Кущевский районный суд Краснодарского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Кущевский районный суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
К делу № 2-724-2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ст. Кущевская 23 ноября 2011 года
Кущевский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Бондарь Д.О.
помощника прокурора Кущевского района Галицкой Я.И.
ответчиков:
представитель администрации муниципального образования Кущевского района ФИО1
представитель администрации муниципального образования Кущевского района сельское поселение ФИО2,
представитель ИФНС Россия № ФИО3,
при секретаре Осаченко О.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Кущевского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Кущевского района, Администрации муниципального образования Кущевского сельского поселения, Администрации муниципального образования Первомайского сельского поселения, Администрации муниципального образования Полтавченского сельского поселения, Администрации муниципального образования Новомихайловского сельского поселения, Администрации муниципального образования Краснополянского сельского поселения, Администрации муниципального образования Среднечубуркского сельского поселения, Администрации муниципального образования Раздольненского сельского поселения, Администрации муниципального образования Красносельского сельского поселения, Администрации муниципального образования Глебовского сельского поселения, Администрации муниципального образования Кисляковского сельского поселения, Администрации муниципального образования Шкуринского сельского поселения, Администрации муниципального образования Ильинского сельского поселения и третьему лицу межрайонной ИФНС России №12 по Краснодарскому краю о признании не законным положения аб. 2 п.4 ст. 6 «Соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы» от 18.11.2010 года,
установил:
Прокурор Кущевского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Администрации муниципального образования Кущевского района, Администрации муниципального образования Кущевского сельского поселения, Администрации муниципального образования Первомайского сельского поселения, Администрации муниципального образования Полтавченского сельского поселения, Администрации муниципального образования Новомихайловского сельского поселения, Администрации муниципального образования Краснополянского сельского поселения, Администрации муниципального образования Среднечубуркского сельского поселения, Администрации муниципального образования Раздольненского сельского поселения, Администрации муниципального образования Красносельского сельского поселения, Администрации муниципального образования Глебовского сельского поселения, Администрации муниципального образования Кисляковского сельского поселения, Администрации муниципального образования Шкуринского сельского поселения, Администрации муниципального образования Ильинского сельского поселения и третьему лицу межрайонной ИФНС России №12 по Краснодарскому краю о признании не законным положения аб. 2 п.4 ст. 6 «Соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы» от 18.11.2010 года.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Кущевского района проведена проверка исполнения требований налогового законодательства на территории Кущевского района.
В ходе проверки установлено, что между органами местного самоуправления Кущевского района Краснодарского края и Межрайонной ИФНС России №12 по Краснодарскому краю было заключено 18.11.2010 года «Соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы», в соответствии с абзацем 2, пункта 4, ст. 6 указанного Соглашения, органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу как администратору поступлений по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налога налогоплательщикам - физическим лицам с учетом требований статьи 102 Налогового кодекса РФ.
Согласно частям 5, 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ, требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Пунктом 9 ч.1, ст. 32 Налогового кодекса РФ деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесено к обязанностям налоговых органов.
При этом, согласно положениям ст. 52 Налогового кодекса РФ, форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
При таких обстоятельствах, направление налоговых уведомлений и налоговых требований органами местного самоуправления противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - налогоплательщиков.
Прокурор Кущевского района в интересах неопределенного круга лиц просит суд признать незаконными положения абзаца 2, п. 4, ст. 6 «Соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы» от 18.11.2010, в части вручения органами местного самоуправления налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщикам, и обязать устранить допущенные нарушения закона.
В судебном заседании представитель прокуратуры Кущевского района Галицкая Я.И., действующая на основании доверенности поддержала заявленные требования прокурора Кущевского района, и просила их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик представитель Администрации муниципального образования Кущевского района ФИО1 действующий на основании доверенности, с искомыми требованиями не согласился, полагает, что требования прокурора Кущевского района не обоснованы, заключенное Соглашение от 18.11.2010 года не ущемляет права граждан.
Ответчик представитель Администрации муниципального образования Кущевского сельского поселения ФИО2, действующая на основании доверенности, с искомыми требованиями не согласилась, полагает, что требования прокурора Кущевского района не обоснованы, Соглашение от 18.11.2010 года заключено в рамках законодательства РФ и нарушений прав налогоплательщиков нет.
Ответчик представитель Администрации муниципального образования Первомайского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела надлежащим образом был уведомлен, от представителя ответчика поступило заявление, в котором просит рассмотреть данное гражданское дела в его отсутствие, суду доверяет. Судья определил рассмотреть исковое заявление в отсутствие не явившегося представителя в порядке ст.167 ГПК РФ.
Ответчик представитель Администрации муниципального образования Полтавченского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела надлежащим образом был уведомлен, от представителя ответчика поступило заявление, в котором просит рассмотреть данное гражданское дела в его отсутствие, суду доверяет. Судья определил рассмотреть исковое заявление в отсутствие не явившегося представителя в порядке ст.167 ГПК РФ.
Ответчик представитель Администрации муниципального образования Новомихайловского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела надлежащим образом был уведомлен, от представителя ответчика поступило заявление, в котором просит рассмотреть данное гражданское дела в его отсутствие, суду доверяет. Судья определил рассмотреть исковое заявление в отсутствие не явившегося представителя в порядке ст.167 ГПК РФ.
Ответчик представитель Администрации муниципального образования Краснополянского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела надлежащим образом был уведомлен, от представителя ответчика поступило заявление, в котором просит рассмотреть данное гражданское дела в его отсутствие, суду доверяет. Судья определил рассмотреть исковое заявление в отсутствие не явившегося представителя в порядке ст.167 ГПК РФ.
Ответчик представитель Администрации муниципального образования Среднечубуркского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела надлежащим образом был уведомлен, от представителя ответчика поступило заявление, в котором просит рассмотреть данное гражданское дела в его отсутствие, суду доверяет. Судья определил рассмотреть исковое заявление в отсутствие не явившегося представителя в порядке ст.167 ГПК РФ.
Ответчик представитель Администрации муниципального образования Раздольненского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела надлежащим образом был уведомлен, от представителя ответчика поступило заявление, в котором просит рассмотреть данное гражданское дела в его отсутствие, суду доверяет. Судья определил рассмотреть исковое заявление в отсутствие не явившегося представителя в порядке ст.167 ГПК РФ.
Ответчик представитель Администрации муниципального образования Красносельского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела надлежащим образом был уведомлен, от представителя ответчика поступило заявление, в котором просит рассмотреть данное гражданское дела в его отсутствие, суду доверяет. Судья определил рассмотреть исковое заявление в отсутствие не явившегося представителя в порядке ст.167 ГПК РФ.
Ответчик представитель Администрации муниципального образования Глебовского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела надлежащим образом был уведомлен, от представителя ответчика поступило заявление, в котором просит рассмотреть данное гражданское дела в его отсутствие, суду доверяет. Судья определил рассмотреть исковое заявление в отсутствие не явившегося представителя в порядке ст.167 ГПК РФ.
Ответчик представитель Администрации муниципального образования Кисляковского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела надлежащим образом был уведомлен, от представителя ответчика поступило заявление, в котором просит рассмотреть данное гражданское дела в его отсутствие, суду доверяет. Судья определил рассмотреть исковое заявление в отсутствие не явившегося представителя в порядке ст.167 ГПК РФ.
Ответчик представитель Администрации муниципального образования Шкуринского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела надлежащим образом был уведомлен, от представителя ответчика поступило заявление, в котором просит рассмотреть данное гражданское дела в его отсутствие, суду доверяет. Судья определил рассмотреть исковое заявление в отсутствие не явившегося представителя в порядке ст.167 ГПК РФ.
Ответчик представитель Администрации муниципального образования Ильинского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела надлежащим образом был уведомлен, от представителя ответчика поступило заявление, в котором просит рассмотреть данное гражданское дела в его отсутствие, суду доверяет. Судья определил рассмотреть исковое заявление в отсутствие не явившегося представителя в порядке ст.167 ГПК РФ.
