№ 2-726
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
«18» февраля 2018 года
Таганрогский городской суд Ростовской области
В составе: председательствующего судьи Иванченко М.В.
при секретаре Цыганок Т.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Задорожной Л.А. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Таганрогу, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, МУП «Бюро технической инвентаризации» о признании недействительной инвентаризационной стоимости, возложении обязанности произвести перерасчет инвентаризационной стоимости, внесении изменений в данные ГКН, перерасчете налога на имущество физических лиц,
у с т а н о в и л:
Истец Задорожная Л.А. обратилась в суд с иском, указав, что является собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: 349000, <адрес>: Жилого дома, площадью 62,9 кв. м., этажность 1, кадастровый №, кадастровая стоимость объекта составляет 1 617 538,56 рублей; Жилого дома, площадью 113,9 кв. м., этажность 1, подземная этажность 1, кадастровый №, кадастровая стоимость объекта составляет 2 719 376,17 рублей; Гаража, площадью 29,3 кв. м., этажность 1, кадастровый №, кадастровая стоимость объекта составляет 144 219,98 рублей.
ИФНС России по городу Таганрогу при расчете налога на имущество физических лиц пользуется данными, представленными в инспекцию на 01.01.2013 года. МУП «БТИ» г. Таганрога в справке об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, Инв. № от 23.06.2015 года, указывает, что объектами налогообложения являются строения, помещения, сооружения, в том числе: заборы, сараи, поребреки, отмостки, асфальтовое покрытие и суммарная инвентаризационная стоимость объектов недвижимости составляет сумму в размере 1 229 016,00 рублей. Данная налоговая база была определена ИФНС России по городу Таганрогу на 01.01.2013 года на основании данных инвентаризационной стоимости указанных объектов предоставленных Муниципальным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации» г. Таганрога на 23.06.2015 года.
ИФНС России по городу Таганрогу, на основании предоставленных неверных данных МУП «БТИ» <адрес> о недвижимом имуществе, принадлежащем Задорожной Л.А., при расчете соответствующего налога нарушает ст. ст. 401-409 НК РФ.
Порядок налогообложения недвижимого имущества физических лиц до 31.12.2014 г. был установлен Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». В соответствии со ст. 401 объектами налогообложения могут быть: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, объект незавершенного строительства. Объекты типа: забор, подвал, погреб, ворота, канализационные трубы, колодцы, сливная яма, цистерна, уборная,- к объектам недвижимости не относятся и не могут облагаться соответствующим налогом.
В предоставленной справке МУП «БТИ» от 23.06.2015 г. Инв. №3-339-13 инвентаризационная стоимость составляет 1 229 016,00 рублей. При этом в инвентаризационную стоимость вошли объекты, которые недвижимостью не являются и соответственно в инвентаризационную стоимость включены не законно, неверно определен процент износа недвижимости. При исключении данных объектов из инвентаризационной стоимости, а также правильном определении процента износа, реальная суммарная инвентаризационная стоимость объектов недвижимости составляет сумму в размере 555 952,00 рублей.
В связи с неправильной оценкой инвентаризационной стоимости объектов недвижимости Задорожной Л.A. был заказан новый технический паспорт на объекты недвижимости, находящиеся в собственности, который был изготовлен 18 ноября 2016 года, а также проведена техническая экспертиза №732 и №731 от 02 декабря 2016 года, которые подтвердили незаконность инвентаризационной стоимости.
В ИФНС России по г. Таганроге 21 февраля 2017 года Истицей Задорожной Л.А. было направлено заявление с приложением вышеперечисленных документов с требованием внести изменения в инвентаризационную стоимость объектов недвижимости, принадлежащих Истице Задорожной JI.A., рассчитать налог на имущество физических лиц, с учетом изменений и направить уведомление об оплате налога на недвижимости физических лиц. 24 апреля 2017 года за № ИФНС России по г. Таганрогу в адрес Истицы Задорожной Л.A. был направлен ответ на заявление от 21 февраля 2017 года, из которого следует, что ИФНС России по городу Таганрогу снимает с себя всю ответственность за неправильность расчетов и отказывается удовлетворить законные требования Истицы Задорожной JI.A.
Задорожная Л.А. обратилась с иском к ИФНС России по городу Таганрогу, МУП «БТИ» города Таганрога, о пересмотре инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих ей на праве собственности и расположенных по адресу: <адрес>. Решением Таганрогского городского суда Ростовской области по гражданскому делу № было вынесено решение об утверждении инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, с учетом проведенной оценки независимой экспертизы, в размере 593 013,00 рублей. ИФНС России по городу Таганрогу была подана апелляция на вышеуказанное Решение Таганрогского городского суда Ростовской области. Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 07 февраля 2018 апелляционной инстанцией Ростовского областного суда было отменено. ИФНС России по городу Таганрогу было указано, что инспекция не имеет право рассчитывать налог на имущество физических лиц по данным, предоставленным МУП БТИ города Таганрога на 01.01.2013 года.
