Дело №2-724/2020
76RS0008-01-2020-000600-16
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июля 2020г. г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Ивановой Ю.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новоселовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярославского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Попов луг» о запрете деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Ярославский транспортный прокурор обратился в Переславский районный суд Ярославской области с иском к ООО «Попов луг», просит запретить ответчику эксплуатацию посадочной площадки «Попов луг», размещенной на земельном участке с кадастровым номером <номер скрыт> по адресу: <адрес скрыт> так же использование данного земельного участка для осуществления взлета-посадки воздушных судов.
В обоснование требований указано, что процессуальным истцом проведена проверка соблюдения ООО «Попов луг» требований федерального законодательства при эксплуатации Посадочной площадки «Попов луг», расположенной по адресу: <адрес скрыт> географические координаты местоположения контрольной точки посадочной площадки: широта с56 44'18"; долготы в 038 43'38". Установлено, что посадочная площадка «Попов луг» расположена на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ООО «Попов луг», с кадастровым номером <номер скрыт> общей площадью 333 186 кв.м., категории земель - сельскохозяйственного назначения с разрешенным использование - для сельскохозяйственного производства. Данная посадочная площадка используется для приема-отправки воздушных судов малой авиации, на ней установлены соответствующие знаки для ориентира, что не соответствует разрешенному использованию земельного участка.
На посадочной площадке «Попов луг» осуществляется прием воздушных судов, принадлежащих различным юридическим и физическим лицам, организована стоянка авиационной техники. В этой связи не исключена возможность пролива топлива и горюче-смазочные материалов на землю, что приведёт к химическому загрязнению плодородного слоя земли. Использование земельного участка в качестве посадочной площадки ведет к уплотнению верхнего слоя земли, что также ведет к механическому уничтожению плодородного слоя земли.
Законом регламентировано, что владеющие земельными участками лица, независимо от наличия у них права собственности на землю, обязаны использовать такую недвижимость в соответствии с целевым назначением земли. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Администрацией Переславского муниципального района Ярославской области в ответе к ООО «Попов луг» от 22.03.2014 № 14.01-2410/14 сообщалось, что размещение посадочной площадки «Попов луг» на земельном участке с кадастровым номером <номер скрыт> возможно только при условии проведения следующих мероприятий:
Согласование с Минприродой в соответствии с п. 4, ст. 15 от 14.03.1995 № 33-ФЗ Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»;
Изменения категории земельного участка и приведении разрешенного вида земельного участка в соответствии с действующим законодательством;
Проведение санитарной экспертизы, по результатам которой должен быть разработан санитарный план с проектированием так называемых санитарных разрывов, то есть зон, позволяющих исключить вредное воздействие транспортного предприятия на окружающую среду.
Несмотря на это, согласно информации из Департамента имущественных и хмельных отношений Ярославской области от 24.03.2020, ООО «Попов луг» с ходатайство о переводе земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт> из одной категории земель в другую в Департамент не обращалось, в этой связи департаментом решения по вопросу перевода указанного земельного участка не принималось.
Тем самым проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером <номер скрыт> используется ответчиком не по назначению, а в качестве площадки для базирования, взлета - посадки воздушных судов малой авиации. Необходимых мер к переводу земельного участка из одной категории в другую руководством ООО «Попов луг» в течение всего периода нахождения земельного участка в собственности, ответчиком не принималось.
Согласно постановлению Администрации городского округа города Переславля-Залесского от 16.08.2018 № ПОС.03-1127/18 «О подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского» в связи с объединением города Переславля-Залесского с Переславским муниципальным районом принято решение о подготовке генерального плана городского округа. Заявление ООО «Попов Луг» от 28.12.2018 № ВХ.03.01-12337/18 было рассмотрено на заседании комиссии по подготовке генерального плана городского округа города Переславля-Залесского 30.10.2019. Заявление ООО «Попов Луг» проектной организацией включено в проект генерального плана, который находится на стадии согласования с вышестоящими органами исполнительной власти. С учетом проведения процедур согласования проекта и проведения публичных слушаний в соответствии с действующим законодательством, планируемая дата утверждения генерального плана ноябрь 2020г. (информация из письма Администрации городского округа города Переславля-Залесского № их. 03.01-1713/20 от 25.03.2020).
26.08.2014 Межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта зарегистрирован Аэронавигационный паспорт посадочной площадки «Попов луг» за № ЦПЗ-367, который по основному определению является первоисточником аэронавигационной информации для пилотов и диспетчерских. Также в Аэронавигационном паспорте содержится информация о собственнике и все требования по организации выполнения полетов с Посадочной площадки «Попов луг».
Согласно информации из Тверского центра обслуживания воздушного движения филиала Московского центра автоматизированного управления воздушным движением от 24.03.2020 № 1610.01.07-107, за 2019-2020 год подано 13 планов на взлёт/посадку с посадочной площадки «Попов луг», что подтверждает эксплуатацию данного объекта.
Факт использования ООО «Попов луг» земельного участка не по назначению, а в качестве посадочной площадки для взлета и посадки воздушных судов малой авиации подтверждается материалами проверки: свидетельствами о праве на земельные участки, сведениями, предоставленными Межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта центральных районов федерального агентства воздушного транспорта, Тверским центром обслуживания воздушного движения филиала Московского центра автоматизированного управления воздушным движением, Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области, Администрацией городского округа города Переславля-Залесского, ООО «Попов луг»; Аэронавигационным паспортом посадочной площадки «Попов луг»; организационно-распорядительными документами ООО «Попов луг», касающиеся ввода в эксплуатацию взлетно-посадочной площадки, ее открытия, обслуживания и поддержания взлетно-посадочной полосы, актом обследования посадочной площадки «Попов луг».
