ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-726/19 от 06.06.2019 Омского районного суда (Омская область)

Дело № 2-726/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего Набока А.М.,

при секретаре Черкашенко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 06 июня 2019 года гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению министерства внутренних дел РФ по Омской области, Межмуниципальному отделу Министерства Внутренних дел Российской Федерации «Тюкалинский» о признании незаконным действия о признании недействительным паспорта транспортного средства и аннулировании регистрации транспортного средства, обязанаии восстановить регистрацию транспортного средства,

УСТАНОВИЛ:

Петров Р.С. обратился в Омский районный суд Омской области с административным исковым заявлением к УМВД России по Омской области, ОМВД России по Тюкалинскому району о признании незаконным действий по прекращению регистрации транспортных средств и обязании восстановить государственную регистрацию транспортного средства, в обоснование иска указав, что 30.10.2016г. орган по сертификации НКО «Ассоциация по безопасности машин и оборудования «ТЕСТ-СДМ» выдало одобрение типа транспортного средства № ТС RU E-RU.МР03.00191 в том числе на транспортное средство, обладающее следующими характеристиками: автомобиль-самосвал 6898С8, сроком действия с 30.10.2016 по 31.12.2018.

29.12.2016 ООО «РенБизнесАвто» выдало в отношении автомобиля-самосвала, модель 6898С8, 2016г. изготовления, VIN , паспорт транспортного средства

02.06.2017 между ООО «Петролис» (продавец) и Петровым Р.С. (покупатель) был заключен договор купли-продажи транспортного средства.

По условиям договора купли-продажи транспортного средства ООО «Петролис» обязалось передать транспортное средство модель 6898С8, 2016г. изготовления, VIN , паспорт транспортного средства в собственность Петрова Р.С., а Петров Р.С. обязался принять и оплатить стоимость транспортного средства.

02.06.2017 ООО «Петролис» передало в соответствии с условиями договора указанное транспортное средство .

Таким образом, Петров Р.С. приобрел в отношении указанного транспортного средства право собственности.

03.06.2017г. указанное транспортное средство было поставлено на регистрационный учет в порядке, установленном законодательством о безопасности дорожного движения.

Согласно информации с официального сайта Госавтоинспекции МВД России в сети «Интернет», сервис «проверка автомобиля», регистрация транспортного средства модель 6898С8, 2016г. изготовления, VIN прекращена (аннулирована) 20.04.2018г.

В связи с чем 20.12.2018г. Петров Р.С. обратился в МО МВД России «Тюкалинский» с просьбой разъяснить причины прекращения регистрации транспортного средства.

Письмом от 14.01.2019г. № 58/3/185406459789 МО МВД России «Тюкалинский» уведомил Петрова Р.С. о прекращении (аннулировании) регистрации транспортного средства с приложением письма Росстандарта от 23.03.2018 № АК-4053/05.

В соответствии с письмом от 23.03.2018 № АК-4053/05 заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии орган по сертификации «ТЕСТ-СДМ» отменил действие документа - одобрение типа транспортного средства № ТС RU E-RU.МР03.00191.

Со ссылкой на п. 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденных приказом МВД России, Минпромэнерго России и Минэкономразвития России от 23.07.2005 № 496/192/134, паспорт транспортного средства признан недействительным.

В дальнейшем со ссылкой на п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Госавтоинспекции МВД России, произведено прекращение (аннулирование) регистрации транспортного средства.

Петров Р.С. с вынесенным решением не согласен, считает действия ГИБДД незаконными, нарушающими его права и законные интересы.

Недействительность паспорта транспортного средства не является безусловным основанием для прекращения (аннулирования) регистрации транспортного средства.

Выдача ПТС, а также регистрация транспортного средства проведены на основании действующего и выданного в установленном порядке документа - одобрение типа транспортного средства № ТС RU E-RU.МР03.00191, на основании чего указанное транспортное средство было введено в эксплуатацию.

