<данные изъяты>
Решение
Именем Российской Федерации
30 июля 2013 года г. Тольятти
Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Фроловой С.В.,
при секретаре Прокофьеве Д.В.,
с участием прокурора ФИО3,
представителя заявителя ФИО1 по доверенности - ФИО4,
представителя Территориальной избирательной комиссии <адрес> по доверенности - ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению ФИО1 об оспаривании решения избирательной комиссии <адрес> г.о. Тольятти,
Установил:
ФИО1 обратилась в Автозаводский районный суд <адрес> с заявлением о признании незаконным решения избирательной комиссии г.о. Тольятти, мотивировав свои требования следующим:
ДД.ММ.ГГГГ решением Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №, ФИО1 было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы г.о. Тольятти VI созыва по одномандатному избирательному округу №. Данное решение заявитель считает необоснованным и подлежащим отмене, поскольку из решения комиссии следовало, что ею были нарушены нормы пункта 3 статьи <адрес> «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления». Однако, как указывает заявитель, уведомления о соответствующих пункту 3 указанной статьи закона нарушениях, она не получала. ФИО1 не было известно и, избирательной комиссией не было указано, какие конкретно сведения (документы), представленные ею, были оформлены с нарушением требований пункта 3 статьи <адрес> «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления». Из уведомления избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следовало, что заявителем нарушен пункт 2 статьи <адрес> «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления». Однако, как указано ФИО1, данное обстоятельство не соответствует действительности.
На основании изложенного, ФИО1 просила суд решение Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты признать незаконным и отменить, а также обязать Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № зарегистрировать её в качестве кандидата в депутаты Думы г.о. Тольятти VI созыва по одномандатному избирательному округу №.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности - ФИО4 (л.д. 10) обстоятельства и доводы, изложенные в заявлении поддержала в полном объеме, дополнительно пояснив следующее. Согласно п.п. 2 п. 3 ст. <адрес> «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления», при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов, соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, письменно под расписку извещает об этом кандидата, избирательное объединение с указанием на то, какие выявлены недостающие сведения или нарушения требований к оформлению документов. ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 совместно с другими документами в избирательную комиссию была представлена справка с места учебы - Тольяттинского Государственного Университета, которая как полагала заявитель является подтверждением её среднего (полного) общего образования, поскольку обучение в университете предполагает наличие среднего (полного) образования учащегося. Других нарушений со стороны заявителя, комиссией выявлено не было. В тот же день, ДД.ММ.ГГГГ, избирательной комиссией было указано ФИО1 на то, что документы, представленные ею не соответствуют полноте необходимых документов. ДД.ММ.ГГГГФИО1 произведена замена приложенного документа - справки с места учебы, на копию аттестата о среднем (полном) общем образовании. При этом, представитель заявителя полагает, что при выявлении не полноты сведений о кандидатах, несоответствии документов, кандидат вправе вносить изменения в документы, что и было сделано ФИО1, соответственно документы были представлены ею в полном объеме. На указанного, представитель заявителя считает, что отказ избирательной комиссии в регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты является незаконным. Заявление, которое подано ФИО1ДД.ММ.ГГГГ подразумевало собой, что приобщение аттестата являлось заменой и дополнением к справке об обучении.
Представитель заинтересованного лица - Территориальной избирательной комиссии <адрес> г.о. Тольятти по доверенности ФИО5 (л.д. 14) в судебном заседании, с требованиями ФИО1 не согласилась по следующим основаниям. Согласно п. 3. ст. <адрес> «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, по единому избирательному округу в составе списка кандидатов с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. При этом, как указывает представитель избирательной комиссии, ФИО1 не был представлен документ, подтверждающий среднее (полное) общее образование, т.е. аттестат. <адрес> запрещает кандидату в депутаты доносить недостающие документы. На основании изложенного, в связи с тем, что ФИО1 не был представлен аттестат о среднем образовании, избирательной комиссией правомерно было отказано указанному кандидату в регистрации в кандидаты в депутаты. Заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о приобщении аттестата о среднем образовании, по мнению представителя заинтересованного лица, является подтверждением того, что аттестат о среднем (полном) образовании первоначально представлен не был. Кандидат не вправе дополнительно представлять в избирательную комиссию документы, возможно только уточнить, дополнить документы, исправить в них недостатки. Значение справки, представленной ФИО1, подтверждающую обучение в Тольяттинском Государственном Университете, поставило избирательную комиссию в затруднительное положение: расценивать справку как подтверждающую род занятий кандидата, либо как подтверждение образования. При этом, по мнению представителя заинтересованного лица, справка из университета не подтверждает наличие у заявителя среднего (общего) образования, поскольку подтверждением общего среднего образования является документ государственного образца - аттестат. Справка - документом государственного образца не является. В своем заявлении ФИО1 не указывает на то, что она заменяет справку на аттестат. По мнению представителя заинтересованного лица заменить можно тот документ, который уже был представлен ранее и оформленный с нарушением требований, предъявляемых законом.
Прокурор в своем заключении по делу указал, что согласно п.п. 2 п. 1 ст. <адрес> «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. При этом кандидату не предоставлено право дополнительно вносить новые сведения или изменять сведения о себе. Документы должны быть поданы своевременно, т.е. в момент подачи заявления. На основании изложенного, прокурор полагает, что решение избирательной комиссии об отказе в регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты является обоснованным и законным, а поэтому требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
Суд, выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав материалы дела, находит заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Думы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ№ назначены выборы депутатов Думы г.о. Тольятти VI созыва (официальное опубликование в газете «Городские ведомости» от ДД.ММ.ГГГГ№) (л.д. 16).
