Дело № 2-7257/2023 (2-5865/2020) 66RS0004-01-2023-007159-55
Мотивированное решение изготовлено 24.11.2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 20 ноября 2023 года
Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Киприяновой Н.В., при секретаре Афонасьевой Я.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга Дауровой Е.В., представителя истца по доверенности – Речкалова А.Ю., представителя ответчика Администрации г. Екатеринбурга по доверенности – Усовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действующего в интересах Дёминой Л. Ф., к Администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действующей в интересах Дёминой Л. Ф., обратился в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с иском к Администрации города Екатеринбурга, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий его доступности для инвалида.
В обоснование заявленного иска указано, что прокуратурой Железнодорожного района г. Екатеринбурга проведена проверка по обращению Дёминой Л.Ф. о нарушении жилищных прав, являющейся инвалидом № Установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, 1 подъезд. <//> муниципальной комиссией администрации г. Екатеринбурга проведено обследование жилого помещения, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида. По результатам обследования, муниципальной комиссией принято решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, в котором проживает инвалид и направления соответствующего акта в Министерство социальной политики Свердловской области для проведения соответствующей проверки экономической целесообразности.
Акт комиссии <//> направлен в Министерство социальной политики Свердловской области для рассмотрения вопроса проведения проверки экономической целесообразности, <//> документы возвращены с рекомендацией проведения проверки экономической целесообразности Администрацией города Екатеринбурга. До настоящего времени проведение проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта не проведено, в связи с чем, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Представитель процессуального истца – помощник прокурора Железнодорожного района Дауровой Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в иске. Просила иск удовлетворить.
Дёмина Л.Ф. в судебное заседание не явилась, извещена в срок и надлежащим образом, направила своего представителя.
Представитель Дёминой Л.Ф. – Речкалов А.Ю., действующий на основании доверенности, поддержал позицию процессуального истца. На удовлетворении исковых требований настаивал.
Ответчик Администрация г. Екатеринбурга исковые требования полагал необоснованными, в письменных возражениях пояснив, что полномочия органов местного самоуправления не включают в себя социальную поддержку и социальное обслуживание отдельных категорий населения (инвалидов) и создания условий для их беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Положениями Закона Свердловской области от 13.12.2016 № 148-ОЗ «О социальной защите инвалидов Свердловской области» предоставление инвалидам мер социальной поддержки возложено на областные и территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области. Уполномоченным органом по проведению проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, является Министерство социальной политики Свердловской области. Финансирование затрат, связанных с предоставлением инвалидам мер социальной поддержки, должно осуществляться за счет средств областного бюджета и расходным обязательством муниципального образования г. Екатеринбург не является. Порядок предоставления денежных средств из средств областного бюджета местному бюджету на реализацию соответствующего полномочия (мероприятия) не утвержден, документы, подтверждающие фактическое перечисление денежных средств в пользу местного бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» на реализацию соответствующего полномочия (мероприятия) отсутствуют.
Представитель ответчика Усова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы возражений поддержала, просила в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, Министерство социальной политики Свердловской области представителя представило в суд отзыв на исковое заявление, в котором просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, полагая, что заявленный иск является обоснованным.
Учитывая изложенное, а также обстоятельства заблаговременного размещения на сайте Ленинского районного суда г. Екатеринбурга сведений о месте и времени судебного заседания, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке и вынести решение.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, сопоставив в совокупности и взаимосвязи все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки инвалидов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ) к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 2 часть 1 статьи 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (статья 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
В силу п.п. 1 и 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ федерального органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода их них, посадки в транспортное средство и высадки из него.
Согласно пункту 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Пункт 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила от 9 июля 2016 года N 649).
Согласно пункту 2 Правил от 9 июля 2016 года N 649 доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Правил от 9 июля 2016 года N 649 координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в отношении жилых помещений, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, обеспечивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пункт 10 Правил от 9 июля 2016 года N 649 определяет, что порядок создания и работы региональной и муниципальной комиссий устанавливается уполномоченным органом.
Из пункта 15 Правил от 9 июля 2016 года N 649 следует, что в случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а уполномоченный орган обеспечивает ее проведение.
Заключение о возможности (об отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании акта обследования и решения комиссии об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид (пункт 17 - 20, 22 Правил от 9 июля 2016 года N 649).
Во исполнение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 февраля 2017 года N 583/пр утверждены Правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее Правила от 28 февраля 2017 года N 583/пр).
Согласно пункту 2 указанных Правил проведение проверки экономической целесообразности обеспечивается уполномоченным органом, указанным в абзаце третьем пункта 3 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов".
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 21.07.2017 N 516-ПП Министерство социальной политики Свердловской области определенно исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов и используемых для их постоянного проживания и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.
Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 15.03.2018 N 67 "Об отдельных вопросах реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены "Положение о региональной межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов", и "Положение о муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов".
Согласно п. 1 Положения о муниципальной комиссии настоящее Положение устанавливает порядок создания и работы муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Муниципальная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом и создается для проведения обследования жилых помещений, входящих в состав муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания и общего имущества в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения, в целях оценки возможностей их приспособления с учетом потребностей инвалидов в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности и обеспечения их доступности для инвалидов (п. 4 Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 15.03.2018 N 67).
Согласно подп. 3, 5 п. 8 Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 15.03.2018 N 67 функциями муниципальной комиссии также являются определение наличия или отсутствия технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием; принятие решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида по форме, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.02.2017 N 583/пр.
Из приведенных положений взаимосвязанных нормативных правовых актов, а также постановления Правительства Свердловской области от 12.05.2012 N 485-ПП "О Министерстве социальной политики Свердловской области", которым утверждено Положение о Министерстве социальной политики Свердловской области, следует, что на Министерство социальной политики Свердловской области как на уполномоченный орган возложена обязанность не по непосредственному проведению, а по координации мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов. В целях обеспечения проведения мер по приспособлению жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме к потребностям инвалида (п.п. 10 и 15 Правил от 09 июля 2016 года № 649) Министерство социальной политики Свердловской области уполномочено на создание региональной комиссии в отношении жилых помещений входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области.
Соответственно, органом, компетентным и уполномоченным на проведение оценки экономической целесообразности в отношении помещения, в котором проживает инвалид, исходя из действующего правового регулирования, является Администрация города Екатеринбурга.
Согласно материалам дела, прокуратурой Железнодорожного района г. Екатеринбурга проведена проверка по обращению Дёминой Л.Ф., проживающей по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> нарушении её жилищных прав как инвалида №
Как следует из акта № от <//>, утвержденного на заседании муниципальной комиссии <//>, муниципальная комиссия пришла к следующим выводам: имеется необходимости приспособления общего имущества в многоквартирном доме и обеспечения условий их доступности для инвалида в связи с несоответствием вышеуказанных параметров, отсутствует техническая возможность для приспособления общего имущества в многоквартирном доме и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта по причине конструктивных особенностей многоквартирного дома (необходима перестройка входной группы, в том числе расширение тамбура-шлюза, оборудование крыльца нормативным пандусом, а также оборудование пандуса или обустройство иного подъемного устройства на лестничном марше на первый этаж).
Кроме того, в акте в качестве предложения гражданки Дёминой Л.Ф. зафиксирована просьба об оборудовании пандуса на крыльцо и лестницу, ведущую на 1 этаж, поскольку она передвигается исключительно с помощью кресла-коляски, в связи с чем не имеет возможности выхода на улицу.
На основании указанных выводов принято решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, о направлении акта в уполномоченный орган, обеспечивающий ее проведение – Министерство социальной политики <адрес>.
Акт комиссии <//> направлен в Министерство социальной политики <адрес> для рассмотрения вопроса проведения проверки экономической целесообразности, <//> документы возвращены с рекомендацией проведения проверки экономической целесообразности Администрацией города Екатеринбурга.
В связи с тем, что доказательств проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает Дёмина Л.Ф., ответчиком до принятия решения суда не представлено, исковые требования подлежат удовлетворению. Заявленный в иске срок проведения проверки – 3 месяца с даты вступления решения суда в законную силу, отвечает принципам разумности.
Доводы ответчика Администрации г. Екатеринбурга о том, что имеется судебная практика иных субъектов Российской Федерации, а также о возможных последствиях исполнения требуемых истцом обязательств в виде нецелевого расходования бюджетных средств, судом отклоняются как не основанные на действующем в <адрес> законодательстве в сфере социальной защиты инвалидов.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действующего в интересах Дёминой Л. Ф., к Администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на Администрацию г. Екатеринбурга (№) обязанность в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) по адресу г. Екатеринбург, <адрес> целях приспособления жилого помещения Дёминой Л. Ф. (паспорт №№) - инвалида № и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья: Н.В. Киприянова