Дело № 2-725/2021
29RS0010-01-2021-000496-55 20 октября 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Янсон С.Ю.
при секретаре Гурьевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коряжма в помещении суда 20 октября 2021 года дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии с 11 мая 2018 года с учетом фиксированной доплаты и надбавки за работу и проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в связи с наличием нетрудоспособного члена семьи,
установил:
ФИО1 обратился с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Коряжме Архангельской области (межрайонное) (далее – УПФ РФ в г. Коряжме) о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии с 11 мая 2018 года - с момента восстановления выплаты страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований ссылается на незаконный отказ ответчика в его заявлении, принятом 11.03.2021, в перерасчете страховой пенсии с 11 мая 2018 года с учетом фиксированной доплаты и надбавки за работу и проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в связи с наличием нетрудоспособного члена семьи, указанное считает незаконным и необоснованным, нарушающим действующее законодательство.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Коряжме Архангельской области (межрайонное) прекратило деятельность юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, правопреемником его является Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда РФ по Архангельской области и НАО (далее ответчик, пенсионный орган, ГУ-ОПФ РФ по АО и НАО), в связи с чем судом произведена замена ответчика.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования уточнил, пояснил, что заявляет их к ответчику ГУ-ОПФ РФ по АО и НАО в связи с реорганизацией юрлица, требования поддержал, пояснил, что отказ пенсионного органа в перерасчете по его заявлению от 10.03.2021, принятом 11.03.2021, с учетом фиксированной доплаты и надбавки за работу и проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в связи с наличием в его семье лица, находящегося на его иждивении считает незаконным, необоснованным, нарушающим его права, полагает, что сама фиксированная выплата ему также полагается к выплате, что прямо предусмотрено законом, поскольку она является составной частью обязательного пенсионного обеспечения, на которое он имеет право, что подтверждается разъяснениями Конституционного Суда в Постановлении №5-п от 28.01.2020, поскольку у страховой пенсии и фиксированной выплаты разные источники финансирования: бюджет и страховые взносы, поэтому она не идентична базовой части страховой пенсии, как было указано в Законе о Трудовых пенсиях и с 01.01.2015 года в силу ФЗ № 400-ФЗ должна выплачиваться ему вместе со страховой пенсией наравне с получаемой пенсией за выслугу лет по линии МВД; ссылался на нарушение его прав, предусмотренных ст. 3 ФЗ № 167-ФЗ и ст. 25 ФЗ № 400-ФЗ, согласно которому при восстановлении выплаты страховой пенсии право на страховую пенсию не пересматривается. При этом размер указанной пенсии определяется заново в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. В случае, если при восстановлении выплаты страховой пенсии ее размер не достигает размера страховой пенсии, установленного на день прекращения выплаты указанной страховой пенсии, пенсионеру восстанавливается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.
Представитель ответчика ГУ-ОПФ РФ по АО и НАО ФИО2 в судебном заседании с иском не согласилась в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в возражениях. В удовлетворении иска просила отказать, пояснила, что поскольку истец является получателем военной пенсии с 2018 года, а также он является получателем страховой пенсии по старости, но без учета фиксированный выплаты, что прямо предусмотрено ст.ст. 3, 5 ФЗ № 400-ФЗ, п. 6 ст. 3 ФЗ № 166-ФЗ и ст. Закона № 4468-1.
Третье лицо УМВД РФ по Архангельской области своего представителя в судебное заседание не направило, извещено о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом № 4468-1 в период с 01.09.2000 по 14.03.2016 года, выплата пенсии прекращена с 01.02.2016, с 15.03.2016 ФИО1 являлся получателем пенсии на основании его заявления в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, как мужчина, достигший возраста 55 лет, проработавший не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и имеющий страховой стаж не менее 25 лет.
С 01.05.2018 по заявлению ФИО1 выплата ему страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к указанной пенсии прекращена на основании решения УПФ РФ в г. Коряжме от 05.04.2018, с 01.05.2018, он вновь является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон №4468-1).
Достигнув возраста 60 лет, истец обратился в УПФ РФ в г. Коряжме за установлением страховой пенсии, которая решением от 24.05.2018 истцу была назначена без учета фиксированной выплаты.
11.03.2021 ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по ст. 17 п. 3,4,5,6 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 с учетом надбавки за работу и проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в связи с наличием в его семье лица, находящегося на его иждивении – дочери О., являющейся очного отделения учащейся <данные изъяты> университета <данные изъяты>, о чем представил справки на учащуюся, о месте жительства, свидетельство о рождении.
Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Коряжме Архангельской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии ч. 8 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 ФИО1 отказано.
