ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7239/2021 от 12.11.2021 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

16RS0<номер изъят>-08

СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Патриса Лумумбы ул., <адрес изъят>, 420081, тел. <номер изъят>

http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес изъят>

12 ноября 2021 года <адрес изъят>

Советский районный суд <адрес изъят> в составе:

председательствующего судьи Казаковой К.Ю.,

при секретаре судебного заседания ФИО12,

с участием:

представителя истца ФИО13,

ответчика ФИО9,

представителя ответчика ФИО14,

представителя ответчика ФИО15,

представителя третьего лица ФИО16,

рассмотрев в помещении Советского районного суда <адрес изъят> в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес изъят> к ФИО9, ФИО10 об обращении имущества в доход Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес изъят> (далее – истец) обратился в суд с иском к ФИО9, ФИО10 (далее – ответчики) об обращении в доход Российской Федерации имущества: автомобиль марки Infiniti QX70 3,0d AT, 2013 года выпуска, VIN <номер изъят>, прекратив право собственности ФИО10; автомобиль марки Mitsubishi Outlander, 2018 года выпуска, VIN Z8TXTGF2 WHM049691, прекратив право собственности ФИО9.

В обоснование своих требований истец указал, что в прокуратуру <адрес изъят> из ФИО1 внутренних дел России по <адрес изъят><дата изъята> в порядке части 3 статьи 16 Федерального закона от <дата изъята> №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - ФЗ <номер изъят>) поступил доклад о результатах осуществления контроля за расходами государственного служащего - старшего дознавателя ОП <номер изъят> «Азино-2» ФИО1 внутренних дел России по <адрес изъят>ФИО9 и ее супруга ФИО10. <дата изъята> на основании приказа начальника ФИО1 внутренних дел России по <адрес изъят>ФИО17<номер изъят> принято решение об осуществлении контроля за расходами ФИО9 и ее супруга ФИО10, о чем ФИО9 уведомлена <дата изъята>.

Как указывает истец, ФИО9<дата изъята> принята на службу в ФИО1 внутренних дел России по <адрес изъят> на должность дознавателя, в занимаемой должности с <дата изъята>. Согласно приказу МВД России от <дата изъята><номер изъят> (ранее действовавшему приказу МВД России от <дата изъята><номер изъят>), которым утвержден перечень должностей федеральной государственной службы в ФИО11 внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, должности дознавателей всех наименований включены в указанный перечень. Согласно вышеназванному докладу стоимость совершенных в 2018 году семьей ФИО9 сделок по приобретению имущества значительно превышает их совокупный доход за три последних года, предшествующих сделкам. Разница между совокупным доходом ФИО9 и ее супруга за три последних года, предшествующих сделкам, и общей сумме сделок по приобретению в 2018 году транспортных средств составила 2 721 241, 84 рублей.

В ходе проверки кадровым подразделением у ФИО9 истребованы сведения об источниках получения денежных средств, за счет которых совершены сделки по приобретению транспортных средств. Из пояснений ФИО9 от <дата изъята> на имя начальника ФИО1 внутренних дел России по <адрес изъят> следует, что сумма в размере 481 000 рублей при приобретении автомобиля марки Mitsubishi Outlander, 2018 года выпуска, и сумма в размере 1 150 000 рублей при приобретении автомобиля марки Infiniti QX70 3.0d AT, 2013 года выпуска, являются личными накоплениями супругов. Однако сведений об источниках получения денежных средств в общей сумме 1 631 000 рублей, подтверждающих приобретение автомобилей на законные доходы, документально не представлено.

Поскольку ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие приобретение на законные доходы вышеуказанного имущества, оно в порядке ст. 17 ФЗ <номер изъят> подлежит обращению в доход Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено АО «МС Банк Рус».

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Ответчик ФИО9 и представители ответчиков в судебном заседании иск не признали, в удовлетворении исковых требований просили отказать.

Представитель третьего лица ФИО1 МВД России по <адрес изъят> РТ в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель третьего лица АО «МС Банк Рус» в судебное заседание не явился, извещен.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, руководствуясь нижеуказанными нормами законодательства, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) принудительное изъятие у собственника имущества производится в случае обращения по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.

Из материалов дела следует, что ФИО9<дата изъята> принята на службу в ФИО1 внутренних дел России по <адрес изъят> на должность дознавателя, в занимаемой должности с <дата изъята>.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от <дата изъята> N 20-П, правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества; поэтому федеральный законодатель, создавая такие правовые механизмы, вправе устанавливать повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.

Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1); граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (статья 32, часть 4).

Государственная служба, поступая на которую гражданин реализует указанные конституционные права, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от <дата изъята> N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"). Специфика такой профессиональной деятельности предопределяет право федерального законодателя вводить при регулировании порядка прохождения государственной службы особые правила поступления на нее, а также предъявлять к лицам, поступающим на государственную службу и замещающим должности государственных служащих, вытекающие из стоящих перед ней задач специальные требования, в частности к их личным и деловым качествам.

В свою очередь, граждане, добровольно избирая такого рода деятельность, соглашаются с ограничениями, связанными с приобретаемым ими правовым статусом.

Свойственный государственной службе публично-правовой характер предполагает открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, объективность государственных и муниципальных служащих при принятии решений, беспристрастность и отсутствие личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, исключение в их деятельности злоупотреблений предоставленными полномочиями, чем обусловливается повышенное внимание государства и общества как к профессиональным, так и к морально-нравственным качествам лиц, на которых возложено осуществление публичных функций.

Специфика публичной службы предопределяет особый правовой статус государственных (муниципальных) служащих и, соответственно, необходимость специального правового регулирования, вводящего для государственных (муниципальных) служащих определенные ограничения, запреты и обязанности, наличие которых компенсируется предоставляемыми им гарантиями и преимуществами. К числу таких обременений относится обязанность лиц, замещающих должности государственной (муниципальной) службы, включенные в специальные перечни, установленные соответствующими нормативными правовыми актами, представлять сведения о своих доходах и расходах, а также о доходах и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от <дата изъята> N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие должности государственной службы обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Согласно части 2 указанной статьи порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Частью 7 указанной статьи установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей ФИО1 государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (ФИО1) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (ФИО1), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.

При этом согласно части 9 статьи 8 Федерального закона от <дата изъята> N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, в том числе от должностей финансового уполномоченного, ФИО1 службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от <дата изъята> №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

Сведения о расходах, предусмотренные федеральными законами от <дата изъята> №273-ФЗ, от <дата изъята> №230-ФЗ, отражаются в соответствующем разделе справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от <дата изъята><номер изъят>.

Согласно приказу МВД России от <дата изъята><номер изъят> (ранее действовавшему приказу МВД России от <дата изъята><номер изъят>), которым утвержден перечень должностей федеральной государственной службы в ФИО11 внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах I имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, должности дознавателей всех наименований включены в указанный перечень.

Таким образом, на дознавателя ФИО1 внутренних дел России по <адрес изъят>ФИО9 распространяются требования Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

<дата изъята>ФИО9 в ОРЛС УМВД России по <адрес изъят> были представлены справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО9, ее супруга ФИО10 за отчетный период с <дата изъята> по <дата изъята>.

В силу части 1 статьи 8.1. Федерального закона от <дата изъята> №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от <дата изъята> N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Согласно части 2 указанной статьи контроль за соответствием расходов лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также расходов их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей общему доходу лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, и их супруг (супругов) за три последних года, предшествующих совершению сделки, осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от <дата изъята> N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

При этом часть 3 указанной статьи установлено, что непредставление лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, или представление ими неполных или недостоверных сведений о своих расходах либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим освобождение лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, от замещаемой (занимаемой) должности, в том числе от должностей финансового уполномоченного, ФИО1 службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, увольнение в установленном порядке с государственной или муниципальной службы, из Центрального банка Российской Федерации, с работы в государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от <дата изъята> №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Указанная информация в письменной форме может быть представлена в установленном порядке правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, Банка России, государственной корпорации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов, Службы финансового уполномоченного, организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

ФИО9, замещая должность дознавателя ФИО1 внутренних дел России по <адрес изъят>, ежегодно представляла указанные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруга ФИО10.

<дата изъята> на основании приказа начальника ФИО1 внутренних дел России по <адрес изъят>ФИО17<номер изъят> принято решение об осуществлении контроля за расходами ФИО9 и ее супруга ФИО10, о чем ФИО9 уведомлена <дата изъята>.

В прокуратуру <адрес изъят> из ФИО1 внутренних дел России по <адрес изъят><дата изъята> в порядке части 3 статьи 16 Федерального закона от <дата изъята> №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» поступил доклад о результатах осуществления контроля за расходами государственного служащего - старшего дознавателя ОП <номер изъят> «Азино-2» ФИО1 внутренних дел России по <адрес изъят>ФИО9 и ее супруга ФИО10.

Согласно вышеназванному докладу стоимость совершенных в 2018 году семьей ФИО9 сделок по приобретению имущества значительно превышает их совокупный доход за три последних года, предшествующих сделкам.

Так, совокупный доход ФИО9 и ее супруга за период 2015 — 2017 годы составил 796 758, 16 рублей (в 2015 году - 345 279, 40 рублей; в 2016 году - 137 411, 43 рублей; в 2017 году-314 067, 33 рублей).

Совокупные расходы в 2015 - 2017 годах составили 1 575 000 рублей с учетом приобретения ФИО10 транспортных средств: Mitsubishi Fuso Fighter, 1996 года выпуска, стоимостью 795 000 рублей по договору купли-продажи между ФИО10 и ФИО18 от <дата изъята>, Камаз 53212, 1993 года выпуска, стоимостью 100 000 рублей по договору купли-продажи между ФИО10 и ФИО19 от <дата изъята>, Камаз 53212, 1988 года выпуска, стоимостью 200 000 рублей по договору купли-продажи между ФИО10 и ФИО20 от <дата изъята>, Камаз 54112А, 1999 года выпуска, стоимостью 350 000 рублей по договору купли-продажи между ФИО10 и ФИО20 от <дата изъята>, полуприцепа Нефаз 9334-01, 2001 года выпуска, стоимостью 130 000 рублей по договору купли-продажи между ФИО10 и ФИО20 от <дата изъята>.

При этом в 2018 году семьей ФИО9 понесены следующие расходы по приобретению <дата изъята> автомобиля марки Mitsubishi Outlander, 2018 года выпуска, стоимостью 1318734 рублей и <дата изъята> автомобиля марки Infiniti QX70 3.0d AT, 2013 года выпуска, стоимостью 1 775 000 рублей.

Таким образом, общая сумма сделок по приобретению транспортных средств в 2018 году составила 3 093 734 рублей. Разница между совокупным доходом ФИО9 и ее супруга за три последних года, предшествующих сделкам, и общей сумме сделок по приобретению в 2018 году транспортных средств составила 2 296 975,84 рублей.

В ходе проверки кадровым подразделением у ФИО9 истребованы сведения об источниках получения денежных средств, за счет которых совершены сделки по приобретению транспортных средств.

Из пояснений ФИО9 от <дата изъята> на имя начальника ФИО1 внутренних дел России по <адрес изъят> следует, что денежные средства, затраченные на приобретение автомобилей марки Mitsubishi Outlander и марки Infiniti QX70 3.0d AT являются личными накоплениями супругов.

Однако сведений об источниках получения указанных денежных средств, подтверждающих приобретение автомобилей на законные доходы, документально не представлено.

Сведений о получении дополнительных доходов ФИО9 в своих справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и справках своего супруга за 2015 - 2017 годы в кадровую службу ФИО11 внутренних дел России по <адрес изъят> не представлялось.

Поскольку сумма сделок превышает доход ФИО9 и ее супруга ФИО10 за последние три года, предшествующих совершению сделок, ФИО9 обязана была в силу норм действующего законодательства представить в кадровую службу сведения о своих расходах по сделкам по приобретению недвижимого имущества, и об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки.

Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1); граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (статья 32, часть 4).

Государственная служба, поступая на которую гражданин реализует указанные конституционные права, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от <дата изъята> N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"). Специфика такой профессиональной деятельности предопределяет право федерального законодателя вводить при регулировании порядка прохождения государственной службы особые правила поступления на нее, а также предъявлять к лицам, поступающим на государственную службу и замещающим должности государственных служащих, вытекающие из стоящих перед ней задач специальные требования, в частности к их личным и деловым качествам. В свою очередь, граждане, добровольно избирая такого рода деятельность, соглашаются с ограничениями, связанными с приобретаемым ими правовым статусом.

Свойственный государственной службе публично-правовой характер предполагает открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, объективность государственных и муниципальных служащих при принятии решений, беспристрастность и отсутствие личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, исключение в их деятельности злоупотреблений предоставленными полномочиями, чем обусловливается повышенное внимание государства и общества как к профессиональным, так и к морально-нравственным качествам лиц, на которых возложено осуществление публичных функций.

Специфика публичной службы предопределяет особый правовой статус государственных (муниципальных) служащих и, соответственно, необходимость специального правового регулирования, вводящего для государственных (муниципальных) служащих определенные ограничения, запреты и обязанности, наличие которых компенсируется предоставляемыми им гарантиями и преимуществами. К числу таких обременений относится обязанность лиц, замещающих должности государственной (муниципальной) службы, включенные в специальные перечни, установленные соответствующими нормативными правовыми актами, представлять сведения о своих доходах и расходах, а также о доходах и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (часть 1 статьи 20 и часть 1 статьи 20.1 Федерального закона от <дата изъята> N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", части 1 и 1.1 статьи 15 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"). Непредставление таких сведений либо представление заведомо ложных, недостоверных или неполных сведений влечет применение в отношении указанных лиц мер юридической ответственности (часть 6.1 статьи 20 и часть 3 статьи 20.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", часть 5 статьи 15 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" и пункт 4 статьи 6 Федерального закона от <дата изъята> N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

Возложение на государственных служащих обязанности представлять соответствующие сведения, неисполнение которой влечет определенные правовые последствия, направлено на обеспечение эффективного функционирования механизма народовластия и является одной из основных мер профилактики коррупции.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона от <дата изъята> №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) или замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей включает в себя:

1) истребование от данного лица сведений:

а) о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду;

б) об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, указанная в подпункте "а" настоящего пункта;

2) проверку достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей части;

3) определение соответствия расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты их общему доходу.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от <дата изъята> №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» ФИО1 федерального государственного органа либо уполномоченное им должностное лицо принимает решение об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих (занимающих) должности, указанные в подпунктах "д" и "м" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона (за исключением лиц, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности ФИО1 и заместителей ФИО1 Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации), а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от <дата изъята> №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» подразделение кадровой службы федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностное лицо кадровой службы федерального государственного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) осуществляет контроль за расходами лиц, замещающих (занимающих) должности, указанные в подпунктах "д" и "м" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона (за исключением лиц, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности ФИО1 и заместителей ФИО1 Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации), а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Приказом ФИО1 внутренних дел России по <адрес изъят> от <дата изъята><номер изъят> установлен контроль за соответствием расходов ФИО9 и ее супруга их доходам.

В ходе осуществления контроля за расходами, проводившегося на основании приказа ФИО1 МВД России по <адрес изъят> от <дата изъята><номер изъят> установлено, что легковой автомобиль Mitsubishi Outlander, 2018 года выпуска, стоимостью 1 743 000 руб. был приобретен АГ, ФИО24 по договору купли-продажи от <дата изъята> №з3630002590 в автосалоне ООО «ТрансТехСервис-23», расположенном по адресу: <адрес изъят> (VIN <номер изъят>).

Факт приобретения ФИО9 автомобиля Mitsubishi Outlander, 2018 года выпуска, подтверждается договором купли-продажи от <дата изъята> №з3630002590 и приложением к указанному договору от <дата изъята> №з3630002590.

Источниками средств, за счет которых был приобретен автомобиль, стали доходы, полученные ФИО9 от продажи легкового автомобиля Suzuki SX4, 2008 года выпуска в размере 352 000 руб., денежные средства в размере 910 000 руб. полученные по кредитному договору в АО «МС Банк Рус», и накопления за предыдущие годы в размере 481 000 руб.

В ходе проверки установлено, что остаток денежных средств в 2018 году, за вычетом расходов в 2016 и 2017 годах, составлял 1 049 545,85 руб.

Таким образом, с учетом сделки в 2018 году, сумма собственных накоплений составила 568 545,85 руб. (1 049 545,85 руб. за минусом 481 000 руб., израсходованных на приобретение легковой автомобиль Mitsubishi Outlander).

Факт получения дохода от продажи ФИО9 легкового автомобиля Suzuki SX4, 2008 года выпуска в размере 352 000 руб. подтверждается договором купли-продажи автомобиля с пробегом (по программе Трейд-ин) от <дата изъята><номер изъят> и соответствующим актом приема-передачи.

Факт получения ФИО9 денежных средств в размере 910 000 руб. подтверждается кредитным договором от <дата изъята><адрес изъят> в АО «МС Банк Рус».

Остаток денежных средств в 2018 году, за вычетом расходов в 2016 и 2017 годах, составлял 1 049 545,85 руб., что не исключает возможность использования денежных средств в размере 481 000 руб., как накопления за предыдущие годы (с учетом сделки в 2018 году, сумма собственных накоплений составила 568 545,85 руб.).

Легковой автомобиль Infiniti QX70 3.0d AT, 2013 года выпуска, стоимостью 1 775 000 руб. был приобретен супругом ФИО9 - ФИО10 по договору купли-продажи от <дата изъята> №МЭ10000016 в автосалоне ООО «МБ ЭКСПЕРТ», расположенном в городе Казани по <адрес изъят> (VIN<номер изъят>).

Факт приобретения ФИО10 легкового автомобиля Infiniti QX70 3.0d AT, 2013 года выпуска, подтверждается договором купли-продажи от <дата изъята> №МЭ 10000016 и актом приема передачи автомобиля с пробегом к договору купли-продажи от <дата изъята> №МЭ10000016.

Источниками средств, за счет которых приобретен автомобиль, стали доходы, полученные от продажи легкового автомобиля PEUGEOT 3008, 2013 года выпуска, в размере 625 000 руб. и как пояснила опрошенная ФИО9, личные накопления супруга в размере 1 150 000 руб.

Факт получения дохода от продажи ФИО10 легкового автомобиля PEUGEOT 3008, 2013 года выпуска в размере 625 000 руб. подтверждается договором купли-продажи автомобиля от <дата изъята> без номера, заключенного в простой письменной форме между ФИО10 и гражданином ФИО2, <дата изъята> года рождения.

Однако, каких-либо сведений об источниках получения средств в размере 1 150 000 руб., за счет которых ФИО10 совершена сделка по приобретению легкового автомобиля Infiniti QX70 3.0d AT, 2013 года выпуска, ФИО9 не представлено.

В ходе осуществления контроля за расходами, проводившегося на основании приказа ФИО1 МВД России по <адрес изъят> от <дата изъята><номер изъят> установлено, что супругом ФИО9 - ФИО10 на основании договора купли-продажи от <дата изъята> приобретен земельный участок общей площадью 765 кв.м, расположенный по адресу: <адрес изъят>, территория садового 1 товарищества «Нагорный», участок 6, стоимостью 700 000 руб. (кадастровый <номер изъят>).

Факт приобретения подтверждается договором купли-продажи земельного участка от <дата изъята> без номера, заключенного в простой письменной форме между ФИО10 и гражданкой ФИО3, <дата изъята> года рождения.

Супругом ФИО9 - ФИО10 на основании договора купли-продажи от <дата изъята> приобретен земельный участок общей площадью 1 199 кв.м, расположенный по адресу: <адрес изъят>, Богородское сельское поселение, <адрес изъят>, стоимостью 850 000 руб. (кадастровый <номер изъят>).

Факт приобретения подтверждается договором купли-продажи земельного участка от <дата изъята> без номера, заключенного в простой письменной форме между ФИО10 и гражданкой ФИО4, <дата изъята> года рождения.

Супругом ФИО9 - ФИО10 на основании договора купли-продажи от <дата изъята> приобретен земельный участок общей площадью 1 500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес изъят>, Богородское сельское поселение, <адрес изъят>, з/у 16, стоимостью 1 150 000 руб. (кадастровый <номер изъят>).

Факт приобретения подтверждается договором купли-продажи земельного участка от <дата изъята> без номера, заключенного в простой письменной форме между ФИО10 и гражданином ФИО5, <дата изъята> года рождения.

Супругом ФИО9 - ФИО10 на основании соглашения о перераспределении земельных участков от <дата изъята><номер изъят> приобретен земельный участок общей площадью 399 кв.м, расположенный по адресу: <адрес изъят>, Богородское сельское поселение, <адрес изъят>, стоимостью 50 565,27 руб. (кадастровый квартал 16:33:020201).

Факт приобретения подтверждается соглашением о перераспределении земельных участков от <дата изъята><номер изъят>, заключенного в простой письменной форме между ФИО10 и Палатой имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан в лице председателя ФИО6. Соглашение заключено в соответствии с Постановлением Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от <дата изъята><номер изъят>.

Источником средств, за счет которых приобретены вышеуказанные земельные участки, стали денежные средства в размере 3 000 000 руб., полученные ФИО9 безвозмездно от своей матери - гражданки ФИО7.

Факт передачи денежных средств в порядке дарения матерью ФИО9 в размере 3 000 000 руб. подтверждается пояснениями ФИО7 (матерью сотрудницы), согласно которым на основании договора купли-продажи от <дата изъята> она продала свою квартиру, расположенную по адресу: <адрес изъят> за 3 190 000 руб. Денежные средства, полученные от ее реализации в размере 3 000 000 руб., в 2017 году она передала своей дочери безвозмездно.

Квартира, общей площадью 49,9 кв. м, расположенная по адресу: <адрес изъят>, согласно данным филиала «ФГБУ Федеральная Кадастровая палата Росреестра» по <адрес изъят> находилась в собственности у ФИО7 с <дата изъята> по <дата изъята> (до момента прекращения права собственности). Согласно договору купли-продажи от <дата изъята> ее стоимость составляла 3 190 000 руб., являлась окончательной и изменению не подлежала. Полный и окончательный расчет за объект недвижимости с ФИО8 произведен в рамках исполнения условий указанного договора, до его подписания.

Данные обстоятельства подтверждают факт получения ФИО8 в 2015 году денежных средств в размере 3 190 000 руб. за счет продажи квартиры, принадлежащей ей на праве собственности, и не исключают возможность дальнейшей передачи данных денежных средств своей дочери - ФИО9.

По сведениям Федеральной кадастровой палаты Республики Татарстан, гражданкой ФИО8 (матерью ФИО9) после продажи вышеуказанной квартиры какого-либо недвижимого имущества в собственность не приобреталось. Указанные обстоятельства также свидетельствуют о том, что вырученные от сделки средства могли быть переданы ФИО7 своей дочери.

При таких обстоятельствах, факт получения ФИО9 денежных средств из вышеуказанных ей источников для приобретения супругом земельных участков, является достоверным и подтверждается полученными в ходе осуществления контроля за расходами материалами и объяснениями участников проверки сведений о расходах.

В ходе осуществления контроля за расходами, проводившегося на основании приказа ФИО1 МВД России по <адрес изъят> от <дата изъята><номер изъят> установлено, что на основании договора участия в долевом строительстве от <дата изъята> № Н/1/65/20, ФИО9 совместно с супругом приобрела в собственность объект долевого строительства -квартиру, расположенную по адресу: <адрес изъят>, стоимостью 4 552 000 руб.

Факт приобретения ФИО9 объекта долевого строительства - квартиры, расположенной по адресу: <адрес изъят>, стоимостью 4 552 000 руб., подтверждается договором участия в долевом строительстве от <дата изъята> №Н/1/65/20, заключенного между ФИО9, ФИО10 и Обществом с ограниченной ответственностью «АК БАРС Недвижимость».

Источниками получения средств, за счет которых приобретена квартира, стали денежные средства, полученные по кредитному договору от <дата изъята><номер изъят> в Банке ВТБ (ПАО) в размере 3 641 000 руб., а также накопления за предыдущие годы супругов в размере 911 000 руб. (с учетом сделки в 2018 году сумма собственных накоплений составила 568 545,85 руб., в 2019 году общий доход супругов составил 750 175,08 руб.).

Опрошенная в ходе осуществления контроля за расходами ФИО9 пояснила, что легковой автомобиль Mitsubishi Outlander, 2018 года выпуска, стоимостью 1 743 000 руб. был приобретен ею договору купли-продажи от <дата изъята> №з3630002590 в автосалоне ООО «ТрансТехСервис-23», расположенном по адресу: <адрес изъят>. Источниками средств, за счет которых приобретен автомобиль, стали доходы, полученные от продажи легкового автомобиля Suzuki SX4, 2008 года выпуска, в размере 352 000 руб., денежные средства в размере 910 000 руб., полученные по кредитному договору в АО «МС Банк Рус», а также денежные средства в размере 481 000 руб., которые были их с супругом накоплениями за предыдущие годы.

Легковой автомобиль Infiniti QX70 3.0d AT, 2013 года выпуска, стоимостью 1 775 000 руб. был приобретён её супругом - ФИО10 по договору купли-продажи от <дата изъята> №МЭ 10000016 в автосалоне ООО «МБ ЭКСПЕРТ», расположенном в <адрес изъят>. Источниками средств, за счет которых приобретен автомобиль стали доходы, полученные от продажи легкового автомобиля PEUGEOT 3008, 2013 года выпуска, в размере 625 000 руб., и собственные накопления супруга.

О приобретении в 2019 году её супругом земельных участков в <адрес изъят> Республики Татарстан она узнала из представления <адрес изъят> в апреле 2021 года. О приобретении земельных участков в собственность супруг ей ничего не говорил. Она не знала, что в собственности у супруга находится несколько земельных участков.

На обозрение ФИО9 представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости от <дата изъята> на ФИО10 и копии договоров купли-продажи земельных участков.

Источником средств, за счет которых приобретены вышеуказанные земельные участки, стали денежные средства в размере 3 000 000 руб., полученные ею безвозмездно от своей матери - гражданки ФИО7. Факт передачи денежных средств в порядке дарения матерью в размере 3 000 000 руб. подтверждает. Её мама продала квартиру, расположенную по адресу: <адрес изъят> на основании договора купли-продажи от <дата изъята> за 3 190 000 руб. Денежные средства, полученные от ее реализации в размере 3 000 000 руб. в 2017 году передала ФИО9. В 2019 году данные денежные средства были использованы супругом для приобретения вышеуказанных земельных участков.

Аналогичные пояснения были получены от гражданки ФИО7.

Со слов ФИО9 установлено, что её супруг - ФИО10 от дачи пояснений по фактам приобретения транспортных средств и земельных участков отказался, о чем он пояснил устно и просил об этом уведомить сотрудников кадрового аппарата, проводящих проверку справок о доходах.

На основании договора участия в долевом строительстве от <дата изъята> №Н/1/65/20, она с супругом приобрела в собственность объект долевого строительства - квартиру, расположенную по адресу: <адрес изъят>, стоимостью 4 552 000 руб. Источником получения средств, за счет которых приобретена квартира, стали денежные средства, полученные по кредитному договору от <дата изъята><номер изъят> в Банке ВТБ (ПАО) в размере 3 641 000 руб., а также её с супругом собственные накопления за предыдущие годы в размере 911 000 рублей (в 2018 году общий доход с супругом составил 673 658,89 рублей, в 2019 году общий доход составил 750 175,08 рублей).

Ежемесячный платеж по кредитному договору от <дата изъята><номер изъят> в Банке ВТБ (ПАО) составляет 23 231,77 руб. Ежемесячный платеж по кредитному договору на легковой автомобиль Mitsubishi Outlander, 2018 года выпуска составляет 10 560 руб. Ежемесячная заработная плата составляет около 43 559 рублей (на руки). Кредит погашает за счет заработной платы.

В соответствии с требованиями указания МВД России от <дата изъята><номер изъят> «О мерах по повышению эффективности деятельности подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов, организаций, подразделений системы МВД России», в рамках осуществления контроля за расходами дана оценка факту приобретения имущества, указанного в статье 3 Федерального закона от <дата изъята><номер изъят>-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Сопоставлялась цена предмета сделки с общедоступными данными о стоимости аналогичного имущества, были изучены финансовые возможности физических лиц, средства которых заявлены сотрудником органов внутренних дел в качестве источника приобретения имущества.

В ходе осуществления контроля за расходами, установлено, что сведений об источниках получения средств в размере 1 150 000 руб., за счет которых ФИО10 совершена сделка по приобретению легкового автомобиля Infiniti QX70 3.0d AT, 2013 года выпуска, ФИО9 не представлено.

Таким образом, в результате осуществления контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов старшего дознавателя отдела дознания ОП <номер изъят> «Азино-2» ФИО1 МВД России по <адрес изъят> капитана полиции ФИО9 и ее супруга их общим доходам.

Установлено, что в 2016 году супруг ФИО9 - ФИО10 приобрел в собственность два транспортных средства грузовой автомобиль Mitsubishi Fuso Fighter, 1996 г.в., стоимостью 795 000 руб. и грузовой автомобиль КАМАЗ 53212,1993 г.в., стоимостью 100 000 руб.

Общая сумма сделок по приобретению транспортных средств составила 895 000 руб., при этом совокупный доход ФИО9 и ее супруга за три последних года, предшествующих сделкам, составил 1526 518,06 руб. (в 2013 - 565 901,70 руб., в 2014 - 615 336,96 руб., в 2015-345 279,40 руб.).

Остаток денежных средств после приобретения транспортных средств в 2016 году составил 631 518,06 руб.

В 2017 году супруг ФИО9 - ФИО10 приобрел в собственность три транспортных средства: автомобиль КАМАЗ 53212 (кран манипулятор), 1988 г.в., стоимостью 200 000 руб.; автомобиль КАМАЗ 54112А, 1999 г.в., стоимостью 350 000 руб.; транспортное средство - полуприцеп Нефаз-9334-01, 2001 г.в., стоимостью 130 000 руб.

Общая сумма сделок по приобретению транспортных средств составила 680 000 руб., при этом совокупный доход ФИО9 и ее супруга за 2016 год составил 137 411,43 руб.

Таким образом, остаток денежных средств после совершения сделок в 2017 году составил 88929,49 руб. (631 518,06 руб.+137411,43 руб.-680000 руб.).

Совокупный доход ФИО9 и ее супруга за 2017 год составил 314067,33 руб.

07.08. 2018 между ООО «ТрансТехСервис-23» и ФИО9 заключен договор купли-продажи № з3630002590 автомобиля марки Mitsubishi Outlander, 2018 года выпуска.

Согласно пункту 2.2. договора купли-продажи № з3630002590 от <дата изъята> итоговая стоимость автомобиля составила 1 318 734,00 рублей, а итоговая денежная сумма, подлежащая оплате составила 966 734 рублей.

Согласно условиям (пункты 1, 10, 11) заключенного <дата изъята> между АО «МС Банк Рус» и ФИО9 договора потребительского автокредита №<адрес изъят>, ФИО9 были получены в кредит денежные средства в размере 910 308,33 рублей, из которых 687 234,00 рублей на оплату части стоимости автомобиля марки Mitsubishi Outlander, 2018 года выпуска, (стоимость автомобиля 1 318 734,00 рублей) переданного в залог АО «МС Банк Рус» по договору залога автомобиля <номер изъят>/МС/3/039994 от <дата изъята>.

Таким образом, вопреки доводам сторон, размер собственных накоплений израсходованных на приобретение ФИО9 автомобиля Mitsubishi Outlander составил 279 500 рублей (966 734,00 руб. – 687 234,00 руб.).

Остаток денежных средств в 2018 году, за вычетом расходов в 2016 и 2017 годах, составлял 402996,86 руб. (88329,49 руб. + 314067,33 руб.), что не исключает возможность использования денежных средств в размере 279 500 руб., как накопления за предыдущие годы.

Согласно сведениям Реестра уведомлений о залоге движимого имущества Федеральной нотариальной палаты автомобиль Mitsubishi Outlander, 2018 года выпуска VIN <номер изъят>, принадлежащий ФИО9 с <дата изъята> находится в залоге у АО «МС Банк Рус».

<дата изъята> между ООО «МБ «Эксперт» и ФИО10 заключен договор купли-продажи № МЭ10000016 автомобиля марки Infiniti QX70 3.0d AT, 2013 года выпуска, стоимостью 1 775 000 рублей. Источниками средств, за счет которых приобретено транспортное средство, стали доходы, полученные от продажи легкового автомобиля PEUGEOT 3008, 2013 годы выпуска, в размере 625 000 рублей по договору купли-продажи от <дата изъята> между ФИО10 и ФИО2.

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от <дата изъята> №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» лицо, замещающее (занимающее) или замещавшее (занимавшее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в связи с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязано представлять сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона.

При этом частью 2 указанной статьи установлено, что лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в связи с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей вправе:

1) давать пояснения в письменной форме:

а) в связи с истребованием сведений, предусмотренных пунктом 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона;

б) в ходе проверки достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 и пунктом 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, и по ее результатам;

в) об источниках получения средств, за счет которых им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена сделка, указанная в подпункте "а" пункта 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона;

2) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;

3) обращаться с ходатайством в орган, подразделение или к должностному лицу, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, о проведении с ним беседы по вопросам, связанным с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Ходатайство подлежит обязательному удовлетворению.

В целях реализации основополагающих принципов противодействия коррупции в Российской Федерации, таких как законность, защита основных прав и свобод человека и гражданина, действующее законодательство в рамках контроля за соответствием расходов государственного служащего его доходам, предоставляет государственному служащему возможность представить сведения (объяснения, дополнительные материалы) об источниках получения средств, за счет которых им совершена сделка, сумма которой превышает общий доход за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

В ходе проверки кадровым подразделением у ФИО9 истребованы сведения об источниках получения денежных средств, за счет которых совершены сделки по приобретению транспортных средств.

Однако сведений об источниках получения денежных средств в сумме 1150 000 рублей, подтверждающих приобретение автомобиля Infiniti QX70 3.0d AT, 2013 года выпуска, на законные доходы, документально не представлено.

Статья 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" во взаимосвязи с другими его положениями предполагает, что подлежащее изъятию имущество, в отношении которого государственным (муниципальным) служащим не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, может принадлежать как самому государственному (муниципальному) служащему, так и членам его семьи - супруге (супругу) и несовершеннолетним детям, которые тем самым претерпевают неблагоприятные последствия презюмируемого нарушения им антикоррупционного законодательства.

Тем не менее в соответствии с Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" лицом, с которым могут быть связаны те или иные коррупционные проявления, выступает именно государственный (муниципальный) служащий и исключительно на нем лежит обязанность сообщения соответствующих сведений (статья 3). В связи с этим возложение негативных последствий презюмируемого нарушения государственным (муниципальным) служащим антикоррупционного законодательства на членов его семьи можно признать допустимым лишь при обеспечении им права представлять на стадиях досудебного и судебного рассмотрения дела любые необходимые доказательства законности происхождения доходов, направленных на приобретение ими имущества, в том числе опровергающие или корректирующие сведения, сообщенные государственным (муниципальным) служащим.

Это означает, что закрепленные Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" для государственного (муниципального) служащего гарантии (статья 9) должны распространяться и на членов его семьи, тем более что в силу статьи 56 ГПК Российской Федерации в рамках судебного процесса члены семьи государственного (муниципального) служащего, привлеченные к участию в деле по иску прокурора (что необходимо, если осуществляется изъятие их имущества), в любом случае обладают правом доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются.

Однако, ФИО10 в ходе осуществления контроля за расходами от дачи пояснений по фактам приобретения транспортных средств отказался, о чем он пояснил устно и просил об этом уведомить сотрудников кадрового аппарата, проводящих проверку справок о доходах.

Доводы ответчиков об использовании для приобретения в 2018 году автомобилей денежных средств в размере 3000000 рублей, полученных ФИО9 безвозмездно от своей матери - гражданки ФИО7 в 2017 году от реализации квартиры, расположенной по адресу: <адрес изъят>, опровергаются объяснениями самой ФИО9. Так, опрошенная в ходе осуществления контроля за расходами ФИО9 пояснила, что денежные средства в размере 3000000 рублей были использованы ее супругом для приобретения в 2019 году земельных участков общей стоимостью 2 750 565,27 рублей.

В ходе рассмотрения дела ответчиками были даны пояснения об использовании при приобретении в 2018 году автомобиля Infiniti QX70 3.0d AT денежных средств в размере 1000000 рублей, полученных в заем от ФИО21.

ФИО21, опрошенная судом в качестве свидетеля пояснила, что <дата изъята> по договору купли-продажи со ФИО22 продала принадлежащую ей на праве собственности квартиру расположенную по адресу: <адрес изъят><дата изъята>000 рублей. Вырученные от продажи денежные средства в размере 1000000 рублей в период с <дата изъята> по <дата изъята> хранила дома, поскольку после банкротства публичного акционерного общества «Татфондбанк» не доверяла банкам. <дата изъята> денежную сумму в размере 1000000 передала в беспроцентный заем сроком на два года ФИО10

Законные доходы (применительно к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции) - это доходы, происхождение которых обязанным лицом документально подтверждено. Все полученные доходы должны быть указаны в соответствующих справках.

Предоставление сведений законности доходов, за счет которых были совершены сделки, в силу части 1 статьи 9 ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», является обязанностью лица, в отношении которого осуществляется контроль за расходами.

В силу положений части 1 статьи 56 ГПК РФ прокурор обязан представить доказательства приобретения ответчиком (ответчиками) в отчетном периоде земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на сумму, превышающую его (их) общий доход за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

В частности, прокурор обязан представить доказательства принадлежности спорного имущества кому-либо из ответчиков, приобретения его в отчетном периоде, доказательства, подтверждающие действительную стоимость имущества, факт превышения стоимости этого имущества по отношению к совокупному доходу ответчиков за три последних года, предшествовавших отчетному периоду, а также материалы, свидетельствующие о соблюдении при осуществлении контроля за расходами процедуры, установленной Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".

Следует учитывать, что действующее законодательство не предусматривает возможности учета в числе расходов лица, в отношении которого осуществляется контроль за расходами, и членов его семьи прожиточного минимума, затрат на оплату коммунальных услуг, алиментных выплат и других, не относящихся к расходам на приобретение имущества, предусмотренного положениями части 1 статьи 4, статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".

Бремя доказывания законного источника происхождения средств, позволивших приобрести такое имущество, возлагается на ответчика (ответчиков). При этом суд вправе принимать любые допустимые ГПК РФ доказательства, представленные как лицом, в отношении которого осуществляется контроль за расходами, так и его супругой (супругом) и - с особенностями, установленными данным кодексом, - несовершеннолетними детьми в подтверждение законного происхождения средств, затраченных на приобретение спорного имущества, независимо от того, когда эти средства были получены, отражены ли они в соответствующей справке (декларации) или были обнаружены государственными органами в ходе проведения контрольных мероприятий.

Ответчиками могут быть, в частности, представлены доказательства получения ими денежных средств по гражданско-правовым сделкам (например, по договорам займа, дарения).