В результате нецелевого использования земли при осуществлении на указанном выше конкретном земельном участке деятельности, не предусмотренной законодательством для данной категории земель, нарушается правовой режим участка. Приведенные факты свидетельствуют об осуществлении ООО «Попов луг» деятельности, не связанной с выполнением сельскохозяйственных работ. Выявленные нарушения федерального законодательства в деятельности ООО «Попов луг» создают предпосылки к загрязнению, захламлению, деградации и ухудшению плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения, влекут иные негативные последствия, тем самым нарушая федеральное законодательство, направленное на сохранение земель сельскохозяйственного назначения, экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие, охрану жизни и здоровья.
В судебном заседании помощник Ярославского транспортного прокурора - Юрчук М.Е., указанные исковые требования поддержал, подтвердил доводы и обоснования, изложенные в иске.
Представитель ответчика ООО «Попов луг» в судебном заседании не участвовал, дважды извещался по адресу регистрации юридического лица, заказные письма возвращены в связи с истечением сроков хранения. Сведений об ином месте нахождения ответчика в материалах дела не имеется.
При указанных обстоятельствах суд надлежащим образом исполнил обязательство по извещению ответчика о месте и дате судебного заседания. Ответчик уклонился от получения судебной корреспонденции и тем самым несет риск наступления для себя неблагоприятных последствий, связанных с неявкой в судебное заседание.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация городского округа города Переславля-Залесского, представитель которой в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие, а так же письменный отзыв, в котором указал, что 28.12.2018г. в администрации зарегистрировано заявление ООО «Попов луг» об изменении территориальных зон земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт> с зоны СХ1 на СХ2 для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Данное заявление было рассмотрено Комиссией по подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского 30.10.2019г., принято решение о включении предложения в состав исходной документации для разработки генерального плана городского округа г. Переславля-Залесского с разрешенным использованием «животноводство». Решение по делу оставлено на усмотрение суда.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке, в порядке заочного производства.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что с 2011 года ответчик ООО «Попов луг» является собственником земельного участка общей площадью 333 186 кв.м., с кадастровым номером <номер скрыт> расположенного по адресу: <адрес скрыт> (л.д. 60). По сведениям ЕГРН данный земельный участок имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «для ведения сельскохозяйственного производства». В границах данного земельного участка организована посадочная площадка, используемая ответчиком для приема-отправки воздушных судов малой авиации, на площадке установлены соответствующие знаки для ориентира, осуществляется прием воздушных судов, принадлежащих различным юридическим и физическим лицам, организована стоянка авиационной техники, что подтверждается письмами Росавиации от 27.02.2020г и от 24.03.2020г. (л.д. 93, 94).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Законом регламентировано, что владеющие земельными участками лица, независимо от наличия у них права собственности на землю, обязаны использовать такую недвижимость в соответствии с целевым назначением земли (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации). Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ земельный кодекс и изданные с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ настоящий кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе, на принципе приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 и пунктом 3 части 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения, земли транспорта и земли иного специального назначения.
Землями сельскохозяйственного назначения Земельным кодекса РФ признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (частью 1 статьи 77).
Статья 78 Земельного кодекса РФ гласит, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждения, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В соответствии с частью 1 статьи 87 Земельного кодекса РФ землями транспорта и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов транспорта и иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 8 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1 статьи 2).
В соответствии с частью 7 статьи 40 Воздушного кодекса РФ посадочная площадка - участок земли, предназначенный для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Требования к посадочным площадкам устанавливаются Федеральными авиационными правилами «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», утвержденными Приказом Минтранса России от 04.03.2011 № 69.
Из материалов дела следует, что 26.08.2014г. Межрегиональном территориальном управлением воздушного транспорта зарегистрирован Аэронавигационный паспорт посадочной площадки «Попов луг» за № ЦПЗ-367.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства тому, что категория земельного участка изменена на «земли транспорта», что является обязательным условием использования земельного участка для размещения посадочной площадки, в силу перечисленных норм права. Так же в материалах дела отсутствуют доказательства тому, что ответчик организовал проведение санитарной экспертизы с целью разработки санитарного плана с проектированием санитарных разрывов (зон), позволяющих исключить вредное воздействие транспортного предприятия на окружающую среду, о необходимости которой ответчику было указано в письме администрации Переславского муниципального района от 22.08.2014г. №14.01-2410/14 (л.д. 96).
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «Попов луг» использует принадлежащий ему земельный участок не по назначению, что создает предпосылки к загрязнению, захламлению, деградации и ухудшению плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения, влечет иные негативные последствия. Тем самым ответчик нарушает федеральное законодательство, направленное на сохранение земель сельскохозяйственного назначения, экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие, охрану жизни и здоровья.
Согласно ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Таким образом, исковые требования Ярославского транспортного прокурора подлежат удовлетворению. Суд полагает необходимым запретить ООО «Попов луг» эксплуатацию посадочной площадки «Попов луг», размещенной на земельном участке с кадастровым номером <номер скрыт> по адресу: <адрес скрыт> а так же использовать данный земельный участок для осуществления взлета-посадки воздушных судов.
Запрет указанной деятельности не противоречит общественным интересам.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Запретить ООО «Попов луг» эксплуатацию посадочной площадки «Попов луг», размещенной на земельном участке с кадастровым номером <номер скрыт> по адресу: <адрес скрыт>
Запретить ООО «Попов луг» использование земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт> по адресу: <адрес скрыт> для осуществления взлета-посадки воздушных судов.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Ю.И. Иванова
Мотивированное решение изготовлено 16.07.2020г.