Третье лицо не заявляющее самостоятельных требований на стороне ответчика межрайонное ИФНС России №12 по Краснодарскому краю в лице представителя ФИО3, действующей на основании доверенности, с искомыми требованиями не согласилась, и суду показала, что требования прокурора Кущевского района не обоснованы и противоречат положениям Конституции Российской Федерации и НК РФ, заключенное Соглашение от 18.11.2010 года не ущемляет права граждан, а на основании ст. 57 Конституции РФ, установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ обязывает уплачивать законно установленные налоги и сборы, в п.п. 9 п. 1 ст. 23 НК РФ указано, что налогоплательщики обязаны нести обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с налоговыми органами осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами, согласно п. 2 Правил взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 г. № 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (в ред. от 10.10.2007 № 663), в соответствии со ст. 3 Типового соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы, согласно Письму ФНС России от 21.09.2010 г. № ПА-37-11/11709@ «О соглашениях по взаимодействию с органами местного самоуправления». На основании изложенного просила суд соглашение от 18.11.2010 года оставить в силе.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования прокуратура Кущевского района в интересах неопределённого круга лиц законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что прокуратурой Кущевского района проведена проверка исполнения требований налогового законодательства на территории Кущевского района.
На основании ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В ходе проверки установлено, что между органами местного самоуправления Кущевского района Краснодарского края и Межрайонной ИФНС России №12 по Краснодарскому краю было заключено 18.11.2010 года «Соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы», в соответствии с абзацем 2, пункта 4, ст. 6 указанного Соглашения, органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу как администратору поступлений по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налога налогоплательщикам - физическим лицам с учетом требований статьи 102 Налогового кодекса РФ. (л.д. 5-10)
Суд приходит к выводу, что прокурор Кущевского района в интересах неопределенного круга лиц на основании ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, в праве обратиться в суд на действия (или бездействие) органов местного самоуправления.
Согласно частям 5, 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ, требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Пунктом 9 ч.1, ст. 32 Налогового кодекса РФ деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесено к обязанностям налоговых органов.
При этом, согласно положениям ст. 52 Налогового кодекса РФ, форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что на основании Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ направленные межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю налоговые уведомления и налоговые требования органам местного самоуправления Кущевского района для передачи налогоплательщику противоречат действующему законодательству РФ и нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как абзац 2, пункта 4, ст. 6 Соглашения от 18.11.2010 года нарушает право граждан Российской Федерации (налогоплательщиков), на надлежащее уведомление в установленные законом сроки и порядке.
К показаниям третьего лица межрайонной ИФНС России №12 по Краснодарскому краю, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, суд относится критически, так как они не соответствуют обстоятельствам гражданского дела, установленным судом и опровергаются представленными выше доказательствами, так прокурор Кущевского района обжалует абзац 2, пункта 4, ст. 6 «Соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы» от 18.11.2010 года, в части надлежащего уведомления граждан РФ, а именно жителей Кущевского района Краснодарского края, по сбором с физических лиц налогов. Полномочия налогового органа в лице межрайонной ИФНС России №12 по Краснодарскому краю, как органа уполномоченного в РФ сборы по уплате местных и транспортных налогов налогоплательщиками - физическими лицами, прокурором Кущевского района не оспаривается. Утверждения представителя межрайонной ИФНС России №12 по Краснодарскому краю опровергаются совокупностью представленных по делу доказательств, оценка которым дана в описательной части решения.
Выявленное нарушение в абзаце 2, пункта 4, ст. 6 связного с вручением налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщикам – физическим лицам с учетом требований ст. 102 НК РФ, «Соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы» от 18.11.2010 года, через органы местного самоуправления Кущевского района Краснодарского края, что приводит к нарушению Конституционных прав граждан, данное обстоятельство недопустимо и способно привести к нанесению значительного экономического ущерба по своевременной оплате налогов и сборов в Кущевском районе налогоплательщиками, на основании изложенного исковые требования прокурора Кущевского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, государственная пошлина по данному гражданскому делу не взыскивается.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать не законным положения абзаца 2, п. 4, ст. 6 «Соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы» от 18.11.2010 года.
Обязать органы местного самоуправления Кущевского района Краснодарского края и Межрайонной ИФНС России №12 по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения закона исключив из статьи 6, пункта 4 «Соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы» от 18.11.2010 года - абзац 2.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кущевский районный суд в течение 10 дней.
Судья Кущевского районного суда Бондарь Д.О.