ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-726/18 от 13.07.2018 Бийского городского суда (Алтайский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июля 2018 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего: Иванниковой О.И.,

при секретаре: Каковиной А.Н.,

с участием прокурора Луниной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Бийска Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к МУП г. Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр», администрации г. Бийска о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ маломобильным группам населения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Бийска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МУП г. Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» (далее по тексту – МУП г. Бийска «ЕИРКЦ»), администрации г. Бийска, в котором с учетом уточнения заявленных требований (т) просит:

признать бездействие МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» по созданию условий, обеспечивающих беспрепятственный доступ маломобильных групп населения (далее по тексту – МГН) в помещения по <адрес>, в <адрес>, незаконным;

возложить на МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» обязанность устранить недостатки, препятствующие доступу МГН в помещения по <адрес>, в <адрес>, в которых МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» оказывает услуги населению, путем выполнения работ: покрытие пешеходного пространства перед входной площадкой из твердых материалов ровным, не создающим вибрацию при движении по нему; установить перед входной площадкой (крыльцом) тактильные указатели, обустроить на проступи краевой ступени контрастную маркировку; провести работы по обустройству пандуса; обустроить входную площадку на уровне земли с навесом и водоотводом; установить мнемосхему, отображающую информацию о помещениях при входе в здание; демонтировать пороги в дверных проемах в наружных и внутренних стенах, высота порога не должна превышать допустимое значение 0,014м., перед дверными проемами во внутренних стенах установить тактильные указатели; обустроить дверное полотно в проеме наружных стен здания контрастной маркировкой;

возложить на МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» обязанность устранить недостатки, препятствующие доступу МГН в помещения по <адрес>, в <адрес>, в которых МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» оказывает услуги населению, путем выполнения работ: обустроить дверное полотно в проеме наружных стен здания контрастной маркировкой; оборудовать пандусом внешнюю лестницу и входную площадку (крыльцо), обеспечивающие доступ в нежилые помещения; возвести входную площадку с навесом, водоотводом габаритами 2,4*2,5*0,25м.; установить мнемосхему, отображающую информацию о помещениях при входе в здание; демонтировать пороги в дверных проемах в наружных и внутренних стенах, высота порога не должна превышать допустимое значение 0,014 м., перед дверными проемами во внутренних стенах установить тактильные указатели; установить перед верхней и нижней ступенями внешней лестницы, перед входной площадкой (крыльцом) тактильные указатели, обустроить на проступях краевых ступеней контрастную маркировку;

возложить на МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» обязанность устранить недостатки, препятствующие доступу МГН в помещения по <адрес>, в <адрес>, в которых МУП <адрес> «ЕИРКЦ» оказывает услуги населению, путем выполнения работ: покрытие пешеходного пространства перед входной площадкой из твердых материалов ровным, не создающим вибрацию при движении по нему; обустроить пандусом внешнюю лестницу и входную площадку (крыльцо), обеспечивающие доступ в нежилые помещения; возведение входной площадки с навесом, водоотводом; обустроить дверное полотно в проеме наружных стен здания контрастной маркировкой; демонтировать пороги в дверных проемах в наружных и внутренних стенах, высота порога не должна превышать допустимое значение 0,014м., перед дверными проемами во внутренних стенах установить тактильные указатели; установить мнемосхему, отображающую информацию о помещениях при входе в здание; установить в тамбуре в дверном проеме внутренней стены дверной блок; установить перед верхней и нижней ступенями внешней лестницы тактильные указатели, обустроить на проступях краевых ступеней контрастную маркировку; демонтировать входную бетонную лестницу у входа здания, возвести внешнюю лестницу в соответствии с требованиями законодательства;

возложить на администрацию г. Бийска обязанность выделить денежные средства на выполнение работ по оборудованию пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов в помещения по <адрес>, в <адрес>.

В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности МУП г. Бийска «ЕИРКЦ».

Установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» в нежилых помещениях, расположенных на первом этаже зданий по <адрес>, предоставляет услуги по начислению платы потребителям за жилищно-коммунальные и прочие услуги, формированию и ведению подомового учета в части регистрации граждан.

В силу ст.ст.2, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о социальной защите инвалидов) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605 утверждены СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001», согласно которым:

в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации (п. 5);

лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Пандус с расчетной длиной 36м. и более или высотой более 3м. следует заменять подъемными устройствами (п. 4.1.14);

входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь навес и водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев поверхности покрытия (п. 5.1.3);

участки пола на путях движения на расстоянии 0,6м. перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь тактильные предупреждающие указатели и/или контрастно окрашенную поверхность в соответствии с ГОСТ Р. 12.4.026 (п. 5.2.3);

краевые ступени лестничных маршей должны быть выделены цветом или фактурой. Перед открытой лестницей за 0,8-0,9м. следует предусматривать предупредительные тактильные полосы шириной 0,3-0,5м. (п.4.1.12);

при входах в здания кассового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5м. На основных путях движения следует предусматривать тактильную оправляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025м. (п. 7.1.8)

Таким образом, на помещения, занимаемые МУП г. Бийска «ЕИРКЦ», распространяются требования правовых норм, в силу которых они должны быть приспособлены для доступа инвалидов, поскольку положения закона о необходимости создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры носят императивный характер.

Вместе с тем, МУП г. Бийска «ЕИРКЦ», оказывая муниципальные услуги населению, не создало условий для беспрепятственного доступа инвалидов в помещения социально значимого учреждения.

Проведенной по делу строительно-технической экспертизой установлено, что в помещениях по <адрес>, в <адрес>, имеются нарушения, которые препятствуют доступу в них МГН.

Прокуратурой г. Бийска в адрес директора МУП г.Бийска «ЕИРКЦ» Семакова А.Н. внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.

Однако МУП г.Бийска «ЕИРКЦ» от устранения нарушений в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям по <адрес>, в <адрес>, где предприятие оказывает социально значимые услуги населению, уклоняется, до настоящего времени нарушения не устранены.

Нежилые помещения по указанным адресам находятся в муниципальной собственности и переданы МУП г.Бийска «ЕИРКЦ» на праве хозяйственного ведения. Права муниципального унитарного предприятия на использование финансовых интсрументов существенно ограничены. Возложение на собственника имещуства – администрацию г. Бийска – обязанности по финансированию мероприятий по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, которые сводятся к значительным финансовым вложениям в переданное собственникам недвижимое имущество, соответствует приведенным выше нормам.

В судебном заседании помощник прокурора г.Бийска Лунина Н.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований по изложенным в иске основаниям в их уточненном варианте.

Представитель ответчика МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» Ермилова Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против требований истца по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т. 1 л.д. ).

Просила учесть, что требования истца мотивированы тем, что МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» оказывает муниципальные услуги. Однако предоставление муниципальных услуг регулируется нормами Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в том числе, местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, также организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а именно, муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ). Так как МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» не является подразделением либо учреждением администрации г. Бийска, а также у МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» отсутствует муниципальное задание (заказ) на какую-либо услугу для населения, указанный ответчик не является предприятием, оказывающим муниципальные услуги населению.

В пунктах приема платежей, размещенных в помещениях по перечисленным в иске адресам, МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» не оказывает услуг по формированию начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, не оказывает услуги по регистрации граждан (снятию с peгистрационного учета). В помещениях, расположенных по указанным адресам, указанный ответчик оказывает услуги по приему денежных средств, а также услуги по формированию базы подомового учета, которые оказываются в рамках договоров, заключенных с управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК и другими организациями жилищно-коммунального комплекса города. То есть, МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» оказывает услуги не населению, а организациям ЖКХ города. При этом, услуги по регистрации граждан (снятию с peгистрационного учета) по месту жительства (пребывания) предоставляются миграционными пунктами ОП МУ МВД России «Бийское» и не зависят от приема паспортиста МУП г. Бийска «ЕИРКЦ».

В связи с этим полагает, что утверждение истца о том, что МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» является предприятием, предоставляющим гражданам социально-значимые услуги в помещениях, расположенных по адресам: <адрес>, и <адрес>, является несостоятельным.

Требование прокурора г. Бийска основано на норме ч. 1 ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов. Вместе с тем, указанная норма права согласно ч. 3 ст. 26 Федерального закона № 419-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ применяется исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам и средствам.

Помещения, расположенные по адресу: <адрес>, переданы МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» приказом от ДД.ММ.ГГГГ на праве хозяйственного ведения. Также на праве хозяйственного ведения передано помещение, расположенное по <адрес> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) и по <адрес> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно инвентарным делам год постройки здания по <адрес> – 1970, здания по <адрес> – 1980, здания по <адрес> – 1990. Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанные здания уже находились в эксплуатации продолжительный период времени, не были реконструированы либо модернизированы с учетом предоставления возможности установки пандусов и (или) подъемных средств до настоящего времени.

В этой связи полагает, что норма ч. 1 ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов к зданиям, в которых расположены спорные помещения предприятия, не применяется.

Кроме того, просила учесть, что по результатам проведенной по делу строительно-технической экспертизы установлено, что все работы, о возложении обязанности по проведению которых просит истец, относятся к реконструкции.

Истцом выдвинуты требования о проведении работ по оборудованию пандусами, обеспечивающими беспрепятственный доступ МГН. Однако прокурор г. Бийска не предоставляет доказательств о наличии технической возможности проведения таких работ. Входы в здания по указанным адресам не дают возможности установить соответствующее оборудование без реконструкции зданий. МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» не является лицом, правомочным принимать решения об изменении конструктивных особенностей входа в здания, полов, лестниц, дверных проемов в зданиях, которые ему не принадлежат на каком-либо праве. Кроме того, дом по <адрес>, является многоквартирным жилым домом (далее по тексту – МКД), и для внесения изменений в конструктивные особенности дома и изменения общей придомовой территории дома (размещение на ней дополнительных объектов) применяются положения действующего жилищного законодательства РФ, так как имущество МКД является общей собственностью всех собственников помещений в этом доме. Для изъятия части земельного участка с целью оборудования на нем пандуса необходимо согласие собственником МКД, которым принадлежит земельный участок.

В соответствии с абз. 4. ч. 8 ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» предпринимаются действия, направленные на предоставление МГН иных возможностей получения услуг предприятии. В частности, прием платежей производится посредством использования функционала «Личный кабинет», размещенного на официальном сайте системы сбора и обработки платежей «Город». Кроме того, прием показаний осуществляется, в том числе, путем приема реестров от домкомов, через функционал «Личный кабинет», а также по телефонам, номера которых размещены на квитанциях, ежемесячно предоставляемых потребителям, в том числе, маломобильным их группам.

В настоящее время разработан и направлен на согласование обществам инвалидов, осуществляющим свою деятельность на территории города, проект соглашения о взаимодействии, в котором подробно оговорен порядок оказания услуг для инвалидов в дистанционной форме. Таким образом, расположение помещений МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» в зданиях, входы в которые не оборудованы пандусами и (или) подъемными механизмами, не является фактором, ограничивающим жизнедеятельность и возможность для МГН участия в жизни общества.

Также просила учесть, что истцом немотивированно заявлено требование о возложении на администрацию г. Бийска обязанности выделить денежные средства лишь на часть работ и без конкретизации необходимых денежных средств.

Представители ответчика администрации г. Бийска Цын В.В., Вебер В.В., действующие на основании доверенности, возражали против требований истца, ссылаясь на их необоснованность.

Представитель администрации г. Бийска Цын В.В. в обоснование возражений по спору просила учесть доводы, изложенные в письменном отзыве на иск (т. 2 л.д. 134-135).

Согласно отзыву администрация г. Бийска является ненадлежащим ответчиком, поскольку учредителем МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» не является, а потому обязанности по его финансированию у администрации г. Бийска не имеется.

Нормы Закона о социальной защите инвалидов, на которые ссылается истец, в данном случае не применимы, поскольку здания, об оборудовании которых просит прокурор г. Бийска, построены до введения указанной правовой нормы, обратной силы не имеющей.

Представитель третьего лица ООО «Управляющая организация «ЦУК» (прежнее наименование – ООО «Управляющая организация «Центральная») Тимкина И.Б., действующая на основании доверенности, возражала против требований истца, указывая на их необоснованность по доводам ответчиков.

Третьи лица МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска», МКУ «Финансовое управление администрации г. Бийска», НО «Адвокатская палата Алтайского края», ООО «Ремонтно-эксплуатационное предприятие № 3», ПАО «Ростелеком», ООО «УК «СТК-Сервис» о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Третье лицо Позднякова Е.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению дела в её отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, материалы дела об административном правонарушении , материалы инвентарных дел, разрешив спор в соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) в пределах заявленных требований, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

В п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ указано, что одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Как установлено ст. 2 Закона о социальной защите инвалидов социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.15 Закона о социальной защите инвалидов Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01 января 2013 года были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для МГН», утвержденных постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года № 73.

С 01 января 2013 года введен в действие СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для МГН. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605.

С 15 мая 2017 года веден в действие СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для МГН. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденный Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года № 798/пр.

Согласно уставу МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» предметом деятельности предприятия в числе прочего является обеспечение функционирования автоматизированной системы управления городским хозяйством жилья, нанимателями и владельцами жилых помещений, поступивших платежей, компенсаций по льготам и субсидий; обеспечение функционирования системы учета и расчетов по оплате коммунальных услуг, расчеты с квартиросъемщиками, расчеты с собственниками нежилых помещений (п. 2.3 става).

Помещения, расположенные по адресу: <адрес>, переданы МУП <адрес> «ЕИРКЦ» приказом от ДД.ММ.ГГГГ на праве хозяйственного ведения. Также на праве хозяйственного ведения передано помещение, расположенное по <адрес> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) и по <адрес> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) (т. 1 л.д. ).

Указанные помещения на праве собственности принадлежат муниципальному образованию г. Бийск, что подтверждается выписками из ЕГРН (т. 1 л.).

Прокуратурой г. Бийска проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности МУП г. Бийска «ЕИРКЦ», результаты которой отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д.

По результатам проверки в связи с выявленными нарушениями в части создания беспрепятственного доступа МГН в помещения, в которых МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» оказывает населению услуги по начислению платы потребителям за жилищно-коммунальные услуги, ведению подомового учета в части регистрации граждан, в адрес МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» было вынесено представление (т. 1 л.д. ).

Поскольку указанное представление не исполнено, прокурор <адрес> обратился в суд с настоящим иском.

На основании постановления мирового судьи судебного участка № 8 г. Бийска Алтайского края от 15 денкабря 2017 года директор МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» Семаков А.Н. был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур) (т).

Для оценки доводов истца и возражений стороны ответчика по делу было назначено проведение судебной строительно-технической экспертизы.

Согласно экспертному заключению ООО «Алтайский экспертно-проектный центр «СПЕКТР» от ДД.ММ.ГГГГ () в рамках данного экспертного заключения эксперты рассматривают возможность создания условий, обеспечивающих беспрепятственный доступ для МГН в нежилые помещения МУП <адрес> «ЕИРКЦ» на входах и внутри здания.

На основании результатов экспертного осмотра ДД.ММ.ГГГГ нежилых помещений и прилегающих территорий выявлено: в здании по адресу: <адрес>: покрытие пешеходного пространства перед входной площадкой (крыльцом) грунтовое, что не соответствует требованию п.5.1.11 СП 59.13330.2016; перед входной площадкой (крыльцом) отсутствуют тактильные указатели, на проступи краевой ступени отсутствует контрастная маркировка, что не соответствует п.5.1.12 СП 59.13330.2016; входная площадка (крыльцо), обеспечивающая доступ в нежилые помещения, не имеет пандуса, что не соответствует п.п.5.1.14, 6.1.2 СП 59.13330.2016; здание не имеет навеса над входной площадкой (крыльцом), габариты площадки менее 2,2x2,2м., что не соответствует п.6.1.4 СП 59.13330.2016; размер дверных проемов во внутренних стенах нежилых помещений в свету в высоту 2,0м., что соответствует требованиям п. 6.2.21 СП 59.13330.2016; размер дверных проемов во внутренних стенах нежилых помещений в свету в ширину 0,8м., что не соответствует требованиям п.п. 6.1.5, 6.2.4, 6.2.21, 6.2.23 СП 59.13330.2016; дверное полотно в проеме наружных стен здания металлическое механические без смотровых панелей и контрастной маркировки, что не соответствует п.п.6.1.5, 6.1.6, 6.1.7 СП 59.13330.2016; дверные проемы в наружных и внутренних стенах имеют пороги, высота порогов превышает допустимое значение 0,014м., перед дверными проемами во внутренних стенах отсутствуют тактильные указатели, что не соответствует п.п. 6.2.3, 6.2.4. СП 59.13330.2016; габариты тамбура менее 2,45x1,60м. и менее допустимых при реконструкции габаритов 1,8x2,3м. и 1, 5x2,3м., что не соответствует п.6.1.8 СП 59.1.3330.2016; тамбур не имеет естественного освещения, что не соответствует п.4.24* СП 118.13330.2012; при входе в нежилые помещения отсутствует мнемосхема, что не соответствует п.8.1.6 СП 59.13330.2016; поверхность окна кассы в помещении кассира расположена на высоте 1,10м., отсутствует проем для ног, что не соответствует п.8.1.7 СП 59.1.3330.2016.

В помещении по адресу: <адрес>, и прилегающей территориии выявлено: ступени внешней лестницы, обеспечивающей доступ в нежилые помещения, имеют ширину проступей от 0,37 до 0,73 м., высоту подступенка от 0,095 до 0,21м., ступени не одинаковые по форме в плане по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней, что не соответствует требованиям п. 5.1.12 СП 59.13330.2016; перед верхней и нижней ступенями внешней лестницы, перед входной площадкой (крыльцом) отсутствуют тактильные указатели, на проступях краевых ступеней отсутствует контрастная маркировка, что не соответствует п.5.1.12 СП 59.13330.2016; внешняя лестница и входная площадка (крыльцо), обеспечивающие доступ в нежилые помещения, не имеют пандусов, что не соответствует п.п.5.1.14, 6.1.2 СП 59.13330.2016; навес (козырек над входом в здание) не имеет водоотвода, габариты входной площадки (крыльца) менее 2,2x2,2м., что не соответствует п.6.1.4 СП 59.13330.2016; размер дверных проемов во внутренних и наружных стенах нежилых помещений в свету в высоту 2,0м., в ширину 0,9м., что соответствует требованиям п.п. 6.1.5, 6.2.4. 6.2.21, 6.2.23 СП 59.13330.2016; дверное полотно в проеме наружных стен здания металлическое механические без смотровых панелей и контрастной маркировки, что не соответствует п.п.6.1.5, 6.1.6, 6.1.7 СП 59.13330.2016; дверные проемы в наружных и внутренних стенах имеют пороги, высота порогов превышает допустимое значение 0,014м., перед дверными проемами во внутренних стенах отсутствуют тактильные указатели, что не соответствует п.п.6.2.3, 6.2.4. СП 59.13330.2016; габариты тамбура менее 2,45x1,60м. и менее допустимых при реконструкции габаритов 1,8x2,3м. и 1,5x2,3м., что не соответствует п.6.1.8 СП 59.13330.2016; тамбур не имеет естественного освещения, что не соответствует п.4.24* СП 118.13330.2012*; ширина пути движения в коридоре нежилого помещения составляет 1,45м., что менее требуемого значения 1,5м., но достаточно для самостоятельного разворота на 180 градусов на кресле-коляске при необходимой глубине для маневрирования перед дверью при открывании на себя 1,5м., что соответствует п.п.6.2.1, 6.2.2 СП 59.13330.2016; при входе в нежилые помещения отсутствует мнемосхема, что не соответствует п.8.1.6 СП 59.13330.2016; у поверхности окна кассы в помещении кассира отсутствует проем для ног, что не соответствует п.8.1.7 СП 59.13330.2016

В помещении по адресу: <адрес>, и прилегающей территории выявлено: ступени внешней лестницы, обеспечивающей доступ в нежилые помещения, имеют ширину проступей от 0,25 до 0,58м., высоту подступенка от 0,12 до 0,19м., ступени не одинаковые по форме в плане по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней, что не соответствует требованиям п. 5.1.12 СП 59.13330.2016; внешняя лестница, обеспечивающая доступ в нежилые помещения, имеет дефекты и повреждения (глубокие трещины в проступях и подступенках, маршевые плиты (косоуры) имеют обнажения арматуры, трещины в сопряжениях косоуров с несущими конструкциями, ограждающие решетки расшатаны, разрушение материла проступей) и находится в аварийном состоянии (категория технического состояния конструкции здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий); покрытие пешеходного пространства перед внешней лестницей грунтовое, что не соответствует требованию п.5.1.11 СП 59.13330.2016; перед верхней и нижней ступенями внешней лестницы отсутствуют тактильные указатели, на проступях краевых ступеней отсутствует контрастная маркировка, что не соответствует п.5.1.12 СП59.13330.2016; внешняя лестница, обеспечивающая доступ в нежилые помещения, не имеет пандуса, что не соответствует п.п. 5.1.14, 6.1.2 СП 59.13330.2016; навес (козырек над входом в здание) не имеет водоотвода, что не соответствует п. 6.1.4 СП 59.13330.2016; размер дверных проемов во внутренних стенах нежилых помещений в свету в высоту 2,0м., что соответствует требованиям п. 6.2.21 СП 59.13330.2016; размер дверных проемов во внутренних стенах нежилых помещений в свету в ширину 0,8м., что не соответствует требованиям п.п.6.1.5, 6.2.4, 6.2.21, 6.2.23 СП 59.13330.2016; дверное полотно в проеме наружных стен здания металлическое механические без смотровых панелей и контрастной маркировки, что не соответствует п.п.6.1.5, 6.1.6, 6.1,7 СП 59.13330.2016; дверные проемы в наружных и внутренних стенах имеют пороги, высота порогов превышает допустимое значение 0,014м., перед дверными проемами во внутренних стенах отсутствуют тактильные указатели, что не соответствует п.п.6.2.3, 6.2.4. СП 59.13330.2016; тамбур не имеет естественного освещения, что не соответствует п.4.24* СП 118.13330.2012*; в тамбуре в дверном проеме внутренней стены не установлен дверной блок, что является нарушением п.3.36 СП 54.13330.2016; при входе в нежилые помещения отсутствует мнемосхема, что не соответствует п. 8.1.6 СП 59.13330.2016; поверхность окна кассы в помещении кассира поз.6, стола приема в помещении поз.5 расположены на высоте 1,10м., отсутствует проем для ног, что не соответствует п.8.1.7 СП 59.13330.2016.

На основании результатов проведенного исследования эксперты пришли к выводу, что в нежилых помещениях и на прилегающих территориях по <адрес>, в <адрес>, отсутствуют условия, обеспечивающие беспрепятственный доступ для МГН.

Исходя из объемно-планировочных и конструктивных решений исследуемых нежилых помещений и прилегающих территорий, оборудование пандусами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов в помещения, расположенные по <адрес>, в <адрес>, выделение контрастным цветом установленного дверного полотна (со стороны улицы) помещений, расположенных по указанным адресам, выделение цветом или фактурой краевых ступеней лестничных маршей при входе в помещения по указанным адресам, установление тактильных напольных указателей перед лестницами вверху и внизу перед началом ступеней технически возможно при условии устранения выявленных нарушений.

Комплекс мероприятий по созданию беспрепятственного доступа в нежилые помещения МУП г. Бийска «ЕИРКЦ», предоставляющие услуги по начислению платы потребителям за жилищно-коммунальные и прочие услуги, формированию и ведению подомового учета в части регистрации граждан, расположенных на участках по <адрес>, в <адрес>, включает производство работ по пристройке и обустройству входных групп в целях улучшения качества обслуживания, а именно, создания безбарьерной среды для МГН в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующими нормами, и является реконструкцией.

Стоимость проведения работ по адаптации для МГН нежилого помещения и прилегающей территории МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» по <адрес>, в <адрес> в ценах I квартала 2018 года с учетом НДС составляет – 355957 рублей 62 копейки, по <адрес>, в <адрес> – 851759 рублей 40 копеек, по <адрес>, в <адрес>, - 749852 рубля 24 копейки.

Оценивая заключение судебной строительно-технической экспертизы, суд приходит к выводу о том, что экспертное заключение отвечает требованиям п. 2 ст. 86 ГПК РФ, так как является полным, объективным, определенным, не имеющим противоречий, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате него выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Эксперты, имеющие соответствующее образование, стаж работы по специальности, стаж экспертной работы, были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Стороны на неполноту либо порочность экспертного заключения не ссылаются.

При указанных обстоятельствах суд не может не согласиться с доводами истца в той части, что МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа МГН населения в помещения по <адрес>, в <адрес>, согласно которой организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, не исполняется, в связи с чем выявленные нарушения подлежат устранению.

Следует признать бездействие МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» по созданию условий, обеспечивающих беспрепятственный доступ МГН в помещения по <адрес>, в <адрес>, незаконным; возложить на МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» обязанность устранить недостатки, препятствующие доступу МГН в помещения по <адрес>, в <адрес>, в которых МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» оказывает услуги населению, путем выполнения работ: покрытие пешеходного пространства перед входной площадкой из твердых материалов ровным, не создающим вибрацию при движении по нему; установить перед входной площадкой (крыльцом) тактильные указателей, обустроить на проступи краевой ступени контрастную маркировку; провести работы по обустройству пандуса; обустроить входную площадку на уровне земли с навесом и водоотводом; установить мнемосхему, отображающую информацию о помещениях при входе в здание; демонтировать пороги в дверных проемах в наружных и внутренних стенах, высота порога не должна превышать допустимое значение 0,014м. перед дверными проемами во внутренних стенах установить тактильные указатели; обустроить дверное полотно в проеме наружных стен здания контрастной маркировкой; возложить на МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» обязанность устранить недостатки, препятствующие доступу МГН в помещения по <адрес>, в <адрес>, в которых МУП <адрес> «ЕИРКЦ» оказывает услуги населению, путем выполнения работ: обустроить дверное полотно в проеме наружных стен здания контрастной маркировкой; оборудовать пандусом внешнюю лестницу и входную площадку (крыльцо), обеспечивающие доступ в нежилые помещения; возвести входную площадку с навесом, водоотводом габаритами 2,4*2,5*0,25м.; установить мнемосхему, отображающую информацию о помещениях при входе в здание; демонтировать пороги в дверных проемах в наружных и внутренних стенах, высота порога не должна превышать допустимое значение 0,014 м., перед дверными проемами во внутренних стенах установить тактильные указатели; установить перед верхней и нижней ступенями внешней лестницы, перед входной площадкой (крыльцом) тактильные указатели, обустроить на проступях краевых ступеней контрастную маркировку; возложить на МУП <адрес> «ЕИРКЦ» обязанность устранить недостатки, препятствующие доступу МГН в помещения по <адрес>, в <адрес>, в которых МУП <адрес> «ЕИРКЦ» оказывает услуги населению, путем выполнения работ: покрытие пешеходного пространства перед входной площадкой из твердых материалов ровным, не создающим вибрацию при движении по нему; обустроить пандусом внешнюю лестницу и входную площадку (крыльцо), обеспечивающие доступ в нежилые помещения; возведение входной площадки с навесом, водоотводом; обустроить дверное полотно в проеме наружных стен здания контрастной маркировкой; демонтировать пороги в дверных проемах в наружных и внутренних стенах, высота порога не должна превышать допустимое значение 0,014м., перед дверными проемами во внутренних стенах установить тактильные указатели; установить мнемосхему, отображающую информацию о помещениях при входе в здание; установить в тамбуре в дверном проеме внутренней стены дверной блок; установить перед верхней и нижней ступенями внешней лестницы тактильные указатели, обустроить на проступях краевых ступеней контрастную маркировку; демонтировать входную бетонную лестницу у входа здания, возвести внешнюю лестницу соответствии с требованиями законодательства.

Согласно уставу МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» (т. 1 л.д. 31-42) полномочия собственника имущества осуществляет муниципальное образование г. Бийск.

Ч. 1 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) установлено, что именно собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

При таких обстоятельствах, учитывая также нормы ст.ст. 209, 210 ГК РФ, возложение на собственника имущества – муниципальное образование г. Бийск в лице администрации г. Бийска Алтайского края обязанности по финансированию мероприятий по устранению нарушений законодательства о социальной защите населения, которые сводятся к значительным финансовым вложениям в переданное собственником недвижимое имущество, соответствует приведенным выше нормам.

В связи с этим на администрацию г. Бийска следует возложить обязанность выделить денежные средства на выполнение работ по оборудованию пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов в помещения по <адрес>, в <адрес>.

Представитель МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» в обоснование возражений просит учесть, что требование прокурора г. Бийска основано на норме ч. 1 ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов. Вместе с тем, указанная норма права согласно ч. 3 ст. 26 Федерального закона № 419-ФЗ с 01 июля 2016 года применяется исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам и средствам. Согласно инвентарным делам год постройки здания по <адрес> – 1970, здания по <адрес> – 1980, здания по <адрес> – 1990. Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанные здания уже находились в эксплуатации продолжительный период времени, не были реконструированы либо модернизированы с учетом предоставления возможности установки пандусов и (или) подъемных средств до настоящего времени. В этой связи полагает, что норма ч. 1 ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов к зданиям, в которых расположены спорные помещения предприятия, не применяется, а по результатам проведенной по делу строительно-технической экспертизы установлено, что все работы, о возложении обязанности по проведению которых просит истец, относятся к реконструкции.

Действительно, согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения ч. 1 ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Между тем, в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Несмотря на то, что данные требования, как указано в ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», также не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 указанного Федерального закона устанавливают необходимость применения понятия «Свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться МГН, содержатся в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции включен в п. 41 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

По смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и МГН.

Таким образом, из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и МГН на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и МГН, закрепленных в ст. ст. 18, 19, 27, 45 Конституции РФ.

Кроме того, вопреки доводам представителя ответчика МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» заключением строительно-технической экспертизы предусмотрена техническая возможность приспособления помещений по <адрес>, в <адрес>, для обеспечения доступа в них инвалидов и МГН.

Представитель ответчика указывает, что утверждение истца о том, что МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» является предприятием, предоставляющим гражданам социально-значимые услуги в помещениях, расположенных по адресам: <адрес>, и <адрес>, является несостоятельным.

Между тем, с указанным утвреждением нельзя согласиться, поскольку МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» в нежилых помещениях, расположенных на первом этаже зданий по <адрес>, предоставляет услуги по начислению платы потребителям за жилищно-коммунальные и прочие услуги, формированию и ведению подомового учета в части регистрации граждан.

Отсутствие согласия собственников МКД по <адрес>, на оборудование пандуса не может умалять прав инвалидов и МГН на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, а комплекс работ по обеспечению доступа в помещения по <адрес>, в <адрес>, должен быть проведен в рамках осуществления деятельности МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» и не противоречит его уставу.

Представитель МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» Ермилова Е.В. просила учесть, что истцом немотивированно заявлено требование о возложении на администрацию г. Бийска обязанности выделить денежные средства лишь на часть работ и без конкретизации необходимых денежных средств.

Однако при разрешении настоящего спора установлено, что именно МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» несет ответственность за невыполнение условий беспрепятственного доступа МГН в указанные помещения. При недостаточности или отсутствии денежных средств МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» вправе обратиться к собственнику помещений с просьбой о выделении денежных средств на указанные цели.

Указание объема выделяемых денежных средств суд находит преждевременным в связи с тем, что стоимость проведения работ по адаптации помещений по <адрес>, в <адрес>, для МГН экспертом выполнена на стадии предпроектного предложения, подлежит уточнению при разработке рабочего проекта.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие МУП г. Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» по созданию условий, обеспечивающих беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в помещения по <адрес>, в <адрес>, незаконным.

Возложить на МУП г. Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» обязанность устранить недостатки, препятствующие доступу маломобильных групп населения в помещения по <адрес>, в <адрес>, в которых МУП <адрес> «Единый информационный расчетно-кассовый центр» оказывает услуги населению, путем выполнения работ: покрытие пешеходного пространства перед входной площадкой из твердых материалов ровным, не создающим вибрацию при движении по нему; установить перед входной площадкой (крыльцом) тактильные указателей, обустроить на проступи краевой ступени контрастную маркировку; провести работы по обустройству пандуса; обустроить входную площадку на уровне земли с навесом и водоотводом; установить мнемосхему, отображающую информацию о помещениях при входе в здание; демонтировать пороги в дверных проемах в наружных и внутренних стенах, высота порога не должна превышать допустимое значение 0,014м. перед дверными проемами во внутренних стенах установить тактильные указатели; обустроить дверное полотно в проеме наружных стен здания контрастной маркировкой.

Возложить на МУП г. Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» обязанность устранить недостатки, препятствующие доступу маломобильных групп населения в помещения по <адрес>, в <адрес>, в которых МУП <адрес> «Единый информационный расчетно-кассовый центр» оказывает услуги населению, путем выполнения работ: обустроить дверное полотно в проеме наружных стен здания контрастной маркировкой; оборудовать пандусом внешнюю лестницу и входную площадку (крыльцо), обеспечивающие доступ в нежилые помещения; возвести входную площадку с навесом, водоотводом габаритами 2,4*2,5*0,25м.; установить мнемосхему, отображающую информацию о помещениях при входе в здание; демонтировать пороги в дверных проемах в наружных и внутренних стенах, высота порога не должна превышать допустимое значение 0,014 м., перед дверными проемами во внутренних стенах установить тактильные указатели; установить перед верхней и нижней ступенями внешней лестницы, перед входной площадкой (крыльцом) тактильные указатели, обустроить на проступях краевых ступеней контрастную маркировку;

Возложить на МУП г. Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» обязанность устранить недостатки, препятствующие доступу маломобильных групп населения в помещения по <адрес>, в <адрес>, в которых МУП г. Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» оказывает услуги населению, путем выполнения работ: покрытие пешеходного пространства перед входной площадкой из твердых материалов ровным, не создающим вибрацию при движении по нему; обустроить пандусом внешнюю лестницу и входную площадку (крыльцо), обеспечивающие доступ в нежилые помещения; возведение входной площадки с навесом, водоотводом; обустроить дверное полотно в проеме наружных стен здания контрастной маркировкой; демонтировать пороги в дверных проемах в наружных и внутренних стенах, высота порога не должна превышать допустимое значение 0,014м., перед дверными проемами во внутренних стенах установить тактильные указатели; установить мнемосхему, отображающую информацию о помещениях при входе в здание; установить в тамбуре в дверном проеме внутренней стены дверной блок; установить перед верхней и нижней ступенями внешней лестницы тактильные указатели, обустроить на проступях краевых ступеней контрастную маркировку; демонтировать входную бетонную лестницу у входа здания, возвести внешнюю лестницу соответствии с требованиями законодательства.

Возложить на администрацию г. Бийска обязанность выделить денежные средства на выполнение работ по оборудованию пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов в помещения по <адрес>, в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий О.И. Иванникова