)

Дело № 2-722 З/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«04» апреля 2019 года, Коломенский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Коломенского городского суда Московской области Зуйкиной И.М., при секретаре судебного заседания Богомоловой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коломенского городского прокурора в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к ГУ МОРО ФСС РФ о взыскании расходов на приобретение технических средств реабилитации,

УСТАНОВИЛ:

Коломенский городской прокурор обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела (л.д. 27-29), в интересах несовершеннолетнего ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения к ГУ МОРО ФСС РФ о взыскании расходов, понесенных в связи с самостоятельным приобретением техническим средств реабилитации, указав в обоснование заявленных требований, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации, далее «ИПР» ребенка-инвалида, ФИО1 нуждается в технических средствах реабилитации: тутор на лучезапястный сустав, подгузники для детей весом свыше 20 кг, тутор на коленный сустав, тутор на всю ногу, ходунки-роллаторы, опора для стояния для детей-инвалидов, аппарат на голеностопный сустав, аппарат на нижние конечности и туловище (ортез). ФИО2 является матерью ФИО1.

Исполнителем проведения указанных реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации являлось Управление социальной защиты населения, а с ДД.ММ.ГГГГ Фонд социального страхования РФ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 приобретен тутор на лучезапястный сустав, ДД.ММ.ГГГГ приобретено: подгузники для детей весом свыше 20 кг, тутор на коленный сустав, тутор на всю ногу, ДД.ММ.ГГГГ приобретено: ходунки-роллаторы, опора для стояния для детей-инвалидов, аппарат на голеностопный сустав, аппарат на нижние конечности и туловище (ортез). Момент фактического получения технических средств реабилитации входит в период действия ИПР. ФИО2 обратилась в ГУ МОРО ФСС РФ и ей была назначена компенсация в сумме 224680 рублей. В период рассмотрения дела согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ. выплачена компенсация за произведенные расходы на оплату технических средств реабилитации в сумме 7040 рублей. По мнению прокурора, сумма 217640 рублей подлежит взысканию.

В судебном заседании помощник прокурора Вольхина Т.А. просила об удовлетворении иска.

Истица ФИО2 извещалась о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 25, 30, 31), в судебное заседание не явилась. С учетом установленных обстоятельств и мнения участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика ГУ МОРО ФСС РФ ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 12), представил в материалы письменные возражения (л.д.14-19), доводы которых подержал в судебном заседании и просил отказать в иске.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», далее «Закона», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу положений ст. 9 названного Закона под реабилитацией инвалидов понимаются система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Согласно статьи 10 Закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 11 названного Закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Судом установлено, что в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, был признан нуждающимся в туторе на лучезапястный сустав, подгузниках для детей весом свыше 20 кг., туторе на коленный сустав, туторе на всю ногу, ходункх-роллаторах, опоре для стояния для детей-инвалидов, аппарате на голеностопный сустав, аппарате на нижние конечности и туловище (ортез).

Законным представителем ребенка-инвалида ФИО1 – ФИО2 ДД.ММ.ГГГГг. ФИО2 приобретен тутор на лучезапястный сустав, ДД.ММ.ГГГГг. приобретено: подгузники для детей весом свыше 20 кг., тутор на коленный сустав, тутор на всю ногу, ДД.ММ.ГГГГг. приобретено: ходунки-роллаторы, опора для стояния для детей-инвалидов, аппарат на голеностопный сустав, аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) (л.д. 9).

Мать ребенка - инвалида ФИО2 обратилась в ГУ МОРО ФСС РФ с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации: тутор на лучезапястный сустав, подгузники для детей весом свыше 20 кг, тутор на коленный сустав, тутор на всю ногу, ходунки-роллаторы, опора для стояния для детей-инвалидов, аппарат на голеностопный сустав, аппарат на нижние конечности и туловище (ортез)

ДД.ММ.ГГГГ ГУ МОРО ФСС РФ принято решение о предоставлении ФИО2 компенсации за самостоятельное приобретение тутора на лучезапястный сустав в сумме 7040 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ МОРО ФСС РФ приняты решения о предоставлении ФИО2 компенсации за самостоятельное приобретение подгузников для детей весом свыше 20кг. на сумму 4920 рублей, за приобретение тутора на коленный сустав на сумму 16540 рублей, за приобретение тутора на всю ногу на сумму 29040 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ МОРО ФСС РФ приняты решения о предоставлении ФИО2 компенсации за самостоятельное приобретение ходунков-роллаторов на сумму 5620 рублей, за приобретение опоры для стояния для детей-инвалидов на сумму 26510 рублей, за приобретение аппарата на голеностопный сустав на сумму 27500 рублей, за приобретение аппарата на нижние конечности и туловище (ортез) на сумму 107510 рублей.

Однако выплата не была произведена в связи с отсутствием финансирования.

Как пояснил представитель ГУ МОРО ФСС РФ, размер компенсации определен в соответствии с абзацами 3 и 4 пункта 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и Порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГн, с учетом цен размещенных сайте «zakupki.gov.ru».

Однако данные доводы представителя ответчика суд считает необоснованными, поскольку доказательств соблюдения порядка определенного абзацами 3 и 4 пункта 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и Порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГн, ответчиком не представлено.

Так из указанных положений следует, что в случае если уполномоченными органами размещение заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не проводилось либо процедура размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором размещается уполномоченным органом на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.

Уполномоченные органы могут направлять запрос о последнем по времени размещения заказе на поставку соответствующего технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурсе, аукционе, запросе котировок) в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Доказательств направления запроса о последнем по времени размещения заказе на поставку соответствующего технического средства реабилитации, ответчиком в суд не представлено.

Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р, предусмотрено предоставление инвалиду, в числе прочего, технических средств реабилитации.

В соответствии со статьями 1, 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» осуществление медико-социальной экспертизы, установление инвалидности и разработка ИПР инвалидов возложены на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Статьей 11.1 Закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и Порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГн, установлено, что настоящий порядок выплаты компенсации определяет Правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено предоставление инвалидам государственных гарантий по проведению реабилитационных мероприятий, получению технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, с учетом условия об обязательном исполнении индивидуальной программы реабилитации инвалида.

При этом, объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

В силу пункта 4 Приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации», размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В случае если уполномоченным органом размещение заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не проводилось либо процедура размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором размещается уполномоченным органом на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.

Между тем, государственные контракты и сведения об опубликовании соответствующей информации в установленном п. 4 Приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГн порядке, на которые могла бы ориентироваться ФИО2 при приобретении технических средств реабилитации, ответчик не представил.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик перечислил ФИО2 компенсацию за самостоятельно приобретенные средства реабилитации в сумме 7040рубль, что подтверждается платежным поручением от (л.д. 33), стороны данных обстоятельств не оспаривали.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что право гарантированное ребенку-инвалиду законом, не может быть поставлено в зависимость от действий органов, на которые возлагаются полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и выплате денежной компенсации за их самостоятельное приобретение.

Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства, суд с учетом частичной выплаты ФИО2 компенсации взыскивает с ответчика расходы за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в сумме 217640 рублей (224680-7040=217640).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Коломенского городского прокурора в интересах несовершеннолетнего ФИО1 о взыскании расходов на приобретение технических средств реабилитации, удовлетворить.

Взыскать с ГУ МОРО ФСС РФ в пользу ФИО2 понесенные расходы на приобретение технических средств реабилитации в размере 217640 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение одного месяца, с момента его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено «05» апреля 2019 года.

Судья

Коломенского городского суда

Московской области подпись И.М. Зуйкина

Копия верна: И.М. Зуйкина

РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