Кандалакшский районный суд Мурманской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Кандалакшский районный суд Мурманской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-726 Мотивированное решение изготовлено 23.08.2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кандалакша 18 августа 2011 года
Кандалакшский городской суд Мурманской области
в составе:
судьи Лебедевой И.В.,
при секретаре Договор Ю.С.,
с участием:
помощника прокурора Мамаковой Е.С.,
истца ФИО8,
представителя администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
прокурора города Кандалакши
в интересах ФИО8
к администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша,
Министерству строительства и территориального развития Мурманской области,
третье лицо – администрация муниципального образования городское поселение Зеленоборский,
о выдаче государственного жилищного сертификата,
установил:
Прокурор города Кандалакши в интересах ФИО8 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша, Министерству строительства и территориального развития Мурманской области, третье лицо – администрация муниципального образования городское поселение Зеленоборский, о выдаче государственного жилищного сертификата.
В обоснование заявленных требований указал, что ФИО8 обратилась в администрацию муниципального образования городское поселение Кандалакша с заявлением о получении жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера и была поставлена на учет в общий список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии по категории «пенсионер». Ее учетное дело находилось в администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша. 29.03.2007 г. управлением ЖКХ администрации муниципального образования город Кандалакша с подведомственной территорией ФИО8 было направлено уведомление о необходимости подачи заявления об участии в подпрограмме и предоставлению необходимых документов. 17.05.2007 г. Шестакова обратилась с соответствующим заявлением и приложила указанный в уведомлении перечень документов. Согласно выписке из сводных списков граждан-получателей ГЖС в 2008 г. и граждан, включенных в резерв на получение сертификата, ФИО8 значилась в очереди под № Заявлением от 30.01.2008 г. ФИО8 подтвердила свое желание на получение ГЖС в 2008 г. Выбранный регион – . Однако ГЖС получен не был. По информации, представленной в прокуратуру, после 13.02.2008 г. ФИО8 по телефону сообщила, что отказывается от получения сертификата в связи с тем, что размер жилищной субсидии недостаточен для приобретения жилья в . Тем самым, ФИО8 фактически была исключена из данного списка и ее учетное дело не рассматривалось при распределении ГЖС по резервному списку. Вместе с тем, граждане, находящиеся в списке ниже ФИО8 получили ГЖС. Просит признать незаконными действия администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша в части исключения ФИО10 в 2008 году из резервного списка получателей ГЖС в 2008 году, возложить обязанность на Министерство территориального развития Мурманской области предоставить ФИО8 государственный жилищный сертификат в 2011 году.
В судебном заседании помощник прокурора Мамакова Е.С. уточнила заявленные требования, просила признать незаконными действия администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша по фактическому отстранению ФИО8 от участия в получении государственного жилищного сертификата в 2008 году по резервному списку получателей государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы; обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области выдать ФИО8 в первом полугодии 2012 года государственный жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья в избранном ФИО8 регионе при условии соблюдения ФИО8 требований о предоставлении необходимых документов для выдачи государственного жилищного сертификата.
ФИО8 в судебном заседании поддержала заявленные прокурором требования, а также заявила о компенсации ей морального вреда администрацией муниципального образования городское поселение Кандалакша в сумме 500000 руб. по основаниям, изложенным в заявлении об уточнении исковых требований.
Представитель администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша ФИО9 с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзывах.
Министерство строительства и территориального развития Мурманской области о дате, времени и месте извещено надлежащим образом, представило отзыв на иск, в котором указало на несогласие с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в отзыве, просило рассмотреть дело без участия представителя.
Администрация муниципального образования городское поселение Зеленоборский о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство, в котором указала, что решение вопроса оставляет на усмотрение суда, просила рассмотреть дело без участия представителя.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению на основании следующего.
Федеральный закон от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – закон № 125-ФЗ) устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.
Статьей 1 закона № 125-ФЗ установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Статьей 3 закона № 125-ФЗ предусмотрено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно статье 10 закона № 125-ФЗ порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 21.03.2006 г. № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее - Правила).
В силу пункта 18 Правил выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "е" - "з" пункта 5 Правил, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).
Судом установлены следующие обстоятельства.
24.11.1998 г. ФИО8 в адрес главы администрации г. Кандалакши подано заявление о принятии на учет для предоставления субсидии на приобретение квартиры в с составом семьи из № Указанное заявление содержит обязательство о сдаче комнатной квартиры в неблагоустроенном доме.
17.05.2007 г. ФИО8 в адрес главы муниципального образования г. Кандалакша с подведомственной территорией подано заявление о выдаче государственного жилищного сертификата в 2008 году. Кроме того, на основании уведомления УЖКХ администрации муниципального образования города Кандалакши и подведомственной территории от 29.03.2007 г. № ФИО11 подано заявление о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» составом семьи из 2 чел. с приложением запрашиваемых документов.
30.01.2008 г. ФИО8 на уведомлении Отдела городского хозяйства администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша от 17.01.2008 г. № письменно подтвердила свое согласие на получение ГЖС в 2008 г. составом семьи из № человек, обязательством сдать занимаемую жилплощадь, а также подала заявление о выдаче ГЖС в 2009 г. на приобретение жилья в .
