ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-727 от 24.03.2010 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

                                                                                    Центральный районный суд г.Тулы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г.Тулы — Судебные акты

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 марта 2010 года г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Голомидовой И. В.,

при секретаре Скворцовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-727/10 по заявлению прокуратуры города Тулы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Тулы о признании бездействия по созданию в МО город Тула комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий незаконным, обязании провести мероприятия по созданию в муниципальном образовании горд Тула комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий,

у с т а н о в и л :

прокурор г. Тулы обратился с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Тулы о признании бездействия по созданию в МО город Тула комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий незаконным, обязании провести мероприятия по созданию в муниципальном образовании горд Тула комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. В обоснование заявленных требований прокурор г. Тулы указал на то, что в муниципальном образовании города Тула не создана комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, не принимаются меры по урегулированию обеспечения своевременного рассмотрения вопросов и выполнения принятых решений по возмещению реабилитированным лицам или их наследникам причиненного материального ущерба. Так, 15.12.2009 прокуратурой города Тулы главе администрации г. Тулы внесено представление об устранении нарушений Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» с требованием принять меры к созданию комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. 21.01.2009 г. прокуратурой г. Тулы главе администрации г. Тулы направлено письмо о необходимости вернуться к рассмотрению представления прокуратуры г. Тулы «Об устранении нарушений Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона. Однако администрацией г. Тулы указания прокурора отклоняются.

Между тем, прокурор в своем заявлении ссылается на то, что основы организации и деятельности комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий установлены постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 30.03.1992 г. № 2610-1 «Об утверждении Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий». Данное постановление является действующим и применяется в части, не противоречащей федеральному законодательству, а, следовательно, может быть использовано органами местного самоуправления для разработки муниципального правового акта.

На основании изложенного, просит признать бездействие администрации города Тулы по созданию в муниципальном образовании город Тула комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий незаконным, обязав администрацию муниципального образования г. Тула провести мероприятия по созданию в муниципальном образовании город Тула комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности старший помощник прокурора г. Тулы Евсюкова Т.Ю. требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, и просила их удовлетворить, уточнив требования в части указания мероприятий по созданию в муниципальном образовании город Тула комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, которые должны заключаться в принятии главой администрации г. Тулы соответствующего постановления, где определяется орган, который будет рассматривать заявления граждан, и утверждается состав комиссии.

Представитель Администрации г. Тулы по доверенности ФИО1 в судебном заседании заявленные требования прокурора г. Тулы не признал и просил отказать, указав на то, что создание комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий не входит в обязанности и полномочия органов местного самоуправления и является, согласно действующему законодательству, правом, а не обязанностью администрации города Тулы.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Из заявления прокурора г. Тулы следует, что оно подано в порядке ст.ст. 45, 254 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указано, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Как следует из заявления прокурора, он просит признать бездействие администрации города Тулы по созданию в МО город Тула комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий незаконным, а именно, в непринятии главой администрации г. Тулы соответствующего постановления, где определяется орган, который будет рассматривать заявления граждан, и утверждается состав комиссии.

Судом установлено, что основы организации и деятельности комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий определены Положением о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, принятым Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 марта 1992 года № 2610-1 «Об утверждении Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий».

В соответствии с пунктом 1.1 вышеуказанного указанного Положения комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий образуются на основании пункта 5 Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 16 декабря 1991 года № 2046-1 «О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий» с функциями контроля за исполнением Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий», а также оказания содействия в восстановлении прав реабилитированных жертв политических репрессий, координации деятельности государственных органов управления, общественных организаций и объединений граждан, пострадавших от репрессий, по защите интересов и увековечению памяти жертв политических репрессий.

Согласно п. 5 Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 16 декабря 1991 года № 2046-1 (в ред. Постановления Президиума ВС РФ от 30.03.1992 N 2610-1) представительным и исполнительным органам власти республик в составе РСФСР, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов рекомендовано образовать постоянные комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий с функциями контроля за исполнением Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий», а также самостоятельного решения в соответствии с законодательством вопросов восстановления прав реабилитированных жертв политических репрессий.

Пунктом 3 Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 30.03.1992 N 2610-1 рекомендовано Президиумам Верховных Советов республик в составе Российской Федерации, малым Советам краевых и областных Советов народных депутатов, городским и районным Советам народных депутатов в двухмесячный срок утвердить состав, председателей и заместителей председателей комиссий, а также положения об организации и деятельности комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий.

Порядок образования и состав комиссии регламентируется п. 2 Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, согласно которому комиссии образуются Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городскими и районными Советами народных депутатов по представлению соответствующих органов исполнительной власти. Комиссии состоят при исполнительных органах власти (п. 2.1).

В состав комиссии входят: народные депутаты Советов и работники исполнительных органов власти соответствующих уровней, финансовых органов, органов социальной защиты населения и других учреждений. В работе комиссии могут участвовать представители органов прокуратуры, внутренних дел и безопасности. Кандидаты в члены комиссии предлагаются соответствующими Советами народных депутатов и их исполнительными органами, а от других государственных органов и учреждений - руководителями этих органов и учреждений. В комиссию также включаются представители общественных организаций и объединений граждан, пострадавших от политических репрессий, на основании решений руководящих органов этих организаций и объединений (п. 2.2).

Состав комиссии, а также положение об организации и деятельности комиссии, разработанное с учетом настоящего Положения, утверждаются соответствующим Советом народных депутатов. Материально-техническое обеспечение работы комиссии возлагается на орган исполнительной власти, при котором состоит комиссия. Финансирование комиссии осуществляется самостоятельно за счет соответствующего местного бюджета (п.п. 2.4 и 2.5).

Как следует из даты принятия Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 марта 1992 года № 2610-1 «Об утверждении Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий», оно было принято во время действия Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии со статьями 2 и 3 Конституции РФ, принятой 12.04.1978 года, народ осуществлял государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Российской Федерации, и непосредственно. Система государственной власти в Российской Федерации была основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами Москвой и Санкт - Петербургом, автономными областями, автономными округами и местным самоуправлением.

Статьей 85 Конституции РФ, принятой 12.04.1978 года, было предусмотрено, что систему представительных органов государственной власти в Российской Федерации образовывали съезд народных депутатов Российской Федерации, Верховный Совет Российской Федерации, Съезды народных депутатов, Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, краевые, областные Советы народных депутатов, Советы народных депутатов автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга. Местные Советы народных депутатов - районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские входили в систему местного самоуправления. Местное самоуправление осуществлялось населением через представительные органы власти - местные Советы народных депутатов (районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские); соответствующие органы управления - местную администрацию; местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения (ст. 138 Конституции РФ 1978 года).

12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации.

Согласно статье 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (статья 11 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Таким образом, с учетом положений Закона РСФСР от 6 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР», местное самоуправление отождествлялось с деятельностью представительных органов - местных Советов народных депутатов - и образуемых ими исполнительных органов власти. До Конституции 1993 года органы местного самоуправления рассматривались в качестве части системы государственной власти.

С принятием Конституции РФ, определившей роль местного самоуправления в системе управления делами государства, как способа и формы народовластия на муниципальном уровне, утвердились современные конституционные основы местного самоуправления. В настоящее время органы местного самоуправления не являются органами государственной власти и не относятся к тем органам представительной и исполнительной власти, в полномочия которых входило принятие решений по образованию комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политический репрессий в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 марта 1992 года № 2610-1, поскольку современные органы местного самоуправления, в частности их представительные и исполнительные органы не являются правопреемниками местных Советов народных депутатов и образуемых последними исполнительных органов власти.

Кроме того, из Постановления от 30.03.1992 года № 2610-1 следует, что комиссии образовывались представительными органами власти, в данном случае - местными Советами народных депутатов (районными, городскими, районными в городах, поселковыми, сельскими), по представлению соответствующих, то есть образуемых местными Советами народных депутатов, органов исполнительной власти. При этом состав комиссии, а также положение об организации и деятельности комиссии, также утверждалось соответствующим Советом народных депутатов. В связи с чем, в полномочия исполнительного органа местного самоуправления, вопреки утверждениям прокуратуры, не входило создание комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, как не утверждалось положение о комиссии и состав последней.

Как установлено судом, каких-либо изменений или дополнений ни в Постановление от 30 марта 1992 года № 2610-1, ни в Положение о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, с момента принятия вышеуказанного Постановления не внесено. Суды же, в рамках действующего законодательства, не уполномочены на принятие каких-либо нормативно-правовых актов.

Статьей 15 Устава муниципального образования город Тула (в ред. от 08.12.2009 года) определена структура органов местного самоуправления, которую составляют: представительный орган муниципального образования - Тульская городская Дума; высшее должностное лицо - Глава муниципального образования город Тула избирается из числа депутатов Тульской городской Думы и исполняет полномочия ее Председателя; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город Тула) - администрация города Тулы; контрольный орган муниципального образования - контрольная комиссия муниципального образования город Тула (контрольная комиссия города Тулы).

Как следует из положений раздела 3 Постановления от 30.03.1992 года № 2610-1, комиссия наделяется полномочиями самостоятельно решать в соответствии с законодательством вопросы восстановления прав реабилитированных жертв политических репрессий.

Комиссия при правительстве республики в составе Российской Федерации, краевом, областном, Московском и Санкт-Петербургском городских, автономной области и автономного округа органе исполнительной власти: осуществляет контроль за деятельностью соответствующих структур органов управления (социальной защиты населения, финансов, торговли, здравоохранения и других) по реализации Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" и изданных на его основе нормативных актов о восстановлении прав реабилитированных в порядке, установленном законодательством о полномочиях органов исполнительной власти; координирует работу государственных органов управления, общественных организаций, объединений граждан, пострадавших от политических репрессий, по реабилитации, предоставлению льгот, восстановлению прав реабилитированных и увековечению их памяти, розыску и содержанию в надлежащем порядке мест их захоронения; на основании данных, полученных от правоохранительных органов и архивных учреждений, организует совместно с общественными организациями и объединениями граждан, пострадавших от репрессий, персональный учет репрессированных, ведение книг памяти, списков реабилитированных, организует публикации соответствующих сообщений в средствах массовой информации; изучает и анализирует работу государственных органов управления и общественных организаций по реализации законодательства о восстановлении прав реабилитированных и вносит предложения в соответствующие органы власти об устранении недостатков в этой работе; вносит в соответствующие Советы народных депутатов и исполнительные органы власти предложения о предоставлении дополнительных льгот и улучшении материально-бытовых условий реабилитированных; рассматривает заявления и разрешает жалобы реабилитированных, других граждан и организаций на действия и решения комиссий при районных, городских (и им соответствующих) органах исполнительной власти по вопросам восстановления прав реабилитированных.

Комиссия при городском, районном (и им соответствующем) органе исполнительной власти: рассматривает заявления реабилитированных о выплате единовременной денежной компенсации, предоставлении льгот, восстановлении трудовых, жилищных, пенсионных, имущественных и других прав, утраченных ими в связи с политическими репрессиями; оказывает помощь заявителям в розыске и оформлении необходимых документов и материалов, для чего направляет просьбы в органы прокуратуры, внутренних дел, безопасности, запросы в архивные учреждения и другие организации о предоставлении документов и материалов, проведении проверок и установлении фактов, имеющих значение для решения вопросов по восстановлению прав реабилитированных; на основе собранных и представленных документов и материалов выносит заключение о праве на денежную компенсацию, о предоставлении льгот и возмещении вреда реабилитированным, выдает свидетельство о праве на льготы на основании документов о реабилитации и материалы с заключением о праве на получение денежной компенсации направляет в соответствующий орган социальной защиты населения; дает рекомендации органам государственного управления и общественным организациям, в компетенцию которых входит исполнение требований законодательства о предоставлении льгот и восстановлении прав реабилитированных в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации, решениями местных органов представительной и исполнительной власти; разъясняет реабилитированным их права и порядок получения денежной компенсации, полагающихся им льгот; ведет учет выплат денежных компенсаций и возмещения материального ущерба реабилитированным на основе данных, полученных из соответствующих органов, осуществляющих такие выплаты; совместно с общественными организациями и органами общественной самодеятельности граждан проводит обследование материально-бытовых условий лиц, пострадавших от репрессий, и принимает меры по оказанию им необходимой помощи; организует ведение книг памяти, публикацию списков и сообщений о реабилитации конкретных лиц в органах печати местных Советов народных депутатов.

