Дело № ххх
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сафоновский районный суд <адрес> в составе: председательствующего федерального судьи Басуровой Е.Е., с участием помощника Сафоновского межрайонного прокурора Сташевского М.А., при секретаре Зуевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафоновской межрайонной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц проживающих в <адрес> к администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области, МУП «Водоканал», комитету по имуществу, градостроительству и землепользованию администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области, о понуждении к совершению действий
УСТАНОВИЛ:
Сафоновская межрайонная прокуратура обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, МУП «Водоканал» о понуждении к совершению действий.
В ходе проведенной Сафоновской межрайонной прокуратурой проверки установлено, что централизованная система холодного водоснабжения улиц Заслонова и Гастелло <адрес> отсутствует, водоснабжение осуществляется от внутренней водопроводной сети ООО «Русэлпром-Актив», однако ООО «Русэлпром-Актив» не имеет лицензию на добычу питьевой воды, договорных отношений на поставку питьевой воды не имеется, в результате чего не обеспечивается должное снабжение жителей указанных улиц питьевой водой. В схеме водоснабжения и водоотведения Сафоновского городского поселения водоснабжение абонентов спорных улиц не отражено. Ранее МУП «Водоканал», являющемся гарантирующей организацией осуществляющей на территории муниципального образования Сафоновского городского поселения <адрес> деятельность по водоснабжению и водоотведению, предъявлялись счета за оказанную услугу холодного водоснабжения абонентам вышеуказанных улиц, тем самым предприятие выступило в роли исполнителя коммунальных услуг. 24.10.2018, 12.08.2019 водоснабжение абонентов вышеуказанных улиц было приостановлено, однако МУП «Водоканал» не обладает сведениями о том, когда и кем было восстановлено водоснабжение. ООО «Русэлпром-Актив», ООО «Русэлпром-СЭЗ» не имеют полномочий по осуществлению водоснабжения, так как не являются организациями жилищно-коммунального хозяйства. Таким образом, имеется факт ненадлежащей организации водоснабжения жителей вышеуказанных домов, надлежащих мер к исполнению требований прокурора администрацией не принято, что приводит к нарушению прав граждан. Сафоновская межрайонная прокуратура просит обязать администрацию муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области принять меры к организации централизованного водоснабжения по ул. Гастелло и ул. Заслонова г. Сафоново Смоленской области; внести изменения в схему водоснабжения и водоотведения Сафоновского городского поселения в части водоснабжения по ул. Гастелло и ул. Заслонова г. Сафоново Смоленской области; признать бесхозяйным участок водопровода по ул. Гастелло и ул. Заслонова г. Сафоново Смоленской области и обязать администрацию муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного указанного линейного объекта недвижимого имущества в течении 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу; обязать МУП «Водоканал» содержать и обслуживать бесхозяйный участок водопровода по ул. Гастелло и ул. Заслонова г. Сафоново Смоленской области до регистрации права собственности и передачи в эксплуатацию МУП «Водоканал».
Определением суда от дд.мм.гггг к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет по имуществу, градостроительству и землепользованию администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>.
Определением суда от дд.мм.гггг к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены А.Г.Ф. и Т.Э.А.
В судебном заседании представитель истца - помощник Сафоновской межрайонной прокуратуры – Сташевский М.А. в порядке ст.39 ГПК РФ уменьшил размер исковых требований, с учетом уточнения просил обязать администрацию муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области принять меры к организации централизованного водоснабжения по ул. Гастелло и ул. Заслонова г. Сафоново Смоленской области; внести изменения в схему водоснабжения и водоотведения Сафоновского городского поселения в части водоснабжения по ул. Гастелло и ул. Заслонова г. Сафоново Смоленской области.
Представители ответчика администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области и соответчика комитета по имуществу, градостроительству и землепользованию администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области - по доверенностям – ФИО1 и ФИО2 против удовлетворения исковых требований возражали.
Представитель ответчика МУП «Водоканал» - по доверенности - ФИО3 - против удовлетворения исковых требований возражал.
Третьи заинтересованные лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора А.Г.Ф. и Т.Э.А., считали исковые требования законными и обоснованными.
Представитель третьих заинтересованных лиц ООО «Русэлпром-Актив», ООО «Русэлпром-СЭЗ» по доверенности ФИО4 считал, что водоснабжение жителей улиц Заслонова и Гастелло <адрес> должно быть организовано путем строительства централизованного водопровода.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч.4 ст.3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федерального закона N 131-ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Положениями пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа, в том числе водоснабжения населения, водоотведения.
На основании пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района обладают полномочиями в сфере водоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под нецентрализованной системой водоснабжения понимаются сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
В соответствии с п. 11 ст.7 Федерального закона N 416-ФЗ горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Из пункта 1 ст.8 Федерального закона N 416-ФЗ следует, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно п.4 ст.12 Федерального закона N 416-ФЗ гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 38 Федерального закона N 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Федерального закона N 416-ФЗ до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
В соответствии с п. 1 и 3 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области от 18.09.2013 №1160 гарантирующей организацией осуществляющей на территории муниципального образования Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области деятельность по водоснабжению и водоотведению определено МУП «Водоканал» (т.1 л.д.160).
Постановлением администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области от 14.04.2014 №478 утверждена схема водоснабжения и водоотведения Сафоновского городского поселения. В схеме водоснабжение абонентов улиц Гастелло и Заслонова г. Сафоново Смоленской области не отражено.
Сафоновской межрайонной прокуратурой на основании коллективного обращения жителей домов по улицам Заслонова и Гастелло г. Сафоново Смоленской области в ноябре 2018 года проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении при использовании объектов недвижимости.
В ходе проверки установлено, что централизованная система холодного водоснабжения по улицам Заслонова и Гастелло г. Сафоново Смоленской области отсутствует, в схеме водоснабжения и водоотведения Сафоновского городского поселения водоснабжение абонентов указанных улиц не отражено. Однако согласно схеме водоотведение по ул. Гастелло г. Сафоново осуществляется МУП «Водоканал». Водоснабжение вышеуказанных улиц осуществляется от скважины и внутренней водопроводной сети ООО «Русэлпром-Актив», ООО «Русэлпром-СЭЗ», вместе с тем данные организации не имеют обязанности осуществлять жителям водоснабжение. Ранее МУП «Водоканал» предъявляло к оплате счета за оказанную услугу. Имело место приостановление подачи водоснабжения без предварительного уведомления.
27.11.2018 в адрес главы муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области прокурором было внесено представление об устранении выявленных нарушений жилищно-коммунального законодательства.
27.12.2018 заместитель главы муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области сообщил о рассмотрении данного представления, указав, что источником водоснабжения жилых домов по ул. Гастелло и ул. Заслоново г. Сафоново является скважина сторонней организации, ранее ОАО «СЭЗ», являющейся постоянным поставщиком воды в указанные дома. Иных источников водоснабжения для этих домов нет. Каких либо уведомлений со стороны сторонних организаций, осуществляющих водоснабжение в жилые дома по ул. Гастелло и ул. Заслонова г. Сафоново о невозможности исполнения своих обязательств либо об отказе от исполнения своих обязательств в администрацию МО «Сафоновский район» <адрес> не поступало.
Из объяснений в судебном заседании заинтересованных лиц Т.Э.А. и А.Г.Ф., а также письменного обращения граждан (т.1 л.д.30 -33) следует, что водоснабжение частных домов по ул. Заслонова и общежития по ул. Гастелло г. Сафоново осуществляется ООО «Русэлпром-СЭЗ» (ранее ОАО «СЭЗ»). Оплата с жильцов за водоснабжение взымалась МУП «Водоканал» до 2018 года. 24.08.2018 представители ООО «Русэлпром-СЭЗ» жителям объявили о прекращении необоснованного расхода ресурсов в виде некомпенсируемых затрат на водоснабжение посторонних потребителей. В 2018 -2019 г. неоднократно прекращалось водоснабжение. Однако отсутствие холодного водоснабжения нарушает права жителей, влияет, в том числе и на отопление жилых домов (указанные дома отапливаются индивидуальными газовыми котлами, горячее водоснабжение отсутствует) может привести к неблагоприятным аварийным последствиям. Также заинтересованные лица суду пояснили, что трубопровод, по которому осуществляется водоснабжение частных домов, проходит от завода СЭЗ по земельным участкам принадлежащим жителям улицы Заслонова, а где именно никто не знает в виду давности его установки.