02.04.2009 г. ФИО8 в адрес главы муниципального образования городское поселение Зеленоборский подано заявление о выдаче ГЖС в 2010 г. на приобретение жилья в с приложением документов, в том числе нотариально удостоверенным обязательством о сдаче жилого помещения.
06.04.2010 г. ФИО8 в адрес главы муниципального образования городское поселение Зеленоборский подано заявление о замене региона выезда на , а также заявление о выдаче ГЖС в 2011 г. в .
22.03.2011 г. ФИО8 в адрес главы муниципального образования городское поселение Зеленоборский подано заявление о выдаче ГЖС в 2012 г. в .
В марте 2009 года учетные дела, в том числе ФИО8, были переданы администрацией муниципального образования городское поселение Кандалакша администрации муниципального образования городское поселение Зеленоборский. Указанное обстоятельство не оспаривается сторонами.
Учитывая установленные обстоятельства, а также показания свидетеля ФИО7. суд приходит к выводу, что организацией работы по подготовке документов для получения ГЖС, ведению учетных дел граждан до марта 2009 года занималась администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша.
Согласно списку граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2008 год по муниципальному образованию городское поселение Кандалакша города Кандалакша с подведомственной территорией, утвержденному и.о. заместителя главы администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша города Кандалакша с подведомственной территорией от 29.08.2007 г., ФИО8 значилась в списке под №
Согласно выписке из сводного списка на 2008 год граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, утвержденного распоряжением департамента строительства и ЖКХ Мурманской области от 28.12.2007 г. №, ФИО8 значилась в списке под №.
Как следует из информации, представленной Отделом городского хозяйства администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша от 01.08.2011 г. №, из списка граждан, включенных в резерв на получение ГЖС в 2008 г. из категории «пенсионеры», сертификаты получила 21 семья, представлен список этих граждан.
Свидетель ФИО12 в судебном заседании пояснила, что она занималась направлением работы, связанной с получением ГЖС, ведением учетных дел. ФИО8 предоставила соответствующие документы и была включена в список граждан-получателей ГЖС. Позже ФИО8 позвонила и отказалась от получения ГЖС, однако письменного заявления об отказе не представила. Перед получением ГЖС и направлением учетных дел в Мурманск гражданам направлялись соответствующие уведомления о представлении документов, ФИО8 такого уведомления не направляла, поскольку от нее был звонок об отказе от получения ГЖС.
Принимая решение, суд учитывает, что ФИО8 была включена в сводный список на 2008 год граждан, включенных в резерв на получение ГЖС, граждане, значащиеся в данном списке после ФИО8 (ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО5, ФИО4 и др.) получили ГЖС в 2008 году.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша совершила действия по фактическому исключению ФИО8 от участия в получении ГЖС в 2008 году, поскольку именно администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша занималась работой, связанной с получением ГЖС, ведением учетных дел; по фактически установленному ответчиком порядку гражданам перед получением ГЖС и направлением учетных дел в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области направлялись уведомления о предоставлении дополнительных документов, ФИО8 такого уведомления не направлялось; письменный отказ от получения ГЖС ФИО8 не оформляла, в материалах учетного дела такого отказа не содержится; граждане, состоящие в списке после ФИО8, получили ГЖС в 2008 году.
По указанным основаниям судом не принимается довод администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша о том, что законом на нее не возложены обязанности по ведению работы, связанной с получением ГЖС, ведению учетных дел в силу того, что данным направлением работы должна была заниматься администрация муниципального образования городское поселение Зеленоборский, то есть орган местного самоуправления по месту жительства ФИО8, а также довод о том, что ФИО8 не были предоставлены документы в полном объеме.
Учитывая, что право ФИО8 на получение в 2008 году ГЖС было нарушено и подлежит восстановлению, суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении обязанности на Министерство строительства и территориального развития Мурманской области выдать ФИО8 в первом полугодии 2012 года государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения в избранном ею регионе при условии соблюдения требований о предоставлении необходимых документов для выдачи государственного жилищного сертификата, подлежат удовлетворению.
Учитывая порядок предоставления ГЖС, необходимость подготовки соответствующих документов, суд считает возможным согласиться с заявленным сроком и обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области выдать ФИО8 ГЖС в первом полугодии 2012 года.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего кодекса.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 20 декабря 1994 года под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что ответчиком нарушены имущественные права ФИО8 Между тем, законом не предусмотрена компенсация морального вреда, причиненного действием (бездействием), нарушающим имущественные права гражданина в случае фактическому исключения граждан от участия в получении ГЖС.
Отказывая в удовлетворении требований по взысканию компенсации морального вреда, суд исходит из того обстоятельства, что факты нарушения ответчиком при рассмотрения дела неимущественных прав истца установлены не были. Иных доказательств суду не предоставлено.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования ФИО8 о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление прокурора города Кандалакши в интересах ФИО8 к администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша, Министерству строительства и территориального развития Мурманской области, третье лицо – администрация муниципального образования городское поселение Зеленоборский, о выдаче государственного жилищного сертификата удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша по фактическому отстранению ФИО8 от участия в получении государственного жилищного сертификата в 2008 году по резервному списку получателей государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области выдать ФИО8 в первом полугодии 2012 года государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения в избранном ФИО8 регионе при условии соблюдения ФИО8 требований о предоставлении необходимых документов для выдачи государственного жилищного сертификата.
В удовлетворении требований о компенсации морального вреда ФИО8 отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.
Судья И.В.Лебедева