ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7251/2022 от 17.10.2022 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2022г. г.Уфа

Кировский районный суд г. Уфа Республики Башкортостан в составе председательствующего Сулейманова А.А.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ООО «Эппл Рус» о защите прав потребителя,

установил:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Эппл Рус» о взыскании в его пользу 69 500 руб. в счет уменьшения покупной цены смартфона Apple iPhone 13 Pro 256Gb Sierra Blue, неустойки за неудовлетворение требований потребителя в размере 70 073,60 руб., компенсации морального вреда в размере 20 000 руб., штрафа в размере 79 786,80 руб.

В обоснование истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он приобрел в магазине » смартфон <данные изъяты> стоимостью 109 490 руб. для целей использования, в том числе, функции бесконтактной оплаты посредством технологии <данные изъяты> и системы <данные изъяты>. В марте 2022 г. в смартфоне истца перестала работать система бесконтактных платежей <данные изъяты> для карт <данные изъяты> Истец привязал к системе <данные изъяты> карту платежной системы Мир. ДД.ММ.ГГГГ перестала работать система бесконтактных платежей <данные изъяты> для карт Мир. Истец считает, что ему был передан товар ненадлежащего качества.

ДД.ММ.ГГГГ истец направил претензию ответчику. Истец не получил ответа на претензию, что послужило основанием для обращения в суд с указанными требованиями.

Из возражений ответчика ООО «Эппл Рус» следует, что недоступность услуги <данные изъяты> не может быть классифицирована как недостаток программного обеспечения, поскольку не соответствует установленным к определению «недостатка» требованиям и не приводит к невозможности пользоваться смартфоном. <данные изъяты> является услугой, которую оказывают третьи лица. Ответчик не предоставляет услугу Apple Pay, поэтому не может отвечать по требованиям, связанным с недоступностью данной услуги. Требование о соразмерном уменьшении цены товара не может быть предъявлено к импортеру. Истец не доказал, что является потребителем смартфона и услуги Apple Pay; в материалах дела не содержится доказательства того, что смартфон был приобретен истцом. В связи с отсутствием нарушения прав потребителя требование истца о взыскании с ответчика неустойки, морального вреда, не подлежит удовлетворению. Кроме того, ответчик считает суммы расходов завышенными.

Стороны на судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, изучив и оценив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. истец приобрел в магазине ООО «РеСтор» смартфон <данные изъяты> стоимостью 109 490 руб.

Импортером смартфонов указанной марки на территории Российской Федерации является ООО «Эппл Рус».

Как указывает истец и не оспаривалось ответчиком, в смартфоне предусматривается возможность бесконтактной оплаты товаров, работ и услуг с использованием платежного приложения и услуги Apple Pay. Указанное платежное приложение не является банковской картой и само по себе не производит оплату товаров и услуг. Приложение позволяет пользователю, при его желании, «привязать» имеющуюся у него дебетовую или кредитную пластиковую карту банка-эмитента к смартфону, расплачиваясь далее бесконтактно и при отсутствии у пользователя на руках физической пластиковой карты, при условии, что используется карта банка, который поддерживается поставщиком платежного приложения. Возможность бесконтактной оплаты в смартфоне обеспечивается функционалом в виде NFC-модуля (модуля бесконтактной оплаты).

В обоснование своих исковых требований истец ссылается на то, что наличие услуги <данные изъяты> послужило причиной выбора им именно смартфона <данные изъяты>, а не смартфона другой марки. Прекращение работы услуги Apple Pay является недостатком товара, что позволяет ему требовать соразмерного уменьшения покупной цены.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На возникшие между сторонами правоотношения распространяется Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей».

В силу ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» при продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Статья 18 указанного Закона РФ предусматривает, что потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня технически сложных товаров» смартфон (телефон) входит в перечень технически сложных товаров.

В соответствии с п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» требования граждан к качеству программного обеспечения, используемого в технически сложном товаре (например, к операционной системе, которая служит для обеспечения его функционирования), должны рассматриваться как требования к качеству товара в целом с учетом его потребительских свойств в соответствии со статьей 469 ГК РФ.

