ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-723/2021 от 28.07.2021 Усть-вымского районного суда (Республика Коми)

дело № 2-723/2021

11RS0020-01-2021-001485-15

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре судебного заседания Калининой А.В., с участием помощника прокурора Удорского района Нестеровой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 28 июля 2021 года гражданское дело по иску прокурора Удорского района Республики Коми к ООО «Косланская управляющая компания» об обязании ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета тепловой энергии в жилых домах,

установил:

прокурор обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что проведена проверка исполнения управляющей компанией ООО «Косланская управляющая компания» (далее «КУК») требований законодательства об энергосбережении. В управлении ООО «Косланская управляющая компания» находится 63 многоквартирных дома на территории села Кослан, в том числе: - многоквартирный <Адрес>; - многоквартирный <Адрес>; - многоквартирный <Адрес>; - многоквартирный <Адрес> в указанных домах были установлены приборы учета тепловой энергии и датой последней эксплуатации указанных приборов являлась: - в многоквартирном <Адрес> - <Дата>, тепловычислитель ВКТ-7-02, заводской <Номер>; - в многоквартирном <Адрес><Дата>, тепловычислитель СПТ-941, заводской <Номер>; - в многоквартирном <Адрес> - <Дата>, тепловычислитель СПТ-941, заводской <Номер>; - в многоквартирном <Адрес> - <Дата>, тепловычислитель СПТ-941.11, заводской <Номер>. При этом в нарушение вышеуказанных норм законодательства общедомовые приборы учета тепловой энергии в данных многоквартирных домах в эксплуатацию в период с 2018-2019 гг. не вводились, за исключением многоквартирного <Адрес>. Прибор учета тепловой энергии в <Адрес> вышел из строя в мае текущего года, однако управляющей компании меры к замене неработающего теплосчетчика или к его ремонту не принимаются. На основании изложенного, прокурор просил суд обязать ООО «Косланскую управляющую компанию» в срок до <Дата> ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета тепловой энергии в домах, расположенных по адресу: - многоквартирный <Адрес>; - многоквартирный <Адрес>; - многоквартирный <Адрес>; - многоквартирный <Адрес>.

В судебном заседании прокурор требования иска и доводы в его обоснование поддержал, просил в соответствии со статьей 206 ГПК РФ установить срок для исполнения решения суда до <Дата> включительно.

Ответчик ООО «Коми управляющая компания», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принял, своих представителей в суд не направил.

Третье лицо Государственная жилищная инспекция по <Адрес>, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняла, согласно телефонограмме представителя Шамаевой И.А., с исковыми требованиями согласилась в полном объеме, просила рассмотреть дело без ее участия.

Заслушав доводы прокурора, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.

В соответствии ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, обеспечивать готовность инженерных систем.

Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей компанией она как исполнитель коммунальных услуг несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В силу п. 6, подп. «ж» п. 10, подп. «к» п. 11, подп. «а» п. 28 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства РФ об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя, помимо прочего, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, а также обеспечение их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регламентированы Федеральным законом от 27.07.2010 № 1690-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон «О теплоснабжении»).

В силу ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ), применение приборов учета используемых энергетических ресурсов необходимо в целях обязательного учета потребляемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Нормы ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ корреспондируют положению ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, в силу которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Применительно к расчетам за коммунальные услуги данное понятие соотносится с понятием коллективного (общедомового) прибора учета, установленным п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354), под которым понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Исходя из системного анализа вышеперечисленных норм законодательства следует, что оснащение МКД общедомовыми приборами учета, их своевременная поверка, обеспечение ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, предполагающее документальное оформление прибора учета, в том числе организацию мероприятий по их постановке (принятию) на коммерческий учет, входит в число обязанностей управляющей организации на основании заключенного договора управления многоквартирным домом.

В соответствии с п. 3 ст. 543 Гражданского кодекса РФ требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Постановлением Правительства РФ от <Дата><Номер> утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно указанным Правилам понятие «ввод в эксплуатацию узла учета» означает процедуру проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.

Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией, создаваемой владельцем узла учета. Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта. Документы для ввода узла учета в эксплуатацию предоставляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию. При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя. Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

При подписании акта о вводе в эксплуатацию узел учета пломбируется. Пломбирование узла учета осуществляется представителем теплоснабжающей организации, если узел учета принадлежит потребителю; представителем потребителя, у которого установлен узел учета.

«Неисправность средств измерений узла учета» - состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях).

В соответствии с п. 14, пп. «е» п. 75 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.

По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета. Узел учета считается вышедшим из строя в случае истечения срока поверки любого из приборов (датчиков).

Согласно п. 7 ст. 9 Федерального закона № 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу п. 11 ст. 2 Федерального закона № 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.

Таким образом, с даты вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений ч. 2 ст. 162 ЖК РФ и пп. «к» п. 11 Правил.

Исходя из ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ, ст. 161 ЖК РФ п. 11 Правил № 491, обязанность по оплате расходов по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в доме, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с возмещением расходов за счет средств, полученных от собственников помещений.

