ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-727/2023 от 14.11.2023 Усть-донецкого районного суда (Ростовская область)

Дело №2-727/2023

61RS0057-01-2023-000752-05

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 ноября 2023 года г.Константиновск

Усть-Донецкий районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Боричевской Л.Е.,

при секретаре Кузьмичевой С.С.,

с участием представителя истца адвоката Сказкина О.А., представителей ответчика Администрации Константиновского городского поселения – ФИО1, ФИО2, представителя ответчика ФИО3ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО5 к Администрации Константиновского городского поселения, ФИО3 о признании действий незаконными, аукциона, договора аренды земельных участков недействительными, обязании заключить договор аренды земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО5 обратился в суд с указанным иском, в окончательной редакции заявленных требований просил:

- признать незаконными действия Администрации Константиновского городского поселения, связанные с заключением договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами: <номер скрыт>, расположенного на территории Константиновского городского поселения по адресу: <адрес>, <адрес>, Константиновское городское поселение, 5,0км. юго-восточнее <адрес>, и <номер скрыт>, расположенного на территории Константиновского городского поселения по адресу: Российская <адрес>, <адрес>, Константиновское городское поселение, 5,2 км. юго-восточнее <адрес>, с ФИО3;

- признать аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося на территории Константиновского городского поселения, в электронной форме, оформленный протоколом № U22<номер скрыт>-1 от 26.05.2023г. недействительным;

- признать недействительной сделкой договор аренды <номер скрыт>.20782 от 07.06.2023г., находящегося в муниципальной собственности земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, с кадастровым номером <номер скрыт>, находящийся по адресу (имеющей адресные ориентиры): <адрес>, <адрес>.;

- признать недействительной сделкой договор аренды <номер скрыт>.20803 от ДД.ММ.ГГГГ, находящегося в муниципальной собственности земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, с кадастровым номером <номер скрыт>, находящийся по адресу (имеющей адресные ориентиры): <адрес>, <адрес> площадью 276 584 кв.м.;

- обязать Администрацию Константиновского городского поселения в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу заключить с индивидуальным предпринимателем (главой крестьянско-фермерского хозяйства) ФИО5 договор аренды земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт> и <номер скрыт>, сроком на 5 лет, установив годовой размер арендной платы в сумме 210000 руб. и 270000 руб. соответственно.

В обоснование заявленных требований указано, что истец ФИО5 является индивидуальным предпринимателем с основным видом деятельности – выращивание зерновых культур. На основании заявления истца Администрацией Константиновского городского поселения утверждены схемы земельного участка, площадью 215130 кв.м., расположенного на территории Константиновского городского поселения по адресу: Ростовская область, Константиновский район, Константиновское городское поселение, 5,0 км. юго-восточнее г. Константиновск, и земельного участка, площадью 276584 кв.м., расположенного на территории Константиновского городского поселения по адресу: Ростовская область, Константиновский район, Константиновское городское поселение, 5,2 км. юго-восточнее г. Константиновск. 08.09.2022г. истец обратился в администрацию с заявлением о предоставлении указанных земельных участков в аренду. Земельные участки, в аренду истцу предоставлены не были, как и не было вынесено мотивированного отказа в предоставлении земельных участков. По результатам проведенного аукциона на право заключения договора аренды, между Администрацией Константиновского городского поселения и ФИО3 заключены договоры аренды. Действия администрации являются незаконными, а договор аренды, заключенный с ФИО3 является ничтожной сделкой. Спорные земельные участки отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения. Ответчик ФИО3 на дату подачи заявки на участие в аукционе и заключении договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения не являлась индивидуальным предпринимателем либо сельхозпроизводителем, в связи с чем у нее отсутствовала возможность использования земельных участков в сельскохозяйственных целях. На обращение ФИО5 о предоставлении ему в аренду земельных участков от 08.09.2022г. получен ответ заместителя главы Администрации Константиновского городского поселения ФИО4 от 19.09.2022г. №7425 о возможности предоставления в аренду земельных участков только по результатам аукциона Данный ответ получен на основании заявления истца лишь 28.06.2023г.. Истец является первоначальным заявителем о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов, ответчиком нарушено право истца на заключение договора аренды указанных земельных участков без проведения торгов. В связи с заключением договора аренды с лицом, не имеющим на это оснований, а также на срок, не предусмотренный земельным законодательством, истец считает действия Администрации Константиновского городского поселения незаконными, договор аренды, заключенный между ответчиками ничтожной сделкой.

Истец индивидуальный предприниматель ФИО5 в судебное заседание не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца адвокат Сказкина О.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования в их окончательной редакции поддержала, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении в уточненной редакции.

В судебном заседании представители ответчика Администрации Константиновского городского поселения ФИО1, ФИО2, представитель ответчика ФИО3ФИО4 против удовлетворения заявленных требований возражали, в обоснование возражений указали, что вопрос о предоставлении истцу земельных участков без проведения торгов не рассматривался, так как заявление в администрацию о таком предоставлении в установленной форме от ответчика не поступало, все обращения от ответчика были написаны в администрацию от физического лица ФИО5. Главе КФХ ФИО5 было отказано в допуске к участию в аукционе на право заключения договора аренды земельных участков из-за непредоставления документов, подтверждающих внесение задатка.

Ответчик ФИО3 в судебное заседания не прибыла, о времени и месте рассмотрения дела извещена, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В возражении на исковое заявление просила требования ФИО5 оставить без удовлетворения.

Дело рассмотрено судом в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие ответчика ФИО3.

Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Действующее земельное законодательство закрепляет общее правило о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность или аренду на торгах (пункт 1 статьи 39.3 ЗК РФ, пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ).

При этом предусмотрены случаи, когда договоры о предоставлении участка для сельскохозяйственного производства в собственность или в аренду заключаются без проведения торгов (в частности, подпункты 12, 17, 31 пункта 2 статьи 39.3, подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, статья 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, статья 3 Федерального закона от 25 октября 2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Пунктом 2 ст.39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случаях:

- предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации);

- предоставления его гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. На основании п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, животноводство, садоводство или огородничество для собственных нужд.

На основании абзаца 1 пункта 8 ст.10 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет сельскохозяйственным организациям, получающим государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.7 Федерального закона от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» государственная поддержка развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям: обеспечение доступности кредитных ресурсов для: сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) указанных организаций и индивидуальных предпринимателей составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

На основании п.1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» реализация государственной программы осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации посредством осуществления целевых программ, иных мероприятий в области развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 03.03.2017 №144 «О Порядке предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники (кроме сельскохозяйственной техники импортного производства)» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Целью предоставления субсидий является финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде возмещения части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники (кроме сельскохозяйственной техники импортного производства) в рамках подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (пункт 1.3 постановления Правительства РО от 03.03.2017 №144 «О Порядке предоставления субсидий…»).

Согласно п. 9 ст.9 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» передача арендованного земельного участка в субаренду, передача прав и обязанностей по договору аренды земельного участка другому лицу, а также передача арендных прав в залог и внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив гражданином или крестьянским (фермерским) хозяйством, являющимися арендаторами земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, не допускаются.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ (абзац 2 п.8 ст. 10 ЗК РФ).

Из приведенных выше положений ст.ст.39.18, 77, 78 ЗК РФ в их совокупности с ограничениями, установленными п.9 ст. 9, абз.1 п.8 ст.10 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что лицами, которые могут обратиться за получением земельного участка в собственность или аренду для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, являются граждане (индивидуальные предприниматели) и крестьянские (фермерские) хозяйства, обладающие способностью и имеющие права на использование земельного участка в соответствии с видом профессиональной деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером <номер скрыт>, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): <адрес>, <адрес>, площадью 215130 кв.м., отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно Выписке из ЕГРИП истец ФИО5 с 23.11.2000г. является Главой крестьянского (фермерского) хозяйства, то есть относится к субъекту, обладающему способностью и имеющему право использования земельных участков в соответствии с видом профессиональной деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур.

Судом установлено, что ИП ФИО6 КФХ ФИО5 является сельскохозяйственным производителем, получающим государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства, что подтверждено соглашением <номер скрыт> от 01.03.2021г. о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, соглашением <номер скрыт> от 23.06.2022г. о предоставлении субсидии на поддержку элитного семеноводства, соглашением <номер скрыт> от 08.10.2022г. о предоставлении субсидии на производство и реализацию зерновых культур, соглашением <номер скрыт> от 24.11.2022г. о предоставлении субсидии на поддержку элитного семеноводства.

19.02.2021г. ФИО5 обратился в Администрацию Константиновского городского поселения с заявлениями об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

Постановлениями Администрации Константиновского городского поселения вынесены постановления <номер скрыт> и <номер скрыт> от 09.03.2021г. утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

24.03.2022г. по итогам рассмотрения заявлений ФИО5 о внесении изменений в вышеназванные постановления и изменении вида разрешенного использования земельных участков на сельскохозяйственное использование Администрацией Константиновского городского поселения вынесены постановления за <номер скрыт>.<номер скрыт>П и <номер скрыт>.<номер скрыт> «О внесении изменений в постановления Администрации Константиновского городского поселения <номер скрыт> и <номер скрыт> от 09.03.2021г.», в соответствии с которыми изменен вид разрешенного использования земельных участков на сельскохозяйственное использование.

08.09.2022г. ФИО5 подано заявление о предоставлении в аренду образованных по его заявлению земельных участков с кадастровыми номерами <номер скрыт> и <номер скрыт> для сельскохозяйственного использования.

17.04.2023г. Администрацией Константиновского городского поселения вынесено постановление <номер скрыт>.<номер скрыт> «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося на территории Константиновского городского поселения, в электронной форме» в соответствии со ст.39.11-39.13 ЗК РФ.

На официальном сайте www.togri.gov.ru 26.04.2023г. размещено извещение <номер скрыт> о проведении электронного аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в электронной форме.

В качестве предмета торгов указаны:

лот №1: право на заключение договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Константиновское городское поселение», разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, площадью 215130 кв.м., кадастровый <номер скрыт>, расположенный на территории Константиновского городского поселения по адресу: <адрес>, срок аренды 9 лет;

- лот №2: право на заключение договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Константиновское городское поселение», разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, площадью 276584 кв.м., кадастровый <номер скрыт>, расположенный на территории Константиновского городского поселения по адресу: <адрес>, срок аренды 9 лет.

07.06.2023г. между Администрацией Константиновского городского поселения и ФИО3 на основании протокола №№U220<номер скрыт>-1 от 26.05.2023г. по рассмотрению заявок на участие в электронном аукционе на право заключения договора аренды земельного участка на основании п.14 ст.39.12 ЗК РФ заключены два договора аренды находящихся в муниципальной собственности земельных участков с кадастровыми номерами <номер скрыт> и <номер скрыт>, являющихся предметом аукциона, сроком на 9 лет.

Полагая, что земельные участки должны были быть предоставлены индивидуальному предпринимателю ФИО5 без проведения торгов, поскольку ФИО3 не являлась сельхозпроизводителем участником программ государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, в связи с чем он являля единственным лицом, имеющим право на предоставление участка на основании пункта 8 статьи 10 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФИО5 обратился в суд с заявлением о признании действий незаконными, аукциона, договора аренды земельных участков недействительными, обязании заключить договор аренды земельных участков.

В ходе судебного разбирательство установлено и не оспаривалось ответной стороной, что инициатором подготовки схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, проведения кадастровых работ в целях образования земельных участков являлся индивидуальный предприниматель ФИО6 КФХ ФИО5.

Данное обстоятельство также подтверждено договором подряда о проведении кадастровых работ <номер скрыт> от 11.02.2021г., платежным поручением по оплате работ от 11.02.2021г., договором на выполнение кадастровых работ <номер скрыт> от 25.03.2021г., межевым планом ООО «Центр управления проектами» от 27.01.2022г., заказчиком которого в соответствии с разделом 3 является ФИО5.

Заявления об утверждении схемы расположения земельных участков, о внесении изменений в постановления, о предоставлении земельных участков в аренду, поданные ФИО5 в администрацию Константиновского городского поселения, оформлены на бланках, предоставленных сотрудниками администрации, и, вопреки доводам ответной стороны, содержат сведения о наличии у ФИО5 статуса индивидуального предпринимателя ФИО6 КФХ.

Таким образом, ИП ФИО6 КФХ ФИО5, являясь сельскохозяйственным производителем, получающим государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства, имел право на предоставление в аренду спорных земельных участков по заявлению о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов на основании абз.1 п.8 ст.10 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Вопреки доводам ответной стороны, сведений об обращении ФИО5 в Администрацию Константиновского городского поселения с заявлением о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, материалы дела не содержат.

В ответе Администрации Константиновского городского поселения на обращение ФИО5 о предоставлении земельных участков аренду, за подписью заместителя Администрации Константиновского городского поселения ФИО4, <номер скрыт> от 28.06.2023г., указано, что земельные участки могут быть предоставлены в аренду по результатам аукциона, в соответствии со ст. 39.11 ЗК РФ после определения рыночной стоимости права аренды.

Данный ответ администрации, как следует из объяснений стороны представителя истца, получен ФИО5 28.06.2023г., то есть после заключения договора аренды спорных земельных участков между Администрацией Константиновского городского поселения и ФИО3. Надлежащих доказательств направления и вручения данного ответа заявителю ФИО5 в материалы дела не представлено.

В силу требований п.3 ст. 39.17 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду в порядке публичной процедуры, установленной статьей 39.18 ЗК РФ, изложены в пункте 8 статьи 39.15 и в статье 39.16 ЗК РФ (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ).

Статьей 39.16 ЗК РФ установлен закрытый перечь оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов.

Наличие в рассматриваемом случае указанных в статье 39.16 ЗК РФ оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе ФИО5 в предоставлении земельного участка в аренду без торгов, судом не установлено.

В нарушение требований п.3 ст.39.17 ЗК РФ заявление о предоставлении земельных участков в аренду не было возвращено ИП ФИО5 Главе КФХ, как несоответствующее положениям пункта 1 настоящей статьи, на его заявление не последовал отказ в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов в соответствии со ст.39.16 ЗК РФ.

Таким образом, заявление ИП ФИО5 ФИО6 КФХ о предоставлении земельных участков аренду фактически не было рассмотрено Администрацией Константиновского городского поселения по существу в порядке, установленным действующим земельным законодательством.

Названные действия Администрации Константиновского городского поселения нарушили права и законные интересы ИП ФИО5 ФИО6 КФХ на предоставление земельного участка.

При наличии заявления истца о предоставлении в аренду земельных участков Администрацией Константиновского городского поселения осуществлены действия по подготовке к аукциону на право предоставления в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения по заявке ФИО3, без учета того, что последняя не могла использовать земельные участки по назначению в сельскохозяйственных целях.

На дату подачи заявки на участие в аукционе и заключении договора аренды земельных участков ответчик ФИО3 индивидуальным предпринимателем либо сельхозтоваропроизводителем не являлась, в связи с чем у нее отсутствовала возможность использования земельного участка в сельскохозяйственных целях, и не могла быть допущена к участию в торгах.

Согласно Выписке из ЕГРИП ФИО3 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в ходе рассмотрения спора в суде – 12.07.2023г..

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявка, поданная ФИО3 на заключение договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, не соответствует требованиям закона, а последующее заключение договора аренды с ФИО3 противоречит п.6 ст. 39.6 ЗК РФ.

Согласно правовому подходу, изложенному в пункте 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, предоставление земельного участка для сельскохозяйственного назначения без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию.

Таким образом, приведенные законоположения направлены на приоритетную поддержку участников программ в сфере развития сельского хозяйства.

Доказательств участия ФИО3 в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства ответной стороной не предоставлено.

Отсутствие у ФИО3 статуса индивидуального предпринимателя, а равно статуса участника программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства на дату подачи заявки на участие в аукционе не позволяло ей претендовать на получение земельных участков в соответствии с правилами пункта 8 статьи 10 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Наличие или отсутствие у претендента статуса участника государственных программ поддержки сельского хозяйства устанавливается на стадии рассмотрения заявления как обстоятельство, являющееся предпосылкой возникновения правоспособности субъекта в рамках данного правового института.

Таким образом, для принятия решения о проведении торгов, в распоряжении органов местного самоуправления должна была быть информация о наличии как минимум двух претендентов на получение земельных участков, отвечающих требованиям, предъявляемым к заявителю Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Подобное требование к заявителям минимизирует в дальнейшем риск признания торгов несостоявшимися, что в полной мере отвечает целям и задачам специального законодательства, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения.

В связи с тем, что ФИО5, как достоверно установлено судом, являлся единственным лицом, претендующим на предоставление участков на основании пункта 8 статьи 10 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», законных оснований для назначения и проведения торгов в форме аукциона у Администрации Константиновского городского поселения не имелось.

Таким образом, Администрации Константиновского городского поселения надлежало рассмотреть заявление ИП ФИО5 ФИО6 КФХ на предмет предоставления преимущественного права на предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов.

