ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-724/16 от 27.05.2016 Северского районного суда (Краснодарский край)

к делу № 2-724/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 мая 2016 года ст. Северская Краснодарского края

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Мальцева А.С.,

при секретаре Фелекиди С.Ф.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя истца ФИО2,

представителя ответчика,

администрации Новодмитриевского

сельского поселения Северского района ФИО3,

представителя третьего лица,

администрации муниципального

образования Северский район ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Новодмитриевского сельского поселения <...> о признании незаконным отказа в заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером <...> и обязании заключить новый договор аренды,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Новодмитриевского сельского поселения Северского района, в котором просит признать незаконными действия администрации Новодмитриевского сельского поселения Северского района по отказу в заключении с ней нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадь 9629 кв.м., земли населённых пунктов для сельскохозяйственного использования без права капитального строительства, расположенного по адресу: <...> сроком на три года. Обязать администрацию Новодмитриевского сельского поселения Северского района заключить с ней новый договор аренды земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадь 9629 кв.м., земли населённых пунктов для сельскохозяйственного использования без права капитального строительства, расположенного по адресу: <...> сроком на три года. В срок не более чем тридцать дней со дня вступления решения в законную силу, подготовить проект договора аренды земельного участка в трёх экземплярах и направить ей для подписания.

В обосновании иска указано, что на основании Постановления № 2506 от 14.10.2010г. администрации МО Северский район «О предоставлении ФИО1 земельного участка, расположенного в ст. Новодмитриевской, в аренду сроком на 5 лет» между администрацией МО Северский район и ФИО1 был заключён договор аренды земельного участка № <...> от 02.11.2010г., согласно которому арендатору во временное владение и пользование предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером <...>, общей площадью 9629 кв.м., расположенный по адресу: <...> предназначенный для сенокошения, сроком на пять лет. Договор был зарегистрирован в установленном законом порядке 26.11.2010г. На основании Постановления Новодмитриевского сельского поселения Северского района № 49 от 25.03.2013г. «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного ФИО1 в аренду», между администрацией МО Северский район и ФИО1 заключено дополнительное соглашение от 24.07.2013г. к договору аренды земельного участка от 02.11.2010г. <...>, согласно которому в пункте 1.1. договора слова «для сенокошения» заменены словами «для сельскохозяйственного использования без права капитального строительства». Дополнительное соглашение также было зарегистрировано в установленном законом порядке. 28.10.2015г. ФИО1 обратилась к главе Новодмитриевского сельского поселения с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 9629 кв.м., земли населённых пунктов для сельскохозяйственного использования, сроком на три года. 24.11.2015г. ФИО1 получила ответ администрации Новодмитриевского сельского поселения № 1789, которым ей было отказано в заключении нового договора аренды, поскольку согласно пп. 1 п. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в заявлении о предоставлении земельного участка указываются реквизиты документов удостоверяющих личность заявителя (гражданина). Также согласно пп. 31 п. 2 ст. 39.6 Земельного Кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок. Согласно предоставленного фотоматериала и письма администрации Новодмитриевского сельского поселения Северского района от 17.11.2015г. <...>, испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: <...>, не используется по своему назначению, данный земельный участок зарос сорной и древесно-кустарниковой растительностью. Истец считает данный отказ администрации необоснованным и незаконным, по следующим основаниям.

Заявление о заключении нового договора аренды земельного участка ФИО1 было подано до истечения срока действия договора аренды испрашиваемого земельного участка. Договор аренды заключён 02.11.2010г. сроком на пять лет, государственная регистрация договора произведена 26.11.2010г. Заявление в администрацию о заключении нового договора аренды подано 28.10.2015г. Довод администрации о том, что ФИО1 земельный участок не использовала по своему назначению и что он зарос древесно-кустарной растительностью, необоснован и не соответствует действительности. ФИО1 земельный участок использовала надлежащим образом на протяжении всего срока аренды, в соответствии с целевым назначением. Осуществляла сенокошение, тюкование, вспашку земли, культивирование и засев земельного участка, выращивание кормовых культур, что подтверждается копиями договоров подряда на выполнение сезонных работ за 2012-2015 годы, товарным чеком на семена люцерны луговой, справкой от квартального, фотографиями земельного участка. Также надлежащее использование земельного участка смогут подтвердить свидетели, которых истец приведёт в суд. Претензий к арендатору по использованию или неиспользованию земельного участка по назначению на протяжении всего срока действия договора аренды арендодатель не предъявлял. Отказ администрации в заключении нового договора аренды, по мнению истца, нарушает права и законные интересы ФИО1, поскольку она нуждается в использовании спорного земельного участка, так как она совместно с семьёй содержит личное подсобное хозяйство по месту жительства и данный участок ей необходим для выращивания кормовых культур на корм крупному рогатому скоту.

