ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7298/19 от 10.02.2020 Подольского городского суда (Московская область)

Мотивированное решение

изготовлено 10.02.2020г.

2-827/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ. Подольский городской суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Тимохиной С.В.

при секретаре ФИО3,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Управлению опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Г.о. Подольск об обязании удалить и запретить распространение информации о частной и семейной жизни,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Управлению опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Г.о. Подольск и, уточнив исковые требования, просят обязать ответчика удалить информацию о частной жизни и семейной тайне, а именно словосочетание <данные изъяты> содержащееся в заключение органа опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ. , запретить ответчику дальнейшее распространение указанной информации о частной жизни и семейной тайне.

Свои требования мотивируют тем, что они обратились к ответчику за получением заключения о возможности быть усыновителями. В заключение имеются сведения о частной жизни и семейной тайне, полученные ответчиком с нарушением требований ФЗ «О персональных данных». Согласие истцов на включение данных сведений в заключение органа опеки и попечительства ответчиком получено не было.

ФИО4 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.

ФИО5 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена.

Представитель истца по доверенности ФИО1 в сдебное заседание явился. Исковые требования поддержал.

Ответчик - представитель Управления опеки и попечительства Министерства образования <адрес> Подольск по доверенности ФИО6 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.

Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими отклонению.

Из представленных материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 и ФИО2 обратились в Управление опеки и попечительства Министерства образования <адрес> Подольск на консультацию по вопросу усыновления ребенка. Гражданам были разъяснены вопросы, связанные с усыновлением, о возможных формах устройства ребенка в семью, о порядке сбора документов и прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации.

ФИО1 и ФИО2ДД.ММ.ГГГГ подали письменное заявление о выдаче им направления на прохождение подготовки, о своем согласии на прохождение психологического обследования и оценки их психологической готовности к приему ребенка в семью.

Управлением выдано направление от ДД.ММ.ГГГГ на прохождение подготовки и направление от ДД.ММ.ГГГГ на прохождение психологического обследования.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 и ФИО2 обратились в Управление сзаявлениями о выдаче им заключения о возможности быть кандидатами в усыновители с приложением документов, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.03.2000г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».

ДД.ММ.ГГГГ. в Управление поступили заявления от ФИО1 и ФИО2 об отзыве заявлений о выдаче им заключения о возможности быть кандидатами в усыновители. Супругам были возвращены все, представленные ими документы.

ДД.ММ.ГГГГ. супруги ФИО1 и ФИО2 повторно обратились в Управление с заявлениями о выдаче им заключения о возможности быть кандидатами в усыновители с приложением необходимых документов.

На основании документов, а также итогового заключения о готовности и способности ФИО1 и ФИО2 к приему детей на воспитание в семью, подготовленное ОЦСЗС МГОУ, в котором у супругов выявлена неполная психологическая готовность к приему ребенка в семью, мотивация принятия ребенка в семью разнонаправлена и размыта, выявлен несбалансированный тип семейной системы, Управлением опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Г.о. Подольск принято решение о выдаче ФИО1 и ФИО2 заключения о невозможности быть кандидатами в усыновители от ДД.ММ.ГГГГ

Истцы считают, что в указанном заключение имеются сведения о семейной и частной жизни, что нарушает их права.

Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходит из следующего.

В статье 3 Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных" указано, что персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - закон N 152-ФЗ) под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение персональных данных, в том числе действия, связанные с направлением межведомственного запроса и получением информации по нему в связи с предоставлением государственных или муниципальных услуг в рамках реализации возложенных на соответствующие органы полномочий.

При этом в соответствии с подпунктами 2 и 4 части 1 статьи 6 Федерального закона N 152-ФЗ обработка персональных данных может осуществляться без согласия субъектов персональных данных в случае, если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также в случае, если обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом N 210-ФЗ, включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг.

На органы опеки и попечительства в соответствии со ст. 125 СК РФ возложена обязанность предоставления заключения об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка.

В рамках полномочий возложенных на органы опеки и попечительства было подготовлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности ФИО1 и ФИО2 быть кандидатами в усыновители.

Решением Подольского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, истцам отказано в признании данного заключения незаконным.

В соответствии с Административным регламентом Министерства образования <адрес> по исполнению государственной функции по организации в соответствии с законодательством устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Российской Федерации, утвержденным распоряжением Министерства образования Московской области от 26.10.2012 № 6 (ред. от 17.04.2018 № 2), вместе с заключением о невозможности быть кандидатами в усыновители заявителям были возвращены все представленные документы. Хранение копий указанных документов в органе опеки и попечительства также предусматривается данным Административным регламентом.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Подольскую городскую прокуратуру с заявлением о несогласии с заключением Управления и требованием применить к Управлению меры прокурорского реагирования. Рассмотрев заявление ФИО1 и изучив представленные документы, Подольская городская прокуратура не нашла оснований для применения мер прокурорского реагирования, что подтверждает законность действий Управления.

В соответствии с инструкцией по делопроизводству Министерства образования <адрес>, номенклатурой дел Управления, обращения граждан и ответы на них (входящие и исходящие документы) хранятся в Управлении 5 лет и подлежат уничтожению после проведения экспертизы хранящихся документов комиссией при Министерстве образования <адрес>.

Разглашения информации о гражданах, передачи информации третьим лицам Управлением опеки и попечительства Министерства образования <адрес> Подольск не производилось, доказательств обратного истцами не представлено.

Достаточных доказательств нарушения прав истцов, допущенных ответчиком, суду не представлено.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к Управлению опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Г.о. Подольск об обязании удалить и запретить распространение информации о частной и семейной жизни, содержащейся в заключение от ДД.ММ.ГГГГ. -ОП- отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в порядке апелляции в течение месяца.

Председательствующий судья - С.В. Тимохина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>