Не согласившись с данным решением, истец обратился в суд с настоящим иском.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Коряжемского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Коряжме Архангельской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в компенсации оплаты проезда к месту отдыха и обратно и лишении фиксированной доплаты и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, возложении обязанности компенсировать оплату проезда к месту отдыха и обратно и осуществить перерасчет страховой пенсии с учетом фиксированной доплаты и надбавки за работу и проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Вступившим в законную силу решением суда установлено, что при обращении в августе 2018 года истец ранее также ставил вопрос о перерасчете в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно справке УМВД РФ по АО от 20.04.2018 ФИО1 является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» с 01.09.200 по 14.03.2016, с 01.05.2018 пожизненно.
Таким образом, с мая 2018 года по настоящее время истец является получателем одновременно двух видов пенсии: за выслугу лет, установленной в соответствии с Законом № 4468-1, и страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты) в соответствии с Законом № 400-ФЗ.
Указанное подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Сведений, документов и доказательств того, что в настоящее время ФИО1 перестал быть получателем специальной военной пенсии и обратился с заявлением на получение пенсии по старости на общих основаниях по ФЗ № 400-ФЗ в материалы дела не представлено, истцом об этом не заявлено, напротив истец не оспаривал факт получения пенсии в связи со службой в МВД по настоящее время в соответствии с Законом №4468-1 и страховой части пенсии по старости, ссылался лишь на незаконную недоплату ему фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Как видно из материалов дела, искового заявления и пояснений истца в ходе рассмотрения дела, заявляя указанные в иске требования ФИО1 полагал, что льготы за нахождение на его иждивении дочери и доплата за проживание и работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и фиксированная выплата ему гарантированы действующим законодательством, в связи с чем ему не может быть отказано в этом.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем.
В соответствии с ч.8 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи либо в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, переезда пенсионера на новое место жительства в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, выезда пенсионера за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства, оставления работы и (или) иной деятельности либо поступления на такую работу и (или) осуществления иной деятельности, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», выезда пенсионера за пределы сельской местности на новое место жительства производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на перерасчет при наличии нетрудоспособного члена семьи, приобретении пенсионером необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют пенсионеры, получающие страховую (трудовую) пенсию по старости и по инвалидности и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», которым определены условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, названных в данном законе.
В силу ст. 7 Закона № 4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
В силу ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.
В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Закон №166-ФЗ), допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 6 ст. 3 Закона №166-ФЗ военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» (ранее Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Согласно ст. 3 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
В силу ч. 1 ст. 16 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата устанавливается к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы).
Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь, по таблице согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону (ч. 5 ст. 16 Закона № 400-ФЗ).
Таким образом, регулирующими спорные отношения нормами установлено, что лица, проходившие военную службу, в том числе по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации, получающие пенсию по выслуге лет, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой части трудовой пенсии по старости за исключением ее базовой части – фиксированной выплаты на основании Закона №166-ФЗ (ранее на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Тем самым законодательно установлен правовой механизм, гарантирующий указанной категории пенсионеров получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных ими в период трудовой деятельности страховых взносов.
Довод истца о том, что в 2018 году ему произведено восстановление страховой пенсии по старости и ее размер должен быть не менее, установленного ранее с учетом фиксированной выплаты, одновременно с пенсией за выслугу лет, поскольку фиксированная выплата входит в обязательное пенсионное обеспечение и не идентична базовой части пенсии, предусмотренной Законом о трудовых пенсиях, в связи с чем пенсионный орган обязан произвести ему доплаты и сделать перерасчет, не могут быть приняты, являются ошибочными, основанными на ином ошибочном толковании норм материального права.
Указанное подтверждается и позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 № 903-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина И. на нарушение его конституционных прав частями первой и второй статьи 1 и статьей 34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», а также в определениях от 25 декабря 2003 года № 509-О и от 2 февраля 2006 года № 38-О), согласно которой, соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания; при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении; если же условия не являются равными, федеральный законодатель вправе устанавливать для них различный правовой статус; конституционный принцип равенства, предполагающий равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимость их учета законодателем.
Предоставление военным пенсионерам (пенсионерам органов внутренних дел) права получать страховую пенсию с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, в целях обеспечения реализации их социальных прав, не означает, что они приобретают правовой статус получателя страховых пенсий, выплачиваемых с учетом фиксированной выплаты, и им должны предоставляться одинаковые гарантии и компенсации, в том числе в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При осуществлении соответствующего правового регулирования федеральный законодатель вправе учитывать в числе прочего и такой объективный критерий, как наличие связи того или иного вида пенсии с предшествующей трудовой (служебной) деятельностью ее получателя, а также наличие у получателя пенсии права на выбор вида получаемой пенсии (страховой по старости или государственной пенсии за выслугу лет).
Таким образом, федеральный законодатель действовал в рамках дискреционных полномочий и исходил из того, что пенсионеры по старости и по инвалидности, пенсии которым назначены в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», с одной стороны, и лица, получающие пенсию за выслугу лет на основании Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» - с другой стороны, в силу различий в характере указанных пенсий не могут быть отнесены к одной и той же категории.