Согласно справке администрации Новодмитриевского сельского поселения Северского района № 117 от 01.02.2016г. ФИО1 имеет личное подсобное хозяйство, расположенное на земельном участке по адресу: <...>, на котором содержит КРС: коров 15 голов, нетели - 3 головы, быков до 2-х лет - 4 головы, телята до 3-х месяцев - 26 голов. Обоснованность нуждаемости в земельном участке подтверждается письмом Управления по сельскому, лесному хозяйству и перерабатывающему производству сельскохозяйственной продукции № 306 от 06.05.2014г., в соответствии с которым в суточном рационе дойной коровы должно быть не менее 15-20 кг. сена. Чтобы обеспечить это количество, необходимо заготовить в стойловый период 2,5-3 т. сена на 1 условную голову скота. Суточная дача свеклы кормовой на 1 корову - 10 кг. Заготовить её на зимний период следует 2 т. Суточная потребность в зеленой массе связана с живой массой коровы и уровнем её продуктивности может составлять от 30-60 кг. Также Управлением сельского, лесного хозяйства и продовольствия в адрес главы Новодмитриевского сельского поселения 29.01.2016г. было направлено ходатайство о продлении сроков аренды земельных участков в границах ст. Новодмитриевской, для использования их с целью выращивания кормовых культур на корм крупному рогатому скоту, содержащемуся в ЛПХ ФИО1

Ответ администрации, оснований для отказа в предоставлении земельного участка, указанных в ст. 39.16 ЗК РФ не содержит. Ссылка администрации о том, что в нарушение пп. 1 п. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в заявлении о предоставлении земельного участка не указаны реквизиты документов удостоверяющих личность заявителя, также не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

По мнению истца, согласно п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям п. 1 настоящей статьи. Однако по истечении десяти дней заявление ФИО1 возвращено не было. Кроме того, к заявлению была приложена копия паспорта заявителя. Таким образом, отказ администрации в заключении нового договора аренды земельного участка с ФИО1, по мнению истца, является необоснованным и незаконным, поскольку противоречит требованиям действующего законодательства.

Определением Северского районного суда Краснодарского края от 11 апреля 2016 года привлечена к участию в гражданском деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – администрация муниципального образования Северский район.

В судебном заседании истец и её представитель по доверенности ФИО2 на заявленных исковых требованиях настаивали и просили их удовлетворить в полном объёме, по доводам, изложенным в исковом заявлении и дополнительных правовых обоснованиях к исковому заявления (л.д. 79 и 114-117), в которых указано, что до 01.03.2015г. п. 3 ст. 22 Земельного кодекса РФ было предусмотрено, что по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка. Согласно п. 15 ст. 39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов. Однако согласно пп. 31 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключённого договора аренды такого земельного участка.

Ответчиком в материалы гражданского дела была представлена копия акта комиссионного рассмотрения обращения от 19.04.2015г. (в отзыве на иск указано, что комиссия состоялась 19.04.2016г.), согласно которого в ходе выезда специалистами (главой администрации, землеустроителем и юристом) установлен факт боронования (дисковой бороной) без глубокой вспашки земли, по границе участка сложены недавно срубленные кусты, на самой земле произрастает (ростки) сорная трава, на момент осмотра произрастания каких-либо культурных растений отсутствуют. Данный акт является ненадлежащим доказательством по делу, поскольку ответчиком не представлено доказательств того, что комиссия выезжала на обследование именно земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...>. Специалисты, выезжавшие на осмотр земельных участков, кадастровыми инженерами не являются. В акте отсутствует ссылка об использовании специального оборудования, позволяющего определить местоположение земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...> на местности. Также данный акт является ненадлежащим доказательством по делу, поскольку в нарушение административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории Новодмитриевского сельского поселения Северского района, утверждённого Постановлением № 204 от 03.12.2012г., администрацией Новодмитриевского сельского поселения Северского района, осмотр участка проводился ответчиком в одностороннем порядке, без уведомления об этом арендатора и без его присутствия, что не отвечает признакам объективности. Кроме того, выводы в данном акте сделаны не специалистами в области сельского хозяйства. Глубокая вспашка земельного участка проводится «под зиму», то есть осенью, а также в конце лета после сбора урожая (если имеется засоренность осотом). Весной надо закрыть влагу тщательным боронованием, через неделю боронование можно повторить, поскольку самый верхний слой почвы должен быть всегда рыхлым, а нижний уплотненным.

Вывод в акте о том, что по границе участка сложены срубленные кусты, а также что на земле произрастает сорная трава (ростки), не говорит и не подтверждает того, что ФИО1 на протяжении пяти лет использовала земельный участок ненадлежащим образом, а наоборот, что участок очищался и очищается от растительности, поскольку в середине апреля на земельном участке произрастают ростки, а не высокая трава. И опять же, как глава администрации, землеустроитель и юрист определили, что ростки - это сорная трава, а не культурные растения. Таким образом, необоснован вывод в акте о том, что земельные участки ранее не обрабатывались, находились в запущенном состоянии. На фотографиях № 1, 2, 3, 4, приложенных к настоящему дополнению, видно, что земельный участок (ст. Новодмитриевская, ул. Садовая, 9а) не засорен кустарной растительностью. На данном земельном участке произрастает овёс и клевер.

По мнению истца, администрация МО Северский район неверно толкует нормы земельного законодательства говоря о том, что указанная норма (пп. 31 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ) не предусматривает предоставление земельного участка в аренду в границах населённого пункта, а лишь земельного участка сельскохозяйственного назначения. Исходя из содержания норм законодательства земли сельскохозяйственного использования в поселениях отличаются от внепоселенческих сельскохозяйственных земель тем, что используются в целях ведения сельского хозяйства лишь до изменения вида их использования в соответствии с градостроительными планами поселений, правилами землепользования и застройки. Землями, предназначенными для сельского хозяйства, следует считать те угодья, которые могут быть использованы для сельскохозяйственных целей в будущем. Таким образом, по мнению истца и её представителя, несостоятелен довод администрации о том, что основания для предоставления земельных участков без проведения торгов установлены только лишь п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ. Из системного толкования норм права следует, что для получения земельного участка (для ведения сельского хозяйства) в аренду без проведения торгов необходимо надлежащее использование земельного участка по назначению, то есть проведение на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ.

По мнению истца, п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ также не подтверждает, что в пп. 31 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ идет речь исключительно о землях сельскохозяйственного назначения. Данная норма лишь уточняет, что необходимо представить документы, подтверждающие надлежащее использование земельного участка в случае, когда подается заявление о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения. Это говорит о том, что в иных случаях предоставление таких документов необязательно.

Судебная практика, приложенная администрацией к материалам гражданского дела не является аналогичным случаем и не может быть применена к данному гражданскому делу. В данной практике не является однородным ни предмет спора, ни основание иска, поскольку речь идёт о заключении договора купли-продажи на основании ст. 39.3 ЗК РФ. Кроме того, в данных судебных постановлениях не рассмотрен вопрос о том, что является землями сельскохозяйственного производства.

Арендные отношения между истцом и ответчиком не прекращены, поскольку ФИО1 продолжает пользоваться спорным земельным участком. Администрацией Новодмитриевского сельского поселения 26.04.2016г. был выставлен счёт за пользование земельным участком, который ФИО1 оплатила 27.04.2016г., что подтверждается копией кассового чека.

Представитель ответчика, администрации Новодмитриевского сельского поселения Северского района по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований и просил отказать в их удовлетворении в полном объёме, пояснив, что доводы истца и её представителя безосновательны и торги обязательны, о чём предоставил в суд отзыв на исковое заявление (л.д. 88-89), в котором просит исковое заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.

В обосновании отзыва указано, что 19.04.2016г. состоялась очередная выездная комиссия муниципального земельного контроля на территории Новодмитриевского сельского поселения в составе: главы Новодмитриевского сельского поселения <...>, землеустроителя <...>, юриста <...> В результате выездной комиссии был составлен акт комиссионного рассмотрения и установлено, что ранее земельный участок не обрабатывался, находился в запущенном состоянии, имеются следы недавней раскорчёвки и свежего дискового боронования без следов глубокой вспашки. Право на заключение нового договора аренды на новый срок имеет арендатор, который надлежащим образом исполнял свои обязанности в течении срока аренды. Именно такой принцип заложен, по мнению представителя ответчика, в п. 1 ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Поэтому указанная норма права является способом защиты прав и интересов только добросовестного арендатора. Добросовестность арендатора предполагает надлежащее исполнение всех принятых по заключённому договору обязательств. Факт их неисполнения является достаточным основанием для отказа арендатору в заключении договора на новый срок. При этом наличие или отсутствие признаков существенности допущенных нарушений не должно приниматься во внимание.

Представитель третьего лица, администрации муниципального образования Северский район по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований и просил отказать в их удовлетворении в полном объёме, пояснив, что доводы истца и её представителя безосновательны и не опровергают доводы администрации Новодмитриевского сельского поселения Северского района, о чём предоставил в суд отзыв на исковое заявление (л.д. 104-106), в котором просит в удовлетворении искового заявления ФИО1 отказать в полном объёме.

В обосновании отзыва указано, что администрация муниципального образования Северский район считает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению, поскольку требования, изложенные в иске являются незаконными и необоснованными. Истец, указывает на наличие оснований для заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов, предусмотренных пп. 31 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. Договор аренды земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок. Однако, по мнению представителя третьего лица, п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ предусматривает совокупное наличие условий, установленных в данном пункте. В том числе, условия, предусмотренные пп. 1-30 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. Соответственно, у истца отсутствуют основания для заключения нового договора аренды без проведения торгов, предусмотренные пп. 4 п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ, так как предоставление земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства не подпадает под перечисленные в пп. 1-30 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ основания.

Кроме того, по мнению представителя третьего лица, пп. 31 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предусматривает заключение договора аренды земельного участка, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения. Однако истцу земельный участок предоставлен в аренду из категории земель: земли населённых пунктов. Поскольку земельный участок истца имеет указанную категорию земель, то арендатор (истец) не имеет преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок.

Ссылка истца и её представителя на то, что паспортные данные не указаны в заявлении, но приложена, копия паспорта, не состоятельна, так как требование о предоставлении копии паспорта установлено приказом Министерства экономического развития РФ от 12.01.2015г. № 1. Исходя из этого при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов следует в заявлении указывать и паспортные данные, а также прилагать копию паспорта.

Несмотря на то, что ответ администрации Новодмитриевского сельского поселения не содержит ссылки на ст. 39.16 ЗК РФ, по мнению представителя третьего лица, основания для отказа в заключении договора на новый срок все же имеются: п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ. Нарушение администрацией Новодмитриевского сельского поселения 10-ти дневного срока для возврата заявления о предоставлении земельного участка не может являться основанием для удовлетворения искового заявления.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля <...>, пояснил суду, что в 2011 году земельный участок с кадастровым номером <...> был заброшен, а после того как ФИО1 взяла участок в аренду, он в 2012 году его спахал. На протяжении с 2012 по 2015 годы земельный участок использовался по назначению. В 2013 году на данном земельном участке он косил сено, так как попросила его об этом ФИО1 В 2014 году он снова косил сено и тюковал. В 2015 году он ничего на участке не делал, но только возил сено. Договоры подряда на выполнение сезонных работ от 22.06.2012г. и 28.10.2014г., а также акты выполненных работ от 28.06.2012г. и 31.10.2014г. он с ФИО1 заключал и подписывал.

