РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Гагаринский районный суд <адрес> в составе председательствующего федерального судьи Ачамович И.В.,
при секретаре Селедцовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-729/2014 по иску Захарова Г.ия К.ча к ОАО «Сбербанк России», Центробанку РФ, Правительству Российской Федерации, Министерству Финансов РФ о признании не исполнение высшими органами власти РФ Закона РФ № 3877-1 от ДД.ММ.ГГГГ «О внутреннем долге РФ» злонамеренным нарушением прав на обслуживание и погашение ценных бумаг СССР, купленных истцом в Сбербанке СССР; признании не установление Банком России обменного курса валют РФ и СССР, нарушением прав на пользование и распоряжение государственными ценными бумагами СССР и сертификатами Сбербанка СССР, Понуждении ЦБ РФ установить обменный курс валют РФ и СССР; признании не принятия Правительством РФ мер для установления и опубликования стоимости долгового рубля РФ и непонуждение ЦБ РФ к установлению обменного курса валют РФ и СССР незаконным бездействием Правительства РФ; признании, что по состоянию на 01.04.13.г. 1 рубль СССР равноценен 111,24 рублям РФ; признании, что по состоянию на 03.04.13.г. стоимость ценных бумаг СССР ФИО1 равна <данные изъяты> рублей РФ; Понуждении «Сбербанк России (ОАО) обслуживать, принадлежащие истцу ценные бумаги; Понуждении «Сбербанк России» (ОАО) восстановить право на деньги, экспроприированные у ФИО1 при погашении 356 купонов ГКО СССР, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
установил:
Истец ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «Сбербанк России», Центробанку РФ, Правительству Российской Федерации, Министерству Финансов РФ и просит суд: 1) признать не исполнение высшими органами власти РФ Закона РФ № 3877-1 от ДД.ММ.ГГГГ «О внутреннем долге РФ» злонамеренным нарушением прав на обслуживание и погашение ценных бумаг СССР, купленных истцом в Сбербанке СССР; 2) Признать неустановление Банком России обменного курса валют РФ и СССР, нарушением его прав на пользование и распоряжение государственными ценными бумагами СССР и сертификатами Сбербанка СССР, принадлежащими истцу на праве собственности. Понудить ЦБ РФ установить обменный курс валют РФ и СССР; 3) признать не принятия Правительством РФ мер для установления и опубликования стоимости долгового рубля РФ и непонуждение ЦБ РФ к установлению обменного курса валют РФ и СССР незаконным бездействием Правительства РФ; 4) признать, что по состоянию на 01.04.13.г. 1 рубль СССР равноценен 111,24 рублям РФ; признании, что по состоянию на 03.04.13.г. стоимость ценных бумаг СССР ФИО1 равна <данные изъяты> рублей РФ; 5) Понудить «Сбербанк России (ОАО) обслуживать, принадлежащие истцу ценные бумаги; Понуждении «Сбербанк России» (ОАО) восстановить право на деньги, экспроприированные у ФИО1 при погашении 356 купонов ГКО СССР, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда; 6) взыскать с ответчика денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей и штраф по закону о защите прав потребителей.
В обосновании своих требований истец указывает, что предметом иска являются, проданные истцу Сбербанком СССР, право предшественником «Сбербанка России» ОАО, ценные бумаги СССР. У истца остались непогашенными: 89 штук ГКО СССР выпуска 1990 г. номиналом 1000 рублей СССР каждое, с неотделенными 1068 штуками купонов с № 5 по № 16 номиналом 50 рублей СССР каждый: 42 сертификата Сбербанка СССР номиналом 1000 рублей СССР каждый, СССР инвестировал деньги от продажи ценных бумаг СССР в создание высокоиндустриальных объектов всенародного достояния.
Правительства государств СНГ, подписали «Соглашение о принципах и механизме обслуживания внутреннего долга бывшего СССР» от 13.03.1992.г. о преемственности по обязательствам бывшего СССР. Стороны согласились считать внутренним государственным долгом задолженность правительства СССР своим гражданам по сбережениям, размещенным в Сбербанке СССР на вкладах в Сбербанке СССР, вложенных в Государственные казначейские обязательства СССР выпуска 1992 года, в облигации Государственного выигрышного внутреннего займа 1982 года и в сертификаты Сбербанка СССР. Обязались погасить государственный долг СССР перед населением в суммах пропорционально остатку задолженности на 01.01.91.г. на балансах учреждений Сбербанка СССР на территории каждой из Сторон. Обязались все расходы по обслуживанию внутреннего государственный долга СССР, начиная с 1992 года производить за счет госбюджетов Сторон. Истец ФИО1 является вкладчиком Сбербанка РФ с 1963 г., куда перечислял зарплату по основному месту работы в течение почти 30 лет, в 1988 году перевел деньги с депозитов в Сберегательные сертификаты Сбербанка, часть из которых обменял в 1990 году на ГКО СССР. В течение последних 20 лет безуспешно пытается добиться надлежащего обслуживания приобретенных ценных бумаг СССР.