Поскольку до настоящего времени происходит нарушение её прав, истица просит суд:
Признать инвентаризационную стоимость объектов недвижимого имущества, принадлежащего Истице Задорожной JI.A., расположенного по адресу: <адрес>, которая определена на основании справки от 23 июня 2015 года, представленной МУП «БТИ» города Таганрога в адрес ИФНС России по городу для расчета налога на имущество физических лиц не действительной.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Бюро технической инвентаризации» города Таганрога произвести расчет инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, принадлежащего Истице Задорожной ДА., расположенного по адресу: <адрес>, на 01.01.2013 год.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в городе Таганроге инвентаризационные данные по объектам недвижимости, принадлежащие Задорожной Л.А., после произведенного расчета МУП БТИ по городу Таганрогу, представить в ИФНС по городу Таганрогу для расчета налога на имущество физических лиц.
Обязать ИФНС г. Таганрога произвести перерасчет налога на имущество физических лиц, на основании предоставленной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости
Задорожная Л.А. в судебное заседание не явилась, просила рассматривать в её отсутствие. Представитель истицы Новиков М.Ф. поддержал исковые требования, пояснив, что МУП «БТИ» на 1 января 2013 года представила в ИФНС сведения не соответствующие действительности, так как не учла процент износа, что существенным образом влияет на инвентарную стоимость, которая должна быть признана недействительной. Также в стоимость включены объекты, которые не подлежат налогообложению, из-за чего размер налога завышен. По заявлению истицы МУП «БТИ» пересчитало инвентаризационную стоимость на 01.01.2013 года с учетом износа, поэтому в этой части требования иска удовлетворены. Управление Росреестра должно внести сведения об инвентарной стоимости в ЕГРН и представить их в ИФНС по г. Таганрогу для расчета налога на имущество физических лиц, поскольку расчет кадастровой стоимости основывается на данных об инвентарной стоимости имущества. Также представитель поддержал требования о перерасчете налога на имущество физических лиц за период с 01.01.2013 по 01.01.2018 года, пояснив, что они не могут добиться от налоговой инспекции расчета по каждому налоговому году, чтобы разрешить свои претензии. Представитель подтвердил, что судом рассматривались споры о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, в ходе которых устанавливалась сумма налога, подлежащая уплате в соответствии с требованиями НК РФ.
Представитель ИФНС Ли Е.В. исковые требования не признала и указала, что налог на имущество исчислялся на основании сведений об инвентаризационной стоимости имущества, представленной МУП БТИ» по состоянию на 1.01.2013 года, которая составляла 1224847,09 руб. и с данной суммы исчислялся налог. Поскольку они получили сведения в электроном виде, то не имеют разбивки по объектам. Вместе с тем они полагают, что объектами налогообложения являются все строения и сооружения, расположенные на земельном участке. Полагая, что действия ИФНС являются законными и не нарушают прав истицы, просила в удовлетворении требований отказать.
Представитель Росреестра Шустова Ю.П. исковые требования не признала и пояснила, что требования, предъявленные к Управлению не мотивированы, в ЕГРН не вносятся сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, поэтому требования иска не выполнимы. Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в ЕГРН внесены, она может быть оспорена в установленном законом порядке.
Представитель МУП «БТИ» Малюк Ю.В. исковые требования не признала и пояснила, что на 1 января 2013 года сведения об объектах переданы по имеющимся в БТИ данным последней инвентаризации 2001 года, поскольку инвентаризация проводилась только по инициативе собственников. После этого БТИ расчет инвентаризационной стоимости для исчисления налога не производило, поскольку применялись коэффициенты, устанавливаемые Постановлением <адрес>. В ноябре 2016 года истица обратилась в БТИ для определения инвентаризационной стоимости принадлежащих ей объектов, заключение выполнено и передано истице. В декабре 2016 года Задорожная Л.А. обратилась с заявлением о переоценки инвентаризационной стоимости объектов для предоставления сведений в ИФНС, соответствующая справка ей была выдана. БТИ прав и законных интересов истицы не нарушало, поэтому представитель полагал требования необоснованными и просил отказать в их удовлетворении.
Выслушав участников процесса и исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37 утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации. Основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей.
В силу части 8 статьи 47 Федерального закона от 24июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с 1 января 2013 года на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются.
С 1 марта 2013 года БТИ утратили полномочия по расчету инвентаризационной стоимости объектов капитального строительства, применяемой при расчете налоговой базы налога на имущество.