Свидетель, <...> суду показал, что он работал водителем в администрации Новодмитриевского сельского поселения с ноября 2013 года по <...>. Потом его перевели в МКУ, но он также остался в администрации до 2015 года. В октябре-ноябре 2015 года он выезжал с и.о. главы Новодмитриевского сельского поселения <...> фотографировать земельный участок с кадастровым номером <...>. Но сфотографирован был соседний заброшенный земельный участок, а земельный участок ФИО1 был ухоженным.

Свидетель, <...> суду показал, что летом 2013 года он на земельном участке с кадастровым номером <...> косил люцерну и тюковал. В конец апреля 2015 года он сеял овёс, а в конце 2015 года пахал земельный участок. Об этом его просил и платила за работу ФИО1 Участок обрабатывался полностью и был в хорошем состоянии, не заброшен. Договоры подряда на выполнение сезонных работ от 17.06.2013г., 24.04.2015г. и 24.08.2015г., а также акты выполненных работ от 28.04.2015г., 04.11.2015г. и 23.06.2013г. он с ФИО1 заключал и подписывал.

Свидетель, <...> суду показала, что в 2013-2015 годы она нанималась к ФИО1 обрабатывать земельный участок с кадастровым номером <...> а именно полола: кукурузу, свеклу кормовую, кабаки, тыкву и сажала арбузы. За это ФИО1 платила ей 100 рублей в час. Земельный участок обрабатывался полностью и никогда не был заброшен.

Выслушав истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика администрации Новодмитриевского сельского поселения Северского района ФИО3, представителя третьего лица администрации муниципального образования Северский район ФИО4, свидетелей <...>, <...>, <...> и <...>, изучив исковое заявление, дополнения к иску, отзывы на исковое заявление, обсудив изложенные доводы, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать, по следующим основаниям:

Статья 18 Конституции РФ гласит, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Как указано в ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

На основании ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Из п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 23.06.2014г.) следует, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.

На основании ч. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Так, в материалах гражданского дела имеется постановление администрации муниципального образования Северский район от 14.10.2010г. № 2506 «О предоставлении ФИО1 земельного участка, расположенного в станице Новодмитриевской, в аренду сроком на 5 лет» (л.д. 7), согласно которому, рассмотрев заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка, расположенного в <...>, для сенокошения, постановлено предоставить ФИО1 земельный участок площадью 9629 кв.м. (земли населённых пунктов) с кадастровым номером <...>, расположенный в <...>, для сенокошения в аренду сроком на 5 лет. ФИО1 в недельный срок заключить договор аренды земельного участка с администрацией муниципального образования Северский район и в трехмесячный срок предоставить уведомление о факте обращения за регистрацией в Северский отдел управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

Договором аренды земельного участка № <...> от 02.11.2010г. (л.д. 8-10), между администрацией муниципального образования Северский район, в лице заместителя главы администрации муниципального образования Северский район <...>, действующего на основании доверенности от 20.07.2010г., удостоверенной <...>, нотариусом Северского нотариального округа Краснодарского края Российской Федерации и зарегистрированной в реестре за <...>, и ФИО1, предоставлен во временное владение и пользование земельный участок из земель населённых пунктов с кадастровым номером <...> общей площадью 9629 кв.м., расположенный по адресу: <...>, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка (л.д. 11), прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, предназначенный для сенокошения.

Согласно п. 1.3 договора аренды земельного участка <...> от 02.11.2010г., договор является единственным документом, подтверждающим передачу участка от арендодателя (администрации муниципального образования Северский район) арендатору (ФИО1) со дня его государственной регистрации.

На первой странице (л.д. 8) договора аренды земельного участка <...> от 02.11.2010г. имеется регистрационный штамп управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по 23 регистрационному округу от 26.11.2010г. за <...>, поставленный регистратором <...>, что свидетельствует о государственной регистрации указанного договора с 26.11.2010г. и передаче вышеуказанного участка с этой даты от администрации муниципального образования Северский район к ФИО1

Из постановления администрации Новодмитриевского сельского поселения Северского района от 25.03.2013г. № 49 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного ФИО1 в аренду» (л.д. 12) видно, что изменён вид разрешённого использования земельного участка общей площадью 9629 кв.м. с кадастровым номером <...>, расположенного по <...> в <...>, предоставленного ФИО1 в аренду, с имеющегося «для сенокошения» на новое «для сельскохозяйственного использования без права капитального строительства».

