К делу №2-7254/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
в составе:
председательствующего судьи Арзумановой И.С.,
при секретаре Джаримок З.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к акционерному обществу «Автономная теплоэнергетическая компания», обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго», акционерному обществу «Краснодартеплосеть» о пресечении действий, нарушающих право, создающих угрозу нарушения права,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к АО «Автономная теплоэнергетическая компания», ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго», АО «Краснодартеплосеть» о признании незаконными действий по вводу ограничения режима поставки тепловой энергии в <адрес> жилого <адрес> в г.Краснодаре.
В иске указано о том, что ФИО1 является собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: г. Краснодар, <адрес>. Истец проживает в многоквартирном доме по адресу: г. Краснодар, ул. <адрес>, является добросовестным плательщиком, что подтверждается счет-квитанцией за август 2018 года о начислении платы за коммунальные услуги, полученные по вышеуказанному адресу и чек-ордером от 03.09.2018 об оплате данных коммунальных слуг. В квартиру ФИО1 поставку тепловой энергии для горячего водоснабжения осуществляет АО «АТЭК». В свою очередь, для этой цели поставку тепловой энергии АО «АТЭК» осуществляют ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго», являющейся производителем тепловой энергии. Как стало известно истцу, ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» направило в АО «АТЭК» уведомление от 06.07.2018 о полном прекращении с 15.07.2018 поставки тепловой энергии АО «АТЭК». В результате данных действий ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» с 15.07.2018 истцу не может быть оказана коммунальная услуга по поставке тепловой энергии для обеспечения горячего водоснабжения, как и другим добросовестным потребителям, не имеющим задолженности за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, что лишит возможности теплоснабжающую организацию АО «АТЭК» поставлять коммунальные ресурсы исполнителю в лице ООО «ГУК-Краснодар» и приведет последнее к невозможности предоставить истцу коммунальную услугу по горячему водоснабжению. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии угрозы нарушения его права на коммунальную услугу – горячее водоснабжение, предусмотренного частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации. ФИО1 не состоит в договорных отношениях с ответчиками и долгов перед указанными компаниями за коммунальные услуги не имеет.
В ходе судебного разбирательства представитель истца уточнила исковые требования. Просит признать незаконными и запретить ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» и АО «Краснодартеплосеть» действия (бездействие), способные привести к отсутствию поставки тепловой энергии на объекты теплоэнергетики, эксплуатируемые АО «Автономная теплоэнергетическая компания» по причине задолженности АО «Автономная теплоэнергетическая компания» за поставленные энергетические ресурсы, что может привести к отсутствию коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению жилого помещения, расположенного по адресу: г.Краснодар, <адрес>
Представитель ответчика ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» против удовлетворения уточненных исковых требований возражал. Пояснил, что между ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» и АО «АТЭК» заключены договоры на снабжение тепловой энергией в паре № Т-41 от 17.09.2013 и договор энергоснабжения № 1-22/09/201 от 01.07.2009, также между ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» и АО «Краснодартеплосеть» заключен договор энергоснабжения № Т-4 от 01.07.2009. Согласно указанным договорам ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» имеет право полностью или частично прекратить поставку тепловой энергии в случае неоплаты или несвоевременной оплаты по указанным договорам. У АО «АТЭК», как и у АО «Краснодартеплосеть» по состоянию на 30.06.2018 имелась значительная задолженность перед ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго». ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» указывает на то, что намеревалось ограничить поставку тепловой энергии только в направлении «ТЭЦ-Центр города», что не повлияет на поставку тепловой энергии для обеспечения горячей водой истца.
Представитель ответчика АО «АТЭК» в судебном заседании признал уточненные исковые требования. Пояснил, что в силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 122 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается. Кроме того, уведомление ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» от 06.07.2018 является не точным, так как помимо направления «ЦТЭЦ-Центр города», в уведомлении указан договор № Т-41 от 01.07.2009, однако у АО «АТЭК» отсутствует договор с ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» на поставку тепловой энергии в направлении «ТЭЦ-Центр города», а дата заключения договора, указанного в уведомлении от 06.07.2018, соответствует договору № 1-22/09/201, тепловая энергия по которому поставляется ООО «ГУК-Краснодар» для приготовления горячей воды для Истца.
Представитель истца в судебное заседание не явилась, заблаговременно представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика АО «Краснодартеплосеть» в судебное заседание не явился.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, находит уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Между ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» и АО «АТЭК» заключены договоры на снабжение тепловой энергией в паре № Т-41 от 17.09.2013 и договор энергоснабжения № 1-22/09/201 от 01.07.2009, в соответствии с которыми ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» обязалось поставлять тепловую энергию на объекты теплоснабжения, эксплуатируемые АО «АТЭК» на территории муниципального образования город Краснодар. Из отзыва ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» следует, что по указанным договорам, по состоянию на 30.06.2018 г. у АО «АТЭК» числилась задолженность перед ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» в размере 436 237 491,98 руб., а в АО «Краснодартеплосеть» данная задолженность на эту же дату составляла 291 386 684,41 руб.
В соответствии с п. 93 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры.
Запрет на ограничение/прекращение поставки коммунальной услуги (в данном случае по теплоснабжению) содержится в п. 122 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, которым установлено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
По своей правовой природе, договора заключенные между указанными ресурсоснабжающими организациями, является договорами энергоснабжения, к которому применяются правила, содержащиеся в § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
При наличии нарушений договорных обязательств со стороны абонента – юридического лица энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 Гражданского Кодекса РФ, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 93 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры.
Вместе с тем, требованиями пункта 122 раздела XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), запрещено приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Принимая во внимание изложенное необходимо учитывать, что статьей 4 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлен безусловный приоритет норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения.
В данном случае, несмотря на наличие Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, в рамках которых и действует ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго», жилищное законодательство не допускает возможности прекращения предоставления коммунальных услуг иначе, как в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.
Учитывая статус АО «АТЭК» как организации, конечными потребителями которой являются управляющие организации, можно сделать вывод, что гражданским законодательством не предусмотрено право энергоснабжающей организации ограничивать поставку тепловой энергии в случаях, когда это может привести к безосновательному прекращению поставки исполнителям и их конечным потребителям тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, поскольку конечными потребителями ресурса являются собственники помещений в многоквартирных домах.
Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации). Законодателем в развитие названных конституционных положений и введены указанные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных коммунальных услуг и не состоят в непосредственных отношениях с ресурсоснабжающими организациями.
Статьей 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещающей действия (бездействия) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
При таких обстоятельствах, суд находит противоречащим законодательству действия ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» по угрозе прекращения теплоснабжения объектов АО «АТЭК», которые могут привести к прекращению подачи тепловой энергии, поскольку к тепловым сетям АО «АТЭК» подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные коммунальные ресурсы.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении действиями ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» прав ФИО1 на получение коммунальной услуги, предусмотренного частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Абз. 2 ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ запрещает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Избранный истцом способ защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения предусмотрен ст. 12 ГК РФ и не требует наступления для истца негативных последствий в виде прекращения предоставления коммунальных услуг.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконными и запретить обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» действия (бездействие), способные привести к отсутствию поставки тепловой энергии на объекты теплоэнергетики эксплуатируемые акционерным обществом «Автономная теплоэнергетическая компания» по причине задолженности акционерного общества «Автономная теплоэнергетическая компания» за поставленные энергетические ресурсы, что может привести к отсутствию коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению жилого помещения, расположенного по адресу: г. Краснодар<адрес>
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд города Краснодара в течение одного месяца.
Судья: