ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-728/19 от 19.06.2019 Тайшетского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июня 2019 года Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мусаевой Н.Н., при секретаре Ивановой А.А., с участием истца ФИО2, представителя истца ФИО3, представителя ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-728/2019 по иску ФИО2 к администрации Тайшетского муниципального образования «Тайшетское городское поселение» о признании отказа в возмещении стоимости квартиры незаконным, возложении обязанности произвести выкуп жилого помещения, согласно установленных норм и рыночной стоимости изымаемого жилья, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением, указывая в обоснование своих требований, что он является собственником квартир, расположенных в пятиквартирном одноэтажном доме по адресу: <адрес>.

Как указывает истец, согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ. межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Тайшетского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «ремонт здания, расположенного по адресу: <адрес>, является нецелесообразным в связи с большой степенью износа ответственных конструкций здания (более 77%) от общего объёма конструкции здания. Здание не пригодно для безопасного проживания граждан. Признать многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу».

В соответствии с результатами обследования и выводами о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, выполненными специалистами ООО «Красноярскпроектстрой» от ДД.ММ.ГГГГ «Одной из причин интенсивных и постоянно развивающихся деформаций - близкое расположение железной дороги (менее 500 метров). Эксплуатация жилого дома в нынешнем состоянии недопустима».

Истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ. он совместно с остальными собственниками квартир письменно обратился с коллективным заявлением в администрацию городского поселения <адрес> с просьбой о решении вопроса по расселению их из аварийного дома, так как до этого в течение 10 месяцев администрацией городского поселения никаких мер не предпринималось, однако ДД.ММ.ГГГГ на данное заявление поступил ответ за подписью главы Тайшетского городского поселения, о том, что вышеуказанный дом «...включён в реестр аварийного жилищного фонда Тайшетского муниципального образования, дальнейшее строительство жилья, соответствующего санитарно -техническим нормам и требованиям, и переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после ДД.ММ.ГГГГ согласно Программе будет проводиться поэтапно с учётом возможностей финансирования из областного бюджета и бюджета Тайшетского городского поселения», никаких конкретных действий и сроков по предоставлению жилья собственникам квартир аварийного дома или предложений по возмещению стоимости принадлежащих им жилых помещений администрация Тайшетского городского поселения не приводит, никакого соглашения между ним и органом местного самоуправления в лице администрации Тайшетского городского поселения о предоставлении жилого помещения с зачетом в его стоимость выкупной цены изымаемого жилого помещения, не составлено и не достигнуто.

Как указывает истец, не согласившись с ответом администрации поселения, им и другими собственниками квартир данного дома ДД.ММ.ГГГГ. была направлена коллективная жалоба в Тайшетскую межрайонную прокуратуру на действия ответчика с просьбой в содействии в решении вопроса расселения жильцов, проведения проверки и принятия мер прокурорского реагирования, и в ходе проведенной прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что в настоящее время действует государственная программа <адрес> «доступное жильё» на ДД.ММ.ГГГГ., в которую включены дома, признанные аварийными до ДД.ММ.ГГГГ.. Государственная программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, признанного таковым после ДД.ММ.ГГГГ., отсутствует, следовательно, срок отселения физических лиц для данного дома не определён, в связи с чем данный факт установлен как нарушение должностными лицами администрации городского поселения г. Тайшет соблюдения положений ч. 4 ст. 15 ЖК РФ и п. 49 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 о признании дома аварийным и подлежащим сносу.

В связи с изложенным, в целях соблюдения его конституционных прав и действующего законодательства, истец просит суд понудить ответчика предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям г. Тайшета, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам в черте <адрес>, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению общей площадью не менее 70,6 м2, состоящее не менее чем из 2 комнат, а в случае невозможности предоставления жилого помещения в соответствии с указанными выше нормами, обязать ответчика произвести выкуп у него вышеуказанного жилого помещения, согласно установленных норм и рыночной стоимости изымаемого жилья.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил суд признать незаконным отказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. в возмещении ему стоимости принадлежащей на праве собственности квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, обязать ответчика произвести выкуп у него вышеуказанного жилого помещения согласно установленных норм и рыночной стоимости изымаемого жилья в размере 1377500 рублей, взыскать с ответчика расходы на оплату юридических услуг в размере 10 000 рублей.

Истец ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по указанным выше основаниям, кроме того пояснил, что в данной квартире проживать невозможно, ремонт такого помещения он пытался осуществить собственными силами, в связи с чем заказывал лес, пиломатериал, однако все это нецелесообразно.

Представитель истца ФИО3 уточненные исковые требования просил удовлетворить по указанным основаниям, кроме того пояснил, что проживание в данном спорном жилом помещении на сегодняшний день небезопасно, и только выкуп квартиры по рыночной стоимости позволит истцу приобрести жилье.

Представитель ответчика - Администрации Тайшетского муниципального образования «Тайшетское городское поселение» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 исковые требования не признала, и показала, что правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан. В силу части 1 статьи 16 Закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке. В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

ДД.ММ.ГГГГ решением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ постановлением данный дом включен в реестр аварийного жилищного фонда Тайшетского муниципального образования. ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации установлен срок отселения граждан из данного многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации утверждена муниципальная программа «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда расположенного на территории Тайшетского городского поселения» на 2019-2024 г.г. ДД.ММ.ГГГГ постановлением <адрес>-пп утверждена региональная адресная программа <адрес> «Переселение граждан, проживающих на территории <адрес>, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ годах». Ни в муниципальной, ни в региональной программе жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не значится, в связи с чем орган местного самоуправления не обязан обеспечивать собственники другим жилым помещением, а также производить выплату выкупной цены изымаемого земельного участка, при этом администрацией Тайшетского городского поселения решение об изъятии данного земельного участка не принималось. Кроме того, собственником квартиры, расположенной по адресу: Тайшет, <адрес> является ФИО1, которая, как и истец, должна нести бремя содержания принадлежащего им имущества. Истец приобрел квартиру в доме, который на момент ее покупки уже обладал признаками аварийности, до настоящего времени квартира стоит разрушенная, он в ней не проживает, в связи с чем полагает, что истец злоупотребляет своим правом, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика - Администрации Тайшетского муниципального образования «Тайшетское городское поселение» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 исковые требования не признала, и указала, что при определении размера возмещения за жилое помещение в него включается рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в связи с чем справки из агентства недвижимости не являются основанием для определения рыночной стоимости аварийного жилья. Оценка рыночной стоимости жилых помещений производится с учетом признаков аварийности и с учетом стоимости квадратного метра подобного жилья, с учетом места расположения жилого дома. Данную квартиру истец приобрел за 25000 руб., т.е. на тот момент дом уже находился в полуразрушенном состоянии, и в данной квартире он не проживал.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации установлен срок отселения граждан из данного многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГГГ, и поскольку многоквартирный дом, жилое помещение, принадлежащие на праве собственности, не включены в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда оснований для удовлетворения иска не имеется.

Представитель третьего лица Министерства строительства, дорожного хозяйства <адрес> ФИО6, надлежащим образом извещенная о дате судебного заседания, в суд не явилась, просила рассматривать дело в ее отсутствие, в своем отзыве на исковое заявление указала, что в перечне многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, не имеется данных относительно жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, так как данный дом был признан аварийным ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на текущую дату выполняется переселение граждан, проживающих на территории <адрес>, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в порядке очередности. Дом, расположенный по адресу: <адрес>, не входит в действующую программу.

Суд, выслушав доводы истца, представителя истца, представителей ответчика, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 принадлежит на праве собственности <адрес> общей площадью 38 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 принадлежит на праве собственности <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>.

Согласно приложению к программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на территории Тайшетского муниципального образования «Тайшетское городское поселение» на период до 2019 г.» от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, включен в реестр ветхого жилого помещения.

Постановлением администрации Тайшетского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, признан аварийным.

Постановлением администрации Тайшетского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ постановлено, что расселение граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, необходимо осуществить до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации Тайшетского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, расположенного на территории Тайшетского городского поселения на 2019-2024 годы».

Постановлением администрации Тайшетского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Постановление администрации Тайшетского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ: наименование постановления изложено как «Переселение граждан, проживающих на территории Тайшетского городского поселения, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ», а также муниципальная программа изложены в новой редакции.

Свидетель ФИО7 суду пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ истец около полугода проживал в данной квартире, пытался делать ремонт, вывозил мусор, затем уехал, вернулся в 2015 г., но все было разрушено, и поэтому он периодически приезжает и только проверяет ее, т.к. она непригодна для проживания.

Как следует из справки, выданной администрацией Тайшетского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ за , ФИО2 не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации Тайшетского городского поселения.

Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ (ред. от 23.06.2016 г.) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон), который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением <адрес> утверждена региональная адресная программа <адрес> «Переселение граждан, проживающих на территории <адрес>, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ»

В силу части 1 статьи 16 Закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ (ответ на вопрос N 2) обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Между тем в судебном заседании установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку признан аварийным и подлежащим сносу после ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая вышеизложенные нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что у истца не возникло право требовать выкуп указанного жилого помещения.

При этом сам по себе тот факт, что общая оценка технического состояния здания, согласно результатам обследования ООО «Красноярскпроектстрой» указывается как «эксплуатация жилого дома в нынешнем состоянии недопустима», не может повлиять на выводы суда, поскольку действующее законодательство предусматривает иной способ защиты жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу, жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, доводы истца ФИО2 о том, что в ответе от ДД.ММ.ГГГГ администрация Тайшетского городского поселения отказала в возмещении стоимости принадлежащей ему квартиры, суд находит несостоятельными, поскольку данный ответ администрации Тайшетского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ содержит лишь сведения о том, что спорный дом включён в реестр аварийного жилищного фонда Тайшетского муниципального образования, и что дальнейшее строительство жилья, соответствующего санитарно -техническим нормам и требованиям, и переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после ДД.ММ.ГГГГ согласно Программе будет проводиться поэтапно с учётом возможностей финансирования из областного бюджета и бюджета Тайшетского городского поселения», т.е. указанного в исковом заявлении отказа в возмещении стоимости квартиры не содержит.

На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований к администрации Тайшетского муниципального образования «Тайшетское городское поселение» о признании отказа в возмещении стоимости квартиры незаконным, возложении обязанности произвести выкуп жилого помещения согласно установленных норм и рыночной стоимости изымаемого жилья, взыскании судебных расходов ФИО2 отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Н.Н.Мусаева

.