На основании изложенного, исходя из положений статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, статьи 16 Устава муниципального образования город Тула, суд приходит к выводу о том, что комиссия наделяется полномочиями по решению вопросов восстановления прав реабилитированных жертв политических репрессий, что является отдельными государственными полномочиями.

Судом установлено, что Постановлением Тульской областной Думы от 10.07.2003 г. № 47/1347 (в ред. от 14.07.2006 года) утверждено Положение о комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Тульской области и о ее составе. Комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий образована на основании пункта 5 Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 16 декабря 1991 г. «О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий» с функциями контроля за исполнением Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», в целях оказания содействия в восстановлении прав реабилитированных жертв политических репрессий (далее - реабилитированные), координации деятельности органов государственной власти, общественных организаций и объединений граждан, пострадавших от репрессий, по защите интересов и увековечению памяти жертв политических репрессий. В частности, в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 данного постановления, комиссия образована Тульской областной Думой по представлению администрации Тульской области, и состоит при администрации Тульской области. Состав данной комиссии утвержден, и комиссия в настоящее время осуществляет свои полномочия.

Статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (ч. 2).

Судом установлено, что федерального закона, либо закона Тульской области, регламентирующего создание комиссий по решению вопросов восстановления прав реабилитированных жертв политических репрессий органами местного самоуправления, не принято.

В соответствии с ч. 2 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ), ст. 19 Устава муниципального образования город Тула, органы местного самоуправления городского округа вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Согласно ч. 4.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 г. № 230-ФЗ), ч. 4 ст. 21 Устава муниципального образования город Тула, органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.

Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2, предусмотрено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

С учетом вышеизложенного, суд, принимая во внимание, что поскольку органам местного самоуправления в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ не переданы полномочия по созданию комиссий для решения вопросов восстановления прав реабилитированных жертв политических репрессий, считает, что решение о реализации полномочий по созданию комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий в муниципальном образовании г. Тулы вправе принимать представительный орган муниципального образования. Как установлено судом и не оспаривалось сторонами по делу, Тульской городской Думой такого решения не принято, в связи с чем администрация г. Тулы, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город Тулы, не наделена полномочиями по созданию в муниципальном образовании комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий

Также, как следует из заявления прокурора, последний в обоснование заявленных в защиту неопределенного круга лиц требований, ссылается на ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», действующей в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Вместе с тем, статьей 16.1 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 года № 1761-1 (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ), установлено только то, что органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, органы местного самоуправления принимают решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий». Данной нормой права не регламентировано создание органами местного самоуправления комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий.

Кроме того, при разрешении требований прокурора суд учитывает и то обстоятельство, что Конституция Российской Федерации защищает права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, а также закрепляет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностными лицами (статьи 52 и 53), но не устанавливает конкретные способы, виды и объем возмещения вреда, - это относится к компетенции законодателя.

Законодатель, принимая во внимание многолетний и массовый характер политических репрессий, закрепил в Законе Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» ряд упрощенных процедур восстановления реабилитированными своих прав, получения ими определенных льгот и компенсаций, а также возврата им необоснованно изъятого имущества или компенсации его стоимости.

Этим - учитывая указанные в преамбуле данного Закона цели «обеспечения посильной в настоящее время компенсации материального и морального ущерба» - не может ограничиваться или исключаться применение общих норм действующего законодательства, в том числе гражданского права, касающихся защиты права собственности, возмещения причиненного вреда и т.д., которые должны применяться судами в случаях, когда гражданин, в том числе имеющий право на реабилитацию, обращается за защитой своих прав в судебном порядке на основе общегражданских норм.

Кроме того, статьей 16.1 вышеназванного Закона определено, что споры, связанные с возвратом имущества, возмещением его стоимости или выплатой денежных компенсаций, разрешаются судом.

Таким образом, препятствий к восстановлению неопределенным кругом лиц своих прав, как реабилитированных жертв политических репрессий, администрацией города Тулы, как исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, не создано.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора г. Тулы о признании бездействия администрации города Тулы по созданию в МО город Тула комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий незаконным, обязании провести мероприятия по созданию в муниципальном образовании горд Тула комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении требований прокуратуры города Тулы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Тулы о признании бездействия по созданию в МО город Тула комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий незаконным, обязании провести мероприятия по созданию в муниципальном образовании город Тула комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы, представления в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10-ти дней после принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий