ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-728/2022 от 19.04.2022 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Гр. дело № 2-728/2022

УИД: 04RS0021-01-2022-000764-85

Решение в окончательной форме изготовлено 19 апреля 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2022 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Помишиной Л.Н., при секретаре Тобоеве П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-728/2022 по иску Дульского Ильи Матвеевича к Отделению Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия о признании незаконным решение об отказе в перерасчете страховой пенсии, включении периодов работы в сельский стаж, обязании произвести перерасчет страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец Дульский И.М., согласно уточненным требованиям, просил признать незаконным отказ пенсионного органа в перерасчете пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, включить в сельский стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в РО «» в качестве тракториста, мастера-наладчика, шофера-бензовоза, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в РО «», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в РО «» в должности инженера-комплектовщика, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в РО в качестве шофера, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в » в качестве водителя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Селенгинском РО «» в качестве водителя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТОО «» в качестве водителя; обязать Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ произвести перерасчет пенсии.

Требования мотивированы тем, что решением ЦУВП ПФР в Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ Дульскому И.М. отказано в перерасчете пенсии по ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку на дату обращения продолжительность работы в сельском хозяйстве составила 9 лет 0 месяцев 12 дней, ответчиком не были включены спорные периоды работы, с чем истец выражает несогласие.

В судебное заседание истец Дульский И.М. не явился, извещался судом.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Дульская В.Н. заявленные требования поддержала, пояснила, что ее супруг в рассматриваемые периоды осуществлял работу в сельском хозяйстве в указанных организациях.

Представитель ответчика Отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Республике Бурятия по доверенности Михайлова З.А. исковые требования не признала, пояснила, что для перерасчета пенсии согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходим стаж работы в предусмотренных Списком должностях в сельском хозяйстве 30 лет и в организации, занимающейся сельским хозяйством. Суду не представлено доказательств, подтверждающих занятость истца в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство либо эта организация является структурным подразделением по направлению животноводство, растениеводство. Из показаний свидетеля следует, что у организаций, в которых работал истец, не было своих полей для ведения растениеводства и рассматриваемые отделения не являлись структурными подразделения организаций, которые занимались сельским хозяйством.

По ходатайству стороны истца допрошен свидетель ФИО6 (согласно трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ трудился с ДД.ММ.ГГГГ Селенгинском РО «», с ДД.ММ.ГГГГ переведен в », с ДД.ММ.ГГГГ зачисле в штат Селенгинского ПО «», с ДД.ММ.ГГГГ назначен председателем РО «», с ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией переведен в Тохойское объединение «» в должности заместителя директора по аргохимической работе, с ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией переведен во вновь созданное Селенгинское РО «» на должность председателя, с ДД.ММ.ГГГГ переведен во вновь созданное ТОО «» в качестве председателя, с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием общим собранием ТОО «» решения от ДД.ММ.ГГГГ о слиянии с хозяйством АО «» переведен начальником цеха ... подсобного хозяйства «» суду показавший, что знаком с истцом Дульским И.М. с 1971 года, вместе работали, их совместная трудовая деятельность протекла параллельно. Районное объединение «» находилось в Селенгинском районе, они работали в подразделении – механизированный отряд, а головной отдел Бурятское объединение «Бурятсельхозтехника» в городе Улан-Удэ, работали для колхозов и совхозов по минеральному удобрению, это была вспомогательная работа. Бурятское объединение «Бурятсельхозтехника» являлось отдельным юридическим лицом, которое не входило в состав какого-либо колхоза или совхоза. Мехотряд «» обслуживал сельхозтехнику по всему району. Районное объединение «» являлась отдельным предприятием со своим балансом, Бурятское объединение «» находилось в .... РО «» занималась обслуживанием колхозов и совхозов только по заявкам, договорам по химическому опрыскиванию полей, химпрополкой, была своя техника, у организации не было своих полей для самостоятельного ведения растениеводства, животноводством не занимались, скота не было. «» перешла в Тохойское отделении «», но работа осталась прежней. Селенгинское РО «» также занималось обслуживанием колхозов и совхозов, работы проводились на их землях, своих полей для ведения растениеводства не было, была только база, где хранилась техника. «» была потом реорганизована в ТОО «», оно в последующем присоединилось к подсобному хозяйству «», которое уже занималось сельским хозяйством.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, допросив свидетеля, суд приходит к следующим выводам.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Как следует из пункта 6 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» для целей данного закона применяется понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии, под которой понимается обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с названным Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

Как указано в ч. 16 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии с указанными Правилами в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (подпункт «а» пункта 3).

Таким образом, для получения повышенной фиксированной выплаты должны соблюдаться следующие условия (часть 14 - 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440):

- стаж работы в сельском хозяйстве по профессии, должности, специальности и (или) на работах, предусмотренных Списком, составляет не менее 30 календарных лет;

- на момент перерасчета фиксированной выплаты пенсионер не осуществляет работу и (или) иную деятельность, в период которой подлежит обязательному пенсионному страхованию;

- пенсионер проживает в сельской местности.

Согласно пунктам 3, 4 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:

а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории СССР до 1 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.

Согласно Списку ... при подсчете стажа, дающего сельским пенсионерам право на повышенную фиксированную выплату, учитывается работа в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях при условии занятости в животноводстве, растениеводстве и рыбоводстве.

В разделе 1 «Растениеводства» указанного Списка ... в числе работ, производств сельского хозяйства поименованы: Растениеводство (бахчеводство, виноградарство, лесоводство, луговодство, овощеводство, плодоводство, полеводство, свекловодство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство, шелководство) (производство сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, мелиорация).

В разделе 1 «Растениеводства» указанного Списка ... в числе профессий, должностей, специальностей, в том числе поименованы:

- водитель автомобиля (шофер) (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство);

- рабочие всех наименований, занятые растениеводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство);

- наладчик машин и оборудования (мукомольно-крупяных и комбикормовых цехов, предназначенных для послеуборочной обработки зерна, наладчик сельхозмашин, мастер-наладчик и т.д.) (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство);

- трактористы всех наименований (тракторист-комбайнер, тракторист-механизатор, тракторист-машинист и т.д.) (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).

В разделе 2 «Животноводство» указанного Списка ... в числе работ, производств сельского хозяйства поименованы: Животноводство (верблюдоводство, звероводство, козоводство, коневодство, кролиководство, муловодство, овцеводство, оленеводство, ословодство, птицеводство, и пчеловодство, свиноводство, скотоводство (включая молочное скотоводство, молочно-мясное скотоводство и мясное скотоводство, собаководство) (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), в том числе осуществляемое кочевыми родовыми общинами;

В разделе 2 «Животноводство» указанного Списка ... в числе профессий, должностей, специальностей поименованы:

- водитель автомобиля (шофер) (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство);

- трактористы всех наименований (тракторист-механизатор, тракторист-машинист и т.д.) (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство)

В соответствии с пунктом 4 Списка работа (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 1 января 1992 года засчитывается в сельский стаж независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.

Исходя из вышеприведенных норм права, для включения периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, необходимо наличие следующих условий: выполняемая работа должна быть связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого, животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство, и наименование должности (профессии) должно быть включено в вышеназванный Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии но инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 26 сентября 2019 года № 2202-О, определении от 29 сентября 2020 года № 2097-О, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются не все периоды, подлежащие зачету в страховой стаж. Такое правовое регулирование, определяющее условия предоставления льготы в пенсионном обеспечении (повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности), осуществлено в пределах компетенции законодателя и делегированных им Правительству Российской Федерации полномочий и не может расцениваться как нарушающее права заявителя.

Таким образом, повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается тем работникам, которые выполняют определенные работы в профессиях и должностях, предусмотренных Списком, так как не все виды работы могут быть засчитаны в стаж при решении вопроса об установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности.

Вышеназванные Список и Правила являются обязательными на всей территории Российской Федерации, применяются текстуально и расширительному толкованию не подлежат.

По смыслу приведенных нормативных положений периоды работы, дающие право на установление предусмотренного ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности подтверждаются на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Как следует из ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Статья 60 ГПК РФ устанавливает, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По делу следует, что Дульский И.М. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» бессрочно.

Согласно Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица истец зарегистрирован в системе индивидуального (персонифицированного) учета с ДД.ММ.ГГГГ.

9 октября 2019 года Дульский И.М. обратился в Центр по установлению и выплате пенсий ПФ РФ (ГУ) в РБ с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением Центра от 22 октября 2019 года истцу в перерасчете отказано, поскольку на дату обращения продолжительность периодов работы в сельском хозяйстве составляет 9 лет 0 месяца 12 дней, при необходимой продолжительности не менее 30 лет. Пенсионным органом не были включены в сельский стаж спорные периоды работы со ссылкой на п. 3 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, поскольку не подтверждена занятость в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурном подразделении растениеводческого, животноводческого, рыбоводческого направления организации, основанным видом деятельности которой не является сельское хозяйство.

Согласно трудовой книжке Дульского И.М. от ДД.ММ.ГГГГ истец с ДД.ММ.ГГГГ принят в Селенгинское РО «» трактористом Механизированного отряда, с ДД.ММ.ГГГГ переведен местером-наладчиком в , с ДД.ММ.ГГГГ переведен в автогараж шофером бензовоза, с ДД.ММ.ГГГГ переведен в временно для обкатки тракторов марки «Кировец», с ДД.ММ.ГГГГ уволен из Селенгинское РО «» и принят на должность шофера 2 класса в РО «», принят с ДД.ММ.ГГГГ в РО «» на должность инженера-комплектовщика СТО МЖФ, с ДД.ММ.ГГГГ принят переводом в РО «» в качестве шофера, с ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией переведен во вновь организованное Тохойское объединение «» в качестве водителя 1 класса, с ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией переведен в Селенгинское РО «» в качестве водителя автобуса, с ДД.ММ.ГГГГ переведен во вновь созданное ТОО «» водителем, где трудился до ДД.ММ.ГГГГ до принятия общим собранием ТОО решения от ДД.ММ.ГГГГ о слиянии с хозяйством и переведен водителем в цех ... подсобного хозяйства «.

По данным исторической справки АМО «Селенгинский район» №от 15 марта 2022 года, представленной по запросу суда, следует, что в 1972 году Республиканское объединение «при Совете Министров Бурятской АССР создало Тохойское специализированное отделение «» по механизированным работам. В 1980 году Тохойское специализированное отделение «» по механизированным работам в связи с реорганизацией Министерством сельского хозяйством РСФСР «Россельхозхимия», Бурятским Республиканским производственным объединением преобразовано в Селенгинское районное производственное объединение «» по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства «». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно постановления Селенгинского РАПО Селенгинское районное объединение «» объединено с Тохойским объединением «» при Госагропроме РСФСР, Госагропроме Бурятской АССР, Селенгинском районном промышленном объединении и стало именоваться Тохойское объединение «». С ДД.ММ.ГГГГ по Постановлению Селенгинского районного Агропромышленного объединения «РАПО», вновь создано Селенгинское районное объединение «» по агрономическому обслуживанию сельского хозяйства РСФСР «Россельхозхимия» Бурятского Республиканского производственного объединения «». В 1994 году СРО «» было ликвидировано. 09 августа 1994 года ТОО «» согласно решения комитета по управлению имуществом Администрации Селенгинского района № 1999 в связи с приватизацией предприятий ТОО «» (Товарищество с ограниченной ответственностью) является правопреемником Селенгинского районного объединения «» по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства. На основании Постановления ... от 6 февраля 1995 года Селенгинской администрацией ТОО «» присоединена к подсобному хозяйству «(1995-2000 годы).

По справке ООО Машинно-технологической станции «Тохойская» от 8 октября 2019 года (организация ликвидирована с 11 марта 2021 года) Селенгинское районное производственное объединение «» имела на базе Тохойское спецотделение: трактористов механизированного отряда с сельскохозяйственной техникой для обслуживания колхозов и совхозов. Тохойское спецотделение по механизированым работам преобразовано в Селенгинское районное объединение «» с ДД.ММ.ГГГГ. База Селенгинское районное ПО «и филиал Селенгинское НО » объединились во вновь организованное Тохойское обьединение «» согласно решению Селенгинского Рано за ... от 11 февраля 1988 года. На базе Тохойское обьединеиие «» филиал Селенгинское РО «» преобразован в Селенгинское РО «» с 3 января 1990 года. База Тохойское обьединеиие «» имела СТО МТП (Станцию технического обслуживания машино- тракторного парка) с передвижным диагностическим оборудованием на автомашинах, а также имели спецоборудование для ремонта техники. Диагностику и ремонт техники производили в полевых условиях по колхозам и совхозам Селенгинского района. В филиале Селенгинского РО «» имелись автобусные передвижные диагностики с оборудованием для обработки химическими удобрениями для сельскохозяйственных угодий, согласно заключенных договоров. Поставка техники па посевные работы по обслуживанию грузоперевозок по всем хозяйствам были закреплены, а также во время уборочных работ; автопередвижная диагностическая техника в полевых условиях на уборке урожая, по вывозке сеножа и доставка корма для хозяйства.

По сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия (БУРЯТСТАТ) от 22 февраля 2022 года в учреждении отсутствует информация о ведении сельскохозяйственной деятельности организациями РО «», Тохойское объединение Селенгинское РО », ТОО «». При этом указано, что объем производства сельскохозяйственной продукции определяется по категориям сельскохозяйственных производителей, включая подсобные хозяйства неселькохозяйственных организаций, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, а именно имеющих посевы сельскохозяйственных культур и (или) поголовье сельскохозяйственных животных, и (или) площади многолетних насаждений.

Из ответа Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия от 23 марта 2022 года на судебный запрос следует, что учреждение не располагает информацией о видах деятельности » по кодам ОКОНХ.

Судом отмечается, что во времена СССР были сформированы и нормативно урегулированы отрасли народного хозяйства, с 1 января 2003 года Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ) был заменен Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). При этом Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ) (утв. Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 1 января 1976 года) к отрасли «Сельское хозяйство» относились сельскохозяйственная деятельность совхозов, колхозов и подсобные сельскохозяйственные производства при предприятиях и учреждениях, выделенные в отдельные учетные единицы.

В силу требований ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основания своих требований и возражений.

Доказательственная деятельность в первую очередь связана с поведением сторон, процессуальная активность которых по доказыванию ограничена только лишь процессуальными правилами об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств (ст. ст. 56, 59, 60, 67 ГПК РФ).

Согласно п. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть, представлены сторонами. Разрешая гражданко-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.

Из имеющихся в материалы дела доказательств не усматривается, что предприятия, на которых Дульский И.М. осуществлял трудовую деятельность в заявленные периоды времени, являлись непосредственными производителями сельскохозяйственной продукции, наоборот, из представленных архивных справок организации обслуживали сельхозпроизводителей, соответственно, их деятельность относилась к вспомогательной по отношению к сельскому хозяйству.

Стороной истца не представлено доказательств того, что РО » относилась к колхозам, машинно-тракторным станциям, межколхозным предприятиям (организациям), совхозам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, артелям (сельскохозяйственным), что послужило бы основанием для применения положений пункта 4 вышеназванного Списка.

Так, Советом труда и обороны СССР от 5 июня 1929 года утверждено Постановление «Об организации машинно-тракторных станций» (действовавшего до издания Постановления Совмина СССР от 5 января 1989 года № 13) и согласно п. 12 которого в случае организации при советских хозяйствах машинно-тракторных станций, основной задачей которых является обработка крестьянских полей, эти советские хозяйства по согласованию между народным комиссариатом земледелия соответствующей республики и Всесоюзным центром машинно-тракторных станций (являвшейся акционерным обществом, п. 8), подлежат передаче последнему.

В свою очередь Республиканское объединение » при Совете Министров Бурятской АССР, Селенгинское районное производственное объединение «», Тохойское объединение «», в районных отделениях которых работал истец, межколхозными предприятиями или машинно-тракторными станциями не являлись, созданы в целях обслуживания совхозов, но не группой совхозов (колхозов) с целью улучшения использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а органом исполнительной власти Бурятской АССР.

Из показаний свидетеля ФИО6 следует, что работа в механизированных отрядах носила вспомогательный характер по обслуживанию совхозов, Бурятское объединение «Районное объединение «являлись отдельными юридическими лицами, которые не входили в состав какого-либо колхоза или совхоза, у организаций не было своих полей для самостоятельного ведения растениеводства, животноводством также не занимались.

Также следует отметить, что вышеназванным Списком ... наименование профессии «инженер-комплектовщик» не предусмотрена.

Принимая во внимание, что для включения периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка, оценив собранные по делу доказательства, и не установив факта осуществления в спорные периоды выполнения Дульским И.М. работ в производствах, предусмотренных Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», исходя из того, что истец работал в организациях, основным видом деятельности которых не является сельское хозяйство, суд приходит к выводу об отсутствии у Дульского И.М. права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах дела, учитывая приведенные нормы материального права, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Судом разъясняется, что в случае существенных изменений установленных в рамках настоящего гражданского дела обстоятельств, добычи дополнительных доказательств в подтверждение заявленных требований истец не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о пересмотре состоявшегося по делу решения по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке главы 42 Гражданского процессуального кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Дульского Ильи Матвеевича к Отделению Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия о признании незаконным решение об отказе в перерасчете страховой пенсии, включении периодов работы в сельский стаж, обязании произвести перерасчет страховой пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г. Улан-Удэ.

Судья: Л.Н. Помишина