Дальнейшая оценка безопасности и соответствия нормам законодательства транспортных средств, уже допущенных к участию в дорожном движении, осуществляется исключительно в форме проведения технического осмотра и иного государственного надзора за безопасностью дорожного движения.

Транспортное средство регулярно подвергалось техническому осмотру, в ходе которого не было выявлено несоответствий, указывающих на небезопасность эксплуатации транспортного средства.

При принятии решения о прекращении (аннулировании) регистрации транспортного средства, у органа Госавтоинспекции МВД России отсутствовали доказательства несоответствия спорного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, а также доказательства не безопасности эксплуатации данного транспортного средства, тогда как транспортное средство полностью соответствует требованиям законодательства в области безопасности дорожного движения и может использоваться по назначению.

В силу п. 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденных приказом МВД России, Минпромэнерго России и Минэкономразвития России от 23.07.2005 № 496/192/134, выданный паспорт признается действительным в случае, если в последствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).

Исходя из буквального толкования указанной нормы, паспорт транспортного средства может быть признан недействительным, если он выдан на основании порочных (подложных, поддельных, недействительных, необоснованно выданных) документов.

Между тем документ - одобрение типа транспортного средства № ТС RU E-RU.МР03.00191 не был признан недействительным, подложным, поддельным, а был отменен по решению органа по сертификации НКО «Ассоциация по безопасности машин и оборудования «ТЕСТ-СДМ».

Доказательств того, что указанный документ на момент его оформления и в период его действия был недействительным и (или) содержал недостоверные данные ввиду подложности или поддельности, как и доказательств нарушения процедуры выдачи паспорта транспортного средства на момент принятии решения о признании недействительным ПТС у ГИБДД отсутствовали.

Прекращение действия одобрения типа транспортного средства по причинам, которые не свидетельствуют о незаконности выдачи данного документа и не указывают на их недействительность (с момента выдачи), не может быть положено в основу признания недействительным паспорта транспортного средства, а значит и не может служить основанием для аннулирования государственной регистрации.

Согласно уведомлению об отмене документа - одобрение типа транспортного средства № ТС RU E-RU.МР03.00191, указанный документ отменен с 16.02.2018, то есть позднее выпуска транспортных средств в обращение и постановки на регистрационный учет.

Спорное транспортное средство поставлено на учет в период действия одобрения на соответствующий тип транспортного средства.

Таким образом, аннулирование регистрации возможно только в отношении тех транспортных средств, паспорта на которые, а также регистрация которых произошла после отмены действия соответствующего одобрения типа транспортного средства.

Просит признать незаконными действия МО МВД России «Тюкалинский» от 20.04.2018г по признанию недействительными ПТС и по аннулированию регистрации транспортного средства автомобиля-самосвала, модель 6898С8, 2016г. изготовления, VIN , паспорт транспортного средства обязать МО МВД России «Тюкалинский» восстановить государственную регистрацию транспортного средства автомобиля-самосвала, модель 6898С8, 2016г. изготовления, VIN , паспорт транспортного средства .

Административный истец Петров Р.С. в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. Заявленным ходатайством просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Участвуя в судебном заседании от 11.04.2019 г. требования поддержал, просил удовлетворить. Представитель Патрина Т.М., принимая участие в судебном заседании от 11.04.2019 по ходатайству о допуске представителя, в судебных заседаниях более участия не принимала, в судебном заседании от 11.04.2019 г. просила требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика УМВД России по Омской области Паташев А.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований административного истца по основаниям, изложенным в ранее представленном отзыве на административное исковое заявление, согласно которому допуск транспортных средств к участию в дорожном движении путем их регистрации и выдачи документов может быть осуществлен лишь на основании документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

Закрепленные в действующем законодательстве требования, ограничивающие права собственников транспортных средств (а именно возможность прекращения регистрации и запрет эксплуатации транспортных средств без документов, удостоверяющих их соответствие требованиям безопасности), направлены на защиту прав и законных интересов неограниченного круга лиц – участников дорожного движения, в том числе самих собственников ТС.

Технический осмотр не является надлежащим и достаточным доказательством соответствия спорного ТС требованиям безопасности, поскольку при техническом осмотре проверяется лишь техническое состояние ТС, а соответствие параметров конструкции ТС требованиям безопасности подтверждаются документами, удостоверяющими соответствие требованиям технического регламента при выпуске в обращение. В рассматриваемом случае данным документом является одобрение типа транспортного средства.

На транспортное средство ООО «РенБизнесАвто» оформлен паспорт транспортного средства , в который внесены данные одобрения типа транспортного средства № E-RU.МР03.0091 от 31.10.2016, выданного Сертификационным центром «ТЕСТ-СДМ».

Ранее сертификационным центром «ТЕСТ-СДМ» был организован инспекционным контроль ООО «РенБизнесАвто», по результатам которого были установлены факты внесения в конструкцию сертифицированных транспортных средств изменений, несогласованных с органом по сертификации.

Действие ряда одобрений типа на транспортные средства, изготавливаемые ООО «РенБизнесАвто» (в том числе действие одобрения № E-RU.МР03.0091 от 31.10.2016), было прекращено с утверждением соответствующих документов в надзорном органе – Росстандарте.

Росстандарт направило письмо в ГУОБДД МВД России от 23.03.2018 № АК-4053/05 о регистрации уведомлений органа по сертификации «Тест-СДМ» об отмене ранее выданных одобрений типа транспортных средств в связи с несоответствием сертифицированных транспортных средств требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности коленных транспортных средств» для учета в работе и принятия необходимых мер в рамках компетенции МВД России.

В свою очередь ГУОБДД МВД России в адрес руководителей подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне было направлено письмо от 04.04.2018 № 13/4-2939 с поручением об организации и проведении проверки и принятии решения. В связи с поступлением указанного письма УГИБДД УМВД России по Омской области, направлено письмо начальнику МОТН и РАС ГИБДД УМВД России по Омской области, начальникам ОГИБДД (М) ОМВД России на региональном уровне от 18.04.2018 № 19/1060 с требованием обеспечить контроль за выполнением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности коленных транспортных средств», исключить факты регистрации транспортных средств не соответствующих установленным требованиям безопасности дорожного движения, произвести сверку одобрений типов транспортных средств с транспортными средствами, зарегистрированными во вверенных подразделениях, в случае совпадения представленных одобрений типов транспортных средств с ранее зарегистрированными ТС произвести аннулирование регистрационных действий с автомобилями.

Анализируя паспорт транспортного средства , следует вывод о несоответствии конструкции спорного ТС соответствующему одобрению типов транспортных средств - одобрение типов транспортных средств не распространяется на спорное ТС и не должно было быть использовано для внесения его в ПТС (установлен двигатель, не предусмотренный одобрением типов транспортных средств, использовано для производства спорного ТС не сертифицированное шасси).

Таким образом, ООО «РенБизнесАвто» были внесены в конструкцию спорного ТС изменения, не согласованные с органом по сертификации. Надлежащие документы, подтверждающие проведение сертификации спорного ТС в соответствии с законодательством РФ у истца отсутствуют. Конструкция спорного ТС не соответствует требованиям Технического регламента, что создает угрозу безопасности дорожного движения и исключает возможность совершения действий по допуску таких транспортных средств к участию в дорожном движении.

Вместе с тем сам по себе факт аннулирования регистрации транспортного средства не является не преодолимым обстоятельством, поскольку регистрационный учет транспортного средства может быть восстановлен при условии устранения причин, явившихся основанием для прекращения регистрации.

Таким образом, истец не лишен права вновь поставить на государственный учет спорное ТС после оформления надлежащего документа, подтверждающего безопасность конструкции соответствующего ТС.

Представитель административного ответчика МО МВД «Тюкалинский» в судебном заседании участия не принимал, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил суду возражение на административное исковое заявление, согласно которому требования заявителя считает не подлежащими удовлетворению. Федеральным законом от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции» обеспечение безопасности дорожного движения определено в качестве одного из основных направлений деятельности полиции и наделяет ее правом запрещать эксплуатацию транспортных средств.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 15 ФЗ от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены основные направления обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе и требования об обязательной сертификации или декларировании соответствия при изготовлении, ввозе и реализации транспортных средств, установлено, что допуск транспортных средств к участию в дорожном движении путем их регистрации и выдачи документов ожжет быть осуществлен лишь на основании документов, удостоверяющих соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

Руководствуясь перечисленными требованиями в адрес начальников Госавтоинспекции было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ с поручением об организации и проведении проверки и принятии решения.

Основанием для направления указанного письма послужило письмо Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.03.2018г. № АК-4053/05 об отмене ранее выданных одобрений типа транспортных средств в связи с несоответствием сертифицированных транспортных средств требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР .

В связи с поступившим письмом, а также заключением служебной проверки от 17.04.2018г., 20.04.2018г. ОГИБДД УМВД России «Тюкалинский» было проведено аннулирование ПТС автомобиля-самосвала модель 6898С8 2016 года изготовления, VIN , кузов № , паспорт транспортного средства .

В соответствии с п. 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005г. № 496/192/134, паспорт транспортного средства признается недействительным подразделением Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства в случае, если в последствии документы, на основании которых выдан паспорт транспортного средства признаются недействительными (необоснованно выданными).

Отсутствие действующего паспорта транспортного средства является основанием для признания регистрации ТС недействительной. Регистрация транспортного средства подлежит аннулированию в соответствии с требованиями п. 51 Правил.

Исходя из изложенного, действия сотрудников ОГИБДД МО МВД России «Тюкалинский» не выходили за рамки своих полномочий, их действия в полной мере соответствовали требованиям действующего законодательства путем не допуска к участию в дорожном движении транспортных средств в случае отсутствия у них документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

Просил отказать в удовлетворении заявления Петрова Р.С. к МО МВД «Тюкалинский».

Представитель третьего лица НКО «Ассоциация по безопасности машин и оборудования «ТЕСТ-СДМ» Меркулов Н.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимал, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что одобрение типа транспортного средства является документом, удостоверяющим соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям технического регламента.

Одобрение типа транспортного средства свидетельствует о том, что модели автомобилей, тип которых получил одобрение, могут быть выпущены в обращение в странах Таможенного союза, в том числе в РФ.

Если автомобиль имеет характеристики, которые не соответствуют одобрению типа транспортного средства, то одобрение типа транспортного средства в отношении данного транспортного средства не действует и транспортное средство не может эксплуатироваться в РФ.

ТЕСТ-СДМ аккредитовано Федеральной службой по аккредитации в качестве органа по сертификации и имеет право выдавать и отменять одобрения типа транспортного средства.

ТЕСТ-СДМ выдало ООО «РенБизнесАвто» одобрение типа транспортного средства ТС RU E-RU.МР03.00191 на срок с 31.10.2016г. по 31.12.2018г., которым был утвержден тип транспортного средства 6898С8, к которому относится спорное транспортное средство с VIN .

В декабре 2017г. ТЕСТ-СДМ стало известно о том, что ООО «РенБизнесАвто» выпускаются транспортные средства, не соответствующие требованиям Технического регламента. При этом ООО «РенБизнесАвто» для выпуска в обращение использовало имеющееся одобрение типа ТЕСТ-СДМ.

После получения данной информации ТЕСТ-СДМ приняло 13.12.2017г. решение о проведении внепланового инспекционного контроля в отношении ООО «РенБизнесАвто».

Выявленные в ходе проверки нарушения показывали недопустимость дальнейшего производства продукции ООО «РенБизнесАвто» по выданным ТЕСТ-СДМ одобрениям типа транспортного средства в том числе ТС RU E-RU.МР03.00191.

В связи с отрицательными результатами инспекционного контроля и не предоставлением ООО «РенБизнесАвто» программы корректирующих действий, одобрение типа транспортного средства ТС RU E-RU.МР03.00191 отменено с 16.02.2018г.

Вместе с тем из данных, представленных административным истцом в исковом заявлении следует, что спорное транспортное средство не соответствует одобрению типа транспортного средства ТС RU E-RU.МР03.00191, следовательно является не сертифицированным и регистрация указанного транспортного средства аннулирована правомерно.

Представитель заинтересованного лица ООО «РенБизнесАвто» в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания статьи 227 КАС РФ следует, что оспариваемые действия (решения) должностных лиц, государственных органов могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Как следует из материалов дела, 16.09.2016 орган по сертификации НКО «Ассоциация по безопасности машин и оборудования «ТЕСТ-СДМ» выдало Одобрение типа транспортного средства № ТС RU Е-RU.MP03.00191, в том числе на транспортные средства, обладающие следующими характеристиками: автомобиль-самосвал, тип 6898С8, сроком действия с 31.10.2016 по 31.12.2018.

29.12.2016 ООО «РенБизнесАвто» выдало в отношении: - автомобиля-самосвала, модель 6898С8, 2016 г. изготовления, VIN паспорт транспортного средства .

02.06.2017 между ООО «Петролис» (продавец) и Петровым Р.С. (покупатель) заключен договор купли-продажи транспортного средства, согласно п. 1.1. которого продавец продает, а покупатель приобретает принадлежащий продавцу на основании паспорта транспортного средства , выданного 29.12.2016г. автомобиль-самосвал: модель 6898С8, 2016 г. выпуска, VIN .

Согласно акта приема-передачи транспортного средства от 02.06.2017г., являющегося приложением к вышеназванному договору купли-продажи, продавец передал, а покупатель принял технически исправный автомобиль: модель 6898С8, 2016 г. выпуска, VIN . Таким образом Петров Р.С. приобрел в отношении указанного транспортного средства право собственности.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется путем регистрации и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Пунктами 70 и 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее по тексту – Положения о ПТС), утвержденных приказом МВО России, Минпромэнерго России и Минэкономразвития России от 23.06.2005 № 496/192/134, установлено, что выдача паспортов осуществляется на основании сведений, содержащихся в одобрении типа транспортного средства, одобрении типа шасси транспортного средства или сертификате соответствия, а в случае признании документов, на основании которых они выданы, поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными), паспорт транспортного средства признается недействительным подразделением Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства.

Из совокупного толкования пунктов 9, 70, 72 Положения о ПТС, пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 (далее по тексту - Правила регистрации) следует, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами в случае представления документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию.

Согласно пункту 51 Правил регистрации при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил регистрации, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительными конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.

Как указывалось ранее, на спорное транспортное средство ООО «РенБизнесАвто» оформлен паспорт транспортного средства, в который внесены данные одобрения типа транспортного средства № E-RU.MP03.00191, выданного Сертификационным центром «ТЕСТ-СДМ».

Как следует из материалов дела, в декабре 2017 года «ТЕСТ-СДМ» стало известно о том, что ООО «РенБизнесАвто» выпускаются транспортные средства, несоответствующие требованиям Технического регламента, при этом ООО «РенБизнесАвто» для выпуска в обращение использовало одобрения типа транспортного средства, выданные «ТЕСТ-СДМ». Кроме того, «ТЕСТ-СДМ» также стало известно, что в отношении руководителя Заявителя СУ СК России по Кировской области возбуждено уголовное дело № 11702330021039831 по факту причинения ущерба потребителям в особо крупном размере.

После получения данной информации «ТЕСТ-СДМ» приняло 13.12.2017 решение о проведении внепланового инспекционного контроля в отношении ООО «РенБизнесАвто». Для проведения работ была сформирована группа инспекционного контроля. Согласно п. 49 Технического регламента 14.12.2017 «ТЕСТ-СДМ» утвердило Программу инспекционного контроля сертифицированной продукции и условий ее производства, которая вместе с решением от 13.12.2017 была направлена ООО «РенБизнесАвто» с сопроводительным письмом № 17-7-415 от 15.12.2017. Основной целью контроля была проверка соответствия продукции установленным требованиям, в том числе проверка поступившей в орган по сертификации информации о несанкционированном использовании несоответствующих одобрений типа транспортного средства базовых транспортных средств и шасси (п. 2 Программы инспекционного контроля). Согласно п. 3 Программы инспекционного контроля к объектам проверки были отнесены транспортные средства, выпускаемые малыми партиями или серийно, то есть все типы транспортных средств, на которые были выданы одобрения типа транспортного средства ООО «РенБизнесАвто». Проведение инспекционного контроля планировалось на сборочном заводе ООО «РенБизнесАвто» по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, Автозаводстроевский проезд, д. 5, при необходимости - в дополнительных местах нахождения продукции.

Как следует из материалов дела, с 26.12.2017 по 27.12.2017 группой инспекционного контроля Негосударственной некоммерческой организации «Ассоциация по безопасности машин и оборудования «ТЕСТ-СДМ» был произведен внеплановый инспекционный контроль продукции - изготовленной ООО «РенБизнесАвто» ТС на сборочном заводе, расположенном по адресу: 423800, Россия, Республика Татарстан, город Набережные Челны, Автозаводстроевский проезд, дом 5, а именно транспортных средств, сертифицированных на соответствие TP ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

Результаты проверки позволили установить, что в конструкцию транспортных средств ООО «РенБизнесАвто» внесены изменения в части используемого базового транспортного средства/шасси и применяемых двигателей без требуемого в таких случаях Техническим регламентом уведомления органа по сертификации. Указанные автомобили с измененной конструкцией перестали отвечать требованиям безопасности Российской Федерации и законодательно запрещены к реализации в странах Таможенного союза. Указанные внесенные изменения в конструкции автомобилей по определению Технического регламента являются "несоответствиями", то есть невыполнением установленных требований. Эти изменения делают неправомерным применение Заявителем выданных ему одобрений типа транспортного средства (ОТТС). Схема и план проверки автомобилей соответствовали требованиям действующего стандарта ГОСТ Р ИСО 2859-1-2007 "Статистические методы. Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку. Часть 1. Планы выборочного контроля последовательных партий на основе приемлемого уровня качества" (далее - Стандарт). Этот Стандарт распространяет свое действие как на продукцию, так и на производственные операции и административные процедуры.

Согласно п. 53, 55 Технического регламента ООО «РенБизнесАвто» 09.01.2018 было выдано предписание, в котором указано о необходимости предоставить в 10-дневный срок программу корректирующих действий, провести устранение несоответствий с привлечением изготовителя базового средства/шасси, провести контрольные испытания совместно с аккредитованной лабораторией, а результаты испытаний направить в орган по сертификации.

12.01.2018 ООО «РенБизнесАвто» было направлено уведомление о необходимости восстановления соответствия требованиям и предоставления программы мероприятий по восстановлению в течение 10 дней и акт инспекционного контроля. В указанном уведомлении «ТЕСТ-СДМ» сообщило ООО «РенБизнесАвто» об отрицательных результатах контроля, необходимости восстановления соответствия всех выпускаемых типов продукции требованиям Технического регламента. Также «ТЕСТ-СДМ» сообщило ООО «РенБизнесАвто» о необходимости предоставления согласно п. 56 Технического регламента программы корректирующих действий по восстановлению соответствия, а также о том, что в случае не предоставления вышеуказанных документов, действие всех ОТТС будет прекращено в установленном порядке.

В ответ на данное уведомление ООО «РенБизнесАвто» письмом от 30.01.2018 сообщил «ТЕСТ-СДМ» о том, что не может выполнить устранение выявленных несоответствий и предоставить все истребуемые документы, просило увеличить срок их предоставления.

Согласно п. 57 Технического регламента в случае признания органом по сертификации принятых мер недостаточными, он через 30 дней после направления изготовителю и его официальному представителю письменного уведомления приостанавливает или прекращает действие сертификатов соответствия, о чем информирует изготовителя и его официального представителя, технический секретариат и органы государственного контроля (надзора). Уполномоченный орган государственного управления государства-члена Таможенного союза на основании решения органа по сертификации о прекращении действия сертификатов соответствия аннулирует одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси) посредством оформления уведомления об отмене документа по форме, предусмотренной приложением №16 к настоящему техническому регламенту.

Из материалов дела усматривается, что результаты контроля в отношении ООО «РенБизнесАвто» были признаны отрицательными, ООО «РенБизнесАвто» должно было устранить выявленные нарушения и предоставить программу корректирующих действий по восстановлению соответствия. Вместе с тем, ООО «РенБизнесАвто» сообщило, что не может устранить нарушения и представить запрашиваемые документы в установленные Техническим регламентом сроки. В связи с отрицательными результатами инспекционного контроля и не предоставлением ООО «РенБизнесАвто» программы корректирующих действий по восстановлению соответствия все выданные Заявителю ОТТС были отменены с 16 февраля 2018 года и 06 марта 2018 года.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, обязан сообщить об этом в орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней с момента получения указанной информации. Продавец (исполнитель, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), получивший указанную информацию, в течение десяти дней обязан довести ее до изготовителя. Лицо, которое не является изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, вправе направить информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в орган государственного контроля (надзора). При получении такой информации орган государственного контроля (надзора) в течение пяти дней обязан известить изготовителя (продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) о ее поступлении.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона № 184-ФЗ органы государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов вправе: 1. В возможно короткие сроки провести проверку достоверности полученной информации. В ходе проведения проверки органы государственного контроля (надзора) вправе: - требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) материалы проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов; - запрашивать у изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц дополнительную информацию о продукции или связанных с требованиями к ней процессах проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений, проведенных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия; - направлять запросы в другие федеральные органы исполнительной власти; - при необходимости привлекать специалистов для анализа полученных материалов; - запрашивать у изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) доказательственные материалы, использованные при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. 2. При признании достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней выдает предписание о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль за ее выполнением. Орган государственного контроля (надзора): - способствует распространению информации о сроках и порядке проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда; - запрашивает у изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц документы, подтверждающие проведение мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда; - проверяет соблюдение сроков, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда; - принимает решение об обращении в суд с иском о принудительном отзыве продукции. 3. В случае, если орган государственного контроля (надзора) получил информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда, орган государственного контроля (надзора) вправе: - выдать предписание о приостановке реализации этой продукции; - информировать приобретателей, в том числе потребителей, через средства массовой информации о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции» обеспечение безопасности дорожного движения определено в качестве одного из основных направлений деятельности полиции и наделяет ее правом запрещать эксплуатацию транспортных средств.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», которым определены основные направления обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе и требования об обязательной сертификации или декларировании соответствия при изготовлении, ввозе и реализации транспортных средств установлено, что допуск транспортных средств к участию в дорожном движении путем их регистрации и выдачи документов может быть осуществлен лишь на основании документов, удостоверяющих соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

Как следует из материалов дела, руководствуясь перечисленными требованиями, а также полномочиями, возложенными на ГУОБДД МВД России, в адрес начальников Госавтоинспекции на региональном уровне было направлено письмо от 04 апреля 2018 года № 13/4-2939, с поручением об организации и проведении проверки и принятия решения в рамках требований пункта 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 (далее - Правила). Основанием для направления в адрес руководителей подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне поручения, послужило поступившее в ГУОБДД МВД России письмо Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 23 марта 2018 года № АК-4053/05 об отмене ранее выданных одобрений типа транспортных средств в связи с несоответствием сертифицированных транспортных средств требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» TP ТС 018/2011.

В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии», Росстандарт осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований и национальных стандартов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим Федеральным органам исполнительной власти. В рамках своих полномочий Росстандартом был отозван ряд одобрений типа транспортного средства, о чем и были в установленном порядке проинформированы органы Госавтоинспекции. Регистрация транспортных средств осуществляется на основании оформленных в соответствии с действующим законодательством паспортов транспортных средств, подтверждающих их выпуск в обращение на территории Российской Федерации.

Спорное транспортное средство не соответствует одобрению типа транспортного средства ТС RU E-RU.МР03.00191, следовательно является не сертифицированным и регистрация указанного транспортного средства аннулирована правомерно.

Одобрения типа ТС RU E-RU.MP03.00191 не распространяется на средства с двигателем модели 740510, этот тип двигателя не указан в перечне двигателей, приведенных на странице 5 ОТТС, при этом установлен на автомобиль, принадлежащий Петрову. Для шасси КАМАЗ 6522, на котором должны быть изготовлены автомобили-самосвалы типа 6898С8, согласованными являются указанные в ОТТС двигатели моделей КАМАЗ 740.602-360 (мощность - 360 л.с), 612-320 (мощность - 320 л.с), КАМАЗ 740.632-400 (мощность - 400 л.с).

Одобрение типа транспортного средства ТС RU E-RU.MP03.00191 оформлено на основании положений п. 39 ТР ТС 018/2011 с использованием одобрения определенного типа шасси. Одобрение типа на шасси использовалось как доказательственный материал в части требований безопасности, выполнение которых обеспечивается изготовителем базового шасси. То есть транспортные средства должны быть выпущены на сертифицированном шасси, что в данном случае не соблюдено, так как в маркировке позиции 9 идентификационного номера должна быть использована цифра 4, однозначно определяющая модификацию шасси. Структура идентификационного номера шасси (VIN) КАМАЗ 6522, приведенная в ПТС –- не соответствует структуре VIN, установленной одобрением типа шасси.( в девятой позици 3 вместо 4).

Одобрение типа ТС RU E-RU.MP03.00191 не распространяется на автомобиль самосвал типа 6898 С8 и не должно было быть использовано для внесения в П

Таким образом, учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия МО МВД России «Тюкалинский», направленные на аннулирование регистрации и признанию недействительным паспорта транспортного средства на спорное транспортное средство, совершены в соответствии с требованиями действующего законодательства и не могут быть признаны незаконными.

При этом суд отмечает, что нарушения, связанные с регистрацией транспортного средства, не могут являться безусловным основанием для лишения собственника (или иного законного владельца) правомочий по пользованию и распоряжению своим имуществом в соответствии с его предназначением. Кроме того, сам по себе факт аннулирования регистрации транспортного средства не является непреодолимым обстоятельством, поскольку в силу прямого указания пункта 13 Правил регистрации регистрационный учет транспортного средства может быть восстановлен при условии устранения причин, явившихся основанием для прекращения регистрации. Таким образом, административный истец не лишен права вновь поставить на государственный учет транспортное средство после оформления надлежащего документа, подтверждающего безопасность конструкции соответствующего транспортного средства.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Управлению министерства внутренних дел РФ по Омской области, Межмуниципальному отделу Министерства Внутренних дел Российской Федерации «Тюкалинский» по признанию недействительными ПТС и по аннулированию регистрации транспортного средства автомобиля-самосвала, модель 6898С8, 2016г. изготовления, VIN , паспорт транспортного средства обязании МО МВД России «Тюкалинский» восстановить государственную регистрацию транспортного средства автомобиля-самосвала, модель 6898С8, 2016г. изготовления, VIN , паспорт транспортного средства , оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья А.М. Набока

Мотивированное решение изготовлено 11 июня 2019 г.