Решением избирательной комиссии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ№ полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Думы г.о. Тольятти шестого созыва по одномандатным избирательным округам №, №, №, №, №, №, №, №, № и № возложены на территориальную избирательную комиссию <адрес> г.о. <адрес> (л.д. 15).
В соответствии с п. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ГД «О выборах депутатов представительного округа муниципального образования», выдвижение кандидатов производится в течение 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, но не ранее дня официального опубликования (обнародования) схемы одномандатных (многомандатных) избирательных округов.
Выдвижение списка кандидатов производится течение 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования.
Таким образом, период, в который необходимо заявить о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, начинается с ДД.ММ.ГГГГ и заканчивается ДД.ММ.ГГГГ
Частью 3 ст. 33 вышеуказанного <адрес> установлен порядок выдвижения кандидатом, в соответствии с которым соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим <адрес>, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Судом установлено, что ФИО1, в соответствии с ч. 2 ст. 32 и ст. 35 указанного <адрес> выдвинута избирательным объединением - Всероссийской политической партии «Гражданская Сила» по одномандатному избирательному округу кандидатом в депутаты Думы г.о. Тольятти. В связи с этим, ФИО1 на основании указанной ч. 3 ст. <адрес> одновременно с заявлением обязана предоставить в избиартельную комиссию в том числе и копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
В соответствии с ч. 2 ст. <адрес> именно при наличии указанных в ч.ч. 3 и 5 ст. 33, ч. 4 ст. 35, а также в ч. 2 ст. 35.1 документов осуществляется регистрация кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу избирательным объединением, на основаниирешения о выдвижении кандидата, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.
В свою очередь, отсутствие среди представленных для уведомления о выдвижении какого-либо из указанных документов, является основанием отказа в регистрации кандидата (подп. 3 ч. 9 ст. <адрес>).
В связи с вышеизложенными нормами, вышеперечисленные документы, необходимые для выдвижения кандидата на соответствующих выборах, представляются одновременно с заявлением о согласии баллотироваться в период, установленный для реализации указанной избирательной процедуры.
Как установлено материалами дела и не оспаривается сторонами ДД.ММ.ГГГГФИО1 в избирательную комиссию подано заявление о выдвижении кандидатом в депутаты Думы г.о. Тольятти по одномандатному округу № с приложением документов (копий) подтверждающих сведения, указанные в заявлении. При этом в заявлении в сведениях об образовании, ФИО1 было указано на наличие у нее общего среднего образования.
В связи с поступлением заявления, ФИО1 было выдано подтверждение о приеме указанных документов (л.д. 17). Вместе с тем, из указанного подтверждения достоверно следует, что документ (копия), подтверждающего указанное ФИО1 образование, не представлено.
Ссылка представителя заявителя о том, что документом, подтверждающим наличие у ФИО1 заявленного образования являлась справка с места учебы - Тольяттинского Государственного Университета, по мнению суда несостоятельна, т.к. данный документ, исходя из его буквального содержания, указывает не наличие у ФИО1 уровня (образовательного ценза) образования, установленных в Российской Федерации, а на род ее занятости (л.д. 19). Кроме того, наличие уровня образования подтверждается документом государственного образца (аттестатом, дипломом).
Как видно из представленной в материалы дела копии заявления ФИО1 в избирательную комиссию от ДД.ММ.ГГГГ, документ об образовании, а именно копия аттестата о среднем (полном) общем образовании была предоставлена ею именно ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31).
Доводы представителя заявителя относительно того, что заявление от ДД.ММ.ГГГГ, поданное ФИО1 о приобщении к документам копии аттестата о среднем (полном) общем образовании, предполагало собой замену и дополнение к справке об обучении в университете, суд находит необоснованными, поскольку из буквального толкования п.п. 2.2 ч. 2 ст. <адрес> «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», следует, что кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем…, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Таким образом, закон четко определяет, что замена документа другим документом возможна при условии, что другой документ уже подан ранее.
В данном случае, как указано выше справка об обучении в университете не подтверждает наличия у лица какого - либо образования, а свидетельствует о его занятости. Кроме того, при приобщении копии аттестата, справка из университета ФИО1 отозвана не была.
Согласно п. 1 Постановления Центральной избирательной комиссии РФ «О разъяснении порядка применения ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от ДД.ММ.ГГГГ№, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, списка кандидатов, является согласно п.п. «в» п. 24, п.п. «б» п. 25, п.п. «ж» п. 26 ст. 38 Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, а отсутствие документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации конкретного кандидата, включенного в список кандидатов - для исключения этого кандидата из списка кандидатов. Также указано на положение о том, что кандидат не вправе дополнительно представлять документы необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов.
Приобщение ФИО1 аттестата о среднем (полном) общем образовании (л.д. 39), является предоставлением дополнительных сведений о кандидате, что в свою очередь не предусмотрено нормами избирательного законодательства.
В соответствии с п. 11 ст. 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.
В данном случае обжалуемое решение принято в порядке установленном для соответствующего уровня избирательной комиссии компетенции и основано на соблюдении требований действующего избирательного законодательства, а поэтому оснований для удволетворения требований ФИО1 у суда не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь ст. 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.ст. 32, 33, 35, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», а также ст.ст. 194-199, 260-261 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты и возложении на окружную избирательную комиссию обязанности зарегистрировать ее в качестве кандидата в депутаты Думы г.о. Тольятти VI созыва по одномандатному избирательному округу № - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти в течение 5 дней со дня его принятия.
Решение в окончательной форме изготовлено 01.08.2013 года.
Судья <данные изъяты> С.В. Фролова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>