Согласно дополнительному соглашению от 24.07.2013г. к договору аренды земельного участка от 2 ноября 2010 года <...> (л.д. 13), между администрацией муниципального образования Северский район, в лице первого заместителя главы администрации муниципального образования Северский район <...>, действующего на основании доверенности от 12.09.2012г. серия <...>1, и ФИО1, в соответствии с пунктом 9.1 раздела 9 договора аренды земельного участка <...> от 02.11.2010г., постановлением администрации Новодмитриевского сельского поселения Северского района от 25.03.2013г. № 49, в пункте 1.1 договора слова «для сенокошения» заменены словами «для сельскохозяйственного использования без права капитального строительства», что также подтверждается кадастровыми паспортами земельного участка от 25.05.2010г. <...> (л.д. 11) и от 05.07.2013г. <...> (л.д. 14-15) на земельный участок площадью 9629 +/- 69 кв.м. с кадастровым номером <...> из категории земель – земли населённых пунктов, расположенном по адресу: <...>, и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.04.2016г. <...> (л.д. 70-71), из которой видно, что на земельный участок с кадастровым номером <...> из земель населённых пунктов – для сельскохозяйственного использования без права капитального строительства площадью 9629 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, <...>, ст-ца Новодмитриевская, <...>, зарегистрировано ограничение в виде аренды от 26.11.2010г. за номером государственной регистрации <...> сроком на 5 лет в пользу ФИО1 на основании договора аренды земельного участка <...> от 02.11.2010г. и дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка к договору аренды земельного участка от 02.11.2010г. <...> от 24.07.2014г.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Как указано в п. 31 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.

В ч. 3 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ указано, что граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса); земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.

Согласно ч. 4 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 12 января 2015 года № 1, разработанным в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Пунктом 60 данного перечня установлено, что для приобретения земельного участка по основаниям, установленным подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса необходимо приложить документы, подтверждающие использование земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», из чего следует, что подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса распространяется на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.

Согласно ч. 2 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В случае подачи заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 или подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса к этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие надлежащее использование такого земельного участка и предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Как следует из кадастровых паспортов от 25.05.2010г. <...> (л.д. 11) и от 05.07.2013г. <...> (л.д. 14-15) спорного земельного участка, категория земель этого земельного участка - земли населённых пунктов.

В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Понятие земель сельскохозяйственного назначения дано в пункте 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации: «Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей».

Вид целевого использования земель населённых пунктов в зоне сельскохозяйственного использования не влияет на категорию земельного участка.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Одновременно п. 1 ч. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются, в том числе фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина).

Кроме того, как указано в п. 15 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ, арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Таким образом, доводы истца и её представителя, изложенные в исковом заявлении и дополнениях к нему, суд признаёт несостоятельными, противоречащими требованию закона, а также нарушающими права и законные интересы третьих лиц, и как было установлено судом в судебном заседании и нашло подтверждение в материалах гражданского дела, истец не вправе заключить новый договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов в соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в абз. 2 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд не вправе предрешать существо решения органа местного самоуправления, которое должно быть принято, что подменяет его компетенцию при исполнении им, предусмотренных законодательством, полномочий.

Поэтому требование истца об обязании администрации Новодмитриевского сельского поселения Северского района заключить с ней новый договор аренды земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадь 9629 кв.м., земли населённых пунктов для сельскохозяйственного использования без права капитального строительства, расположенного по адресу: <...> сроком на три года, а также в срок не более чем тридцать дней со дня вступления решения в законную силу, подготовить проект договора аренды земельного участка в трёх экземплярах и направить ей для подписания, суд полагает несостоятельным, так как предрешает существо решения компетентного органа.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении иска ФИО1 к администрации Новодмитриевского сельского поселения Северского района о признании незаконным отказа в заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером <...> и обязании заключить новый договор аренды.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Северский районный суд Краснодарского края.

Мотивированное решение принято 31 мая 2016 года.

Председательствующий: А.С. Мальцев