При определении налоговой базы стоимость объекта определяется как инвентаризационная стоимость с учетом коэффициента-дефлятора на основании данных, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
В силу ст. 11 Налогового кодекса РФ коэффициент-дефлятор - коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав настоящего Кодекса в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году.
В соответствии с «Порядком представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества», утвержденным Приказом Госстроя РФ № 36, МНС РФ № БГ-3-08/67 от 28.02.2001 (действовавшим в тот период) организации технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы сведения, необходимые для исчисления налога на строения, помещения и сооружения, по состоянию на 1 января текущего года. Сведения об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения заполняются на основании данных технических паспортов. В случае, если отсутствуют технические паспорта объектов недвижимого имущества или плановая инвентаризация таких объектов не была проведена в течение последних пяти лет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам массовой оценки объектов, которые могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и предоставления выписки в налоговый орган о его инвентаризационной стоимости.
МУП «БТИ» выполнило свою обязанность по передаче данных об инвентаризационной стоимости имущества, принадлежащего истице, в соответствии с установленным порядком.
Заявляя требования о признании недействительной инвентаризационной стоимости, истица сослалась на инвентаризационную стоимость, рассчитанную в 2016 году, которая учитывает процент износа по данным проведенной инвентаризации в 2016 году. Однако установление инвентаризационной стоимости на период декабря 2016 года не влияет на порядок расчеты налога на недвижимое имущество.
Также представитель истца указал, что при расчете налога он исчисляется из стоимости всех объектов, а не только объектов недвижимого имущества, однако данный довод не принят судом в основу признания инвентаризационной стоимости недействительной, поскольку определение объема налогооблагаемой базы производится ИФНС, а не БТИ. Доводы истцовой стороны и представленные доказательства не свидетельствуют о том, что инвентаризационная стоимость была определена неверно.
Требование о возложении на МУП «БТИ» обязанности произвести расчет инвентаризационной стоимости имущества на 01.01.2013 года суд оставляет без удовлетворения не только по тем основаниям, что по заказу истца такой расчет выполнен в январе 2019 года (л.д.56-61), но и по тем основаниям, что никакого юридического значения для расчета налога в настоящее время он не имеет.
Согласно п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ ст. 85 органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В силу пункта 9.1. (в редакции кодекса от 03.12.2012) органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Пункт 9.1. утратил юридическую силу, так как государственный Технический учет ликвидирован, как вид учета, на основании Постановления Правительства РФ от 27.06.2013 г. №546, а с 1 января 2013 года вступил в полную силу Закон о Государственном кадастре недвижимости.
МУП «БТИ» не является органом государственного кадастрового учета и не имеет установленной законом обязанности в предоставлении сведений об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества.
Требование о возложении на Управление Росреестра обязанности предоставить инвентаризационные данные по объектам недвижимости, принадлежащим Задорожной Л.А., после произведенного расчета МУП «БТИ», в ИФНС по городу Таганрогу для расчета налога на имущество физических лиц, требование о возложении обязанности на ИФНС г. Таганрога произвести перерасчет налога на имущество физических лиц, на основании предоставленной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости с 01.01.2013 по 01.01.2018, суд оставляет без удовлетворения, так как они вытекают из предыдущих требований, в удовлетворении которых отказано.
Относительно доводов истцовой стороны о правильности определения налогооблагаемого имущества, суд полагает, что данные доводы выходят за рамки требований в том виде, как они сформулированы истцом.
В силу ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Постройки, которые не регистрируются в Едином государственном реестре недвижимости (теплицы, хозблоки, навесы, некапитальные строения, временные сезонные сооружения и т.п.), не являются объектом налогообложения.
В силу ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Пункт 2 указанной статьи предусматривает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (ст. 404 НК РФ).
Представленные решения суда свидетельствуют о том, что вопрос о правильности исчисления налога за 2012,2013,2014,2015 годы разрешен в судебном порядке с применений выше указанных положений закона. Спор о взыскании задолженности по налогу за 2016 год находится на разрешении в суде. В силу ст. 61 ГПК РФ решения имеют преюдициальное значение и установленная ими обязанность по уплате налога не подлежит пересмотру по основаниям определения инвентаризационной стоимости имущества в 2019 году.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Оставить без удовлетворения исковые требования Задорожной Л.А. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Таганрогу, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, МУП «Бюро технической инвентаризации» о признании недействительной инвентаризационной стоимости, возложении обязанности произвести перерасчет инвентаризационной стоимости, внесении изменений в данные ГКН, перерасчете налога на имущество физических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд.
Решение в окончательной форме принято 25 февраля 2019 года.
Председательствующий: