№ 2-7286/2023
УИД: 56RS0018-01-2023-007049-87
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 13 ноября 2023 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Глуховой Ю.Н.,
при секретаре Швецовой М.А.,
с участием: истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Оренбургской области» об оспаривании приказа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области», указав, что с 10 августа 2015 года по настоящее время работает начальником центра социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области, имеет статус «гражданского персонала», трудовые отношения которого регулируются Трудовым кодексом РФ.
28 июня 2023 года ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области», в соответствии с Порядком обеспечения денежным содержанием и другими денежными выплатами граждан РФ от 19 апреля 2023 года №..., указаниями Генерального штаба Вооруженных сил РФ от 31 мая 2023 года ..., в целях своевременной выплаты единовременного поощрения при награждении государственными наградами РФ добровольцам или членам их семей, издан приказ №... «О порядке предоставления документов на получение единовременного поощрения гражданам, пребывающим (прибывавшим) в добровольческих формированиях».
Пунктом 1 указанного приказа, военным комиссарам муниципальных обращений поручено организовать работу по сбору и представлению документов на получение выплаты единовременного поощрения добровольцам и членам их семей в порядке, определенном в приложении N к приказу; назначить в военном комиссариате должностное лицо, ответственное за данную работу; осуществлять прием заявлений от граждан и от членом семьи погибшего (умершего) гражданина пребывавшего в добровольческих формированиях на получение единовременного поощрения при награждении государственной наградой (приложение N, 3 к приказу); предоставлять в военный комиссариат сведения о количестве граждан, подавших заявление на выплату единовременного поощрения.
Согласно п. 2 приказа, начальник центра социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области обязан организовать и осуществлять контроль проведения мероприятий по направлению документов на получение выплаты добровольцам и членам их семей, в адрес войсковой части и предоставление сведений в организационно-мобилизационного управления штаба Центрального военного округа. Учет сведений отображать в ежедневном докладе оперативного дежурного военного комиссариата Оренбургской области.
ФИО1 полагает, что указанным приказом на него, в нарушение положений ст. 60.2 Трудового кодекса РФ в одностороннем порядке возложена дополнительная работа, несвойственная их должностным обязанностям, поскольку согласно «Положения о центре социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области» основными задачами центра являются – осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих и пенсионеров их числа военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, представление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных для них законодательством РФ, обеспечение выплаты и перерасчета назначенных пенсий, пособий, компенсаций и других выплат.
ФИО1 просил суд признать приказ военного комиссара Оренбургской области от ... № ..., в части возложения на него обязанностей организовать и осуществлять контроль проведения мероприятий по направлению документов на получение выплаты добровольцам и членам их семей, в адрес войсковой части и предоставление сведений в организационно-мобилизационное управление штаба Центрального военного округа, учет сведений отображать в ежедневном докладе оперативного дежурного военного комиссариата Оренбургской области, незаконным, и отменить его; взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Определением суда от 25 сентября 2023 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Министерство обороны РФ, ФГКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Свердловской области", Организационно-мобилизационное управление штаба Центрального военного округа.
В судебное заседание представители третьих Министерства обороны РФ, ФГКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Свердловской области", Организационно-мобилизационного управления штаба Центрального военного округа не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании истец ФИО1, его представитель ФИО2, допущенная к участию в деле в качестве представителя истца по устному ходатайству, исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражал.
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив и исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 10 августа 2015 года между ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» и ФИО1 заключен трудовой договор № ..., по условиям которого, последний принят в военный комиссариат Оренбургской области на должность начальника центра социального обеспечения, с испытательным сроком 3 месяца, срок действия договора бессрочный.
Согласно должностной инструкции начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области в мирное время, а также на период проведения мобилизации, утвержденной военным комиссаром Оренбургской области 23 августа 2021 года, начальник центра социального обеспечения обязан в том числе:
- руководить служебной деятельностью центра в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ;
- организовывать работу по правильному и своевременному социальному обеспечению военнослужащих и членов их семей, выплате пособия, компенсаций, дополнительного материального обеспечения и других выплат;
- осуществлять контроль за правильностью и своевременностью выплаты пенсий, пособий и компенсаций и правильностью получения пенсионерами пенсий, выплачиваемых с учетом условий, влияющих на размер пенсии или определяющих право на дальнейшее ее получение; проведение мероприятий по предупреждению получения пенсионерами излишних сумм пенсий, пособий и компенсаций, своевременному возмещению произведенных переплат;-
- вести работу по приему посетителей по вопросам социального обеспечения;
- выполнять распоряжения военного комиссара Оренбургской области и вышестоящих органов управления; обеспечивать выполнение личным составом центра поставленных перед ним задач, а также выполнять иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ, а также иные обязанности.
С указанной должностной инструкцией истец ознакомлен 14 октября 2021 года, что подтверждается его подписью в листе ознакомления.
Согласно Приказу Министра обороны РФ от 19 апреля 2023 года №223 дсп определен Порядок обеспечения денежным содержанием и другими денежными выплатами граждан РФ, пребывающих в добровольческих формированиях. Заместителям Министра обороны РФ, главнокомандующим видами Вооруженных Сил РФ, командующим войскам военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил РФ, руководителям центральных органов военного управления, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, руководителям организаций Вооруженных Сил РФ обеспечить выплату гражданам РФ, пребывающим в добровольческих формированиях: денежного содержания и других денежных выплат в соответствии с Порядком, за исключением единовременного поощрения, предусмотренного п. 34 Порядка, - с 1 марта 2023 года; единовременного поощрения при награждении государственными наградами РФ или поощрении Президентом РФ, Правительством РФ, предусмотренного п.34 Порядка, - с 24февраля 2022 года.
Военным комиссаром Оренбургской области 28 июня 2023 года в соответствии с Порядком обеспечения денежным содержанием и другими денежными выплатами граждан РФ, пребывающих в добровольческих формированиях, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 19 апреля 2023 года №..., указаниями Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 31 мая 2023 года №... и в целях своевременной выплаты единовременного поощрения при награждении государственными наградами РФ, добровольцам или членами их семей, издан приказ №... «О порядке предоставления документов на получение единовременного поощрения гражданам, пребывающим (пребывавшим) в добровольческих формированиях».
Пунктом 1 приказа на военных комиссаров муниципальных образований возложена обязанность организовать работу по сбору и предоставлению документов на получение выплаты единовременного поощрения добровольцам и членам их семей в порядке определенном в приложении N к приказу.
Возложена обязанность назначить в военном комиссариате должностное лицо, ответственное за данную работу. Осуществлять прием заявлений от граждан и от членов семьи погибшего (умершего) гражданина, пребывавшего в добровольческих формированиях на получение единовременного поощрения при награждении государственной наградой.
Возложена обязанность представлять (еженедельно по средам, до 15.00) в военный комиссариат Оренбургской области (через центр социального обеспечения) сведения о количестве граждан, подавших заявление на выплату единовременного поощрения.
Пунктом 2 приказа на начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области возложена обязанность организовать о осуществлять контроль проведения мероприятий по направлению документов на получение выплаты добровольцам и членам их семей, в адрес войсковой части и представление сведений в организационно-мобилизованное управление штаба Центрального военного округа. Учет сведений отображать в ежедневном докладе оперативного дежурного военного комиссариата Оренбургской области.
Пунктом 3 приказа на начальника строевого отделения военного комиссариата Оренбургской области возложена обязанность своевременно доводить информацию о награжденных до военных комиссариатов муниципальных образований и начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области.
Обращаясь в суд с исковым требованием о признании незаконным пункта 2 указанного приказа, ссылаясь на нарушение положений ст. 60.2 Трудового кодекса РФ, ФИО1 указывает, что работа подразделения, которое он возглавляет (Центр социального обеспечения), направлена на осуществление социального, в том числе пенсионного, обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих и пенсионеров из числа военнослужащих, вопросы выплаты единовременного поощрения при награждении государственными наградами добровольцев или членов их семей не относится к сфере деятельности центра социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области.
Согласно ч. 1 ст. 349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
В соответствии с ч. 1 ст. 60.2 Трудового кодекса РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 Кодекса).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года № 1609 (далее по тексту – Положение о военных комиссариатах) определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными задачами военных комиссариатов в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 39 пункта 17 Положения о военных комиссариатах), реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (пп. 40 п. 17 Положения о военных комиссариатах).
Приказом военного комиссара Оренбургской области от 25 августа 2021 года N утверждено Положение о центре социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области (далее по тексту – Положение).
Центр социального обеспечения действует на основании настоящего Положения в целях обеспечения реализации прав граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством РФ (п. 4 Положения).
Пунктом 10 Положения предусмотрены основные задачи Центра социального обеспечения, в том числе:
осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих и пенсионеров из числа военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных для них законодательством Российской Федерации, обеспечение выплаты и перерасчета назначенных пенсий, пособий, компенсаций и других выплат и своевременного прекращения их выплаты в установленных случаях;
руководство и контроль за работой военных комиссариатов муниципальных образований Оренбургской области по социальному обеспечению уволенных с военной службы военнослужащих и членов их семей, организация обмена опытом в этой работе;
проведение проверок работы по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию уволенных с военной службы военнослужащих и членов их семей в военных комиссариатах муниципальных образований Оренбургской области;
обеспечение правильного и строго целевого использования денежных средств, выделяемых на оказание единовременной денежной помощи нуждающимся пенсионерам;
организация и осуществление контроля за правильностью и своевременностью выплаты пенсий, пособий и компенсаций учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации и правильностью получения пенсионерами пенсий, выплачиваемых с учетом условий, влияющих на размер пенсии или определяющих право на дальнейшее ее получение; осуществление мероприятий по предупреждению фактов получения пенсионерами излишних сумм пенсий, пособий и компенсаций, своевременному возмещению допущенных переплат;
разрешение поступающих в военный комиссариат области предложений, заявлений и жалоб по вопросам социального обеспечения уволенных с военной службы военнослужащих и членов их семей, а также прием граждан, обращающихся по этим вопросам;
осуществление учета граждан, пребывающих в запасе, являющихся ветеранами боевых действий, принимавших участие в ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций;
реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам.
Центр возглавляет начальник центра социального обеспечения, который подчиняется военному комиссару области. Начальник центра социального обеспечения, в том числе организует служебную деятельность центра в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ, настоящим Положением и выданной военным комиссаром доверенностью; организует работу по правильному и своевременному социальному обеспечению военнослужащих и членов их семей, выплате пособия, компенсаций, дополнительного материального обеспечения и других выплат; организует осуществление контроля за правильностью и своевременностью выплаты пенсий, пособий и компенсаций; осуществляет другие полномочия, в том числе в соответствии с указаниями военного комиссара (пункты 11, 12 Положения).
Таким образом, из приведенных задач центра социального обеспечения следует, что работа данного подразделения направлена на осуществление социального, в том числе пенсионного, обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих и пенсионеров из числа военнослужащих.
Начальник центра в силу указанного Положения организует данную работу.
Из оспариваемого приказа военного комиссара Оренбургской области №... от 28 июня 2023 года следует, что на истца возложена обязанность по организации о осуществлению контроля проведения мероприятий по направлению документов на получение выплаты добровольцам, и членам их семей, в адрес восковой части и представление сведений в организационно-мобилизационное управление штаба Центрального военного округа.
Согласно п. 8.1 ст. 1 и п. 4 ст. 22.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются добровольческие формирования. содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Сил Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. При этом гражданин Российской Федерации может поступить в добровольческое формирование путем заключения контракта о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации).
Из содержания п. 10 ст. 22. Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», пребывающие в добровольческих формированиях, имеют статус (совокупность прав, обязанностей и ответственности), устанавливаемый федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На таких граждан в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяется статус военнослужащих.
Вместе с тем, по смыслу ст. 22.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» следует, что лица, поступившие в добровольческие формирования, военнослужащими, проходящими военную службу, не являются. При этом контракт о пребывании в добровольческом формировании не тождественен контракту о прохождении военной службы.
Вышеприведенное Положение о центре социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области в совокупности с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года № 1609, позволяют сделать вывод о том, что вопросы выплаты единовременного поощрения при награждении государственными наградами добровольцев, или членам их семей, не относятся к сфере деятельности центра социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что обжалуемым приказом военного комиссара Оренбургской области №... от 28 июня 2023 года на истца ФИО1 возложены обязанности, связанные с вопросами выплаты единовременного поощрения при награждении государственными наградами добровольцев, или членам их семей, которые не относятся к тем, которые предусмотрены должностной инструкцией начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области, а также Положением о центре социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд полагает, что возложенные на истца ФИО1 обязанности являются дополнительной работой, не предусмотренной трудовым договором от 10 августа 2015 года, его должностной инструкцией и не относящейся к задачам центра социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области.
Наличие в должностной инструкции по занимаемой истцом должности обязанности по выполнению распоряжений военного комиссара не может являться основанием для возложения на истца обязанностей, предусмотренных обжалуемым приказом, поскольку вышеназванная обязанность предполагает исполнение разовых распоряжений.
Поскольку согласие на выполнение указанной работы истец не давал, приказ Военного комиссара Оренбургской области 28 июня 2023 года №... «О порядке предоставления документов на получение единовременного поощрения гражданам, пребывающим (пребывавшим) в добровольческих формированиях» в части п. 2, которым на ФИО1 возложена обязанность организовать и осуществлять контроль проведения мероприятий по направлению документов на получение выплаты добровольцам и членам их семей, в адрес войсковой части, представлять сведения в организационно-мобилизационное управление штаба Центрального военного округа, отображать учет сведений в ежедневном докладе оперативного дежурного военного комиссариата Оренбургской области является незаконным, т.к. издан с нарушением положений ч. 1 ст. 60.2 Трудового кодекса РФ, и подлежит отмене.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Из положений ч. 1 ст. 237 Трудового кодекса РФ следует, что причинение работнику морального вреда в случае нарушения его трудовых прав неправомерными действиями или бездействием работодателя презюмируется.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ", учитывая, что Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу ст. 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
При определении суммы компенсации морального вреда суд принимает во внимание, что настоящим решением суда судом установлены нарушения ответчиком трудовых прав истца в виде возложения на ФИО1, в нарушение положений ч. 1 ст. 60.2 Трудового кодекса РФ, обязанностей являющихся дополнительной работой, не предусмотренной трудовым договором от 10 августа 2015 года, его должностной инструкцией и не относящейся к задачам центра социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области.
Исходя из принципа разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. В остальной части названные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Оренбургской области» об оспаривании приказа удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить пункт 2 приказа военного комиссара Оренбургской области от 28 июня 2023 года №... "О порядке предоставления документов на получение единовременного поощрения гражданам, пребывающим (пребывавшим) в добровольческих формированиях", которым на начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области возложена обязанность организовать и осуществлять контроль проведения мероприятий по направлению документов на получение выплаты добровольцам и членам их семей, в адрес войсковой части, представлять сведения в организационно-мобилизационное управление штаба Центрального военного округа, отображать учет сведений в ежедневном докладе оперативного дежурного военного комиссариата Оренбургской области.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Оренбургской области» (...) в пользу ФИО1 (СНИЛС ...) компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в апелляционном порядке через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.Н. Глухова
Мотивированное решение составлено 29 ноября 2023 года.