Согласно ч. 12 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 ст. 13, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации, указанные в ч. 9 ст. 13, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 ст. 13 не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Указанная норма не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Судом установлено, что в управлении ООО «Косланская управляющая компания» находится 63 многоквартирных дома на территории села Кослан, в том числе: - многоквартирный <Адрес>; - многоквартирный <Адрес>; - многоквартирный <Адрес>; - многоквартирный <Адрес> в указанных домах были установлены приборы учета тепловой энергии и датой последней эксплуатации указанных приборов являлась: - в многоквартирном <Адрес> - <Дата>, тепловычислитель ВКТ-7-02, заводской <Номер>; - в многоквартирном <Адрес><Дата>, тепловычислитель СПТ-941, заводской <Номер>; - в многоквартирном <Адрес> - <Дата>, тепловычислитель СПТ-941, заводской <Номер>; - в многоквартирном <Адрес> - <Дата>, тепловычислитель СПТ-941.11, заводской <Номер>. При этом в нарушение вышеуказанных норм законодательства общедомовые приборы учета тепловой энергии в данных многоквартирных домах в эксплуатацию в период с 2018-2019 гг. не вводились, за исключением многоквартирного <Адрес>. Прибор учета тепловой энергии в <Адрес> вышел из строя в мае текущего года, однако управляющей компании меры к замене неработающего теплосчетчика или к его ремонту не принимаются.

Данный факт подтверждается документами, предоставленными администрацией МР «Удорский» по следующим договорам социального найма: - договор <Номер> социального найма жилого помещения от <Дата> на имя Радева В. Н., по адресу: <Адрес>; - договор <Номер> социального найма жилого помещения от <Дата> на имя Курдюмовой Г. Г., по адресу: <Адрес>; - договор <Номер> социального найма жилого помещения от <Дата> на имя Чукаревой Н. В., по адресу: <Адрес>; - договор <Номер> социального найма жилого помещения от <Дата> на имя Кривушева В. Е., по адресу: <Адрес>; - договор <Номер> социального найма жилого помещения от <Дата> на имя Ветошкина А. В., по адресу: <Адрес>; - договор <Номер> социального найма жилого помещения от <Дата> на имя Обрезковой Г. В., по адресу: <Адрес>; - договор <Номер> социального найма жилого помещения от <Дата> на имя Петчина С. М., по адресу: <Адрес>.

Государственное бюджетное учреждение <Адрес> «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» сообщает, что в материалах учетно-технической документации не зарегистрировано право личной собственности на объекты капитального строительства: - многоквартирного жилого <Адрес> кв. №<Номер>,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 Литер А, <Адрес> зарегистрировано право личной собственности на имя Козловой Г.Н.; - многоквартирного жилого <Адрес> кв. №<Номер>,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 Литер А, <Адрес> зарегистрировано право личной собственности на имя Коноваловой А.Я.; - многоквартирного жилого <Адрес> кв. №<Номер>,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 Литер А; - многоквартирного жилого <Адрес> кв. №<Номер>,2,3,4,5,6,7,9,10,11,12 Литер А, <Адрес> зарегистрировано право личной собственности на имя Лобанова В.А.

По данным нарушениям <Дата> и <Дата> в адрес генеральному директору ООО «Косланская управляющая компания» прокурором <Адрес> были внесены представления, однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

В результате бездействия ответчика общедомовые приборы учета тепловой энергии в указанных многоквартирных жилых домах не введены в эксплуатацию, чем нарушены интересы РФ в области энергосбережения, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения, а также интересы неопределенного круга лиц, проживающих в вышеуказанных многоквартирных жилых домах, круг которых не представляется возможным с достоверностью определить, не введение в эксплуатацию и не использование приборов учета влияет на стоимость предоставляемой услуги по теплоснабжению.

Исследовав представленные доказательства, учитывая, нарушения прав и законных интересов на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С учетом обстоятельств дела, запрашиваемый прокурором срок для выполнения указанных мероприятий суд находит разумным и достаточным для их выполнения, в связи с чем, ответчику следует установить срок для исполнения решения суда, в соответствии со статьей 206 ГПК РФ, до <Дата> включительно.

При таких обстоятельствах иск прокурора является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика в бюджет МО МР «Удорский» подлежит государственная пошлина в размере 6000 рублей, от уплаты которой прокурор при подаче иска в соответствии с действующим законодательством был освобожден.

Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми к обществу с ограниченной ответственностью «Косланская управляющая компания» об обязании ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета тепловой энергии в жилых домах удовлетворить.

Обязать ООО «Косланская управляющая компания» в срок до 01 сентября 2021 года ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета тепловой энергии в домах, расположенных по адресу:

- многоквартирный <Адрес>;

- многоквартирный <Адрес>;

- многоквартирный <Адрес>;

- многоквартирный <Адрес>.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Косланская управляющая компания» в доход бюджета МР «Удорский» государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через постоянное судебное присутствие в составе Усть-Вымского районного суда Республики Коми – в селе Кослан Удорского района Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.Н. Жданов

Мотивированное решение составлено к 17 часам 03 августа 2021 года.