РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ефремовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Пересекиной И.А.,
при секретаре Юровой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ефремов Тульской области (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
Истец ФИО1 обратился в суд с иском, в котором указал, что 25.03.2019 он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в связи с проживанием и работой на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. 30.05.2019 ГУ – УПФР в г.Ефремов Тульской области вынесло решение об отказе в назначении ему пенсии, на том основании, что он не смог подтвердить факт постоянного проживания и работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом. В расчет не были приняты следующие периоды: с 01.04.1988 по 01.04.1989, с 01.02.1995 по 23.02.1997, с 24.02.1997 по 24.10.2001. Считает отказ ответчика незаконным.
Просит суд признать его право на назначение пенсии на льготных основаниях в связи с проживанием и работой на территории с льготным социально-экономическим статусом согласно Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с включением периодов его проживания и работы: с 01.04.1988 по 01.04.1989, с 01.02.1995 по 23.02.1997, с 24.02.1997 по 24.10.2001. Обязать ГУ –Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ефремов Тульской области (межрайонное) произвести назначение и выплату ему пенсии с 28 марта 2019 года.
В ходе рассмотрения дела судом истец ФИО1 уточнил свои исковые требования, просил суд включить периоды его проживания и работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом: с 01.04.1988 по 01.04.1989, с 01.02.1995 по 23.02.1997, с 24.02.1997 по 24.10.2001, с 03.03.1989 по 31.03.1989, с 12.08.1987 по 30.03.1988, а также период нахождения в СИЗО-4 г.Новомосковская с 30.05.2012 по 29.01.2013. Признать за ним право на назначение пенсии со снижением возраста выхода на пенсию на три года в связи с проживанием и (или) работой (службой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Обязать ответчика назначить и выплатить ему пенсию с 28 марта 2019 года.
В судебном заседании истец ФИО1 свои уточненные исковые требования поддержал. По существу дела пояснил, что 25.03.2019 он обратился в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г.Ефремов Тульской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на три года в связи с проживанием и работой на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. 30.05.2019 в назначении пенсии ему было отказано, так как им не был подтвержден факт постоянного проживания и работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом в периоды с 01.04.1988 по 01.04.1989, с 01.02.1995 по 23.02.1997, с 24.02.1997 по 24.10.2001. Считает отказ ответчика в назначении ему пенсии незаконным в связи со следующим. С 14.08.1987 по 30.03.1988 он работал в СПК «Труд», который располагался в <адрес>. В период с 01.04.1988 по 01.04.1989 он был слушателем Саратовских курсов МВД СССР (дневное отделение). В период прохождения курсов он приезжал на стажировку и в отпуск в г.Ефремов и проживал по адресу: <адрес>, где был зарегистрирован с 03.03.1989 по 31.03.1989. С 01.02.1995 по 23.02.1997 он был слушателем Московского института МВД, обучался на дневном отделении, но часто приезжал в г.Ефремов на выходные, в отпуск. В период с 24.02.1997 по 24.10.2001 он работал оперуполномоченным в УБОП МВД РФ по Тульской области с местом дислокации в г.Щекино. С 01.02.1998 г.Щекино входит в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В период работы оперуполномоченным в УБОП в г.Щекино он каждый день ездил домой в г.Ефремов. Данные обстоятельства могут подтвердить свидетели. В соответствии с п.1 ч.1 ст.12 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей". Согласно п.12 ст.13 Закона № 1244-1 от 15.05.1991 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся в том числе военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В связи с изложенным считает, что период прохождения им службы в Органах внутренних дел должен быть учтен при назначении пенсии по старости на льготных основаниях со снижением пенсионного возраста на три года, поскольку он проходил службу в ОВД в зоне с льготным социально-экономическим статусом – в г.Ефремове и г.Щекино. Также считает, что в период, дающий право на снижение пенсионного возраста в связи с проживанием и работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом должен быть засчитан период, когда он отбывал наказание по приговору суда в ФКУ СИЗО-4 г.Новомосковска, поскольку г.Новомосковск относится в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В ФКУ СИЗО-4 он не работал, т.к. там нет работы, однако он находился там постоянно и подвергался воздействию радиации. На момент отбывания наказания ФКУ СИЗО-4 являлось местом его постоянного проживания. Просил суд исковые требования удовлетворить.
Представители ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ефремов Тульской области (межрайонное) по доверенности ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании иск ФИО1 не признали. Пояснили, что 25.03.2019 истец обращался в Государственного Учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в г.Ефремов Тульской области (межрайонное) с заявлением о назначении ему пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в связи с проживанием и работой на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Ответчиком в назначении пенсии истцу было отказано, т.к. д.<адрес> никогда не входила в Перечень населенных пунктов с льготным социально-экономическим статусом. Истцу зачтены периоды проживания и работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом: с 24.04.1986 по 11.08.1987 (1 год 3 месяца 16 дней), когда истец был зарегистрирован в д.<адрес>, поскольку д.Кочкино включена в Перечень населенных пунктов, предусмотренных Распоряжением правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р. Также включен период проживания в <адрес>А общежитие с 01.06.1989 по 21.08.1990 (1 год 2 месяца 21 день) и с 11.09.1990 по 05.02.1998 период проживания в <адрес> (4 года 4 месяца 21 день), поскольку г.Ефремов до 01.02.1998 был включен в Перечень населенных пунктов, предусмотренных Распоряжением правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р. Таким образом, всего истцу зачтен период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом 6 лет 10 месяцев и 28 дней. Период с 24.02.1997 по 01.02.1998, когда истец служил в ОВД с местом дислокации в г.Щекино не зачтен, т.к. в соответствии с законом служба в Органах внутренних дел не приравнивается к работе. По проживанию указанный период не был засчитан, поскольку истец служил в г.Щекино и не находился постоянно в г.Ефремове. Период, когда истец отбывал наказание в СИЗО-4 не может быть засчитан в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, поскольку СИЗО не является постоянным местом жительства, а является местом временного пребывания. Просили суд в иске ФИО1 отказать.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 25.03.2019 истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Ефремов Тульской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии со ст.28.1 и ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15.05.1991.
Решением ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Ефремов Тульской области (межрайонное) от 30.05.2019 истцу отказано в назначении пенсии по старости в связи с неподтверждением факта постоянного проживания или работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом для снижения пенсионного возраста на требуемую величину – 3 года.
Как следует из Решения об отказе в установлении пенсии, период проживания и работы ФИО1 на территории с льготным социально-экономическим статусом составляет 6 лет 10 месяца 28 дней. Документы, подтверждающие проживание истца в период с 12.08.1987 по 31.05.1989, с 22.08.1990 по 10.09.1990 не представлены. В период с 01.04.1988 по 01.04.1989 ФИО1 являлся слушателем Саратовских высших курсов МВД СССР, с 01.02.1995 по 23.02.1997 слушателем Московского института МВД России, с 24.02.1997 по 24.10.2001 являлся старшим оперуполномоченным, заместителем начальника зонального отдела по борьбе с организованной преступностью с местом дислокации в г.Щекино управления по борьбе с организованной преступностью УВД Тульской области. В связи с удаленностью г.Саратова и г.Москвы от г.Ефремов и в связи с тем, что г.Саратов и г.Москва не предусмотрены Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 № 237-р, от 18.12.1997 № 1582, периоды с 01.04.1988 по 01.04.1989 и с 01.02.1995 по 23.02.1997 не были включены льготный период, дающий право на снижение пенсионного возраста на три года. Снижение возраста за службу законом о ЧАЭС от 15.05.1991 № 1244-1 не предусмотрено. (л.д.11-12)
Разрешая требования истца, суд исходит из следующего.
Согласно ст.8 Федерального закона РФ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции на день обращения истца в пенсионный орган за назначением пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющие страховой стаж не менее 15 лет, при наличии индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Вместе с тем, лицам, которым в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 исполнится 60 (мужчинам) и 55 (женщинам) лет, пенсия может быть назначена на 6 месяцев ранее достижения возраста, установленного приложением 6 (ФЗ от 03.10.2018 № 350-ФЗ).
В соответствии со ст.28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном ст.ст.30-37 Федерального закона от 15.05.1991г. № 1244-1.
В силу ст.34 указанного Закона гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается со снижением возраста выхода на пенсию на 1 год (за период проживания с 26.04.1986г. по 30.06.1986г.) и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории вышеуказанной зоны, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом первоначальная величина снижения возраста выхода на пенсию предусматривается для граждан, проживающих или работающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период с 26.04.1986 по 30.06.1986. Продолжительность проживания (работы) на указанной территории в этот период значения не имеет.
Постановлением Минтруда России № 33 от 19.04.2000г. утверждено Разъяснение № 4 от 19.04.2000г. «О порядке применения Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения при установлении льготной пенсии по старости гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на ЧАЭС», согласно которому при назначении гражданам пенсии по старости в соответствии со ст.34 Закона учитывается перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991г. № 237-р и в дальнейшем Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997г. № 1582.
Исследованными судом доказательствами установлено, что с 24.02.1986 по 11.08.1987 истец ФИО1 был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>. Указанное обстоятельство подтверждается справкой администрации муниципального образования город Ефремов от 20.06.2019 № и не оспаривалось представителями ответчика в суде. (л.д.25)
Населенный пункт <адрес> включен в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения», утвержденный Распоряжением правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р, в связи с чем возраст выхода истца на пенсию подлежит снижению на 1 год в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 по 30.06.1986, что не оспаривалось представителями ответчика в суде.
Сведений о регистрации и проживании истца в период с 12.08.1987 по 13.08.1987 суду не представлено.
В период с 14.08.1987 по 30.03.1988 истец был зарегистрирован в <адрес>, что подтверждается справкой администрации муниципального образования город Ефремов от 20.06.2019 №. (л.д.29)
Согласно трудовой книжке истца в период с 04.08.1987 по 30.03.1988 истец работал в совхозе «Труд», расположенном в <адрес>. (л.д.20-22)
Населенный пункт пос.Первомайский Ефремовского района Тульской области не включен в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения», утвержденный Распоряжением правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р, а также в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997г. № 1582.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что ответчиком обоснованно не был засчитан период с 12.08.1987 по 30.03.1988 как дающий право на снижение возраста выхода на пенсию на три года в соответствии со ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1.
Документы о проживании в период с 31.03.1988 по 02.03.1989 истцом не представлены.
В период с 03.03.1989 по 31.03.1989 истец был зарегистрирован в д.Шкилевка Ефремовского района Тульской области, что подтверждается справкой администрации муниципального образования город Ефремов от 20.06.2019 №. (л.д.34)
Согласно трудовой книжке истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в Органах внутренних дел РФ и в период с апреля 1988 по март 1989 проходил обучение в Саратовских высших курсах МВД СССР на очной форме обучения. (л.д.47-51)
Населенный пункт д.Шкилевка Ефремовского района Тульской области и г.Саратов не включены в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденный Распоряжением правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р, а также в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997г. № 1582.
При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами ответчика о том, что период с 31.03.1988 по март 1989 не может быть включен в период, дающий истцу право на назначение пенсии на льготных основаниях, поскольку в указанный период истец не проживал и не работал в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Доводы истца о том, что он фактически окончил курсы в феврале 1989 и убыл по месту своего жительства в Ефремовский район ничем не подтверждены. Кроме того, д.Шкилевка, где до 31.03.1989 был зарегистрирован истец, не относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом, а документы о проживании в период с 01.04.1989 по 31.05.1989 истцом суду не представлены.
В период с 01.06.1989 по 21.08.1990 истец был зарегистрирован в <адрес>, что подтверждается справкой АО «Областной единый информационно-расчетный центр» от 21.06.2019. (л.д.40)
Населенный пункт г.Ефремов включен в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения», утвержденный Распоряжением правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р, в связи с чем указанный период (1 год 2 мес. 21 день) был обоснованно засчитан ответчиком в период, дающий право на снижение возраста выхода на пенсию на три года в соответствии со ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1.
Документов, подтверждающих проживание истца в период с 22.08.1990 по 10.09.1990 суду не представлено.
В период с 11.09.1990 по 05.02.1998 истец был зарегистрирован в г.Ефремов Тульской области по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой АО «Областной единый информационно-расчетный центр» от 21.06.2019. (л.д.40)
В связи с изложенным ответчиком был обоснованно засчитан период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который составил 4 года 4 месяца 21 день.
Вместе с тем, согласно выписок из приказов от 25.01.1995 №\с и от 23.01.1997 № л\с в период с 01.02.1995 по 23.01.1997 истец обучался в Московском институте МВД России на очной форме обучения. (л.д.42-43)
Город Москва не включен в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденный Распоряжением правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р, а также в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997г. № 1582.
Учитывая удаленность г.Москвы от г.Ефремова и отсутствие доказательств доводов истца о том, что он приезжал в г.Ефремов в указанный период в отпуск и на выходные дни, суд соглашается с выводами ответчика о том, что указанный период не может быть включен в период проживания или работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Как следует из трудовой книжки истца и представленной им архивной справки Информационного центра УМВД РФ по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в Органах внутренних дел в должности старшего оперуполномоченного зонального отдела по борьбе с организованной преступностью (место дислокации в <адрес>) Управления по организованной преступности при УВД; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам, заместителя начальника зонального отдела по борьбе с организованной преступностью (место дислокации <адрес>) Управления по борьбе с организованной преступностью МВД России по <адрес>. (л.д.59)
Указанный период не был засчитан ответчиком в период работы или проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Вместе с тем, исходя из того, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован и проживал в <адрес>, и г.Ефремов в указанный период был включен в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения», утвержденный Распоряжением правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р, суд считает возможным зачесть указанный период как период, дающий право на снижение пенсии в соответствии со ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1.
Проживание истца в указанный период в г.Ефремове кроме письменного доказательства – справки о регистрации от 21.06.2019, подтверждается показаниями допрошенных судом свидетелей.
Так свидетель ФИО4 пояснил, что работал совместно с ФИО1 в УБОП УВД по Тульской области в межрайонном отделе г.Щекино в период с 2000 по конец 2001 года. Межрайонный отдел г.Щекино обслуживал несколько районов: г.Щекино, г.Ефремов, с.Архангельское, п.Волово, п.Куркино, п.Чернский, г.Плавск. Большую часть времени они находились в г.Щекино, но жили при этом постоянно в г.Ефремов. В другие районы они выезжали на работу на служебном автомобиле. Иногда по необходимости оставались ночевать в служебном помещении в г.Щекино. Служебную квартиру для постоянного проживания в г.Щекино им не предоставляли.
Свидетель ФИО5 пояснил, что как и ФИО1 работал в УБОП УВД по Тульской области, место дислокация г.Щекино в период с 2005 по 2008 год. Они обслуживали 6-8 отделов, в том числе г.Щекино. Их постоянным местом жительства был г.Ефремов, в г.Щекино они не жили, приезжали туда только работать с утра, брали сводку и ехали работать по районам.
Таким образом, требования ФИО1 о включении в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом – на территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС периода с 24.02.1997 по 01.02.1998 подлежат удовлетворению.
Период с 01.02.1998 по 24.10.2001 не может быть засчитан в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, поскольку с 01.02.1998 г.Ефремов не включен в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения», утвержденный Распоряжением правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р, а также в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997г. № 1582.
Разрешая доводы истца о том, что служба в Органах внутренних дел приравнивается к работе и соответственно его период службы в ОВД в населенных пунктах, включенных в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденный Распоряжением правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р, а также в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997г. № 1582, должен быть засчитан в льготный период, дающий право на досрочное назначение пенсии, суд исходит из следующего.
Согласно ст.13 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом; (п.8 ст.13) и военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. (п.12 ст.13 Закона)
Вместе с тем, согласно ст.34 указанного Закона пенсия по старости с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности, назначается только гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона.
Таким образом, законодатель отнес к категории лиц, имеющих право на назначение пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию на три года, только лиц, указанных в п.8 ст.13 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991, не распространив данную льготу на иных лиц, указанных в данной статье, в том числе указанных в п.12 указанной статьи.
В связи с изложенным, суд считает невозможным толковать расширительно данное положение закона, приравнивая к работе в зоне с льготным социально-экономическим статусом службу в органах внутренних дел в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Разрешая доводы истца о включении периода с 30.05.2012 по 29.01.2013, когда истец отбывал наказание в СИЗО-4 г.Новомосковска, в период проживания, дающий ему право на снижение пенсионного возраста на три года, суд исходит из следующего.
Согласно справке об освобождении № 035316 в период с 30.05.2012 по 29.01.2013 истец отбывал наказание по приговору суда в ФКУ СИЗО-4 г.Новомовсковска Тульской области. (л.д.78)
Как пояснил истец в судебном заседании, в период отбывания наказания в СИЗО-4 он не работал.
В соответствии с Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденным Постановлением правительства РФ от 18.12.1997 № 1582, которое действовала на 2012-2013 годы, населенный пункт г.Новомосковск относился к зоне с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Вместе с тем, согласно ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства гражданина понимается жилой дом квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда, либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом пребывания гражданина признается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Исправительное учреждение, в котором гражданин находится в целях отбывания наказания в виде лишения свободы, не является его местом жительства. Применительно к понятиям вышеприведенного Закона исправительные учреждения являются местом временно пребывания гражданина независимо от периода такого пребывания.
Таким образом, место отбытия наказания осужденным по приговору суда (исправительное учреждение) не может рассматриваться как место жительства такого лица.
При таких обстоятельствах, период отбывания истцом наказания в СИЗО-4 г.Новомосковска не может быть засчитан в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, дающим право истцу на снижение пенсионного возраста на три года.
Поскольку исследованными судом доказательствами было установлено, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста на 2 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 и на протяжении 4 лет после этого, суд приходит к выводу, что на момент обращения истца в пенсионный орган у истца имелось право на снижение пенсионного возраста на 2 года и отсутствовало право на пенсию со снижением пенсионного возраста на три года, в связи с чем ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ефремов Тульской области (межрайонное) обоснованно отказало истцу в назначении пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ефремов Тульской области (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Включить в период проживания ФИО1 в зоне с льготным социально-экономическим статусом – на территории радиоактивного загрязнения, определенной Законом РФ №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» период с 24.02.1997 по 01.02.1998.
В удовлетворении остальных исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Ефремовский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 09 сентября 2019 года.
Председательствующий Пересекина И.А.