Суд района имени Лазо Хабаровского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Суд района имени Лазо Хабаровского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№ 2-723/2010 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Переяславка 27 августа 2010 года
Суд района им. Лазо Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Шереметовой Т.В.,
с участием помощника прокурора района имени Лазо Хабаровского края ФИО1,
представителя Администрации муниципального района ... Хабаровского края ФИО2,
представителя Управления образования Администрации муниципального района ... ФИО3,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора района имени Лазо Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным и недействующим постановления главы муниципального района ... Хабаровского края от Дата обезличена года Номер обезличен «Об изменении вида и наименования Муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы села ... муниципального района ... Хабаровского края»,
У с т а н о в и л:
Прокурор района имени Лазо Хабаровского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным и недействующим постановления главы муниципального района ... Номер обезличен от 01. 06. 2010 года «Об изменении вида и наименования Муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы села ...». В заявлении указал, что в ходе проведения прокурорской проверки законности изменения вида и наименования МОУ ООШ ... выявлены нарушения действующего законодательства.
В районе имени Лазо порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений регламентируется Положением о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений, находящихся в ведении муниципального района ... Хабаровского края, утвержденным Решением Собрания депутатов муниципального района ... от Дата обезличена Номер обезличен.
Согласно п. 1.3 Положения решение о создании, реорганизации и ликвидации образовательного учреждения принимается главой муниципального района ... на основании предложений Управления образования администрации муниципального района .... В силу п. 3.5 Положения на основании решения о реорганизации образовательного учреждения, принятого постановлением главы муниципального района, Управление образования администрации муниципального района помещает сообщение о реорганизации образовательного учреждения в газете «...».
Постановлением главы муниципального района ... от Дата обезличена года Номер обезличен предусмотрено изменение вида и наименования Муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы села ... муниципального района ... Хабаровского края. Во исполнение постановления Управлением образования администрации муниципального района ... издан соответствующий приказ от Дата обезличена года Номер обезличен.
В соответствии с указанными постановлением и приказом вид и наименование МОУ ООШ ... изменяется на «Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная школа села ... муниципального района ... Хабаровского края», создана комиссия по реорганизации образовательного учреждения. В связи с изменением вида и наименования образовательного учреждения в 2010-2011 учебном году учащиеся 5-10 классов продолжат свое обучение в МОУ СОШ ....
При разделении юридического лица либо преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшим/возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом/передаточным актом.
При изменении вида и наименования МОУ ООШ ... не все права и обязанности переходят к вновь образуемому юридическому лицу (МОУ НОШ ...), а лишь их часть, изменяя назначение общеобразовательного учреждения по объему оказываемых образовательных услуг, ограничивая права определенной категории несовершеннолетних.
Реорганизация МОУ ООШ ... влечет уменьшение прав и обязанностей общеобразовательного учреждения по отношению к обучающимся. Фактически возникает новое юридическое лицо.
Таким образом, имеет место ликвидация в существующем виде действующего общеобразовательного учреждения в ....
Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением, а в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения начального профессионального образования учредитель обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа.
В нарушение указанных выше норм решение об изменении вида и наименования МОУ ООШ ... принято без предварительной экспертной оценки его последствий, в отсутствие согласия схода жителей ..., а также согласия родителей (законных представителей) учеников МОУ ООШ .... В газете «Наше время» решение не публиковалось.
Выявленные нарушения требований законодательства влекут ущемление конституционного права на доступное основное общее образование как учеников, обучающихся в настоящее время в МОУ ООШ ..., так и лиц, изъявляющих желание обучаться в МОУ ООШ ... в будущем, персонифицировать и установить точное число которых не представляется возможным.
Просит суд признать незаконным и недействующим постановление главы муниципального района ... от Дата обезличена Номер обезличен «Об изменении вида и наименования Муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы села ... муниципального района ... Хабаровского края».
В судебном заседании, помощник прокурора района имени Лазо Хабаровского края ФИО1 поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил суд удовлетворить требования о признании незаконным и недействующим постановление главы муниципального района ... Хабаровского края от Дата обезличена года Номер обезличен «Об изменении вида и наименования Муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы села ... муниципального района ... Хабаровского края» в полном объеме.
Представитель Администрации муниципального района ... ФИО2 пояснила, что Постановлением Правительства Хабаровского края от 22. 06. 2006 года «О мерах по развитию системы общего образования Хабаровского края на 2006 – 2010 годы» МОУ ООШ ... была включена в список школ, подлежащих реорганизации, и еще в 2008 году должна была пройти реорганизация школы в начальную. Постановлением главы муниципального района имени Лазо Номер обезличен от 01. 06. 2010 года МОУ ООШ ... не ликвидируется, а меняется вид общеобразовательного учреждения, то есть произошла реорганизация. Школа продолжает осуществлять общеобразовательную деятельность, но уже как начальная. Реорганизация произошла в связи с тем, что количество учеников в селе ... недостаточно для содержания школы при существующем порядке финансирования. Доводы прокурора о необходимости проведения схода жителей села ... и проведения экспертной оценки последствий реорганизации образовательного учреждения не основаны на законе, так как эти требования обязательны при проведении ликвидации образовательного учреждения, но не реорганизации. Просит в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Управления образования администрации муниципального района ... Хабаровского края ФИО3 пояснила, что Управление образования в мае 2010 года провело проверку причин и условий, способствующих проведению реорганизации МОУ ООШ ... в МОУ НОШ ... и оценку последствий принятого решения. Было установлено, что учебный процесс осуществляется в трех зданиях, при этом начальная школа занимает часть детского сада. Помещения не отвечают установленным требованиям, загруженность школы учениками составляет 38% и показатель загруженности в ближайшие годы не увеличится. Постановлением Правительства Хабаровского края от 22. 06. 2006 года «О мерах по развитию системы общего образования Хабаровского края на 2006 – 2010 года» в 2008 году школа должна быть реорганизована в начальную школу. Было предусмотрено проведение мероприятий по организации подвоза учащихся 5 – 9 классов из ... в .... Постановлением главы администрации района имени ... предусмотрена реорганизация общеобразовательного учреждения, а не ликвидация. При реорганизации не требуется согласие схода жителей села, на собрании родители учащихся имели право высказать свое мнение о переводе детей, обучающихся в 5 – 9 классах в МОУ СОШ ..., МОУ СОШ .... В настоящее время многие родители определились с выбором образовательного учреждения. Не требуется и предварительная экспертная оценка последствий принятого решения, это необходимо только при ликвидации образовательного учреждения.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.98 года N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" принятие органом местного самоуправления решение о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.
В соответствии с п.п. 11 п.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, отнесена к вопросам местного значения муниципального района, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, которые отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 31, 34 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений. Порядок реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений устанавливается органом местного самоуправления и в соответствии со ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, к которому относится собрание депутатов муниципального района имени Лазо.
В соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Таким образом, ликвидация - это один из способов прекращения деятельности юридического лица.
В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Согласно п.2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.
В силу требований п. 5 ст. 34 Закона РФ «Об образовании» с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением, допускается только ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением главы муниципального района ... Хабаровского края от Дата обезличена года Номер обезличен «Об изменении вина и наименования Муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы села ... муниципального района ... Хабаровского края» проведена реорганизация МОУ ООШ ... в МОУ НОШ .... Реорганизация проведена в соответствии с Положением о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений муниципального района ... Хабаровского края, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального района ... от 29. 03. 2007 года. Образовательное учреждение было реорганизовано в связи с изменением вида образовательного учреждения, в форме выделения, в соответствии с абзацем первым п. 3. 4 Положения. Реорганизованное образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность на основании ранее выданной лицензии.
Доводы прокурора о том, что произошла ликвидация образовательного учреждения, а не его реорганизация, несостоятельны, не основаны на законе и не подтверждаются исследованными в суде материалами.
Суд не принимает доводы прокурора о том, что были нарушены требования п. 5 ст. 34 Закона РФ «Об образовании», п. 2 ст. 13 Федерального Закона РФ от 24. 07. 1998 года №124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так как требования, указанные в приведенных нормативных актах, относится к ликвидации общеобразовательного учреждения, а не к реорганизации. Кроме того, главой района не принималось решение о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, поэтому предварительная экспертная оценка при проведении реорганизации общеобразовательного учреждения не требуется.
В данном случае реконструкции, модернизации, изменения назначения, ликвидации образовательного учреждения не предусматривается, в связи с чем, доводы прокуратуры о нарушении законодательства, в связи с отсутствием предварительной экспертной оценки последствий принятого решения, а также доводы об отсутствии решения схода жителей населенного пункта не состоятельны.
Постановление главы района ... от 01. 06. 2010 года Номер обезличен является законным, заявление прокурора удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 258 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении заявления о признании незаконным и недействующим постановления главы муниципального района ... Хабаровского края от 01. 06. 2010 года Номер обезличен «Об изменении вида и наименования Муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы села ... муниципального района ... Хабаровского края» прокурору района имени Лазо Хабаровского края отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через суд района им. Лазо в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме - с 01 сентября 2010 года.
Судья: Т. В. Шереметова