При таких обстоятельствах у администрации отсутствовали основания для предоставления названного участка на аукционе. Поскольку соответствующая процедура предоставления совершена вопреки требованиям закона, нарушает установленный порядок предоставления публичных земель и гарантированные законом права предпринимателя, аукцион подлежит признанию недействительным.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что постановление о проведении аукциона на заключение договора аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 61:17:0600010:4054 и 61:17:0600010:4055 вынесено Администрацией Константиновского городского поселения незаконно, право ИП ФИО5 ФИО6 КФХ - сельскохозяйственного производителя, участвующего в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, на преимущественное заключение договора аренды земельных участков без проведения торгов нарушено.

В силу пункта 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

В соответствии с частью 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применением последствий, предусмотренных статьей 167 названного Кодекса.

В силу положений части 3 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с нормой статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Согласно ст.12 ГК РФ признание сделки недействительной является одним из способов защиты гражданский прав.

Договоры аренды №2023.20782 от 07.06.2023г. и договор аренды №2023.20803 от 07.06.2023г., заключенные между ФИО3 и Администрацией Константиновского городского поселения по результатам недействительных торгов, проведенных с нарушением закона, являются ничтожными. Исковые требования о признании сделок аренды недействительными подлежат удовлетворению.

Требование истца об обязании Администрации Константиновского городского поселения заключить договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами <номер скрыт> и <номер скрыт> является правомерным ввиду следующего.

Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

По правилам пункта 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Как установлено судом, ФИО5, являясь участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, имеет право на предоставление в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с 61:17:06000010:4054 и 61:17:06000010:4055 для сельскохозяйственного производства, без проведения торгов на основании пункта 8 статьи 10 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона «Об обороте сельскохозяйственного назначения» земель земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

Истец ФИО5 просил заключить договор на срок пять лет, что соответствует указанной норме закона.

Действующим законодательством установлено, что арендная плата подлежит определению в размере рыночной стоимости права аренды, которая согласно отчета о рыночной стоимости, составляет: право на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт> - 210000 руб., с кадастровым номером <номер скрыт> - 270000 руб..

Таким образом, суд полагает правомерным заключение договоров аренды с указанием годового размера арендной платы в размере рыночной стоимости права аренды.

В силу ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Обоснованность заявленных исковых требований подтверждена материалами дела, обстоятельства, установленные судом, стороной ответчика не опровергнуты.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования иску индивидуального предпринимателя ФИО5 к Администрации Константиновского городского поселения, ФИО3 о признании действий незаконными, аукциона, договора аренды земельных участков недействительными, обязании заключить договор аренды земельных участков – удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации Константиновского городского поселения, связанные с заключением договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами: <номер скрыт>, расположенного на территории Константиновского городского поселения по адресу: <адрес> и <номер скрыт>, расположенного на территории Константиновского городского поселения по адресу: <адрес>, с ФИО3.

Признать аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося на территории Константиновского городского поселения, в электронной форме, оформленный протоколом № U22<номер скрыт>-1 от 26.05.2023г. недействительным.

Признать недействительной сделкой договор аренды <номер скрыт> от 07.06.2023г., находящегося в муниципальной собственности земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, с кадастровым номером 61:17:06000010:4054, находящийся по адресу (имеющей адресные ориентиры): <адрес>, <адрес><адрес>, общей площадью 215 130 кв.м., заключенный между ФИО3 и Администрацией Константиновского городского поселения.

Признать недействительной сделкой договор аренды <номер скрыт>.<номер скрыт> от 07.06.2023г., находящегося в муниципальной собственности земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, с кадастровым номером 61:17:06000010:4055, находящийся по адресу (имеющей адресные ориентиры): Ростовская область, Константиновский район, Константиновское городское поселение, 5,2 км. юго-восточнее г. Константиновск, общей площадью 276 584 кв.м., заключенный между ФИО3 и Администрацией Константиновского городского поселения.

Обязать Администрацию Константиновского городского поселения в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу заключить с индивидуальным предпринимателем главой КФХ ФИО5 договор аренды земельного участка с кадастровым номером 61:17:06000010:4054 сроком на пять лет, установив годовой размер арендной платы в сумме 210000 руб..

Обязать Администрацию Константиновского городского поселения в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу заключить с индивидуальным предпринимателем главой КФХ ФИО5 договор аренды земельного участка с кадастровым номером 61:17:06000010:4055 сроком на пять лет, установив годовой размер арендной платы в сумме 270000 руб..

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Усть-Донецкий районный суд Ростовской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий

В окончательной форме решение изготовлено 21 ноября 2023 года.