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Положения указанной статьи разъяснялось сторонам как в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, так и в подготовительной части судебных заседаний.

Поскольку источник дохода, на который были приобретены квартира и два автомобиля, известен только ответчикам, соответственно только они имеют возможность представить доказательства законности получения дохода. При невозможности получения каких-либо документов непосредственно по запросу самих ответчиков, они имели возможность ходатайствовать перед судом о затребовании конкретных документов из того или иного органа. Таких ходатайств ответчиками не заявлялось.

В соответствии с положениями статьи 56 ГПК РФ судом был вынесен на обсуждение как обстоятельство, имеющее значение для правильного разрешения дела, вопрос о реальности получения денежных средств ФИО10 по договору займа с ФИО21, а также были ли эти средства направлены на приобретение спорного имущества.

Оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела не нашел доказательственное подтверждение факт приобретения Ф ФИО10 автомобиля Infiniti QX70 3.0d AT за счет собственных накоплений и денежных средств, полученных в заем от ФИО21.

Данные в этой части пояснения допрошенной в качестве свидетеля по делу ФИО21, суд оценивает критически и не считает возможным положить их в основу оценки достоверности доводов ответчиков, поскольку в Справках о доходах, расхода, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО9 и ее супруга ФИО10 за 2018 год срочные обязательства финансового характера в виде договора займа с ФИО21 на сумму 1000000 рублей не указаны. В ходе проверки кадровым подразделением ФИО9 указанный договор займа в качестве источника получения денежных средств, за счет которых совершены сделки по приобретению транспортных средств, также не указывала. Лицензия на осуществление банковских операций у Публичного акционерного общества «Татфондбанк» была отозвана с <дата изъята> Приказом Банка России от <дата изъята> М ОД-542. Публичное акционерное общество «Татфондбанк» признан несостоятельным (банкротом) решением Арбитражного суда Республики Татарстан от <дата изъята>. Как следует из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица ФИО21 на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимости земельный участки, квартиры, жилые дома в период с 2009 год по 2018 год были наложены обременения в виде ипотеки (залога недвижимости). Сам договор займа, заключенный между ФИО10 и ФИО21 суду не представлен, как не представлены и документы, подтверждающие фактическую передачу между ними денежной суммы в размере 1000000 рублей.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что из представленных в материалы дела документов за три последних года (за 2015-2017 годы) до совершения сделок по приобретению двух автомобилей, общей стоимостью 2741734 рублей, совокупные расходы по указанным сделкам в 2018 году превысили на 1026503,14 рублей (402996,86 руб. – 279500 руб. – 1150000 руб.) указанный в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт несоответствия расходов ФИО9 и ее супруга общим доходам супругов за предшествующие три года.

Подпунктом 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено одно из оснований прекращения права собственности, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.

Такое изъятие имущества является последствием невыполнения лицом, замещающим соответствующую должность, обязанностей по представлению указанных в Законе сведений и направлено на уменьшение его имущества.

По буквальному смыслу подпункта 8 пункта 2 статьи 235 ГК Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", предполагается, что имущество, в отношении которого государственным (муниципальным) служащим не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, подлежит изъятию в целом, независимо от того, что в какой-то части затраты на его приобретение могли быть произведены из законных доходов.

Вместе с тем в отдельных случаях - особенно если при выявлении несоответствия расходов государственного (муниципального) служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за определенный период их общему доходу доля доходов, законность которых не доказана, оказывается незначительной - изъятие в целом имущества, происхождение которого презюмируется как незаконное, может повлечь в нарушение статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации несоразмерное целям борьбы с коррупцией ограничение прав указанных лиц, что, принимая во внимание право соответствующего собственника доказывать факт приобретения того или иного имущества на законные доходы, не исключает и право суда с учетом фактических обстоятельств конкретного дела обращать в доход государства только ту часть имущества, законность приобретения которой не доказана.

Вместе с тем выявленное несоответствие расходов ответчиков по приобретению в 2018 году автомобиля Infiniti QX70 3.0d AT их общему доходу за три последних года, предшествующих сделке в размере 1026503,14 рублей, законность которого не доказана, суд не может признать незначительной.

Часть 1 статьи 16 Федерального закона от <дата изъята> №230-ФЗ гласит, что невыполнение лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 3 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, является правонарушением.

Ответственность за совершение коррупционных правонарушений, должна быть неотвратимой. Это один из принципов противодействия коррупции в Российской Федерации.

В случае если правонарушение выразилось в не представлении доказательств приобретения имущества на законные доходы в связи с осуществлением контроля за расходами муниципального служащего, то за его совершение может наступить ответственность в виде обращения имущества в доход Российской Федерации (ч. 1 ст. 9, ч. 3, ч. 4 ст. 16 Федерального закона от <дата изъята> N 230-ФЗ).

Отсутствие соответствующих доказательств переводит соответствующие доходы в разряд незаконных, а имущество, приобретенное на них, подлежит обращению в доход государства.

Руководствуясь вышеприведенными нормами закона, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению в части обращения в доход Российской Федерации автомобиля марки Infiniti QX70 3.0d АТ, 2013 года выпуска, VIN <номер изъят>, принадлежащего ФИО10.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора <адрес изъят> к ФИО9, ФИО10 об обращении имущества в доход Российской Федерации удовлетворить частично.

Обратить в доход Российской Федерации автомобиль марки Infiniti QX70 3.0d АТ, 2013 года выпуска, VIN <номер изъят>, принадлежащий на праве собственности ФИО10, прекратив право собственности ФИО10.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд <адрес изъят>.

Судья: подпись К.Ю. Казакова

Копия верна. Подлинник находится в гражданском деле <номер изъят>

Судья: К.Ю. Казакова

Мотивированное решение в соответствии со статьей 199 ГПК РФ составлено <дата изъята>.