РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Солнечный 05 сентября 2012 года.
Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:
Председательствующего судьи Трубецкого А.В.
с участием представителей истца администрации Харпичанского сельского поселения
Образцовой С.В.
представителей ответчика Администрации Солнечного муниципального района
Кремлева О.В.
при секретаре судебного заседания Пеньковой Т.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Харпичанского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края к Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о взыскании субвенций по соглашению о передаче части полномочий и пени,
УСТАНОВИЛ
Администрация Харпичанского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края обратилась в суд с указанным иском к Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, мотивируя его тем, что:
Решением собрания депутатов Солнечного муниципального района от 07.02.2007г. № 10 Харпичанскому сельскому поселению районом были переданы полномочия по распоряжению земельными участками из категории земель населенных пунктов, в границах муниципального образования Харпичанского сельского поселения, государственная собственность на которые не была разграничена.
Во исполнение указанного решения, между Солнечным районом в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации района и Администрацией Харпичанского сельского поселения 15.12.2008г. было заключено соглашение о передаче части полномочий в части распоряжения землями поселения, По условиям соглашения Солнечный района взял на себя обязательство перечислить финансовые средства Поселению в виде субвенций из бюджета Района на содержание специалиста, исполняющего обязанности землеустроителя на 2009г. в размере 121090,83 рублей с учетом уплаты налогов по заработной плате специалиста.
На основании протеста прокурора Солнечного района и Решения Собрания депутатов Солнечного района от 19.11.2009г. было отменено решение № 10 от 07.02.2007г. и с 01.12.2009г. действие соглашения прекращено.
В соответствии с условиями Соглашения, Харпичанское сельское поселение в период с 15.12.2008г. по 01.12.2009г. исполняло полномочия по распоряжению землями поселения, однако денежные средства на исполнение данных полномочий от Солнечного района не поступили. Решением Совета депутатов Харпичанского сельского поселения от 29.12.2008г. № 28 «О бюджете Харпичанского сельского поселения на 2009год» безвозмездные поступления в виде субвенций были предусмотрены на основании уведомлений только на осуществление федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния и на осуществление первичного воинского учета. Согласно отчета об исполнении бюджета на 2009г. субвенции в адрес Харпичанского сельского поселения не поступили. Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, администрацией поселения фактически исполнялись, поскольку распоряжением главы Харпичанского сельского поселения от 28.12.2008г. № 23 обязанности по исполнению части полномочий, предусмотренных соглашением, возложены на специалиста администрации Усольцеву Н.В., и оплата возложенных обязанностей осуществлялась за счет средств местного бюджета.
В силу ст. 86 БК РФ полномочия по соглашениям исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов. В соответствии со ст. 142.4 БК РФ бюджетам поселений могут предоставляться трансферты из бюджета района, в том числе на осуществление полномочий пот решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями. В соответствии с приказом Минфина РФ от 30.12.2008г. ; 148-н, уведомления главного распорядителя финансовых средств, являются основанием для отражения в бюджетном реестре операций по предоставлению межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. ТО есть на основании уведомления в бюджете получателя происходит отражение суммы межбюджетного трансферта по статьям доходов и расходов. Харпичанским сельским поселением не было получено Уведомление о предоставлении межбюджетного трансферта в виде субвенций и соответственно сумма субвенций пот соглашению не могла быть предусмотрена в бюджете поселения.
На основании ст. 308 и 309 ГК РФ Администрация района является должником Харпичанского сельского поселения по соглашению, и обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Пунктом 5.2 Соглашения предусмотрена неустойкам в виде пени, в случае просрочки перечисления субвенций.
Согласно ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, сбережения за счет другого лица, подлежат уплате проценты на сумму этих денежных средств.
За период с 01.12.2009г. по 30.06.2012г. размер пени составил 29046,91 рублей.
Спор связан с формированием доходной части бюджета Харпичанского сельского поселения и передаче доходов из одного бюджета в другой, в связи с чем истец руководствуясь бюджетным кодексом, просит суд взыскать с Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края в бюджет Харпичанского сельского поселения субвенции на исполнение части полномочий за период с 01.01.2009г. по 01.12.2009г. по Соглашению от 15.12.2008г. № 7 в размере 110999.93 рублей и пенни за неисполнение обязательства по соглашению в размере 29046ж91 рублей.
В судебном заседании представитель истца Данько М.В., действующая на основании прав по должности, исковые требований поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, и пояснила суду, что согласно соглашения № 6 от 15.12.2008г. п.3.10 администрация района должна была перечислить в бюджет поселения денежные средства на содержание специалиста в указанной сумме. Ранее в 2007г. в бюджете была выделена отдельная срока доходов и расходов на содержание специалиста, в 2008г. сумма была запланирована, но не перечислена, а в бюджете 2009г. отдельной строки с суммой на содержание специалиста по Соглашению не было. Специалист землеустроитель был в штате администрации, работал, ежемесячно представлял отчеты, контролировал в 2009г. 300 договоров аренды, заключил 21 новый, и расторг 12 старых договоров, заработная плата специалисту была выплачена. При отсутствии Соглашения, в штате администрации данного специалиста не было бы запланировано. Так как штатная единица уже была, то на её содержание была рассчитана заработная плата исходя из суммы указанной в соглашении и при формировании бюджета 2009г. заработная плата специалиста была учтена, оплачена за счет собственных доходов, а субвенций не поступило. Объяснить, что мешало включить в бюджет 2009г. доходы и расходы на содержание специалиста землеустроителя отдельной строкой пояснить не может, в то время она не работала. Средства поселение расходует только на исполнение полномочий в рамках бюджета. Бюджет за 2009г. исполнен. Что означает ссылка п.4.1 Соглашения на ранее запланированные средства объяснить не может. В поселении имеется решение о порядке составления бюджета и порядке разработки среднесрочного финансового плана. В период исполнения специалистом полномочий доходы бюджета поселения были выше, все было видно, сейчас доходы упали, за аренду не платят. По вопросу включения дополнительных расходов она подходила к председателю Комитета по управлению имуществом, который сказал, что разберется, затем сообщил, что средства заложены в других статьях, а официально она по данному вопросу в район не обращалась. Просит суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика Кремлев О.В. в судебном заседании с исковыми требования не согласился и пояснил, что взаимоотношения сторон регулируются гражданским и бюджетным законодательством, представленный порядок подготовки бюджета свидетельствует, что средства на содержание специалиста должны были быть запланированы, как и средства по соглашению сторон и утверждены в бюджетах и поселения и района. Но в бюджетах поселения и района на 2009г. отдельно средств по Соглашению не указано, спорная сумма в бюджетах не закреплена. В решении об утверждении исполнения бюджета 2009г. задолженности района перед бюджетом поселения нет, истцом нарушен бюджетный процесс, средства на оплату труда работника были заложены в бюджет, но не выделены отдельной строкой. Считает, что требования не обоснованы, просит в иске отказать.
Суд выслушав стороны, изучив материалы дела и представленные сторонами документы приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:
В соответствии с ч.3 ст. 3 Конституции РФ Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления самостоятельны, и в развитие положений ст. 12 Конституции РФ, принят Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно ч.1 ст. 132 Конституции РФ Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу ст. 133 Конституции РФ органам местного самоуправления гарантировано возмещение дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Согласно преамбуле Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законом установлены экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В силу ст. 49 Закона, Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Судом из Уставов сторон установлено, что администрация Солнечного муниципального района и администрация Харпичанского сельского поселения, являются органами управления публичных образований – органов местного самоуправления, наделенных полномочиями по решению вопросов местного значения.
При реализации полномочий отнесенных к вопросам местного значения, а так же переданных им на основании федеральных или краевых законов, администрации органов местного самоуправления руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными, краевыми законами, муниципальными правовыми актами.
Судом установлено, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется на основе бюджетов муниципальных образований.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998г. № 145-ФЗ (БК РФ)бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В соответствии со ст. 10 БК РФ, бюджетная система РФ содержит три уровня – Федеральный бюджет, Бюджет субъектов РФ, и местные бюджеты, которые включают бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских и сельских поселений.
ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяя принципы организации местного самоуправления, полномочия, отдельно не выделяет полномочия муниципальных районов и полномочия сельских поселений в составе муниципальных районов.
В соответствии со ст. 15 БК РФ В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В соответствии со ст. 11 БК РФ бюджет муниципального образования принимается в форме муниципального правового акта.
Таким образом, бюджет Солнечного муниципального района и бюджет Харпичанского сельского поселения относятся к местным бюджетам и Бюджет Харпичанского поселения в ходит в консолидированный бюджет Солнечного района.
В силу особенностей присущих органам местного самоуправления как публичным образованиям, их финансовая деятельность при реализации полномочий определенных законом, осуществляется только в рамках принятых и утвержденных бюджетов.
В соответствии со ст. 169 БК РФ Проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с настоящим Кодексом и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Согласно ст. 171 БК РФ проект бюджета исполняют финансовые органы местного самоуправления, то есть структурное подразделение местной администрации, которые в соответствии со ст. 172 БК РФ имеют право получать сведения, необходимые для составления проекта бюджета.
В силу ст. 174.2 БК РФ Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом. Под бюджетными ассигнованиями на исполнение принимаемых обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к принятию либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, подлежащие заключению получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов).
Согласно доводам истца, он мог и должен был включить в бюджет муниципального образования доходы только на основании уведомления от Солнечного района, ссылаясь на нормы Инструкции № 148-н от 30.12.2008г.
Судом установлено, что Действующий БК РФ не содержал по состоянию на конец декабря норм, предписывающих обязательное и исключительное включение бюджетных доходов на основании уведомления вышестоящего бюджета, а указанная истцом инструкция была принята на следующий день после утверждения Харпичанским сельским поселением бюджета на 2009г., то есть отсутствие уведомления, при наличии соглашения, влекущего увеличение расходов, не препятствовало финансовому органу включить в доходные и расходные статьи бюджета строки доходов и расходов на исполнение переданных полномочий.
В силу ч.3 ст. 184 БК РФ Порядок и сроки составления проектов местных бюджетов устанавливаются местными администрациями с соблюдением требований, устанавливаемых настоящим Кодексом и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно Постановления главы поселения № 17 от 25.04.2008г. в Харпичанском сельском поселении утвержден порядок составления проекта бюджета, в соответствии с которым глава поселения и Администрация поселения наделена полномочиями по рассмотрению и одобрению проектов бюджета, прогноза социально-экономического развития, финансового плана реестра расходных обязательств, определены этапы работы, свидетельствующие о плановом подходе к формированию бюджета..
Согласно Постановления главы поселения № 20 от 01.08.2008г., в Харпичанском сельском поселении утвержден Порядок разработки среднесрочного финансового плана, согласно которого, п. 5.1 предусмотрено, что в качестве показателей прогноза социально-экономического развития поселка выступает Фонд оплаты труда и п. 5.2 – действующие нормативные правовые акты района и поселения.
Согласно решения Совета депутатов поселения № 30 от 312.12.2008г. ими утверждено Соглашение № 6 от 15.12.2008г. о передаче полномочий, вопросы финансового обеспечения не рассматривались.
Из решения Собрания депутатов Солнечного муниципального района № 54 от 17.10.2007г. «Об утверждении Положения О бюджетном процессе в Солнечном районе», следует, что муниципальным правовым актом утверждено Положение, предусматривающее регулирование вопросов формирования и р доходной части и расходной части бюджета района, составление проекта бюджета осуществляется на основании прогноза развития района, среднесрочного финансового плана, в силу п.11 в состав показателей бюджета включается объем иных межбюджетных трансфертов предоставляемых из бюджета района в очередном году. Положение свидетельствует, что утверждение бюджета проходит публичные слушания, документ не является закрытым, поскольку определен порядок внесения в него изменений, а утверждение решения о его исполнении так же проходит в открытом режиме. То есть имеется возможность при утверждении бюджета высказывать позицию по вопросам полноты и достоверности отражения доходов и расходов, при необходимости вносить в течении финансового года изменения, и при утверждении отчета об исполнении, так же указывать на неполноту и недостоверность доходной и расходной части.
Как установлено судом, официальных в том числе письменных обращений Харпичанского сельского поселения к Администрации района о недостоверности и неполноте бюджета на 2009г. в связи с заключенным соглашением, необходимости внесения изменений, наличии долга, не поступало, требование заявлено только в рамках искового заявления.
Таким образом, Соглашение № 6 от 15.12.2008г. является локальным нормативным правовым актом Солнечного района и Харпичанского сельского поселения, который в соответствии с нормами органов местного самоуправления, регулирующими порядок и сроки составления среднесрочного финансового плана, проекта бюджета, подлежит включению при формировании показателей доходов и расходов обеих бюджетов.
Судом установлено, что соглашение между Администрацией Солнечного муниципального района и администрацией Харпичанского сельского поселения № 06 от 15.12.2008г. было заключено до утверждения бюджета муниципальных образований, то есть имелась возможность внесения в проект бюджетов муниципальных образований соответствующих статей дохода – для Харпичанской сельской администрации, и статей расхода для Солнечного муниципального района
В судебном заседании установлено, что причины по которым в бюджет поселения на 2009г. не были включены показатели доходов и расходов в соответствии с Соглашением № 6 от 15.12.2008г. истец объяснить не может, но объективных причин препятствующих учету Соглашения не имелось.
Изученные бюджеты муниципальных образований на 2009г. свидетельствуют, что в бюджете Солнечного муниципального района на 2009г. расходная часть бюджета не содержит отдельных трансфертов в бюджет Харпичанского сельского поселения на исполнения соглашения № 06, а бюджет Харпичанского сельского поселения не содержит отдельной статьи доходов на исполнение соглашения.
Вместе с тем судом установлено, что расходы на содержание специалиста согласно Соглашению, были учтены при формировании ФОТ работников администрации и включены в расходную часть бюджета Харпичанского сельского поселения и были произведены и покрыты доходной частью бюджета.