Поскольку надбавка за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, осуществляется к фиксированной выплате к страховой пенсии (которую истец не получает ввиду получения пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I и страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты)), то законных оснований для получения указанной надбавки за работу и проживание в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которую истец получал с 15.03.2016 года, будучи получателем пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, также не имеется.
Кроме того, Определением Конституционного Суда РФ от 26.09.2019 N 2220-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ФИО1 …», установлено, что, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законодательных актов. Так, в части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 и в пункте 6 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в целях обеспечения реализации социальных прав военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, осуществляющих трудовую деятельность после увольнения со службы, федеральный законодатель предусмотрел правовой механизм, гарантирующий им, помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению, возможность получать страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации - при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости.
Такое правовое регулирование (с учетом положений статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях», являющейся элементом правового механизма определения размера страховой пенсии по старости) направлено на реализацию конституционного права на социальное обеспечение военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, осуществлявших трудовую деятельность после увольнения с военной службы, и не может рассматриваться как нарушающее права указанной категории граждан.
Кроме того, частью первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 предусмотрено, что лицам, указанным в статье 1 данного Закона, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору. Следовательно, ФИО1 имеет право на выбор вида получаемой пенсии (страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты или государственной пенсии за выслугу лет), а, оспаривая взаимосвязанные положения статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях», как видно из жалобы, он настаивает на предоставлении военным пенсионерам и приравненным к ним лицам права на получение одновременно с пенсией за выслугу лет также страховой пенсии по старости в полном размере (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, в том числе в повышенном размере) и предлагает внести в указанные нормы целесообразные, с его точки зрения, изменения. Между тем разрешение этого вопроса является прерогативой федерального законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.
Об этом же указано и в п. 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 28.01.2020 N 5-П, на которое ссылался сам истец в судебном заседании, и в котором разъяснено, что последовательное преобразование в системе обязательного пенсионного страхования базовой части трудовой пенсии сначала в фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца - пункты 1 - 18 статьи 14, пункты 1 - 11 статьи 15, пункты 1 - 9 и 11 статьи 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), а после вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» - в фиксированную выплату к страховой пенсии сопровождалось внесением соответствующих изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Названный Федеральный закон в действующей редакции относит фиксированную выплату к страховой пенсии к числу видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию наряду со страховыми пенсиями, но при этом не включает ее (в отличие от страховой и накопительной пенсий, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших на день смерти обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) в определение обязательного страхового обеспечения (абзац третий статьи 3, подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 9).
В пункте 6 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии определяется как обеспечение лиц, имеющих право на страховую пенсию в соответствии с данным Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Следовательно, право на фиксированную выплату к страховой пенсии производно от права на страховую пенсию, возникает лишь при соблюдении предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» условий для назначения пенсии, а сама фиксированная выплата не может устанавливаться отдельно от страховой пенсии и в этом смысле может быть соотнесена с базовой частью трудовых пенсий, что отражает преемственность в развитии системы обязательного пенсионного страхования и законодательства, регулирующего отношения в этой сфере.
Тот факт, что в отличие от базовой части трудовой пенсии финансовым источником, за счет которого производится фиксированная выплата к страховой пенсии, являются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплаченные по солидарной части тарифа страховых взносов; и фиксированная выплата к страховой пенсии является тем самым одним из видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, которое финансируется за счет страховых взносов, уплачиваемых по солидарной части тарифа, не свидетельствует бесспорно о праве ситца на получение страховой пенсии наряду с пенсией за выслугу лет с учетом еще и этой фиксированной выплаты.
В этом же Постановлении № 5-п Конституционный Суд РФ разъясняет в п. 4.4., что в то же время застрахованным лицам из числа военных пенсионеров, у которых при наступлении страхового случая в виде достижения пенсионного возраста соблюдены прочие условия назначения страховой пенсии по старости (т.е. имеется страховой стаж продолжительностью не менее 15 лет и индивидуальный пенсионный коэффициент величиной не менее 30), она устанавливается без фиксированной выплаты к ней, несмотря на то, что страховые взносы по солидарной части тарифа уплачиваются ими на общих основаниях.
Таким образом, на основании изложенного, исходя из анализа указанных выше норм права с учетом исследованных и представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения пенсионных и конституционных прав истца со стороны пенсионного органа (УПФ РФ в г. Коряжме и ГУ ОПФ РФ по АО и НАО), следовательно, отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии с 11 мая 2018 года с учетом фиксированной доплаты и надбавки за работу и проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в связи с наличием в его семье нетрудоспособного члена семьи, в связи с чем в удовлетворении иска ему надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии с 11 мая 2018 года с учетом фиксированной доплаты и надбавки за работу и проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в связи с наличием нетрудоспособного члена семьи, отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Коряжемский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме (20.10.2021).
Председательствующий судья С.Ю. Янсон