ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7291/14 от 28.11.2014 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-7291/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 28 ноября 2014 года

Центральный районный суд г.Хабаровска Хабаровского края, в составе:

председательствующего судьи: Губановой А.Ю.,

при секретаре Лобода Н.А.,

с участием:

прокурора Марченко ФИО6.,

представителя ответчика Овчарука ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о запрете эксплуатации тепловоза 2ТЭ10М № 2923 до проведения текущего ремонта ТР-3,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о запрете эксплуатации тепловоза 2ТЭ10М № 2923 до проведения текущего ремонта ТР-3, указав в обоснование заявленных требований, что 26.05.2014 Хабаровской транспортной прокуратурой в Эксплуатационном локомотивном депо Хабаровск-2 Дальневосточной дирекции тяги Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» проведена проверка обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, в части соблюдения сроков проведения локомотивам текущего ремонта, в ходе которой установлено следующее. Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава. В ходе проверки установлены факты не постановки в Ремонтное локомотивное депо Дальневосточное Дальневосточной дирекции по ремонту тягового подвижного состава локомотивов для проведения технического обслуживания ТР-3. До настоящего времени тепловозу 2ТЭ10М № 2923, 01.01.1987 года выпуска, не проведен текущий ремонт в объеме ТР-3, пробег от последнего проведения ТР-3 составил 4 года 1 месяц 24 суток, что является нарушением требований ч.2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта», п. 2.13 Распоряжения ОАО «РЖД» от 17.01.2005 № 3р «О системе технического обслуживания и ремонта локомотивов ОАО «РЖД», телеграммы ОАО «РЖД» от 02.04.2009, предусматривающих периодичность проведения локомотивам технического обслуживания в объеме ТР-3 - 3 года. Эксплуатационным локомотивным депо Хабаровск-2 при нарушении срока периодичности проведения ремонта, эксплуатация данного объекта независимо от его технического состояния не прекращена, что является нарушением ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 №; 7- ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», поскольку не обеспечена безопасность движения и эксплуатация железнодорожного транспорта. Согласно сведениям, предоставленным 28.05.2014 Ремонтным локомотивным депо Дальневосточное, указанный тепловоз находится в ожидании работы на ст.Хабаровск-2. Таким образом, эксплуатация тепловоза с нарушением срока периодичности проведения ТР-3, не отвечает требованиям безопасности, что создает реальную угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, а также нанести ущерб имуществу неопределенного круга лиц. Эксплуатация локомотивов создает угрозу для жизни и здоровья локомотивных бригад, которым поручено управлять названным локомотивом, создает предпосылки к причинению ущерба лицам, пользующимся услугами железнодорожного транспорта, ущемляет интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте. В связи с чем, просит запретить ответчику ОАО «Российские железные дороги» эксплуатацию тепловоза 2ТЭ10М № 2923 до проведения текущего ремонта в объеме ТР-3; взыскать государственную пошлину в установленном законом порядке.

В судебном заседании прокурор исковые требования, предъявленные в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, поддержал по обстоятельствам, изложенным в заявлении, на их удовлетворении настаивал.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что согласно п. 1 Устава ОАО «РЖД», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 № 585 открытое акционерное общество «Российские железные дороги» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами «Об акционерных обществах», «О приватизации государственного и муниципального имущества» и «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» и является коммерческой организацией. В соответствии с п. 9 Устава главными целями деятельности общества является обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также извлечение прибыли. Тепловоз 2ТЭ10М № 2923 приписки ТЧЭ Хабаровск-2 требует проведения текущего ремонта в объеме ТР-3, при этом является кандидатом на средний ремонт с продлением срока службы в объеме ПСС-4. Подан в Дирекцию тяги в потребности программы ПСС-4 на 2015 год. В связи с чем, проведение текущего ремонта в объеме ТР-3 экономически не целесообразно. На основании изложенного, просит в удовлетворении заявленных требований Хабаровскому транспортному прокурору отказать.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

При этом, как указано в части 3 названной статьи функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов: устойчивость работы железнодорожного транспорта; доступность, безопасность и качество оказываемых услуг; развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта; согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.

Частью 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» предусмотрено, что владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции должны обеспечивать безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Согласно п. 1 приложения № 5 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 21.12.2012 № 286, железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности. Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» одним из основных принципов функционирования железнодорожного транспорта является безопасность.

Под обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта понимается система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц, что следует из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Как установлено в судебном заседании Дальневосточная дирекция тяги является структурным подразделением Дирекции тяги – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом ОАО «РЖД», Положением о Дирекции тяги – филиале ОАО «РЖД», внутренними документами ОАО «РЖД», филиала, а также Положением о Дальневосточной дирекции тяги – структурном подразделении Дирекции тяги – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утверждённым вице-президентом ОАО «РЖД», начальником Дирекции тяги ФИО8 № 16 от 01.07.2011 года.

Основными задачами Дальневосточной дирекции тяги в соответствии с п. 8 Положения № 16 от 01.07.2011 года являются: обеспечение потребностей в эксплуатируемом парке локомотивов и локомотивных бригадах на планируемый объем перевозок грузов и пассажиров в границах участка обслуживания; обеспечение безопасности движения, соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности и защиты окружающей среды; обеспечение экономической эффективности деятельности Дирекции.

В силу п. 9 названного Положения, Дирекция в соответствии с возложенными на неё задачами осуществляет следующие функции, в частности: обеспечивает содержание тягового подвижного состава и локомотивных бригад, необходимых для осуществления перевозочного процесса согласно установленным нормативам в границах участков обслуживания; осуществляет меры по эффективному использованию локомотивного парка, соблюдению установленного режима труда и отдыха локомотивных бригад, системы и правил эксплуатации тягового подвижного состава, повышению качества обслуживания пассажиров и обеспечению сохранности перевозимых грузов; формирует потребность в ремонтах и модернизации локомотивов; обеспечивает в соответствии с условиями и технологией вождения поездов соблюдение установленного режима работы локомотивов; обеспечивает выполнение мероприятий по обеспечению безопасных условий труда, промышленной, пожарной безопасности, защите окружающей среды.

Из пунктов 14 и 15 Положения № 16 от 01.07.2011 года следует, что имущество Дирекции учитывается на её балансе, являющимся составной частью баланса филиала; Дирекция распоряжается своим имуществом в порядке, определенном настоящим Положением другими нормативными документами ОАО «РЖД» и филиала, и в пределах полномочий, предусмотренных доверенностью, выданной начальнику Дирекции.

26.05.2014 года Хабаровской транспортной прокуратурой в Эксплуатационном локомотивном депо Хабаровск-2 Дальневосточной дирекции тяги – структурном подразделении Дирекции тяги – филиала ОАО «Российские железные дороги» проведена проверка обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, в части соблюдения сроков проведения локомотивам текущего ремонта, в ходе которой были установлены факты не постановки в Ремонтное локомотивное депо Дальневосточное Дальневосточной дирекции тяги по ремонту тягового подвижного состава для проведения технического обслуживания ТР-3 тепловоза 2ТЭ10М № 2923, 01.01.1987 года выпуска, пробег от последнего проведения ТР-3 составил 4 года 1 месяц 24 дня, что является нарушением требований ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта», п. 2.13 Распоряжения ОАО «РЖД» от 17.01.2005 № 3р «О системе технического обслуживания и ремонта локомотивов ОАО «РЖД», телеграммы ОАО «РЖД» от 02.04.2009 года, предусматривающих периодичность проведения локомотивам технического обслуживания в объеме ТР-3 – 3 года.

Из ответа заместителя начальника Дальневосточной дирекции тяги от 22.09.2014 года следует, что тепловоз 2ТЭ10М № 2923 приписки ТЧЭ Хабаровск-2 требует проведения текущего ремонта в объеме ТР-3, при этом является кандидатом на средний ремонт с продлением срока службы в объеме ПСС-4. Подан в Дирекцию тяги – филиал ОАО «РЖД» в потребности программы ПСС-4 на 2015 год. В связи с чем, проведение ТР-3 экономически нецелесообразно.

Распоряжением ОАО «РЖД» от 17.01.2005 года № 3р утверждено Положение «О системе технического обслуживания и ремонта локомотивов ОАО «РЖД», п. 1.1. которого определяет, что Положение устанавливает систему технического обслуживания и ремонт локомотивов ОАО «РЖД» и распространяется на работников ОАО «РЖД», причастных к эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту локомотивов.

Система технического обслуживания и ремонта локомотивов устанавливается в целях обеспечения устойчивой работы локомотивного парка ОАО «РЖД», поддержания его технического состояния и повышения эксплуатационной надежности локомотивов (п. 1.2.Положения).

В соответствии с п. 2.1. Положения «О системе технического обслуживания и ремонта локомотивов ОАО «РЖД» система технического обслуживания и ремонта локомотивов ОАО «РЖД» предусматривает виды планового технического обслуживания и ремонта, в частности: текущий ремонт ТР-3.

При этом под текущим ремонтом локомотива, в силу п. 2.9. Положения, понимается ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности локомотива и состоящий в замене и восстановлении отдельных узлов и систем. Текущий ремонт ТР-3 выполняется в специализированных локомотивных депо железных дорог (базовых локомотивных депо).

Доводы ответчика о том, что основанием отказа в иске следует признать то обстоятельство, что тепловоз 2ТЭ10М № 2923 приписки ТЧЭ Хабаровск-2 является кандидатом на средний ремонт с продлением срока службы в объеме ПСС-4, в связи с чем возложение обязанности провести текущий ремонт в объеме ТР-3 лишит возможности провести средний ремонт, суд признать состоятельными не может, поскольку возложение обязанности по проведению текущего ремонта в объеме ТР-3 не лишает ответчика права на проведение среднего ремонта, так как данный вид ремонта более масштабный и включает в себя весь перечень ремонтных работ, проводимых при ремонте ТР-3.

Согласно п. 3.2. Положения «О системе технического обслуживания и ремонта локомотивов ОАО «РЖД», планирование постановки локомотивов на капитальный, средний ремонт и текущий ремонт ТР-3 осуществляется Департаментом локомотивного хозяйства с участием Дирекции по ремонту подвижного состава на основании предложений железных дорог. Планы капитального и среднего ремонта локомотивов (в том числе с продлением срока службы) утверждаются вице-президентом ОАО "РЖД", в непосредственном ведении которого находится локомотивное хозяйство, а планы текущего ремонта ТР-3 - начальником Департамента локомотивного хозяйства.

Как следует из материалов дела, пробег тепловоза 2ТЭ10М № 2923 от последнего проведения ТР-3 составил 4 года 1 месяц 24 дня, и согласно сведениям, предоставленным 28.05.2014 года Ремонтным локомотивным депо Дальневосточное, находится в ожидании работы на ст. Хабаровск-2, его эксплуатация не прекращена.

Таким образом, судом установлено и не опровергнуто ответчиком, что Эксплуатационным локомотивным депо Хабаровск-2 в нарушение ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» не обеспечена безопасность движения и эксплуатация железнодорожного транспорта.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации оборудования, осуществлении технологических процессов, соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.

При таких обстоятельствах суд признаёт обоснованными доводы прокурора о том, что эксплуатация тепловозов создает угрозу для жизни и здоровья локомотивных бригад, которым поручено управлять названным тепловозом 2ТЭ10М № 2923, создает предпосылки к причинению ущерба лицам, пользующимся услугами железнодорожного транспорта, ущемляет интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Поскольку, эксплуатация тепловоза 2ТЭ10М № 2923 с нарушением срока периодичности проведения ТР-3, не отвечает требованиям безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, а также нанести ущерб имуществу, суд полагает исковые требования о запрете эксплуатации тепловоза, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Хабаровский транспортный прокурор на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, следовательно, государственная пошлина при обращении в суд с указанным исковым заявлением истцом не оплачивалась.

Принимая во внимание указанное, суд приходит к выводу, что государственная пошлина, исчисленная с учетом требований ст. 333.19 НК РФ, подлежит взысканию с ответчика в бюджет городского округа «Город Хабаровск».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о запрете эксплуатации тепловоза 2ТЭ10М № 2923 до проведения текущего ремонта ТР-3 удовлетворить.

Запретить ОАО «Российские железные дороги» эксплуатацию тепловоза 2ТЭ10М № 2923 до проведения текущего ремонта в объеме ТР-3.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в бюджет городского округа «Город Хабаровск» государственную пошлину в сумме 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения – 03.12.2014 г.

Председательствующий судья А.Ю. Губанова