ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-725/14 от 05.03.2014 Новошахтинского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2-725/14

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 марта 2014 года г.Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Меликяна С.В.,

с участием представителя заявителя Кирилюк Е.А.,

представителя заинтересованного лица Гутника Н.В.,

при секретаре Ефремовой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального казённого учреждения г.Новошахтинска «Управление жилищно-коммунального хозяйства» о признании незаконным предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения, заинтересованное лицо ОГИБДД Отдела МВД России по г.Новошахтинску,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель МКУ г.Новошахтинска «УЖКХ» обратился в суд с заявлением о признании незаконным предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения, в котором просит признать предписание главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по г.Новошахтинску Быхалова Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное в отношении заявителя, незаконным.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что оспариваемым предписанием от ДД.ММ.ГГГГ ему было предложено организовать выполнение мероприятий по нанесению горизонтальной дорожной разметки по <адрес> в г.Новошахтинске согласно дислокации технических средств организации дорожного движения проекта ОДД в г,Новошахтинске. В нарушение Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ, утвержденного Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ, не указано, какая именно специальная проверка проводилась ДД.ММ.ГГГГ а, учитывая процедуру, установленную для проведения специальной проверки, оспариваемое предписание вынесено с нарушением порядка его выявления. Кроме того, восстановление дорожной разметки по <адрес> не может быть выполнено в неблагоприятных погодных условиях, а вынесение предписания нарушает права заявителя на выполнение работ по нанесению дорожной разметки в установленный СНиП 3.06.03-85 температурный режим.

Представитель заявителя Кирилюк Е.А. в судебном заседании поддержала доводы, указанные в жалобе, в полном объеме, и просила признать незаконным предписание главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по г.Новошахтинску Быхалова Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное в отношении МКУ г.Новошахтинска «УЖКХ».

Представитель заинтересованного лица ОГИБДД Отдела МВД России по г.Новошахтинску Гутник Н.В. в судебном заседании доводы заявителя о незаконном вынесении предписания главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по г.Новошахтинску считал необоснованными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению, представил письменное возражение на заявление, просил в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес МКУ г.Новошахтинска «УЖКХ» главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по г.Новошахтинску Быхаловым Н.И. было выдано предписание о нанесении горизонтальной дорожной разметки по <адрес> в г.Новошахтинске согласно дислокации технических средств организации дорожного движения проекта организации дорожного движения в г.Новошахтинске (л.д.6).

Данное предписание было выдано на основании акта обследования дорожных условий в месте совершения ДТП, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ на участке автомобильной дороги по <адрес> в районе пересечения с <адрес> (л.д.15).

В связи с тем, что по <адрес> проходит маршрут движения транспорта общего пользования, в целях осуществления неотложных действий на месте ДТП, руководствуясь п.10.2.4 (специальная проверка действующих маршрутов движения автобусов) Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», требованиями п.11 Приказа МВД России от 02.05.2009 № 186 ДСП «Наставление по организации деятельности дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» и ГОСТа Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», сотрудниками ДПС ОГИБДД ОМВД России по г.Новошахтинску по результатам проведенной специальной проверки дорожных условий, сопутствующих совершению ДТП на данном участке дороги, в присутствии двух понятых ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> был составлен акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП.

Согласно п.п.1, 2 «Положения о Государственной автомобильной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.

В соответствии с п.11 «Положения о Государственной автомобильной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением государственного надзора при их капитальном ремонте), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;

В соответствии с п.6.1 «Положения о Государственной автомобильной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации имеет право по вопросам, относящимся к его компетенции вносить в соответствии с законодательством Российской Федерации в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований и организации предписания (постановления, представления, решения) об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.

На основании п.21 ст.13 Федерального закона Российской Федерации от 07.02.2011 <SPAN class="isl">№ 3-ФЗ

«О полиции», полиции для исполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения; при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог.

Согласно Устава МКУ города Новошахтинска «УЖКХ» является исполнительно- распорядительным органом муниципального образования г.Новошахтинск, наделенным полномочиями в области дорожной деятельности и обязанным обеспечивать безопасность дорожного движения, в том числе обеспечивать соответствие состояния дорог на территории г.Новошахтинска установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.

В силу ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 <SPAN class="isl">№ 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст.12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Согласно разделу 1 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93) настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Требования, содержащиеся в указанных документах, обязательны для исполнения для организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги, распространяются на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Согласно п.п.4.2.2 и 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади составляет более 50% при выполнении ее краской.

Факт обнаружения в момент проверки ДД.ММ.ГГГГ нарушений требований соответствия состояния дорог ГОСТ Р 50597-93 объективно подтверждается материалами дела.

Согласно п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 <SPAN class="isl">№ 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом под дорожной деятельностью в соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 <SPAN class="isl">№ 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понимается, в том числе, деятельность по содержанию автомобильных дорог.

Пунктом 3.12 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Новошахтинска установлено, что управление организует деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию муниципальных автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений и элементов обустройства автомобильных дорог в границах города в соответствии с установленными правилами, техническими нормами и иными нормативными документами.

Согласно п.п.4.11 и 4.12 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Новошахтинска Управление несет предусмотренную законодательством ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него задач (функций) и принятых на себя обязательств, а начальник Управления, работники Управления несут ответственность за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, а также несут предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

Таким образом, обязанность по устранению выявленных в ходе проверки Госавтоинспекцией нарушений правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии входит в обязанности заявителя.

Доказательств того, что заявитель был лишен возможности устранить нарушения, отраженные в акте проверки дорожных условий, и им предприняты все возможные для этого меры, в материалы дела не представлено. В свою очередь заявителю предписывалось до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в ГИБДД информацию о ходе выполнения предписания, о чем свидетельствует запись в выданном предписании.

При этом заявитель, зная об отсутствии дорожной разметки на указанном выше участке, обязан был не только ликвидировать данный недостаток при обнаружении в установленные сроки, но и проводить профилактические мероприятия, в том числе применять меры реагирования по их устранению.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по г.Новошахтинску Быхалова Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления муниципального казённого учреждения г.Новошахтинска «Управление жилищно-коммунального хозяйства» о признании незаконным предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по г.Новошахтинску Быхалова Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: С.В. Меликян