ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7244/2013 от 07.04.2014 Ленинскогого районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

 Дело № 2-837\2014

              Р Е Ш Е Н И Е                

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 07 апреля 2014 года                                  г. Новосибирск

 Ленинский районный суд г. Новосибирска в составе:

 Судьи                                 Бурнашовой В.А.,

 при секретаре судебного заседания               Ключниковой О.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Черепановского района Новосибирской области о признании решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости недействительным,

                      у с т а н о в и л:

 Администрация Черепановского района Новосибирской области обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просит признать решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № недействительным в части отказа в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости на основании обращения в кадастровый орган ненадлежащего лица.

 В обоснование заявленного требования указано, что Администрация Черепановского района Новосибирской области распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № уполномочила ФИО6 на обращение в орган кадастрового учета с заявлениями о кадастровом учете от имени администрации Черепановского района Новосибирской области.

 ФИО6, действуя на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №, обратилась в орган кадастрового учета с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ №, приложив к нему межевой план от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №.

 Одной из причин, по которым орган кадастрового учета отказал в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, явилось то обстоятельство, что орган кадастрового учета счел неподтвержденными надлежащим образом полномочия ФИО6 на обращение с заявлением о кадастровом учете от имени администрации Черепановского района Новосибирской области.

 В судебном заседании представитель заявителя ФИО2, действующий на основании доверенности, доводы заявления поддержал в полном объеме.

 Представитель заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

 ФИО6 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, о чем представлена расписка.

 Выслушав представителя заявителя, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

 Материалами дела и пояснениями сторон подтверждается, что глава Черепановского района Новосибирской области ФИО3 распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № уполномочил ФИО6 на обращение в орган кадастрового учета с заявлениями о кадастровом учете от имени администрации Черепановского района Новосибирской области (копия, л.д. 8).

 Решением филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости (л.д.5-6).

 Заявитель оспаривает отказ в части основания, предусмотренного п. 5 ч. 2 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

 Согласно п. 5 ч. 2 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:

 5) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.

 Круг лиц, имеющих право на обращение в орган кадастрового учета с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости, установлен частью 3 статьи 20 Закона о кадастре.

 К таким лицам относятся собственники соответствующих объектов недвижимости, а в отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, - лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

 Кроме того, с заявлениями о государственном кадастровом учете вправе обратиться представитель заявителя, действующий в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (часть 1 статьи 20 Закона о кадастре).

 В соответствии со статьей 2 Закона о кадастре правовую основу регулирования отношений, возникающих в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, составляет, помимо прочего, Гражданский кодекс Российской Федерации.

 Именно нормы Гражданского кодекса РФ применительно к Закону о кадастре регулируют правоотношения, касающиеся представительства.

 Под представителем согласно пункту 1 статьи 182 ГК следует понимать лицо, совершившее сделку от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

 Полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).

 Широко известно, что, исходя из содержания п. 1 ст. 182 ГК РФ, по видам оснований возникновения полномочий представителя представительство подразделяется на:

 1) договорное (добровольное) представительство, основанное на самостоятельном и свободном волеизъявлении и представляемого, и представителя;

 2) законное представительство, возникающее в силу прямого указания:

 - закона,

 - акта государственного органа,- акта органа местного самоуправления.

 Заявитель пытается доказать, что кадастровый инженер ФИО6 - это законный представитель администрации Черепановского района Новосибирской области, поскольку ее (ФИО6) полномочия совершать от имени администрации Черепановского района Новосибирской области юридически значимые действия возникли на основании распоряжения, то есть акта уполномоченного на то органа местного самоуправления.

 С такой позицией заявителя суд согласиться не может и полагает, что орган кадастрового учета правильно пришел к выводу о том, что от имени с заявлениями о кадастровом учете кадастровый инженер ФИО6 могла обратиться, действуя на основании доверенности.

 Представительство, основанное на акте государственного органа или органа местного самоуправления, связано с осуществлением органом публичной власти своих функций, в том числе и в сфере гражданско-правовых отношений.

 Представительство, основанное на акте государственного органа или органа местного самоуправления, определяется в теории как должностное представительство.

 Только в установленном порядке орган государства или муниципального образования принимает соответствующий акт (указ, решение, постановление, распоряжение и т.д.), которым уполномочивает иное лицо на совершение от имени этого органа юридически значимых действий.

 Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правом действовать от имени муниципального образования без доверенности обладает глава муниципального образования (ч. 4 ст. 36) и глава местной администрации (ч. 1 ст. 41).

 Право других должностных лиц местного самоуправления действовать от имени муниципального образования без доверенности должно быть закреплено в уставе муниципального образования (ч. 1 ст. 41).

 Из этого следует, что лица, не являющиеся должностными лицами местного самоуправления (например, кадастровые инженеры) ни при каких обстоятельствах не могут действовать от имени муниципального образования без доверенности, так как это прямо запрещено федеральным законом.

 Согласно части 1 ст. 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят:

 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

 Основные виды муниципальных правовых актов – это:

 1) устав муниципального образования - основной нормативный правовой акт, определяющий статус муниципального образования;

 2) регламент представительного органа местного самоуправления - правовой процессуальный акт, регулирующий порядок работы представительного органа местного самоуправления, внесения и рассмотрения вопросов на его сессиях, образования комиссий и др.;

 3) постановление - нормативный правовой акт или акт, имеющий общее значение. Постановлением могут оформляться и решения индивидуального характера;

 4) распоряжение - акт применения права и организации деятельности местной администрации;

 5) приказы и инструкции - правовые акты оперативно-распорядительного характера.

 Существенным признаком любого законного акта органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления является его обязательность для исполнения. Кадастровый инженер не обязан действовать от имени муниципального образования.

 Конкретно полномочия главы администрации на издание распоряжений указаны в ч. 6 ст. 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где сказано, что глава местной администрации в пределах своих полномочий издает распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

 Очевидно, что представительство в органе кадастрового учета – это не вопрос организации работы местной администрации.

 Как отмечалось выше, правовое регулирование представительства в органах кадастрового учета регулируют в том числе нормы Гражданского кодекса РФ (ст. 2 Закона о кадастре). Никаких иных видов представительства и оснований представительства, кроме тех, что установлены ст. 182 ГК РФ (договорное и законное представительство), статья 20 Закона о кадастре не предусматривает и не может предусматривать, поскольку у Закона о кадастре свой особый предмет регулирования, указанный в ст. 1 Закона о кадастре, а институт представительства регулируется исключительно нормами ГК РФ.

 Суд еще раз акцентирует внимание на то, что в данном случае не оспаривается, не умаляется и не ставится под сомнение право главы администрации муниципального образования наделить полномочиями на совершение юридически значимых действий от имени муниципального образования любых дееспособных лиц по своему усмотрению и с их согласия (в том числе и конкретного кадастрового инженера, если к тому есть свободное волеизъявление представляемого и представителя). Но полномочия представителя администрации в этом случае необходимо оформлять доверенностью, а не распоряжением.

 Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд   

                           р е ш и л:

 В удовлетворении заявления Администрации Черепановского района Новосибирской области о признании решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости недействительным отказать в полном объеме.

 Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.

 Решение в окончательном виде изготовлено 09 апреля 2014 года.

 Судья    (подпись)

 «Копия верна». Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-837\2014 в Ленинском районном суде г. Новосибирска.

 Судья                                         В.А. Бурнашова

 Секретарь                                     О.С. Ключникова