Суд отклоняет довод истца о том, что прекращение работы услуги Apple Pay является недостатком товара.

Материалами дела подтверждается, что информация об Apple Pay и о лице, ответственном за услугу Apple Pay, содержится в лицензионном соглашении, дополнительных условиях использования Apple Pay, руководстве пользователя и в спецификации.

Поставщиком платежного приложения <данные изъяты> является компания <данные изъяты> занесенная в реестр Банка России под номером

Правообладателем товарного знака <данные изъяты> является компания <данные изъяты> регистрационный .

Лицензиаром и лицом, ответственным за программное обеспечение <данные изъяты> включая услугу <данные изъяты>, является компания <данные изъяты>., зарегистрированная по адресу: <данные изъяты>.

Таким образом, ответчик не является лицом, оказывающим услугу <данные изъяты> или правообладателем <данные изъяты> или связанного с данной услугой программного обеспечения. Доказательства обратного в материалы дела не представлено.

Согласно п. 1 лицензионного соглашения, условия которой должен принять потребитель для того, чтобы начать использование продуктов, устанавливаемых на смартфон, программное обеспечение (включая код загрузочного <данные изъяты>, встроенное программное обеспечение и стороннее программное обеспечение), документация, интерфеи?сы, контент, шрифты и любые данные, идущие в комплекте с Устройством (далее — «Исходная конфигурация программного обеспечения <данные изъяты>»), которые могут быть усовершенствованы или впоследствии заменены обновлениями, новые версии программного обеспечения или программное обеспечение для восстановления системы, предоставленные <данные изъяты> (далее — «Обновления программного обеспечения <данные изъяты> и находящиеся на постоянном запоминающем устрои?стве или на любом ином носителе информации или в любои? инои? форме (Исходная конфигурация программного обеспечения iOS и Обновления программного обеспечения <данные изъяты>, совместно именуемые «Программное обеспечение iOS»), не продаются Вам, а предоставляются компаниеи? <данные изъяты>

В силу п. (h) раздела 1 лицензионного соглашения, п. 1 дополнительных условий услуги могут быть доступны не на всех языках и не во всех регионах, список доступных функций может зависеть от региона, <данные изъяты> и определенные функции <данные изъяты> могут быть доступны не во всех регионах и не всем эмитентам карт, платежным системам, продавцам и другим третьим лицам. Услуги поставляются на условиях «как есть» и «как доступно», без гарантий любого рода (п. 7.3 лицензионного соглашения). В соответствии с п. 7.4 лицензионного соглашения не предоставляется гарантий в отношении бесперебойной работы защиты от обстоятельств, препятствующих работе с программным обеспечением Apple и Услугами, соответствия функций и Услуг конкретным требованиям, бесперебойной и безошибочной работы программного обеспечения Apple, сохранения доступности любых Услуг.

В руководстве пользователя указано, что услуга <данные изъяты> может стать недоступной.

В п. 5 «а» лицензионного соглашения указано, что программное обеспечение <данные изъяты> может предоставлять доступ к онлайн-магазину <данные изъяты> Картам и другим услугам и вебсайтам Apple и третьих сторон, которые могут быть доступны не на всех языках и не во всех странах.

Представленные документы находятся в открытом доступе на русском языке и могут быть изучены до совершения покупки товара. Истец мог ознакомиться со всеми указанными документами до момента приобретения товара.

Суд приходит к выводу о том, что <данные изъяты> является услугой, которая дополнительно оказывается пользователю смартфона. Оказание услуги требует вовлечения третьих лиц и зависит от множества участников, правоотношения которых регулируются специальным законодательством (регулированием Центрального Банка РФ по вопросам платежной инфраструктуры, платежных систем, банков-эмитентов карт, оператора платежного приложения и, наконец, самого пользователя), услуга не предоставляется автоматически с приобретением товара.

Возможность бесконтактной оплаты в смартфоне обеспечивается функционалом в виде NFC-модуля (модуля бесконтактной оплаты). При наличии в смартфоне данного модуля пользователь может получить доступ к услуге бесконтактной оплаты. NFC-модуль в смартфоне является работоспособным, о чем у сторон нет спора. Оплата через платежные системы <данные изъяты> и <данные изъяты> невозможна, поскольку Банк России исключил эти платежные системы из реестра операторов платежных систем (Приказ Банка России от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Возобновление оплаты через платежную систему Мир невозможно в связи с отсутствием необходимого для этого договора между платежной системой Мир и компанией Apple Distribution International Limited как поставщиком услуги Apple Pay.

Суд приходит к выводу, что недоступность услуги Apple Pay на смартфонах не является недостатком по смыслу Закона «О защите прав потребителей», поскольку не соответствует критериям недостатка. Какие-либо обязательные требования, предусмотренные вышеуказанным законом или в установленном им порядке, отсутствуют; согласно договору услуга Apple Pay может стать недоступной; наличие услуги Apple Pay не связано с целью, для которой смартфон обычно используется (средство сотовой и беспроводной связи, фото- и видеокамера, навигация, скачивание и использование приложений и т.п.), истец не представил доказательства несоответствия смартфона целям, о которых потребитель сообщил продавцу при заключении договора (например, о том, что потребитель приобретал смартфон исключительно как средство платежа вместо банковской карты). Суд также критически оценивает довод о том, что при покупке товара услуга Apple Pay являлась конкурентным преимуществом, поскольку данная услуга не является уникальной. Возможность бесконтактного способа оплаты остается в приложениях других разработчиков.

Согласно п. 3 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) прекращение работы программного обеспечения товара по истечение гарантийного срока, но в пределах срока службы, приведшее к невозможности его дальнейшего функционирования и использования, может быть признано существенным недостатком, при котором потребитель вправе возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Таким образом, для признания недостатка программного обеспечения существенным должна быть доказана утрата возможности использования товара по его назначению и отсутствие обслуживания работоспособности программного технического обеспечения товара. Истец данные доказательства не предоставил.

Учитывая вышеприведенные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что истцу была предоставлена полная и достоверная информация о смартфоне и об услуге Apple Pay, а также о доступности приложений для смартфона, в смартфоне истца отсутствуют существенные недостатки производственного характера. Судом не установлено нарушения прав потребителя со стороны ответчика; кроме того, ответчик не является лицом, предоставляющим программное обеспечение iOS, и доступ к услуге Apple Pay.

Также суд учитывает, что согласно п. 2 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» требование о соразмерном уменьшении покупной цены предъявляются продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

В силу п. 3 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» к импортеру можно предъявить только требования, указанные в абзацах 2 и 5 п. 1 ст. 18 Закона.

Требование о соразмерном уменьшении стоимости товара предусмотрено абзацем 4 п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», поэтому оно не может быть предъявлено импортеру.

Статус ответчика ООО «Эппл Рус» как импортера подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

Следовательно, ООО «Эппл Рус» является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что истец приобретал смартфон и пользовался услугой Apple Pay. Из приложенного к иску кассового чека от ДД.ММ.ГГГГ не следует, что покупателем смартфона «Apple iPhone 13 Pro 256 Gb Sierra Blue» являлся истец, поскольку единственным идентификатором покупателя является номер карты почетного клиента ООО «РеСтор» - Иных данных о личности покупателя не содержится, поэтому установить то, что покупателем был истец не представляется возможным. Иных доказательств о совершении истцом покупки смартфона не предоставлено.

Также истец не представил доказательств того, что он является пользователем услуги Apple Pay. Поскольку в качестве основания для исковых требований указана недоступность услуги Apple Pay, отсутствие таких доказательств является дополнительным основанием для отказа в иске.

На этом основании суд отказывает в удовлетворении требований истца.

Поскольку суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, то остальные требования истца о выплате штрафа и неустойки, возмещении морального вреда, удовлетворению также не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «Эппл Рус» о защите прав потребителя отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда.

Председательствующий судья Сулейманов А.А.