ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7259/2021 от 18.10.2021 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2021-012007-11 Дело № 2-7259/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе судьи Машкалевой О.А.

при секретаре Ухановой М.С.

с участием:

представителя истца ФИО9 – ФИО10,

представителей ответчика ФИО11, ФИО12,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре

18 октября 2021 г. гражданское дело по иску ФИО9 к Автономному учреждению Республики Коми «Комикиновидеопрокат» о признании действий незаконными, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО9 обратилась в суд с иском к Автономному учреждению Республики Коми «Комикиновидеопрокат» о признании незаконным и отмене приказа № 49-к от 25.06.2021, обязании доначислить и перечислить заработную плату за июнь 2021 г. в размере 37784,75 рублей, компенсации морального вреда в размере 50000 рублей. В обоснование требований указала, что в соответствии с Положением об оплате труда подведение итогов и оценке выполнения показателей эффективности деятельности работников учреждения, определение конкретных размеров премиальных выплат, надбавок за качество выполняемых работ, за интенсивность и высокие результаты работы производятся коллегиальным органом – комиссией по распределению стимулирующих выплат и премий. Руководитель в точном соответствии с протоколом комиссии издает приказ об установлении работникам персональных стимулирующих надбавок за эффективность трудовой деятельности. Однако в нарушение норм локального нормативного акта в июне 2021 г. ей не были установлены выплаты согласно положению. Вопреки решению комиссии приказом от 25.06.2021 ей установлены заниженные надбавки.

В судебном заседании, начавшемся 11.10.2021 и продолжившемся 18.10.2021, представитель истца требования поддержала.

Представители ответчика с требованиями истца не согласились.

Истец в судебном заседании отсутствует, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что истец с 24.02.2009 состоит в трудовых отношениях с АУ РК «Комикиновидеопрокат», с 01.09.2018 работает в должности <данные изъяты>

Приказом от 25.06.2021 № 49-К по результатам работы за июнь 2021 г. ФИО9 установлена выплата стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работ в размере 80%, за качество выполняемых работ в размере 45%.

При этом протоколом заседания Комиссии по распределению стимулирующих выплат работникам от 24.06.2021 ФИО9 решено установить размер стимулирующих выплат за июнь 2021 г. за интенсивность – 160%, за качество – 100%.

Не согласившись с действиями работодателя, истец обратилась в суд, указывая, что руководитель принял приказ не в соответствии с решением комиссии. Также в ходе рассмотрения дела сторона истца указывает, что оснований для снижения размера стимулирующих выплат истцу не было.

На основании ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполнения работы.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).

Согласно ст. 135 этого же кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).

Согласно ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации премирование является одним из видов поощрения работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности. Премия как стимулирующая и поощрительная выплата в силу части первой ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации является составной частью заработной платы. Системы оплаты труда, включая системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части первая и вторая ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии с приказом от 24.08.2018 № 11-лс ФИО9 установлена ежемесячная надбавка за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы на основании приказа руководителя учреждения.

28.06.2018 директором АУ РК «Комикиновидеопрокат» утверждено Положение об оплате труда работников АУ РК «Комикиновидеопрокат».

Положение включает в себя размеры должностных окладов, а также условия и размеры установления выплат стимулирующего характера.

В соответствии с разделом 4 Положения выплатами стимулирующего характера являются, в т.ч. надбавки за качество выполняемых работ, надбавки за интенсивность и высокие результаты работы.

Согласно п. 4.3., 4.3.11., 4.4. Положения надбавки за качество, за интенсивность и высокие результаты работы могут устанавливаться работникам до 200% должностного оклада.

В соответствии с п. 4.5. Положения размер и условия осуществления надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ определяются учреждением самостоятельно в пределах утвержденного планового фонда оплаты труда и фиксируются в установленном порядке в локальном нормативном акте с учетом мнения представительного органа работников.

Конкретные размеры надбавок за качество выполняемых работ, за интенсивность и высокие результаты работы работникам учреждения устанавливаются ежемесячно приказом руководителя учреждения с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников учреждения, позволяющих оценить результативность и качество его работы, установленных в приложении № 2 к Положению.

Основаниями для принятия руководителем учреждения решения о выплате надбавок работникам за отчетный период являются подаваемые на имя руководителя учреждения представления с обязательным указанием размера надбавок руководителями структурных подразделений.

Приказом Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми от 22.11.2019 № 512-од утверждены Методические рекомендации по вопросу осуществления выплат стимулирующего характера (премии) по итогам выполнения показателей эффективности деятельности работника государственного (муниципального) учреждения культуры за отчетный период (месяц, квартал, год).

В соответствии с Методическими рекомендациями выплаты стимулирующего характера (премии) выполнения показателей эффективности рекомендуется выплачивать работнику на основании: представленных отчетных данных по выполнению показателей эффективности деятельности работника за отчетный период; установленных сроков представления отчетных данных; пояснительной записки к отчетным данным. В пояснительной записке указываются причины, повлиявшие на снижение (увеличение) выполнения показателей (п. 3).

При стимулировании работника следует учитывать:

объективность: размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда;

прозрачность: работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда;

адекватность: вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всего коллектива, его опыту и уровню квалификации;

своевременность: вознаграждение должно следовать за достижением результата;

справедливость: правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику (п. 6).

Стимулирование работников учреждения рекомендуется производить при условии: выполнения показателей эффективности их деятельности за отчетный период; отсутствия сбоев в работе и качественного выполнения своих основных задач и функций (п. 7).

Для подведения итогов и оценки выполнения показателей эффективности деятельности работников за соответствующий отчетный период целесообразно создать коллегиальный орган (комиссию), наделенный правами принятия решения о рекомендациях об установлении стимулирующих выплат и ее размерах (п. 8).

Приказом АУ РК «Комикиновидеопрокат» от 05.12.2019 № 61-од в приказ от 28.06.2018 № 25-од внесены изменения: п. 4.5 Положения об оплате труда работников АУ РК «Комикиновидеопрокат» дополнен п. 4.5.1.

В материалы дела представлено два Дополнения в Положение об оплате труда работников АУ РК «Комикиновидеопрокат», согласованные Председателем профкома ФИО9 и утвержденные и.о. директора ФИО1 являющихся приложением к приказу от 05.12.2019 № 61-од.

Согласно одному Дополнению п. 4.5 Положения дополнен п. 4.5.1. следующего содержания: «Подведения итогов и оценки выполнения показателей эффективности деятельности работников учреждения, определение конкретных размеров премиальных выплат, надбавок за качество выполняемых работ, за интенсивность и высокие результаты работы за соответствующий отчетный период производятся коллегиальным органом – Комиссией по распределению стимулирующих выплат и премий, наделенной правами принятия решения по установлению стимулирующих выплат и премий.

Решение Комиссии оформляется протоколом и передается руководителю учреждения. Руководитель на основании протокола Комиссии издает приказ об установлении работникам персональных стимулирующих надбавок за эффективность трудовой деятельности.».

Согласно другому Дополнению п. 4.5 Положения дополнен п. 4.5.1. следующего содержания: «Подведения итогов и оценки выполнения показателей эффективности деятельности работников учреждения, определение конкретных размеров премиальных выплат, надбавок за качество выполняемых работ, за интенсивность и высокие результаты работы за соответствующий отчетный период производятся коллегиальным органом – Комиссией по распределению стимулирующих выплат и премий, наделенной правами принятия решения по установлению стимулирующих выплат и премий.

Решение Комиссии оформляется протоколом и передается руководителю учреждения. Руководитель в точном соответствии с протоколом Комиссии издает приказ об установлении работникам персональных стимулирующих надбавок за эффективность трудовой деятельности.».

Приказом от 05.12.2019 № 62-од создана комиссия по распределению стимулирующих выплат и утверждено Положение о комиссии по распределению стимулирующих выплат.

В соответствии с Положением о комиссии по распределению стимулирующих выплат целью создания комиссии является обеспечение участия работников учреждения в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с Положением об оплате труда работников АУ РК «Комикиновидеопрокат».

Основаниями для принятия решения Комиссией являются подаваемые на заседание Комиссии представления с обязательным указанием размеров надбавок и премиальных выплат по итогам работы: работником учреждения самооценка своей деятельности за текущий месяц (отчет о работе за определенный период) руководителю структурного подразделения; руководителями структурных подразделений о деятельности работников за месяц (п. 4.4.).

На заседании комиссии проводится анализ и оценка объективности представленных результатов качественных показателей деятельности работников в части соблюдения установленных критериев, показателей, порядка и процедур оценки профессиональной деятельности. В случае установления комиссией существенных нарушений, представленные результаты возвращаются субъекту, представившему результаты для исправления и доработки (п. 4.5.).

Комиссия на основании всех материалов мониторинга составляет итоговый лист с указанием процентов по каждому работнику и утверждает его на своем заседании (п. 4.6.).

Протокол заседания комиссии передается директору учреждения для оформления приказа об утверждении размеров стимулирующих выплат работникам учреждения (п. 4.7.).

Из приведенных положений действующего у ответчика локального нормативного акта, регулирующего порядок установления работникам стимулирующих выплат, в совокупном толковании их с нормами трудового законодательства, регулирующими спорные правоотношения, следует, что определение итогового размера стимулирующих выплат производится комиссией, утверждаемой приказом работодателя, на основании анализа и оценки результатов профессиональной деятельности работника по установленным критериям, после чего в отношении каждого работника составляется итоговый оценочный лист.

При этом право оценки трудовой деятельности конкретного работника и качества выполняемой им работы принадлежит исключительно работодателю, который по результатам такой оценки в пределах предоставленных ему полномочий и компетенции принимает решение о наличии или отсутствии оснований для производства работнику стимулирующих выплат, исходя из объема выполненной им работы и личного вклада в результаты деятельности организации.

Вместе с тем, действительно, работодатель вправе оценить трудовую деятельность сотрудника и принять решение относительно размера выплаты стимулирующего характера, однако это не дает работодателю право снижать ее выплату без каких-либо оснований.

Так на заседании комиссии по распределению стимулирующих выплат работникам АУ РК «Комикино», проведенной 24.06.2021, заместитель директора ФИО2 предоставила на главного специалиста АУП представление о размере процентов стимулирующих выплат, познакомила комиссию с итогами работы за июнь 2021 г. и дала оценку результативности труда. Основанием для распределения стимулирующих выплат стали показатели эффективности результатов труда. На рассмотрение комиссии был предоставлен отчет о проделанной работе главного специалиста АУП за июнь 2021 г.

Как указано в протоколе № 7 от 24.06.2021, комиссией был проведен анализ и оценка выполнения показателей эффективности деятельности работников и вынесены на согласование комиссии предложения по конкретным размерам стимулирующих выплат. Общим голосованием членов комиссии предложения по распределению стимулирующих выплат согласованы, решено установить размер стимулирующих выплат в соответствии с приложением.

Согласно Приложению № 1 к протоколу № 7 от 24.06.2021 ФИО9 установлена стимулирующая выплата за интенсивность в размере 160%, за качество – 100%.

К протоколу заседания комиссии приложено представление председателя комиссии ФИО3 о размере стимулирующих выплат главного специалиста АУП ФИО9, согласно которому размер стимулирующей выплаты за интенсивность указана 80%, за качество – 45%. Однако данное представление подписи ФИО4 не содержит (л.д. 190-192).

Как указывает сторона ответчика представление о размере стимулирующих выплат готовиться уже после издания приказа, почему представление не подписано ФИО5 пояснить не могут.

Сторона истца же указывает, данное представление было заменено директором ФИО6

Суд считает, что довод истца о замене представления стороной ответчика не опровергнут.

Так, исходя из Положения об оплате труда, Положения о комиссии по распределению стимулирующих выплат, представление о размере надбавок должно быть представлено комиссии. Комиссия проводит анализ представленных документов и на основании всех материалов составляет итоговый лист с указанием процентов по каждому работнику и утверждает его на своем заседании.

Исходя из протокола заседания комиссии от 24.06.2021, ФИО7 предоставила на комиссию представление на сотрудников с указанием процентов по каждому работнику, в том числе на главного специалиста АУП. Комиссией был утвержден итоговый лист, согласно которому ФИО9 установлена стимулирующая выплата за интенсивность 160%, за качество 100%.

Так как стороной ответчика не представлено представление ФИО8 которое рассматривалось на комиссии, то установить за какие показатели истцу были установлены данные надбавки, в настоящее время не возможно. Приобщенное в материалы дела представление на истца с указанием симулирующих выплат за интенсивность в размере 80% и за качество в размере 45%, было изготовлено уже после вынесения приказа от 25.06.2021 № 49-К. В связи с этим, нет возможности определить, за какие показатели истцу не должны были установить надбавки или подлежать уменьшению.

Также стороной ответчика не представлено доказательств, которые с достоверностью подтверждают наличие оснований для снижения размера стимулирующих выплат истцу, установленных решением комиссии.

Доводы стороны ответчика о том, что истец ненадлежащим образом выполняла свои должностные обязанности, были недочеты в работе, не готовила приказы, допускала ошибки в текстах документов, никакими достоверными и допустимыми доказательствами не подтверждены.

Что конкретно истец нарушила в июне 2021 г., сторона ответчика пояснить не смогла.

То обстоятельство, что истец не выполнила устное поручение руководителя - отказалась составлять ежедневные планы работы и ежедневный отчет, судом во внимание не принимается, так как доказательств тому, что на комиссии учитывался данный показатель не представлено.

В трудовом споре все сомнения должны трактоваться в пользу работника, как наименее защищенной стороны в сфере трудовых правоотношений, лишенной в большей мере возможности представления доказательств в рамках рассмотрения индивидуального трудового спора.

Поскольку ответчиком не представлено доказательств невыполнения истцом установленных критериев выполнения показателей премирования, либо наличия с его стороны нарушений, предусмотренных в качестве оснований для снижения (лишения) размера стимулирующих выплат, действия работодателя нельзя признать соответствующими требованиям закона.

В связи с этим, суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца о признании незаконным и отмене приказа от 25.06.2021 № 49-К в отношении истца.

С учетом изложенного, требование истца о взыскании премиальной части заработной платы за июнь 2021 г. в размере 37784,75 рублей подлежит удовлетворению.

В силу положений абз. четырнадцатого ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

Порядок и условия возмещения морального вреда работнику определены ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В абзаце четвертом п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» даны разъяснения по вопросу определения размера компенсации морального вреда в трудовых отношениях: размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Учитывая степень вины работодателя, его незаконные действия, выразившиеся в невыплате причитающейся истцу премии, срок нарушения прав истца, фактические обстоятельства дела, объем и характер причиненных истцу нравственных или физических страданий, с учетом требования разумности, справедливости и соразмерности, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию в возмещение морального вреда в сумме 6000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования ФИО9 удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить приказ Автономного учреждения Республики Коми «Комикиновидеопрокат» от 25.06.2021 № 49-к в отношении ФИО9.

Взыскать с Автономного учреждения Республики Коми «Комикиновидеопрокат» в пользу ФИО9 премиальную часть заработной платы за июнь 2021 г. в размере 37784 (тридцать семь тысяч семьсот восемьдесят четыре) рубля 75 копеек, компенсацию морального вреда в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья О.А. Машкалева

Мотивированное решение вынесено 18.10.2021