Дело № 2-727/2022 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2022 года
Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Синягина Р.А.,
при секретаре Запрудновой Н.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ – Отделению Пенсионного фонда РФ по Владимирской области (далее – ОПФР) о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование указала, что она обратилась в к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 14.12.2021 года №... в назначении досрочной страховой пенсии было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа. При вынесении решения ответчиком специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, не был включен ряд периодов работы, с чем истец не согласна.
Просила суд обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с 17.11.1993 года по 16.12.1993 года в должности отдельщика выдувных изделий и с 17.12.1993 года по 26.12.1994 год в должности наборщика стекломассы в ЗАО «Золотково» и обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с 27.12.2021 года (по достижении 45-летнего возраста).
Определением от 01.04.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено МКУ «Гусь-Хрустальный городской архив» (л.д.49).
В судебном заседании истец ФИО1 просила суд заявленные требования удовлетворить, пояснила, что в период работы до достижения совершеннолетния она работала полный 8-часовой рабочий день.
Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности (л.д.27), в судебном заседании возражала против исковых требований по основаниям, изложенным в решении ответчика об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости.
Представитель третьего лица МКУ «Гусь-Хрустальный городской архив» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещался надлежащим образом (л.д.55), просил суд рассмотреть дело в свое отсутствие, решение оставил на усмотрение суда (л.д.56).
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) досрочная страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частями 3 и 4 названной статьи установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее – Правила № 516).
В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 названной статьи, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ).
Пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (далее Правила № 1015), установлено, что периоды работы (до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица), подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Как следует из пункта 11 Правил № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список № 1/1991).
Позицией 1150101а-16348 подпункта а) пункта 1 раздела XV «Стекольное и фарфоро-фаянсовое производства» Списка № 1/1991 предусматривается льготное пенсионное обеспечение рабочих по профессии «Отдельщики выдувных изделий».
Позицией 1150101а-14820 подпункта а) пункта 1 раздела XV «Стекольное и фарфоро-фаянсовое производства» Списка № 1/1991 предусматривается льготное пенсионное обеспечение рабочих по профессии «наборщик стекломассы».
Судом установлено, что ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Решением пенсионного органа от 14.12.2021 года № 270297/21 (далее – решение ОПФР) ФИО1 было отказано в установлении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием специального стажа (л.д.11-12).
Указанным решением ответчика в специальный стаж ответчика не учтены периоды работы истца:
- с 17.11.1993 года по 16.12.1993 года в должности отдельщика выдувных изделий и с 17.12.1993 года по 26.12.1994 год в должности наборщика стекломассы в ЗАО «Золотково» (до достижения истцом совершеннолетия) поскольку в соответствии со ст.43 КЗоТ РФ рабочие моложе 18-и лет не могут быть допущены к работе с вредными условиями труда в течение полного рабочего дня, что не указывает на невыполнение п.4 Правил № 516 о включении в стаж периодов работы, выполняемых в течение полного рабочего дня;
- с 25.09.2001 года по 02.08.2002 год периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
По результатам оценки пенсионных прав истца ответчик пришел к выводу, что специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у ФИО3 составляет 6 лет 8 месяцев 28 дней, вместо требуемых 7 лет 6 месяцев.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, ФИО1 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 19.12.1997 года (л.д.35).
В соответствии с записями в трудовой книжке истца (л.д.13, 28) относительно спорных периодов, ФИО4,
- 17.03.1993 года принята на работу в АО «Золотково» принята на работу учеником отдельщика выдувных изделий производства сортовой посуды (приказ № 66-к от 16.03.1993 года);
- 17.11.1993 года присвоен 2 разряд отдельщика выдувных изделий в цехе выработки (приказ № 261-ке от 17.11.1993 года);
- 17.12.1993 года переведена наборщиком стекломассы 3 разряда цеха выработки (приказ № 272 от 17.12.1993 года);
- с 19.08.1996 года АО «Золотково» переименовано в ЗАО «Золотково»;
- 27.12.2001 года уволена в порядке перевода (приказ № 241-к от 27.12.2001 года).
В соответствии с архивной справкой № 17/1.4-15 от 21.01.2022 года, выданной МКУ «Гусь-Хрустальный городской архив», указано, что приказом от 17.11.1993 года №261-к на основании акта тарифно-квалификационой комиссии цеха выработки считать уч. Выдувальщика ФИО5 – отдельщиком выдувных изделий 2 разряда; также из указанной справки следует, что в соответствии с расчетными ведомостями, ФИО1 значится: с марта по октябрь 1993 года – учеником, с ноября 1993 года по октябрь 19944 года – отдельщиком, с ноября 19944 года по декабрь 2001 года – наборщиком стекломассы 2 разряда (л.д.15).
Указанные сведения подтверждаются также представленными сведениями об отработанном времени и начисленной заработной плате (л.д.16-20,32), личной карточкой формы Т-2 (л.д.21).
Из исторической справки ЗАО «Золотково» следует, что общество было создано путем преобразования арендного предприятия Стеклозавод имени Я.М. Свердлова, основными видами деятельности являлось производство товаров народного потребления, в том числе изделий из хрусталя и стекла, оптовая торговля, розничная торговля и другие виды деятельности (л.д.29).
Спорные периоды работы истца имели место до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, и в период действия Списка № 1/1991.
При вынесении решения ответчик включил период работы истца с 27.12.1994 года по 24.09.2001 год в специальный стаж истца по Списку №1.
В обоснование отказа во включении в льготный стаж по Списку №2 периодов работы истца с 17.11.1993 года по 16.12.1993 года в должности отдельщика выдувных изделий и с 17.12.1993 года по 26.12.1994 год в должности наборщика стекломассы в ЗАО «Золотково» указано следующее.
Согласно ст. 175 КЗоТ РФ на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями запрещается применение труда лиц моложе 18-и лет. Согласно «Списку производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»», утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 10.09.1980 N 283/П-9 и Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 к работе в профессиях «наборщик стекломассы» и «отдельщик выдувных изделий» допускаются только лица, достигшие 18-ти лет.
Согласно ст. 43 КЗоТ РФ для рабочих и служащих моложе 18-и лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: в возрасте от 16-и до 18-и лет - 36 часов в неделю. Согласно ст.92 ТК РФ для работников в возрасте от 16-и до 18-и лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю.
Руководствуясь положениями вышеуказанных нормативных актов, ответчик указал, что установленная для несовершеннолетних работников сокращенная продолжительность рабочего времени свидетельствует о невыполнение п.4 Правил № 516 о включении в стаж периодов работы, выполняемых в течение полного рабочего дня.
Вместе с тем, из пояснений истца и представленных документов следует, что в спорные периоды времени истец работала полный рабочий день.
Ссылка ответчика в решении ОПФР на сокращенный рабочий день, установленный истцу в период работы до достижения совершеннолетия, вследствие чего она не могла выполнять работы в течение полного рабочего дня, судом признается несостоятельной, поскольку указанное выше нормирование рабочего дня, установленное трудовым законодательством для несовершеннолетних, является специальным, вследствие чего сокращенный рабочий день для несовершеннолетних являлся полным рабочим днем.
Суд также признает несостоятельной ссылку ответчика на «Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»», утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 10.09.1980 N 283/П-9 и Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163.
Действительно, в спорный период работы «Списком производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»», утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 10.09.1980 N 283/П-9 к работе в профессиях «наборщик стекломассы» и «отдельщик выдувных изделий» допускались только лица, достигшие 18-ти лет.
Вместе с тем, как следует из архивных справок, ФИО1 была принята и допущена к работе на указанных должностях до достижения возраста 18-ти лет.
Положения действовавшего в спорный период законодательства за несоблюдение требований трудового законодательства, в том числе и предписаний вышеуказанного Списка, предусматривали лишь уголовную ответственность должностного лица, допустившего указанное нарушение, по ст. 138 УК РСФСР. Каких-либо иных последствий нарушения норм названного Списка, в том числе и в части ограничения прав на досрочное пенсионное обеспечение, как ранее действовавшее законодательство, так и действующее в настоящее время, не предусматривает.
Принимая во внимание, что ответчиком в специальный стаж истца период с 27.12.1993 года по 24.09.2001 года по Списку №1 включен на основании архивных справок без дополнительного подтверждения занятости в течение полного рабочего дня, при этом документов, указывающих на изменение характера работы истца после достижения совершеннолетия не имеется, суд полагает подлежащими удовлетворению исковые требования истца в указанной части.
Рассматривая требования истца о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости с 27.12.2021 года суд приходит к следующему.
Как следует из решения ОПФР, в специальный стаж истца составляет 6 лет 8 месяцев 28 дней, страховой стаж выработан (26 лет 07 месяцев 29 дней).
В то же время, с учетом включенных судом в специальный стаж истца периодов работы, специальный стаж истца составляет 7 лет 10 месяцев 08 дней, что превышает минимально необходимый специальный стаж, предусмотренный п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, для досрочного назначения страховой пенсии по старости для женщин по достижении возраста 45-ти лет.
Принимая во внимание изложенные, суд полагает подлежащим удовлетворению требования истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента достижения ею 45 лет, то есть с 27.12.2021 года.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы:
- с 17 ноября 1993 года по 16 декабря 1993 года в должности отдельщик выдувных изделий в ЗАО «Золотково»;
- с 17 декабря 1993 года по 26 декабря 1994 года в должности наборщика стекломассы в ЗАО «Золотково».
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 27 декабря 2021 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.
Составление мотивированного решения отложить на пять рабочих дней со дня окончания разбирательства дела, то есть до 01 июня 2022 года включительно.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его составления в окончательной форме во Владимирской областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира.
Председательствующий судья: подпись Р.А. Синягин