Дело № 2-726/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Воркута Республики Коми 22 февраля 2013г.
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Муравьевой Е.В.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Н.А. к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Воркуте Республики Коми о взыскании компенсации за провоз багажа к новому месту жительства,
у с т а н о в и л:
истец обратилась в суд с иском к ответчику о взыскании стоимости провоза багажа, в связи с расторжением трудового договора и переездом к новому месту жительства в размере .... В обоснование требований указала, что работала у ответчика с 1992 года по 10.02.2012 года. Служебный контракт расторгнут по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ от 17.07.2004 года «О государственной гражданской службе в РФ». В связи с выездом за пределы г. Воркуты на постоянное место жительства истица предоставила ответчику документы, необходимые для оплаты провоза багажа в размере ... руб. Вместе с тем, ответчик оплатил лишь часть расходов на сумму .... Не приняты к оплате расходы в сумме ...., включающие сбор за объявленную ценность в сумме ...., сбор за страхование грузов - ...., услуги по квитанции № К 20380008 ... руб., по квитанции № К 20380008 ... руб., за пользование контейнером в сумме ... за автоуслуги в сумме ...., за автоуслуги в сумме ...., за пользование контейнером - ...., за погрузочно-разгрузочные работы - ... руб. Истец полагает, что отказ ответчика оплатить указанные расходы необоснован, поскольку в данном случае стоимость и условия провоза багажа были определены перевозчиком и не зависели от воли истца, указанные услуги обеспечивали выполнение перевозки контейнера. Считает, что право на возмещение расходов по проезду возникает вне зависимости объема оказанных железнодорожной организацией услуг в связи с перевозом багажа.
Не согласившись с заявленными требованиями, ответчик в отзыве на исковое заявление указал, что до 10.02.2012 года С.Н.А. являлась гражданским служащим. Приказом № 01-07/13 от 10.02.2012 года прекращено действия служебного контракта с истцом. 17.02.2012 года истец обратилась в Инспекцию с заявлением о компенсации расходов на провоз контейнеров в связи с выездом в г. Липецк в размере .... Рассмотрев представленные документы, Инспекцией принято решение о частичной оплате понесенных расходов в сумме .... с исключением сбора за объявленную ценность. Не приняты к оплате квитанции № 052386 в сумме ... руб. на получение страховой премии по страхованию груза, приходный кассовый ордер № 001282 на услуги грузчиков в сумме ... руб., поскольку при компенсации расходов по провозу багажа к новому месту жительства подлежат оплате только обязательные транспортные расходы, которые не входят оплата страхового полиса за добровольную страховку отправляемого груза и услуги грузчиков по погрузке вещей в контейнер. Также не приняты к оплате сборы за погрузочно-транспортные работы в сумме ...., за автоуслуги в сумме ... руб., за пользование контейнером в сумме ... руб., за оформление заявки, за бланки, за консультации, за оборудование, за наложение ЗПУ в сумме ... руб., поскольку данные услуги входят в перечень дополнительных услуг, связанны с перевозками на ж/ж транспорте.
В судебном заседании истец участия не принимает, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Представитель истца исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении. Уточнила исковые требования в части возмещения расходов за пользование контейнером в связи с опечаткой в исковом заявлении: просит взыскать сумму ... руб.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, доводы отзыва поддержал.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец в период с 02.08.2005 года по 10.02.2012 года проходила государственную гражданскую службу по должности начальника отдела работы с налогоплательщиками Инспекции ФНС по г.Воркуте. Служебный контракт прекращен 10.02.2012 года по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 года в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещении иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы.
17.02.2012 года истец обратилась к ответчику с заявлением об оплате контейнера в связи с выездом за пределы г. Воркуты в сумме ... руб., представив следующие квитанции:
- квитанции разных сборов за услуги ж/д транспорта Д2037004 846525 и Д2037004 846527 (за пользование контейнером) на сумму ... руб. каждая;
- квитанция разных сборов за услуги подсобно-вспомогательной деятельности К2038008 735369 (заявка, бланки документов, консультация, наложение ЗПУ, НДС) на сумму ... руб.;
- квитанция разных сборов за услуги подсобно-вспомогательной деятельности К2038008 735370 (заявка, бланки документов, оборудование, наложение ЗПУ, НДС) на сумму ... руб.;
- квитанция ... на получение страховой премии (взноса) на сумму ... руб.;
- приходный кассовый ордер ... на автоуслуги на сумму ....;
- квитанция Л2038009 333120 (автоуслуги ...) на сумму ... руб.,
- чеки ОАО РЖ..., ... (погрузочно-разгрузочные работы с контейнером) на сумму ... руб. каждый, ..., ... (плата за пользование контейнером) на сумму ... руб. каждый.
В соответствии с платежным поручением ... от ... ответчик перечислил истцу в счет компенсации понесенных расходов ... руб., в том числе по квитанциям № ... на сумму ... руб., № ... на сумму ... руб. за исключением сбора за объявленную ценность.
Ответчиком отказано в компенсации остальной части расходов по оплате провоза багажа в связи с тем, что компенсация данных расходов не предусмотрена действующим законодательством, так как данные расходы не относятся к фактическим расходам.
Работа на Крайнем Севере связана с неблагоприятным воздействием на организм человека различных природно-климатических факторов. В силу ч. 1 ст. 6 Трудового кодекса РФ льготы и компенсации для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, предусмотренные в главе 50 Трудового кодекса РФ, являются обеспечиваемым государством уровнем трудовых прав, свобод и гарантий работникам, независимо от того, с какими работодателями они состоят в трудовых отношениях. Уровень этих гарантий и компенсаций установлен федеральным законом и не может быть снижен в зависимости от условий финансового обеспечения деятельности работодателей различных организационных форм.
В соответствии со статьей 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
До 1 января 2005 г. Трудовым кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, было предоставлено право в случае переезда к новому месту жительства в связи с прекращением или расторжением трудового договора (контракта) по любым основаниям, за исключением увольнения за виновные действия, на оплату стоимости провоза багажа по фактическим расходам, за счет средств работодателя, независимо от форм собственности организаций.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в статью 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и статью 326 Трудового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.
Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Аналогичные положения содержатся в статье 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Из материалов дела и Устава предприятия видно, что ИФНС по г.Воркуте РК является территориальным органом Федеральной налоговой службы России, является организацией, финансируемой из средств федерального бюджета.
Таким образом, полномочия по определению размера, условий и порядка компенсаций расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в связи с выездом на новое место жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях лицам, переданы работодателю ИФНС по г. Воркуте Республике Коми.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте. Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность регулирует Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 года № 18-ФЗ. Настоящий Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
В соответствии со ст.2 Устава, сбором является не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы.
Следует учесть, что по нормам п.148Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС РФ от 26.07.2002г. № 30, тарифы на перевозку багажа и грузобагажа применяются на железнодорожных путях широкой и узкой колеи, включенных в постоянную эксплуатацию. Тарифное расстояние перевозки багажа и грузобагажа определяется по правилам, установленным для исчисления тарифных расстояний перевозки пассажиров. Ставки багажного и грузобагажного тарифа определяются по таблице соответствующего прейскуранта. Тариф за перевозку багажа и грузобагажа включает в себя стоимость взвешивания, погрузки и выгрузки.
В контексте указанных норм законодатель предлагает различать понятия тарифов и сборов, при этом, как подчеркивает ст.326 ТК РФ и аналогичная ей ст.35 Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", речь о возмещении затрат идет именно в пределах тарифов, а не любых сумм, оплачиваемых лицом за перевозку багажа.
Таким образом, дополнительные сборы, не отнесенные к тарифным, хоть и непосредственно связаны с перевозкой имущества, не включаются в сумму расходов подлежащим возмещению, поскольку выходят за пределы такого возмещения, установленные законом.
Из представленных суду документов следует, что непосредственно к тарифу за перевозку относятся суммы, оплаченные за погрузочно-разгрузочные работы по чекам ОАО «РЖД» на общую сумму ... руб. При этом доказательств того, что эти расходы были возмещены в составе произведенной ответчиком выплаты, суду не представлено. В связи с чем, указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В свою очередь, оплата за дополнительные операции: сбор за объявленную ценность, пользование контейнером и контейнерными принадлежностями, оформление заявки, бланков документов, наложение ЗПУ, автоуслуги и страхование, возмещению не подлежит.
При определении размера компенсации морального вреда суд руководствуется положениями ст.151 ГК РФ, и определяет к возмещению ....
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в бюджет муниципального образования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы в г.Воркуте Республики Коми в пользу С.Н.А. (... года рождения, уроженка ......) расходы на оплату стоимости провоза багажа в сумме ... рублей, компенсацию морального вреда в сумме ....
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы в г.Воркуте Республики Коми в бюджет Муниципального образования городского округа «Воркута» госпошлину в сумме ... руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий Солодилова Е.Ю.