ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-727/2023 от 15.08.2023 Колыванского районного суда (Новосибирская область)

Дело

УИД: 54RS0-94

Поступило в суд 19.06.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2023 года р.<адрес>

Колыванский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Палеха Н.А.,

при секретаре Сотниченко С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации <адрес> о признании незаконным действия (бездействия) в части не постановки на льготную очередь по получению жилого помещения специализированного жилищного фонда с ДД.ММ.ГГГГ незаконными, к администрации <адрес> о постановке на льготную очередь по получению жилого помещения специализированного жилищного фонда с 01.06.1998г.,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно свидетельству о ее рождении III-ET , выданным ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом Усть-Чемского сельского Совета народных депутатов <адрес> в графе мать значится ФИО2, в графе отец - ФИО6 ич.

Согласно свидетельству о смерти II-ЕТ , выданным ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом Усть-Чемского сельского Совета народных депутатов <адрес>, мать истца умерла ДД.ММ.ГГГГ

Согласно решению Искитимского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отец истца лишен родительских прав в отношении нее, ФИО1 и ее сестры ФИО3

В соответствии с распоряжением -ра от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и поставлена на регистрационный учет для получения жилья по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ под номером 117.

Согласно ответа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО3 состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с 22.03.2023 г., на сегодняшний день у <адрес> отсутствуют свободные помещения специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями граждан, обозначенных в статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке законодательством не предусмотрено.

Однако основание для предоставления истцу жилого помещения наступило по окончании средней школы Барышевского детского дома <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Постановка на льготную очередь для получения жилья и выделение такого жилья выпускнице детского дома не носило заявительный характер, а являлось обязанностью Органов исполнительной власти.

Администрацией Барышевского детского дома <адрес> при этом были направлены ходатайства в <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ и 126/1 от ДД.ММ.ГГГГ о постановке истца на льготную очередь для получения жилья и уведомлении, будет ли такое жилье предоставлено ей при имеющейся возможности.

В соответствии с перепиской отдела опеки и попечительства <адрес> и <адрес>, которая была инициирована после ее заявления, оказалось, что на льготную очередь истца с ДД.ММ.ГГГГ и впоследствии не поставили, соответственно она была лишена своего права на получение льготного жилья.

Истец не имеет собственного жилья, в настоящее время временно зарегистрирована по адресу: <адрес>. Проживает по адресу: <адрес> по договору найма жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. 4.1 ст. 38 Конституции РФ провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье, прежде всего, социально незащищенных.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии со п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан,

В ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены категории лиц, на которых распространяется действие этого Закона. Это дети-сироты, то есть лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения обоих родителей, то есть лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими; лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ Действие положений статьи Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Непосредственное обеспечение детей-сирот жилой площадью возлагается Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ на органы исполнительной власти по месту жительства (месту временного пребывания) детей-сирот.

Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории <адрес>» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В связи с изложенным, считает, что как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеющий закрепленного жилого помещения, она должна была быть поставлена на льготную очередь по получению жилого помещения специализированного жилищного фонда по окончании средней школы Барышевского детского дома <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Просит признать действия (бездействия) администрации <адрес> незаконными, в части не постановки ее, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на льготную очередь по получению жилого помещения специализированного жилищного фонда по окончании средней школы Барышевского детского дома <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию <адрес> поставить ее, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на льготную очередь по получению жилого помещения специализированного жилищного фонда с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель истца ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал, дополнительно пояснил, что в соответствии с п.3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.

В соответствии с п.3 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" (вместе с правилами). Заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, подают:

а) законные представители детей-сирот, достигших возраста 14 лет, в течение 3 месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Так из ходатайства, исх.41/1 от ДД.ММ.ГГГГ, законного представителя ФИО1, директора детского дома ФИО5, которое предоставлено в суд, видно, что администрация Барышевского детского дома просит администрацию <адрес> поставить на льготную очередь для получения жилья ФИО1.

После выпуска из детского дома в 1998 году истец неоднократно меняла свое место жительства (в связи с поступлением на обучение, устройстве на работу, смене места работы и т.д.), при этом после обучения в профессиональном училище <адрес>, получив на руки свое личное дело и увидев в деле вышеуказанное ходатайство, никаким образом не могла предположить, что в списки на получения жилья она включена не была.

В последствии, переехав на место жительства в <адрес>, истец неоднократно обращалась в администрацию <адрес>, прокуратуру <адрес>, администрацию Соколовского сельсовета с целью выяснения причин отсутствия ее в очереди на получение льготного жилья, однако ответа не получила.

Из отзыва на исковое заявление администрации <адрес> видно, что они согласны с тем, что истец имел право на включение в списки по получению льготного жилья и по этому праву она включена в такой список за от ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес>, при этом не указывают причин не постановки ее в такую очередь в 1998 году территориальной администрацией <адрес>.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении полномочий территориальных органов» полномочия территориальной <адрес> прекращены, ДД.ММ.ГГГГ<адрес> создана как юридическое лицо, а поэтому, как считает сторона истца является правопреемником и должным ответчиком по данному делу.

Считает, что требования истца полностью законны, доказаны и подлежат полному удовлетворению.

Представитель ответчика администрации <адрес> в судебном заседании исковые требования не признал, представил отзыв на исковое заявление, указал, что считает требования истца о признании действия (бездействия) администрации <адрес> незаконными в части не постановки на льготную очередь по получению жилого помещения по следующим основаниям.

<адрес> осуществляет свои полномочия в качестве юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ, однако, с 2004 по настоящее время истец не обращалась в отдел опеки и попечительства <адрес> с заявлением о включении ее в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с дополнительными гарантиями по социальной поддержке согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ.

Кроме того, с июня 2010 по 2023 г. истец проживает на территории <адрес> по договору найма жилого помещения. Исходя из этого, с 2010 <адрес> не имеет полномочий по включению истца в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями согласно 159-ФЗ, соответственно не может быть надлежащим ответчиком по данному делу.

Относительно требования истца об обязании <адрес> поставить ее в льготную очередь по получению жилого помещения специализированного жилищного фонда, считают, что в данном случае права истца не нарушены.

С июня 2010 истец согласно представленным документам уже проживала на территории <адрес> и имела возможность обратиться в администрацию <адрес> за предоставлением данной услуги.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в отдел опеки и попечительства <адрес> с заявлением о включении ее в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Данное заявление было рассмотрено незамедлительно, были запрошены все необходимые документы, по заявлению было принято положительное решение, истец была включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с нормами 159-ФЗ, согласно распоряжению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ра.

На данный момент истец находится в данном списке под номером 117. Данный список формируется согласно Порядку обеспечения жилыми помещениями, утвержденному Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, в хронологической последовательности, по дате принятия органом местного самоуправления решения о включении в список, жилые помещения предоставляются в порядке очередности согласно списку.

Таким образом, считают, что требование о постановке на льготную очередь по получению жилого помещения уже исполнено ответчиком 1 путем включения истца в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с нормами 159-ФЗ. Просит в удовлетворении исковых требований в части признания действия (бездействия) <адрес> незаконными, отказать; требование о постановке на льготную очередь по получению жилого помещения считаем исполненным.

Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, извещен своевременно, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил возражения на исковое заявление, из которых следует, что с заявленными требованиями администрация не согласна, считает их не подлежащими удовлетворению. Из искового заявления и документов, приложенных к нему следует, что истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» подлежащих обеспечению жилым помещением только в 2023 году, имеет . Считает, что права истца не нарушены, поскольку она включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и на данный момент не исключена из него, как имеющая право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилого фонда, и будет обеспечена жилым помещением администрацией <адрес> в порядке, предусмотренном законодательством.

Также истец просит признать действия (бездействие) администрации <адрес> в части не постановки ее на льготную очередь незаконными. Однако, как следует из пункта 9 Административного регламента предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, осуществляющими отдельные государственные полномочия <адрес> по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственной услуги по обеспечению граждан жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21.12,1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, утверждённого Приказом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 583 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) государственная услуга предоставляется органом местного самоуправления по месту жительства заявителя. В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 384-п "О Порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>" место жительства гражданина определяется в соответствии с регистрацией гражданина по месту жительства или по месту пребывания либо на основании установленного юридического факта проживания по определенному месту жительства.

В связи с тем, что истец имеет регистрацию по месту жительства в <адрес>, администрация <адрес> не имеет полномочий по включению ее в вышеуказанный список. К тому же, в администрацию <адрес> с заявлением о включении ее в список истец не обращалась.

Кроме того, администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального района, создана как юридическое лицо ДД.ММ.ГГГГ, действует в соответствии с Федеральным законом ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в пределах полномочий закрепленных за ней. Соответственно, как указывает Истец, в 1998 году не могла вестись администрацией <адрес>, как ныне действующим органом местного самоуправления.

Так же в требованиях истец просит признать действия администрации <адрес> незаконными по постановке «на льготную очередь», при этом действующее законодательство такого понятия не содержит.

В соответствии с ч.1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Согласно ч.1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. По смыслу указанных норм права, способы защиты подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения, а нарушено иди оспорено может быть только существующее право. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами предусмотренными законом.

Однако, в исковом заявлении не указано, какими действиями администрация <адрес> нарушила права и охраняемые законом интересы истца.

Обращение в суд к ненадлежащему ответчику, который не является, субъектом спорных гражданско-правовых отношений, может служить самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

С учетом вышеизложенного, основания для участия в деле в качестве ответчика у администрации отсутствуют, равно как и основания для удовлетворения исковых требований к администрации, в том числе и в связи с тем, что исковое заявление не содержит каких-либо требований к администрации.

Просит в удовлетворении исковых требований ФИО1, к администрации <адрес> отказать.

Представитель третьего лица - <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, представил отзыв, в котором указал, что право на жилище гарантировано частью 1 статьи 40 Конституции РФ. Одновременно, часть 3 статьи 40 Конституции РФ содержит положения о том, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется в соответствии с установленными законом нормами.

Специальным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон - ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Из искового заявления следует, что в год выпуска из детского дома (1998 год) администрацией Барышевского детского дома <адрес> были направлены ходатайства в администрацию <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о постановке истца на льготную очередь для получения жилья.

Постановлением Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» (далее - Постановление Совмина РСФСР ) был установлен порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР. Пунктом 12 Постановления Совмина РСФСР было установлено, что для принятия на учет гражданином подается заявление с приложениями: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.

Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации (пункт 13 Постановления Совмина РСФСР ).

В соответствии с законодательством, действовавшим на указанный момент времени, детям-сиротам жилое помещение предоставлялось вне очереди при условии - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали (пункт 2 статьи 37 ЖК РСФСР), исходя из нормы предоставления жилой площади в размере 12 квадратных метров (статья 38 ЖК РСФСР).

Дополнительно сообщает, что в соответствии со статьей 22 Гражданского процессуального кодекса требования, заявленные истцом, не могут быть рассмотрены в рамках гражданского судопроизводства.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика и третьего лица.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела и установлено судом, мать истца ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим свидетельством о смерти (II-ЕТ , выданным ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом Усть-Чемского сельского Совета народных депутатов <адрес>), отец ФИО6 лишен родительских прав в отношении дочерей ФИО1, ФИО3ДД.ММ.ГГГГ по решению Искитимского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Из ходатайства директора Барышевского детского дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация Барышевского детского дома просила поставить на льготную очередь для получения жилья воспитанницу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая была определена в детский дом по постановлению администрации <адрес>. Мать девочки умерла, отец лишен родительских прав решением Искитимского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 проживала в доме бабушки ФИО7, которой принадлежал дом в <адрес>.

Из письма директора Барышевского детского дома <адрес> главе территориальной администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. 126/1 следует, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в Барышевский детский дом была определена ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, без закрепления жилой площади, так как родители девочки собственного жилья не имели. ФИО1 заканчивает среднюю школу и выпускается в июне 1998 года. Просили сообщить, будет ли ей предоставлена жилая площадь.

Из архивной справки отдела архивной службы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в документах архивного фонда <адрес> Совета народных депутатов <адрес> и исполнительного комитета значится решение исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении в государенное воспитательное учреждение ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В указанном решении информации о постановке ФИО1 на льготную очередь на получение жилого помещения на территории <адрес> не значится. Дополнительно сообщают, что проверены документы архивного фонда Совета депутатов и администрации Усть-Чемского сельсовета <адрес> - постановления и распоряжения администрации сельсовета по основной деятельности та 1998 год. Информации о постановке ФИО1 на льготную очередь на получение жилого помещения на территории <адрес> не значится.

Согласно договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, между ФИО8 и ФИО1 заключен договор найма жилого помещения по адресу: <адрес>.

Из свидетельства о регистрации по месту пребывания , выданного МП ОМВД России пол <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Из ответа отдела опеки и попечительства администрации <адрес> начальнику отдела и попечительства администрации Колыванского рай на <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, не включалась.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в отдел опеки и попечительства <адрес> с заявлением о включении ее в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с распоряжением -ра от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>ФИО1 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и поставлена на регистрационный учет для получения жилья по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ под номером 117.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась с заявлением к главе <адрес> с просьбой обеспечить ее жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, так как она включена в список детей – сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО3 состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с 22.03.2023 г., на сегодняшний день у <адрес> отсутствуют свободные помещения специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями граждан, обозначенных в статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке законодательством не предусмотрено.

Из объяснений представителя истца ФИО4, данных в ходе судебного заседания, следует, что жилым помещением ФИО1 не обеспечена, в настоящее время проживает по адресу: <адрес>. по договору найма жилого помещения.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии со ст. <адрес> "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями", органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

По заявлению в письменной форме лиц, вышеуказанных лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации от 04.04,2019 N 397.

Согласно части 1.1. статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон НСО ) формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), на территории <адрес> осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае наделения законом <адрес> органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> полномочием, установленным абзацем первым части 1.1 настоящей статьи, списки, сформированные органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> в порядке и срок, установленные <адрес>, направляются в уполномоченный орган, который формирует сводный список по <адрес>.

Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения - в алфавитном порядке.

В силу абз.1 ч.1 ст. 1 Закона НСО З обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением строительства жилых помещений для предоставления указанной категории граждан, осуществляется областным исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), в порядке, установленном <адрес>.

Данный порядок установлен Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 384-п "О Порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>"

В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. На данный момент истец уже достигла совершеннолетия и она не утратила право на обеспечение жилым помещением и не исключена из списка лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с вышеуказанным законом.

Судом установлено, что ФИО1 включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.

<адрес> осуществляет свои полномочия в качестве юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ, однако, с 2004 по настоящее время истец не обращалась в отдел опеки и попечительства <адрес> с заявлением о включении ее в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с дополнительными гарантиями по социальной поддержке согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ.

Кроме того, с июня 2010 по 2023 г. истец проживает на территории <адрес> по договору найма жилого помещения. Исходя из этого, с 2010 <адрес> не имеет полномочий по включению истца в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями согласно 159-ФЗ, соответственно не может быть надлежащим ответчиком по данному делу.

Относительно требования истца об обязании <адрес> поставить ее в льготную очередь по получению жилого помещения специализированного жилищного фонда, что в данном случае права истца не нарушены.

С июня 2010 истец согласно представленным документам уже проживала на территории <адрес> и имела возможность обратиться в администрацию <адрес> за предоставлением данной услуги.

Из искового заявления и документов, приложенных к нему следует, что истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» подлежащих обеспечению жилым помещением только в 2023 году, имеет .

Судом установлено, что права истца не нарушены, поскольку она включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и на данный момент не исключена из него, как имеющая право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилого фонда, и будет обеспечена жилым помещением администрацией <адрес> в порядке, предусмотренном законодательством.

Ссылку истца на незаконность действий (бездействие) администрации <адрес> в части не постановки ее на льготную очередь, суд не принимает, поскольку, как следует из пункта 9 Административного регламента предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, осуществляющими отдельные государственные полномочия <адрес> по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственной услуги по обеспечению граждан жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21.12,1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, утверждённого Приказом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 583 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) государственная услуга предоставляется органом местного самоуправления по месту жительства заявителя. В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 384-п "О Порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>" место жительства гражданина определяется в соответствии с регистрацией гражданина по месту жительства или по месту пребывания либо на основании установленного юридического факта проживания по определенному месту жительства.

В связи с тем, что истец имеет регистрацию по месту жительства в <адрес>, администрация <адрес> не имеет полномочий по включению ее в вышеуказанный список. К тому же, в администрацию <адрес> с заявлением о включении ее в список истец не обращалась.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требованиях ФИО1 к администрации <адрес> о признании незаконным действия (бездействия) в части не постановки на льготную очередь по получению жилого помещения специализированного жилищного фонда с ДД.ММ.ГГГГ незаконными, к администрации <адрес> о постановке на льготную очередь по получению жилого помещения специализированного жилищного фонда с ДД.ММ.ГГГГ- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме через Колыванский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Н.А.Палеха