ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-724 от 28.06.2019 Краснокамского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-724

УИД: 59RS0025-01-2019-000776-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Краснокамск 28 июня 2019 года

Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Журавлевой В.М.,

с участием истца, представителя истца Святоха К.В. - Святоха Т.А.,

представителя истца Святоха Т.А.ФИО9,

представителя ответчика Стефаненко А.С.,

помощника прокурора г.Краснокамска Обориной Ю.В.,

при секретаре Мусавировой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда Пермского края гражданское дело по иску Святоха Т. А., Святоха О. В., Святоха М. В., Святоха Д. В., Святоха К. В. к Администрация города Краснокамска о предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным,

у с т а н о в и л :

Святоха Т.А., Святоха О.В., Святоха М.В., Святоха Д.В., Святоха К.В. обратились с иском к Администрация города Краснокамска, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ просили обязать Администрацию г.Краснокамска предоставить Святоха Т.А., Святоха О.В., Святоха М.В., Святоха Д.В., Святоха К.В. вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма, не менее 73,7 кв.м. отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населённого пункта <адрес> края и находящегося в черте <адрес>, взамен принадлежащей Святоха Т.А., Святоха О.В., Святоха М.В., Святоха Д.В., Святоха К.В. квартиры, расположенной по адресу: <адрес>1. Исковые требования мотивированы тем, что истцы являются нанимателями жилого помещения по адресу: <адрес>1, обшей площадью 73.7 кв. метра, на основании ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Администрация города Краснокамска является наймодателем жилого помещения. В 2014 году жилой дом по адресу: <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается заключением от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией. На протяжении всего времени ответчик не принимает никаких мер по переселению истцов из аварийного жилья.

В судебном заседании истец, представитель истца Святоха К.В. - Святоха Т.А., поддержала уточненные заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении. Суду пояснила, что она и её дети являются нанимателями жилого помещения по адресу: <адрес>1 с 1988 года. По данному адресу зарегистрированы она, Святоха О.В., Святоха М.В., Святоха Д.В., Святоха К.В. В 2014 году дом был признан аварийным, был установлен срок расселения на 2016 год, затем срок расселения постоянно переносится, сейчас срок расселения 2025 год. Постановлением администрации Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ её семья признана малоимущей, нуждающимися признаны Святоха Т.А., Святоха О.В. и Святоха Д.В.. Святоха К.В. находился на срочной службе, а Святоха М.В. служил по контракту. Просила обязать администрацию предоставить на всех истцов жилое помещение вне очереди, равнозначное по площади, в черте г. Краснокамска.

Представитель истца Святоха Т.А.- ФИО9 поддержала заявленные уточненные требования по доводам, изложенным в заявлении. Суду пояснила, что просит обязать администрацию предоставить на всех истцов жилое помещение вне очереди равнозначное по площади в черте г. Краснокамска. С доводами администрации не согласны, считают, что это одна семья, проживает на одной площади.

Истцы Святоха О.В., Святоха М.В., Святоха Д.В., Святоха К.В. надлежащим образом были извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, поддержали заявленные уточненные требования в полном объеме.

Представитель ответчика с иском не согласен. Суду пояснила, что на сегодняшний день финансовых ассигнований в бюджете не предусмотрено. Переселение происходит в соответствии с постановлением Правительства, срок расселения дома истцов установлен на 2025 год. Просила учесть, что право на внеочередное предоставление отсутствует у Святоха К. и М., они не стоят в очереди как нуждающиеся. Факт того, что дом признан аварийным и не пригодным для проживания, они не оспаривают.

Прокурор в заключении полагал, что требования подлежат удовлетворению, считает что вся семья имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствие с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

В соответствии со ст. 85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО10 на семью из пяти человек был выдан ордер на жилое помещение на право занятия жилого помещения размером 56 кв.м. жилой площади, состоящее из трех комнат в отдельной квартире по адресу: <адрес>, на основании решения горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ. Состав семьи: ФИО10 (к/с), Святоха Т.А. (жена), Святоха О.В. (дочь), ФИО11 (сын), Святоха М.В. (сын) (л.д.20,21).

ДД.ММ.ГГГГ между МУ «Краснокамский РКЦ» и Святоха Т.А. заключен договор социального найма жилого помещения , на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-25).

Согласно п. 1.2 договора социального найма совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: дочь- Святоха О.В., сын – Святоха М.В., сын – Святоха Д.В., сын – Святоха К.В.

Святоха Т.А. и членам её семьи по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение, состоящее из трех комнат общей площадью 73,7 кв. м., в жилом доме по адресу: <адрес>1. Указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности.

Постановлением Администрации Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГСвятоха Т.А., с семьей из трех человек ( Святоха О.В., 1981 г.р.- дочь, Святоха Д.В., 1993 г.р. –сын) принята на учет в общий список в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма (л.д.44).

Истцы не является правообладателем недвижимого имущества, доказательств иного суду не представлено.

Межведомственной комиссией, назначенной Постановлением администрации Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, составлен Акт обследования многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ помещения по <адрес>. В акте указано, многоквартирный дом по адресу: <адрес>, находится на территории Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района, год ввода в эксплуатацию 1934. Физический процент износа строительных конструкций многоквартирного дома по данным Краснокамского филиала областного ГУП «Центр технической инвентаризации <адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ составляет 58%. Многоквартирный дом двухэтажный, двухподъездный, без подвала. Фундаменты – бутовый ленточный имеют просадки, трещины. Цоколь кирпичный оштукатуренный – местами повреждение и полное разрушение. Стены бревенчатые рубленные - имеются трещины, загнивание и ветшание нижних венцов. Перекрытия деревянные имеют прогибы, провесы, местами обрушения штукатурки. Крыша из асбестоцементных волнистых листов по деревянным стропилам. Стропила и обрешетка местами поражены гнилью. Кровля ветхая имеет множественные протечки, просветы, сколы. В жилых помещениях по потолкам и стенам видны беспорядочные глубокие трещины, провисания, местами обрушения штукатурки. Дощатые полы 1-го и 2 этажей имеют просадки, зыбкость, загнивание и нарушение горизонтальной плоскости. Оконные проемы деревянные, переплеты рассохлись, покоробились, местами прогнили. Многоквартирный дом оборудован центральным водоснабжением, газоснабжением, электроснабжением. Водоотведение – выгреб. Отопление печное. Инженерные сети функционируют. Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования многоквартирного дома: признать многоквартирный дом по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу т.к. проведение капитального ремонта многоквартирного дома экономически не целесообразно (л.д.27-28).

Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.26).

Доказательств обратного стороной ответчика суду в соответствии со ст.56 ГПК РФ, не представлено.

Федеральным законодательством предусмотрено для случаев признания жилого помещения в установленном законом порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ)

В данном случае истец не имеет в собственности иного жилого помещения, администрацией не оспаривается право истцов на получение жилого помещения, однако это право ставится в зависимость от финансирования. Согласно правовой позиции Европейского Суда, власти государства-ответчика не вправе ссылаться на отсутствие денежных или иных средств, например отсутствие жилого помещения (Постановление Европейского Суда по делу "Малиновский против Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ."). Постановлением Администрации Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ расселение физических лиц из многоквартирного дома по адресу: <адрес> было запланировано до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Администрации Краснокамского городского поселения № 1052 от 02.11.2015 года признано утратившим силу постановление Администрации Краснокамского городского поселения № 102 от 25.02.2014 года, утвержден график расселения физических лиц из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу (л.д.35).

Постановлением Администрации Краснокамского городского поселения № 209 от 15.03.2016 года признано утратившим силу постановление Администрации Краснокамского городского поселения № 1052 от 02.11.2015 года, утвержден график расселения физических лиц из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу (л.д.30). Дом в котором проживают истцы, признан аварийным и подлежит сносу 31.12.2020 (л.д. 31-34).

Ответчик мер по расселению жильцов дома не предпринимает, другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям, до настоящего времени истцам не представил, сроки исполнения обязательства по переселению дома ответчиком неоднократно изменялись.

Суд полагает, что дальнейшее нахождение истцов в аварийном доме, представляет угрозу их жизни и здоровью, поскольку существует угроза разрушения дома. Доводы ответчика о том, что ассигнования на приобретение квартиры не были заложены в бюджет, суд считает несостоятельными, поскольку не представление истцам другого жилого помещения по договору социального найма, взамен непригодного для проживания, создает угрозу жизни и здоровью истцов, может привести к необратимым последствиям.

По существу, издав постановление об отселении жильцов в связи с аварийностью дома, ответчик признал за истцами право на получение жилого помещения по договору социального найма. Истцы имеют право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, поскольку в силу ст. 86 ЖК РФ если дом подлежит сносу, то выселяемым из него гражданам предоставляется жилое помещение.

На основании п.8 ст.14 ЖК РФ органы местного самоуправления признают в установленном порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с положениями ст.15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно п.33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Согласно п.34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Судом установлено, что договор социального найма заключен в письменной форме с Святоха Т.А.ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22), согласно которому Святоха О.В., Святоха М.В., Святоха Д.В., Святоха К.В., являются членами семьи нанимателя и имеют право пользования жилым помещением по <адрес>1, <адрес> – трехкомнатная квартира, общей площадью 73,7 кв.м.

При заключении договора социального найма орган местного самоуправления принял на себя обязательство предоставить нанимателю жилое помещение в надлежащем состоянии.

При нахождении жилого помещения в муниципальной собственности Администрация г.Краснокамска, вступая в отношения по найму, взяла на себя все правомочия собственника, поэтому должна нести все обязанности, включая предоставление благоустроенного жилья в связи с выселением из домов, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу (ст.384 ГК РФ).

Исходя из техпаспорта общая площадь квартиры, которую занимают истцы, составляет 73,7 кв.м., жилая площадь 54,3 кв.м.(л.д.16-19).

В силу ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В силу ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке ( п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ).

Представителем ответчика не оспаривается факт того, что спорное жилое помещение находится в доме, признанном аварийным, не пригодным для проживания, не подлежащим ремонту и реконструкции. Поскольку жилое помещение, занимаемое истцами представляет опасность для жизни и здоровья гражданам по причине его аварийного состояния, а также учитывая, и то, что помещение, не соответствует санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч.2 ст.15 ЖК РФ), на администрацию г.Краснокамска должна быть возложена обязанность по предоставлению истцам жилого помещения.

Поскольку, на основании конкретных обстоятельств дела, совокупности представленных доказательств суд считает, что проживание в доме несет угрозу опасности для проживания, при этом истцы в указанном жилом помещении проживают, иного жилого помещения не имеют, доказательств иного суду не представлено, суд полагает, что данного обстоятельства достаточно для признания требований истцов обоснованными.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В силу ст.89 ч.1 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст.86-88 ЖК РФ другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Согласно справки МУ «Краснокамский РКЦ» в жилом помещении по адресу: <адрес>1 зарегистрированы Святоха Т.А., Святоха О.В., Святоха М.В., Святоха Д.В., Святоха К.В. (л.д. 52). Вся семья занимает квартиру, общей площадью 73.70 кв.м., в силу ст.89 ЖК РФ с учетом требований равнозначности, истцам должно быть предоставлено для проживания жилое помещение, квартира, общей площадью не менее 73.70 кв.м.

Доводы представителя администрации г.Краснокамска о том, что члены семьи Святоха Т.А. - Святоха М.В., Святоха К.В. не признаны в установленном законом порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, в связи с чем им не должно предоставляться во внеочередном порядке другое жилое помещение, так как будут нарушены права других граждан, состоящих в очереди на получение жилого помещения, суд во внимание не принимает, поскольку ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Кроме того, отсутствие статуса малоимущих и нуждающихся в жилом помещении у истцов Святоха К.В. и Святоха М.В. не может являться основанием для освобождения администрации г.Краснокамска от обязанности по обеспечению их иным жилым помещением.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Удовлетворить исковые требования Святоха Т. А., Святоха О. В., Святоха М. В., Святоха Д. В., Святоха К. В. полностью.

Возложить на администрацию г.Краснокамска обязанность предоставить Святоха Т. А., Святоха О. В., Святоха М. В., Святоха Д. В., Святоха К. В. равнозначное отдельное благоустроенное жилое помещение вне очереди на условиях договора социального найма, в черте г.Краснокамска Пермского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства применительно к Краснокамскому городскому округу общей площадью не менее 73,7 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Журавлева В.М.