Оценивая доводы истца о том, что соглашение № 06 от 15.12.2008г. порождало обязательства сторон и должно исполняться надлежащим образом, суд исходит из того, что в соответствии с БК РФ данное соглашение является основанием для сторон для его учета в бюджетном процессе, вне рамок бюджетного процесса формирование доходной части бюджета Харпичанского сельского поселения, и формирование расходной части бюджета Солнечного муниципального района невозможно.
В силу ст. 309 ГК РФ Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Таким образом, в силу требований Законов № 131-ФЗ, Бюджетного кодекса РФ, обязательство, возникшее из соглашения сторон № 06 от 15.12.2008г. должно исполняться в рамках бюджетного процесса, а в отрыве от бюджетного процесса его исполнение приведет к нецелевым использованиям средств.
Из текста соглашения п. 3.9, следует, что стороны совместно через финансовые органы согласовывают ежегодный объем субвенций, необходимых для осуществления переданных Поселению полномочий. Согласно п. 4.1 Соглашения, финансирование полномочий, предусмотренных п. 1.1 Соглашения, осуществляется за счет субвенций, уже предусмотренных из бюджета Солнечного муниципального района в бюджет поселения на 2009г.
Таким образом, в Соглашении, стороны определили источник финансирования переданных полномочий – ранее предусмотренные субвенции, и их целевое назначение на заработную плату землеустроителя.
Суд приходит к выводу, что на момент подписания соглашения 15.12.2008г., стороны пришли к согласию по вопросу финансового обеспечения передаваемых полномочий за счет ранее запланированных в бюджет денежных средств, а указанная в Соглашении сумма субвенций, определяет минимальный размер фонда оплаты труда специалиста на которого будет возложено исполнение обязанностей по землеустройству.
Согласно распоряжения главы Харпичанского сельского поселения от 28.12.2008г. № 23, обязанности обусловленные полномочиями переданные на основании соглашения, возложены на специалиста Усольцеву Н.В., оплата труда которой производится согласно штатного расписания.
Согласно расчета к штатному расписанию администрации поселения на 2009г. специалисту Усольцевой Н.В. предусмотрено годовое содержание в сумме 192129,26 рублей, охватывающее возложенные на неё полномочия землеустроителя, которое существенно превышает размер фонда оплаты труда, указанный в Соглашении (121090,83 рублей).
Согласно решения № 8 от 21.04.2010г. Об утверждении отчета об исполнении бюджета Харпичанского сельского поселения за 2009г., обязательства сторон по доходам и расходам исполнены, в том числе при планируемых расходах на оплату труда сотрудников орана местного самоуправления в сумме 3170400 рублей, исполнено в сумме 317044.93 рублей, а на 01.01.2010г. дебиторской задолженности Солнечного муниципального района перед бюджетом поселения не имеется. Таким образом, заработная плата специалиста, на которого возложена была обязанность, вытекающая из Соглашения, полностью выплачена, и выпадающие расходы покрыты бюджетом Солнечного муниципального района за счет дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, то есть исполнение Харпичанским сельским поселением полномочий по Соглашению, не привело к причинению муниципальному образованию убытков.
Согласно бюджета Солнечного муниципального района и отчета о его исполнении, межбюджетные трансферты для финансирования поселений в связи с передачей им части полномочий запланированы и исполнены только в части р.п. Солнечный, а Харпичанскому сельскому поселению трансферты по переданным полномочиям не планировались.
Таким образом судом установлено, что принятые в установленном порядке муниципальные правовые акта о бюджете как Солнечного района, так и Харпичанского сельского поселения был исполнены, в них межбюджетных трансфертов на исполнение переданных полномочий по распоряжению землями поселения не предусматривалось, в соответствии с Соглашением о передаче полномочий, дополнительных средств на финансирование передаваемых полномочий предусмотрено не было, поскольку осуществление их предусматривалось за счет ранее запланированных средств. Средства на осуществление полномочий Харпичанской сельской администрации, в том числе на оплату труда работников, в бюджете как Солнечного района, так и бюджете Харпичанского сельского поселения предусмотрены были, и переданы от одного бюджета в другой в полном объеме.
Поскольку все предусмотренные муниципальными правовыми актами о бюджетах средства от Солнечного муниципального района были переданы в бюджет Харпичанского сельского поселения, и задолженности между бюджетами разных уровней не имеется, дополнительных расходов вызванных Соглашением у Харпичанского сельского поселения не возникло, то правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании субвенций за исполнение переданных полномочий суд не находит.
Требование о взыскании неустойки в виде пени, являющееся производным от основного требования взыскании субвенции, так же подлежит отклонению.
Руководствуясь ст. 194-199, ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации Харпичанского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края к Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о взыскании субвенций по соглашению о передаче части полномочий и пени – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Солнечный районный суд.
Судья А.В. Трубецкой