Истец ФИО1 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ОАО «Сбербанк России» по доверенности ФИО2 в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства Финансов РФ по доверенности ФИО3 в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении иска по доводам письменных возражений.
Представитель ответчика Банка России по доверенности ФИО4 в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения иска.
Представитель ответчика Правительства РФ в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.
Третьи лица, Администрация Президента РФ, Региональный «Московский союз общественных объединений и вкладчиков и акционеров» в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав объяснения явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В своих исковых требованиях истец просит признать не исполнение высшими органами власти РФ Закона РФ № 3877-1 от ДД.ММ.ГГГГ «О внутреннем долге РФ» злонамеренным нарушением прав на обслуживание и погашение ценных бумаг СССР, купленных истцом в Сбербанке СССР.
Между тем, приказом Банка России от 21.03.1991 г. N 02-20 Сберегательный банк РСФСР преобразован в акционерный коммерческий банк Сбербанк России, согласно ст. 9 Федерального закона от 02.12.1990 г. N 395-1, государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства. Доказательств злонамеренности действий ответчиков Министерства Финансов РФ, Правительства РФ по отношению к ФИО1 суду не представлено.
Истец также просит признать неустановление Банком России обменного курса валют РФ и СССР, нарушением его прав на пользование и распоряжение государственными ценными бумагами СССР и сертификатами Сбербанка СССР, принадлежащими истцу на праве собственности. Понудить ЦБ РФ установить обменный курс валют РФ и СССР.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Каике России)» государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Следовательно, Банк России не может являться гарантом исполнения обязательств Правительства РФ, законодательно такая обязанность на Банк России не установлена.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитная организация осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выданной Банком России. Суд согласен с доводами представителями Центрального банка, изложенными в отзыве, и находит, что поскольку ценные бумаги ФИО1 были куплены в Сбербанке, Банк России по долгам Сберегательного банка отвечать не может. Понудить Центробанк России установить обменный курс валют РФ и СССР в компетенцию суда не входит.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации.
Государство, гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств, в т.ч. в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до ДД.ММ.ГГГГ. Далее - гарантированные сбережения граждан.
В соответствии со ст. 2 названного закона, Гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом Российской Федерации.
Восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами.
Как следует из отзыва Представителя Министерства Финансов, Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № 82 «Об утверждении Положения о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации». Действие настоящего постановления неоднократно приостанавливалось, начиная с 2003 года. В настоящее время действие постановления приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 112.
В ст. 6 ФЗ от 12 июля 1999 г. № 162-ФЗ, где закреплено, что величина номинала целевой облигации Российской Федерации устанавливается равной произведению коэффициента 1.4 на величину номинала переводимой в нее облигации 1982 года. При этом с I января 1996 года на целевые облигации Российской Федерации начисляются доходы, выражаемые в долговых рублях.
Согласно ст. 8 ФЗ от 12 июля 1999 г. № 162-ФЗ, сертификаты Сберегательного банка СССР переводятся в целевые долговые обязательства Российской Федерации - целевые сертификаты Российской Федерации. С даты перевода сертификата Сберегательного банка СССР в целевой сертификат Российской Федерации на данный целевой сертификат Российской Федерации начисляются доходы, выражаемые в долговых рублях.
Федеральные законы, предусматривающие перевод вкладов в Сбербанке России и вкладов (взносов) в организациях государственною страхования в целевые долговые обязательства, порядок их обслуживания, а также порядок начисления доходов на долговые обязательства до настоящего времени не приняты.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 87-ФЗ устанавливает единицу номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан и определяет порядок установления ее долговой стоимости.
В силу указанного Федерального закона долговая стоимость одного долгового рубля должна применяться при использовании целевых долговых обязательств Российской Федерации.
Приостановление действия Федерального закона от 4 февраля 1999 г. № 21-ФЗ и явилось поводом для приостановления действия постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 2000 г. № 82 (наряду с отсутствием финансового обеспечения действия этого постановления).
В силу п. 6 статьи 17 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» выкуп государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, размещение которых производилось на территории Российской Федерации до 1 января 1994 года и которые не погашены в предыдущие годы, осуществляется в 2013 году по желанию их владельцев граждан Российской Федерации на условиях, определенных статьей 137 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год». Утраченные Государственные казначейские обязательства СССР и сертификаты Сберегательного банка СССР, размещенные на территории Российской Федерации до 1 января 1992 года, выкупу не подлежат.
Выкуп ценных бумаг осуществляется в соответствии с Правилами выкупа у владельцев - граждан Российской Федерации имеющихся у них государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, размещенных на территории Российской Федерации до 1 января 1992 года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2004 г. № 230. Размер средств, подлежащих выплате по ценным бумагам, определяется исходя из номинальной стоимости ценной бумаги (в рублях СССР), компенсации в размере 40 процентов номинальной стоимости соответствующей ценной бумаги и дохода по этой бумаге на 1992-2003 годы. На ранее оплаченные государственные казначейские обязательства СССР и сертификаты Сберегательного банка СССР действие Федерального закона от 10 мая 1995 г. № 73-Ф3 не распространяется. Дополнительных компенсаций по ранее оплаченным государственным казначейским обязательствам СССР и сертификатам Сберегательного банка СССР законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В то же время требования ФИО1 о понуждении «Сбербанк России (ОАО) обслуживать, принадлежащие истцу ценные бумаги; Понуждении «Сбербанк России» (ОАО) восстановить право на деньги, экспроприированные у ФИО1 при погашении 356 купонов ГКО СССР, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда; взыскании с ответчика денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда 500 000 рублей и штраф по закону о защите прав потребителей. Не подлежат удовлетворению, поскольку в силу закона, на который также истец ссылается в своих исковых требованиях, сбережения граждан в ГКО СССР являются государственным внутренним долгом Российской Федерации. Следовательно, в настоящее время ОАО «Сбербанк России» не может отвечать по обязательствам государства в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г.
Кроме того, требования истца об обязании ОАО «Сбербанк России» признать, что по состоянию на 01.04.2013 года 1 рубль СССР равен 111, 24 рублям РФ и понудить конвертировать денежные средства по рассчитанному истцом курсу валют также является несостоятельным, поскольку ответчик ОАО «Сбербанк России», являясь коммерческой организацией, не осуществляет в РФ валютное регулирование рубля. Требования о понуждении банка признать, что суммарная величина вкладов истца в валюте СССР «Сбербанке России» (ОАО) по состоянию на 01.04.13.г. равна <данные изъяты> рублей не подлежит удовлетворению, поскольку после ликвидации СССР 1 рубль СССР был приравнен к 1 рублю РФ.
Уточнив свои исковые требования, истец согласен пересчитать величину внутреннего долга, приходящегося на единицу ценных бумаг СССР, в случае предоставления ответчиками своих данных и инфляционных коэффициентов и процентных ставок потребительского кредита СФ РФ.
Между тем, выплата вкладов с применением расчета, самостоятельно вычисленном истцом размере долгового рубля действующим законодательством не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования необоснованными и отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к ОАО «Сбербанк России», Центробанку РФ, Правительству Российской Федерации, Министерству Финансов РФ о признании не исполнение высшими органами власти РФ Закона РФ № 3877-1 от 13.11.92 г. «О внутреннем долге РФ» злонамеренным нарушением прав на обслуживание и погашение ценных бумаг СССР, купленных истцом в Сбербанке СССР; признании не установление Банком России обменного курса валют РФ и СССР, нарушением прав на пользование и распоряжение государственными ценными бумагами СССР и сертификатами Сбербанка СССР, Понуждении ЦБ РФ установить обменный курс валют РФ и СССР; признании не принятия Правительством РФ мер для установления и опубликования стоимости долгового рубля РФ и непонуждение ЦБ РФ к установлению обменного курса валют РФ и СССР незаконным бездействием Правительства РФ; признании, что по состоянию на 01.04.13.г. 1 рубль СССР равноценен 111,24 рублям РФ; признании, что по состоянию на 03.04.13.г. стоимость ценных бумаг СССР ФИО1 равна 761 138 453 рублей РФ; Понуждении «Сбербанк России (ОАО) обслуживать, принадлежащие истцу ценные бумаги; Понуждении «Сбербанк России» (ОАО) восстановить право на деньги, экспроприированные у ФИО1 при погашении 356 купонов ГКО СССР, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Гагаринский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья: Ачамович И.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 29.01.2014