Дело № 2-724/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Усинск, Республика Коми 19 сентября 2018 года
Усинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Старцевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Витязевой Е.А.,
с участием истца ФИО1,
представителей ответчика ФИО2 и ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ООО «Усинское территориальное транспортное управление» о взыскании недополученной заработной платы, отпускных, оплаты командировки, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Усинское территориальное транспортное управление» о взыскании недоплаченной заработной платы в размере 56 682 руб. за май, июль, август, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года, январь, февраль, март 2018 года, не начисленных отпускных в сумме 3 484 руб., компенсации морального вреда в сумме 60 000 руб., указав, что дд.мм.гггг. между ФИО1 и ООО «УТТУ» заключен трудовой договор №, в соответствии с указанным договором истец выполнял работы по должности водителя автомобиля в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., при этом ответчиком фактически неправильно велся учёт рабочего времени, в связи с чем произошла недоплата заработной платы.
Впоследующем истец увеличил заявленные требования и просил взыскать с ответчика, также, оплату за сверхурочную работу за весь период трудовой деятельности в размере 28 341 руб., проценты с суммы невыплаченной заработной платы в соответствии со ст.236 ТК РФ.
Истец в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал в полном объёме, пояснив, что фактически ответчиком неправильно велся учет рабочего времени и времени отдыха, была сверхурочная работа, которая не была оплачена ответчиком, при этом ООО «Лукойл-Коми» в случае сверхурочной работы предоставлялись отгулы, но у работодателя это нигде не фиксировалось, так как отгулы предоставлялись именно ООО «Лукойл-Коми», а не ООО «УТТУ», в связи с чем данная сверхурочная работа должна была быть дополнительно оплачена ответчиком.
В судебном заседании представители ответчика ООО «УТТУ» просили отказать в удовлетворении требований истца в полном объёме, поскольку ФИО1 злоупотребляет своими правами, кроме того, истец неоднократно нарушал трудовую дисциплину, используя транспортное средство в своих личных целях.
Допрошенный в судебном заседании, дд.мм.гггг., свидетель Свидетель №2, инженер системы Глонасс ООО «УТТУ», пояснил, что мониторинг системы Глонасс, осуществляется с помощью терминала, установленного в каждом автомобиле, терминал фиксирует, как остановки, стоянки продолжительностью более 5 минут, координаты нахождения транспортного средства приписываются в соответствии с картами к ближайшему дому.
Допрошенный в судебном заседании дд.мм.гггг., свидетель Свидетель №1 – директор по геологии и разработке ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», пояснил, что истец заменял его постоянного водителя, отвозил на работу с работы и на обеденный перерыв, приезжал по звонку на личный сотовый, когда свидетель задерживался на работе, также отвозил его домой.
Допрошенный в судебном заседании дд.мм.гггг., свидетель Свидетель №4 – начальник Управления добычи нефти и газа ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», пояснил, что подписывал путевые листы на автомобиль №, указанная машина закреплена за сотрудниками управления, водитель работал «по звонку», где в остальное время находилась машина не знает, при этом если была производственная необходимость в выезде на Головные сооружения или Харьягу, то соответственно водитель обедал с сотрудниками там. В путевых листах отмечались часы работы в соответствии с клиентурным планом, в случае переработки, в связи с производственной необходимостью, водителю предоставлялись отгулы.
Допрошенный в судебном заседании дд.мм.гггг., свидетель Свидетель №3 – начальник отдела по реконструкции и строительству объектов подготовки нефти и газа проектного офиса «Север», пояснил, что истец возил сотрудников офиса на микроавтобусе марки «Фольксваген» №, машина работала «по звонку» с 8-00 до 18-00, ездили в основном по городу и на Головные сооружения, иногда задерживали машину дольше, при этом водителю за задержку предоставлялся отгул.
Допрошенный в судебном заседании дд.мм.гггг., свидетель Свидетель №5 – начальник отдела эксплуатации ООО «УТТУ», пояснил, что рабочий день водителя 8-часовой или 10-часовой, во время обеда водитель может приехать оставить машину на базе предприятия и ехать на обед на автобусе, также может ехать на рабочей машине на обед, путевой лист отмечается согласно клиентурного плана, при этом если водитель задерживается на работе свыше времени, установленного клиентурным планом, то предоставлялся отгул или оплачиваются часы, чаще по желанию водителя предоставляется отгул. Если водитель знает заранее, что отправляется в командировку, то выписывается командировка, если нет, то выписываются три путевых листа, два дневных и один ночной.
Допрошенный в судебном заседании дд.мм.гггг., свидетель Свидетель №6 – начальник автоколонны № ООО «УТТУ», пояснил, что рабочий день истца проходил по звонку заказчика, надо было оказывать услуги по перевозке людей. В обеденный перерыв, водитель может возвращать рабочее транспортное средство на базу ООО «УТТУ», а может ехать на нем на обед. В случае переработки предоставлялись отгулы водителю, по согласованию с заказчиком ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», при этом указанные отгулы нигде не фиксировались, в табеле водителя ставился рабочий день, который оплачивался полностью.
Суд выслушав истца, представителей ответчика, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между ФИО1 и ООО «УТТУ» заключен трудовой договор № от дд.мм.гггг. в соответствии с которым истец работает в должности водителя автомобиля Автоколонны № ООО «УТТУ». Указанный договор заключен с дд.мм.гггг. на неопределенный срок. В соответствии с указанным договором истцу установлен режим полного рабочего времени, продолжительность рабочей недели составляет 40 часов, график работы устанавливается в соответствии с ежегодным решением «О введении в действие графиков работы (сменности)».
Согласно п.5.1 Трудового договора Работнику устанавливается часовая тарифная ставка в соответствии с Приложением № к настоящему трудовому договору. Работнику устанавливаются: районный коэффициент к заработной плате 1,5; процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях – 80%, а также по итогам работы – премии, доплаты и надбавки в соответствии с локальными актами Общества.
В соответствии с приложением № к указанному трудовому договору ФИО1 ознакомлен с правилами внутреннего трудового распорядка, квалификационной характеристикой работ, положением об оплате труда работников, положением о материальном стимулировании работников, положение о защите персональных данных, положением о дисциплине работников, положение о порядке направления работников в служебные командировки, положение о порядке восстановления автотранспортных средств и возмещении материального ущерба при ДТП, положение о вахтовом методе организации работ, положение о контроле за расходом ТСМ, коллективным договором.
дд.мм.гггг. между ФИО1 и ООО «УТТУ» заключено дополнительное соглашение №, к трудовому договору № от дд.мм.гггг., на период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., в соответствии с которым работнику устанавливается месячный оклад в сумме , руб. в месяц, без учета премии, районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, в соответствии с законодательными актами РФ, локальными нормативными актами Общества; доплата за разделение рабочего дня (смены) на части в размере 20% от установленного оклада. Система оплаты труда, установленная настоящим соглашением, действует на период эксплуатации и обслуживания работником автомобиля рег. №.
дд.мм.гггг. между ФИО1 и ООО «УТТУ» заключено дополнительное соглашение №, к трудовому договору № от дд.мм.гггг., на период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., в соответствии с которым работнику устанавливается месячный оклад в сумме , руб. в месяц, без учета премии, районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, в соответствии с законодательными актами РФ, локальными нормативными актами Общества; доплата за разделение рабочего дня (смены) на части в размере 20% от установленного оклада. Система оплаты труда, установленная настоящим соглашением, действует на период эксплуатации и обслуживания работником автомобиля рег. №.
дд.мм.гггг. между ФИО1 и ООО «УТТУ» заключено дополнительное соглашение к трудовому договору № от дд.мм.гггг., в соответствии с которым на с дд.мм.гггг. размер часовой тарифной ставки устанавливается в соответствии с Приложением к «Положению об оплате труда работников ООО «УТТУ».
дд.мм.гггг. между ФИО1 и ООО «УТТУ» заключено дополнительное соглашение №, к трудовому договору № от дд.мм.гггг., на период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., в соответствии с которым работнику устанавливается месячный оклад в сумме , руб. в месяц, без учета премии, районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, в соответствии с законодательными актами РФ, локальными нормативными актами Общества; доплата за разделение рабочего дня (смены) на части в размере 20% от установленного оклада. Система оплаты труда, установленная настоящим соглашением, действует на период эксплуатации и обслуживания работником автомобиля рег. №.
дд.мм.гггг. между ФИО1 и ООО «УТТУ» заключено дополнительное соглашение №, к трудовому договору № от дд.мм.гггг., на период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., в соответствии с которым работнику устанавливается месячный оклад в сумме , руб. в месяц, без учета премии, районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, в соответствии с законодательными актами РФ, локальными нормативными актами Общества; доплата за разделение рабочего дня (смены) на части в размере 20% от установленного оклада. Система оплаты труда, установленная настоящим соглашением, действует на период эксплуатации и обслуживания работником автомобиля рег. №, №.
дд.мм.гггг. между ФИО1 и ООО «УТТУ» заключено дополнительное соглашение №, к трудовому договору № от дд.мм.гггг., на период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., в соответствии с которым работнику устанавливается месячный оклад в сумме , руб. в месяц, без учета премии, районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, в соответствии с законодательными актами РФ, локальными нормативными актами Общества; доплата за разделение рабочего дня (смены) на части в размере 20% от установленного оклада. Система оплаты труда, установленная настоящим соглашением, действует на период эксплуатации и обслуживания работником автомобиля рег. №, №.
дд.мм.гггг. между ФИО1 и ООО «УТТУ» заключено дополнительное соглашение №, к трудовому договору № от дд.мм.гггг., на период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., в соответствии с которым работнику устанавливается месячный оклад в сумме , руб. в месяц, без учета премии, районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, в соответствии с законодательными актами РФ, локальными нормативными актами Общества; доплата за разделение рабочего дня (смены) на части в размере 20% от установленного оклада. Система оплаты труда, установленная настоящим соглашением, действует на период эксплуатации и обслуживания работником автомобиля рег. №.
В соответствии с графиком работы на 2017 год в период с мая по декабрь 2017 ФИО1 работал: с 7 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин., перерыв на обед с 11 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин., внутрисменный разрыв 2 часа, смена 8 часов; с 6 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин., перерыв на обед с 10 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин., внутрисменный разрыв 2 часа, смена 8 часов; с 8 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин., перерыв на обед с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.. Пятидневка (40 час.) для водителей и механизаторов ООО «УТТУ».
Согласно графику работы на 2018 года в период с января по март 2018 года включительно, ФИО1 работал: с 7 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин., перерыв на обед с 11 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин., внутрисменный разрыв 2 часа, смена 8 часов; с 6 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин., перерыв на обед с 10 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин., внутрисменный разрыв 2 часа, смена 8 часов; с 8 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин., перерыв на обед с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.. Пятидневка (40 час.) для водителей и механизаторов ООО «УТТУ».
С указанными графиками работ истец был ознакомлен дд.мм.гггг. – график работ на 2017 года и дд.мм.гггг. – график работ на 2018 год.
В соответствии со ст.108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
В соответствии со ст.105 ТК РФ на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Согласно п.5.10 Правил внутреннего трудового распорядка ООО «УТТУ» в течение рабочего дня (смены) работнику предоставляется перерыв для отдыха и питания, который не включается в рабочее время, продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работнику предоставляется возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность, а также специальные перерывы для отдыха в течение дня (смены), определяются графиками сменности (ст.108, 109 ТК РФ).
Пунктом 5.13 указанных Правил установлено, что на работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), устанавливается рабочий день с разделением его на части, между которыми устанавливается перерыв (один или более) сверх 2 часов (включая обеденный) так, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится по решению Работодателя и с согласия работника. Перечень профессий и должностей работников, которым может устанавливаться рабочий день с разделением смены на части, определен в приложении № 2 настоящих Правил, согласно которому допускается разделение рабочего дня на части водителю автомобиля.
Таким образом, доводы истца о том, что в соответствии с п.13 Приказа Минтранса России от дд.мм.гггг. N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" разделение рабочего дня на две части может быть установлено только водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, не может быть принято во внимание, поскольку основано на неправильном толковании норм материального права, так как в соответствии с нормами Трудового Кодекса РФ, при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части.
Согласно п.20 Приказа Минтранса России от 20.08.2004 N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт "в" пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт "г" пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
В соответствии с п.5.3 Правил внутреннего трудового распорядка ООО «УТТУ» в рабочее время водителя автомобиля включается время затраченное на проведение подготовительно-заключительных работ, согласно утвержденному «регламенту подготовительно-заключительных работ» и в соответствии с Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобиля».
Приказом № от дд.мм.гггг. ООО «УТТУ» введен в действие «Регламент подготовительно-заключительных работ, выполняемых водителями перед выездом и по возвращении с линии», в соответствии с которым в состав указанных работ входит: осмотр и проверка перед выездом на линию технического состояния автомобиля, наличие комплекта инструментов и приспособлений, необходимых для нормальной эксплуатации автомобиля на линии, выезд автомобиля с места стоянки и постановка его на установленное место по окончании смены, заправка автомобиля топливно-смазочными материалами и водой, оформление в диспетчерской путевых документов, уточнение маршрута движения, прогноза погоды и дорожной обстановки на обслуживаемом маршруте, осмотр автомобиля старшим механиком, механиком автоколонны, механиком отдела технического контроля на контрольно-техническом пункте, проведение медицинского осмотра перед выездом на линию и по окончания рабочей смены.
Общая продолжительность подготовительно-заключительных работ устанавливается не более 30 минут, или 0,5 часа и включается в сменное задание.
Согласно п.6.1.1, 6.1.2 Положения об оплате труда работников ООО «УТТУ» в составе стоимости оклада и часовой тарифной ставки учтена оплата подготовительно-заключительного времени.
Следовательно, доводы истца о том, что ответчиком фактически не включалось в рабочее время и не оплачивалось проведение подготовительно-заключительных работ, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные работы были включены в сменное задание, а их стоимость была включена в размер оклада и часовой тарифной ставки.
Согласно п.5.15 Правил внутреннего трудового распорядка ООО «УТТУ» учет рабочего времени и времени отдыха работников Общества ведется в табеле учета использования рабочего времени по каждому подразделению, участку, отделу, службе.
В соответствии с ч. ч. 1, 6, 7 ст. 99 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
В соответствии со ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
В силу ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 конституции и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Следовательно, бремя доказывания выполнения трудовых обязанностей сверхурочно, а также факта невыплаты заработной платы за сверхурочные работы, ее размере и наличия оснований для их взыскания с ответчика лежит на истце, при этом истцом таких доказательств не представлено, а судом их не установлено.
Как следует из материалов дела, между ООО «УТТУ» и ООО «Лукойл-Коми» заключены договоры № от дд.мм.гггг. и № от дд.мм.гггг., в соответствии с п.10.22 которых сфера деятельности ООО «Лукойл-Коми» распространяется на Республику Коми и НАО.
Ссылка истца на то, что в соответствии с путевыми листами за оспариваемый период он проработал больше времени, чем было учтено и оплачено работодателем, не может быть принята во внимание, поскольку в путевых листах отражена продолжительность времени работы транспортного средства, без учета продолжительности перерыва для отдыха и питания, внутрисменного разрыва, а также времени, в течение которого истец использовал служебный автомобиль в личных целях, так как согласно системы спутникового мониторинга «Wialon Locаl», справки заместителя начальника отдела эксплуатации ООО «УТТУ» от дд.мм.гггг., служебный автомобиль под управлением истца находился возле дома: ..., куда по заданию заказчика транспортное средство не направлялось.
Кроме того, в соответствии с показаниями свидетелей и пояснениями самого истца в случае, когда транспортное средство под управлением заказчика задерживалось за пределами рабочего времени, то указанное время компенсировалось отгулом, предоставляемым водителю ответчиком по согласованию с заказчиком ООО «Лукойл-Коми», указанный отгул нигде не фиксировался, предоставлялся по договоренности, при этом в табеле учета рабочего времени, день отгула, учитывался как рабочий день и оплачивался ответчиком в полном объёме.
Доводы истца о том, что ему не была оплачена командировка в период с дд.мм.гггг.-дд.мм.гггг., не может быть принята во внимание, поскольку истец не направлялся в командировку в указанный период времени, время работы дд.мм.гггг.-дд.мм.гггг. было оплачено в соответствии с путевыми листами от дд.мм.гггг.№ период работы с 8-00 до 20-00, № период работы с 20-00 до 8-00, от дд.мм.гггг.№ период работы с 8-00 до 20-00, при этом сумма выплат при расчете по путевым листам выше, чем при расчете командировки.
Таким образом, требования истца о взыскании не начисленной и недоплаченной заработной платы, оплаты сверхурочной работы, удовлетворению не подлежат, при этом требования о взыскании процентов в соответствии со ст.236 ТК РФ и компенсации морального вреда, также не подлежат удовлетворению, поскольку являются производными от основных требований о взыскании недоплаченной заработной платы.
Доводы ответчика о том, что истец при обращении в суд злоупотребляет своим правом не могут быть приняты во внимание, поскольку в рассматриваемом деле требования истца сводятся к гарантированной Трудовым кодексом Российской Федерации обязанности работодателя выплатить заработную плату, в связи с чем, заявленные истцом требования не что иное, как реализация гарантируемых Трудовым кодексом Российской Федерации прав, которая не может признаваться злоупотреблением правом.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к ООО «Усинское территориальное транспортное управление» о взыскании заработной платы, оплаты командировочных расходов, компенсации морального вреда. компенсации за задержку выплат отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усинский городской суд.
Председательствующий Е.А. Старцева
Мотивированное решение составлено 24 сентября 2018 года.
Председательствующий Е.А. Старцева