Судом установлено, а также подтверждается объяснениями представителя ООО «Русэлпром-СЭЗ» и ООО «Русэлпром-Актив», письменными материалами дела, что ООО «Русэлпром-СЭЗ» находится в стадии банкротства, введена процедура внешнего управления, все движимое и недвижимое имущество передано кредитору ООО «Русэлпром-Актив», который в свою очередь передал недвижимое имущество во временное владение и пользование ООО «Русэлпром-СЭЗ» по договору аренды от 01.07.2018. Основной вид деятельности ООО «Русэлпром-СЭЗ» - производство электродвигателей, генераторов и трансформаторов, кроме ремонта. Основной вид деятельности ООО «Русэлпром-Актив» - консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управление. У ООО «Русэлпром-СЭЗ» имеется лицензия на пользование недрами до дд.мм.гггг – добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой. ООО «Русэлпром-СЭЗ» на праве собственности принадлежит артезианская скважина, расположенная на территории предприятия по адресу: <адрес>, о чем свидетельствует паспорт (т.1 л.д. 79).
Согласно карты градостроительного зонирования (т.1 л.д.103-104), улицы Гастелло и Заслонова г. Сафоново расположены вокруг ООО «Русэлпром-СЭЗ».
Из схемы водопроводной сети видно, что водопроводные сети, принадлежащие муниципальному образованию «Сафоновский район» Смоленской области проходят вдоль улиц Гагарина и Строителей г. Сафоново, трубопровод центрального холодного водоснабжения не подведен к улицам Заслонова и Гастелло (т.1 л.д.139).
Согласно ответа председателя комитета по имуществу, градостроительству и землепользованию, главного архитектора муниципального образования «Сафоновский район» Смоленская область, в реестре муниципального имущества МО «Сафоновский район» Смоленская область числится водопроводная сеть диам.50 от наружной стены <адрес> до забора ОАО «СЭЗ», длиной 25 м. (т.1 л.д.99). Данное обстоятельство подтверждается копией постановления главы муниципального образования Сафоновского района от 01.08.2000 №504 с приложениями (т.1 л.д.119).
Из ответа ООО «Русэлпром-СЭЗ» следует, что общество осуществляет деятельность с дд.мм.гггг. с указанной даты никаких договоров на поставку воды в адрес в адрес кого-либо предприятие не заключало. Уставом общества деятельность в сфере ЖКХ не предусмотрена. ООО «Русэлпром-СЭЗ» счета на оплату за водоснабжение жильцам не выставляет. Договорных отношений между ООО «Русэлпром-СЭЗ» и МУП «Водоканал» на водоснабжение домов, актов разграничения зоны эксплуатации ответственности для водопроводов не имеется (т.1 л.д.46).
Таким образом судом достоверно установлено, что водоснабжение <адрес> и домов № ххх по <адрес> осуществляется путем самовольного бездоговорного присоединения к внутренним водопроводным сетям от артезианской скважины ООО «Русэлпром-СЭЗ». Каких либо договорных отношений между ООО «Русэлпром-СЭЗ», ООО «Русэлпром-Актив» и МУП «Водоканал», как гарантирующей организацией осуществляющей деятельность по водоснабжению, на поставку питьевой воды для абонентов вышеуказанных улиц не имеется. ООО «Русэлпром-СЭЗ», ООО «Русэлпром-Актив» не являются организациями отрасли жилищно-коммунального хозяйства. В установленном законом порядке жилые дома к централизованной системе холодного водоснабжения не присоединены, в реестре муниципального имущества МО «<адрес>» <адрес> водопроводные сети, снабжающие спорные жилые помещения не числятся. Также не числится водопровод подающий воду в спорные дома и в реестре федерального имущества (т.1л.д.101).
Таким образом, имеется факт ненадлежащей организации бесперебойного и качественного водоснабжения жителей домов ул. Заслонова и ул. Гастелло г. Сафоново Смоленской области, что противоречит целям и принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения.
Более того как установлено в судебном заседании, что абонентам ул. Заслонова в период с 2005 по 2018, а абонентам ул. Гастелло с 2005 по 2017 МУП «Водоканал» осуществлялось начисление платы за услугу водоснабжение (т.1 л.д.175 – т.2 л.д.83).
Поскольку вышеуказанные объекты капитального строительства абонентов не присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения, а МУП «Водоканал» как гарантирующая организация владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения, то именно администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области должно организовать водоснабжение жителей по улицам Гастелло и Заслонова города Сафоново Смоленской области.
Разрешая альтернативные требования прокурора об организации централизованного водоснабжения по ул. Гастелло и Заслонова г. Сафоново Смоленской области путем присоединения водопровода указанных улиц к сети водоснабжения, находящейся в эксплуатации МУП «Водоканал», либо путем заключения соответствующего договора водоснабжения и (или) транзита воды с ООО «Русэлпром-СЭЗ» с последующим внесением изменений в схему водоснабжения Сафоновского городского поселения, суд исходит из следующего.
Из положений части 1 статьи 16 Федерального закона N 416-ФЗ " следует, что сторонами договора по транспортировке горячей или холодной воды являются организация, эксплуатирующая водопроводные сети (совершающая действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством) и гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение).
Из анализа положений Закона N 416-ФЗ и Правил N 644, следует, что транспортировка воды, то есть перемещение воды, осуществляемое с использованием водопроводных сетей, возможна только в случае присоединения к сетям собственника или иного законного владельца.
Вместе с тем, надлежащих доказательств существования такой водопроводной сети по ул. Заслонова г. Сафоново с характеристиками, позволяющими определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи, равно как и доказательств, которые позволили бы суду полагать, что спорные жилые объекты присоединены к водопроводным сетям ООО «Русэлпром-СЭЗ», истцом не предоставлено и судом не добыто.
Кроме того, как уже установлено судом источником водоснабжения спорных жилых объектов является артезианская скважина, принадлежащая ООО «Русэлпром-СЭЗ» и расположенная на его территории. Иные источники водоснабжения, в частности колодцы, водозаборные колонки на данной территории городского поселения отсутствуют.
Вместе с тем, состояние указанного источника водоснабжения противоречит требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения"
Согласно экспертного заключения от 13.08.2018 №7917 по результатам лабораторных исследований проб воды из артезианской скважины ООО «Русэлпром-СЭЗ», вода по санитарно-химическим показателям (содержание железа, лития, стронция) и микробиологическим гигиеническим нормативам не соответствует действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормативам - СанПиН 2.1.4.1074-01(т.1 л.д.48).
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и возлагает на администрацию муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области организовать централизованное водоснабжение жителей по улицам Гастелло и Заслонова города Сафоново Смоленской области, путем присоединения жилых объектов к сети водоснабжения, находящейся в эксплуатации МУП «Водоканал» и внести изменения в схему водоснабжения и водоотведения Сафоновского городского поселения в части водоснабжения по ул. Гастелло и Заслонова города Сафоново Смоленской области.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области организовать централизованное водоснабжение жителей по улицам Гастелло и Заслонова города Сафоново Смоленской области.
Внести изменения в схему водоснабжения и водоотведения Сафоновского городского поселения в части водоснабжения по ул. Гастелло и Засловнова города Сафоново Смоленской области.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение месяца через Сафоновский районный суд в апелляционном порядке со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.Е. Басурова