ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-729/2016 от 23.05.2016 Сысольского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2-729/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Койгородок 23 мая 2016 года

Сысольский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Подоровой М.И.,

при секретаре Юркиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района» о признании действий незаконными, взыскании недополученной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере фактически понесенных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района» о признании действий в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из норматива потребления на освещение и денежной выплаты в фиксированном размере, незаконными, взыскании компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.01.2016 г. по 01.03.2016 г. в размере <данные изъяты>, признании права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере фактически понесенных расходов.

В обоснование исковых требований указала, что работает педагогом МБОУ «СОШ» с. Койгородок. С 01.01.2016 затраты на оплату за пользование (наем), содержание жилого помещения, капитальный ремонт, отопление, электроэнергию органом социальной защиты населения возмещаются в пределах установленной ежемесячной денежной выплаты в фиксированном размере 2040 руб.

Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 4).

Законом Республики Коми от 22.12.2015 № 118-РЗ внесены изменения в ст. 18 Закона Республики Коми № 55-РЗ. Согласно внесенным в закон изменениям компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с учетом установленных настоящим Законом природно-климатических зон Республики Коми лицам, указанным в частях 2 и 3 ст. 18 настоящего Закона: южная природно-климатическая зона – в размере 2040 руб., северная природно-климатическая зона – в размере 2760 руб.

Поскольку гарантированные законом права на меры социальной поддержки нарушены, действия ответчика в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из норматива потребления, нельзя расценивать законными.

Истица известила суд о рассмотрении дела в её отсутствие.

ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района» направило письменные возражения на иск, просит рассмотреть дело без участия своего представителя.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 24.02.2011 года поставлена на учет в ГБУ РК «ЦСЗН Койгородского района» как получатель мер социальной поддержки по категории «педагогические работники муниципальных образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах», зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по <адрес>.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2); защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации (статья 72 пункты «б», «ж» части 1).

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Такие законы и подзаконные акты, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с подпунктами «е», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы образования, жилищное законодательство.

Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются меры социальной поддержки: в т.ч. (в ред. Закона РК от 22.02.2011 N 14-РЗ) оплата в размере 100 процентов коммунальных услуг по электроснабжению и отоплению (теплоснабжению) в домах независимо от вида жилищного фонда.

Данная правовая норма в редакции Законов Республики Коми от 24.06.2013 N 54-РЗ, от 07.10.2013 N 95-РЗ предусматривает, что педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству (далее - педагогические работники), предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам за пользование жилым помещением (плата за наем) государственного, муниципального жилищного фонда или частного жилищного фонда, находящегося в собственности юридических лиц;

2) оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам за содержание и ремонт жилого помещения;

3) оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам отопления (теплоснабжение, в домах с печным отоплением - твердое топливо), оплата за освещение.

Согласно введенному в действие Постановлением Правительства РК от 07.10.2013 N 383 п. 15-1 Постановления Правительства Республики Коми от 05.05.2009 N 115 «Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 г. N 280 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» сумма компенсации на оплату освещения жилого помещения для лиц, указанных в части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», определяется:

1) для проживающих в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - исходя из показаний установленных отдельных приборов учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения;2) для проживающих в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение жилого помещения, но не более фактических расходов на оплату электроснабжения (начисленной платы).

Поскольку из норм федерального законодательства и законодательства Республики Коми следовало, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности и поселках городского типа гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, и данное законодательство до 01.01.2016г., не предполагали какого-либо ограничения возмещения расходов по оплате освещения, в том числе в виде нормативов потребления коммунальных услуг, решением Сысольского районного суда от29.03.2016 года удовлетворен иск прокурора Койгородского района, предъявленный в интересах ФИО1, к ГБУ «ЦСЗН Койгородского района». Действия ГБУ РК «ЦСЗН Койгородского района» в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения ФИО1, исходя из норматива потребления, признаны незаконными; на ответчика возложена обязанность произвести ФИО1 компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с сентября 2013 года по 31 декабря 2015 года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, на общую сумму <данные изъяты>.

Законом Республики Коми от 22.12.2015 № 118-РЗ от 01.03.2016 № 11-РЗ внесены изменения в ст. 18 Закона Республики Коми № 55-РЗ, распространяющиеся на правоотношения сторон с 01.01.2016.

Согласно новой редакции закона педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом и взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), отопления и освещения.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 20 указанного закона компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с учетом установленных настоящим Законом природно-климатических зон Республики Коми лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 18 настоящего Закона:

южная природно-климатическая зона - в размере 2 040 рублей;

северная природно-климатическая зона - в размере 2 760 рублей.

Судом установлено, что ранее правоотношения по предоставлению педагогическим работникам компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения были регламентированы статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании».

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» дополнен предложением следующего содержания: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации».

Изменяя правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки, в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ законодатель предусмотрел, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты Российской Федерации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других значимых обстоятельств.

При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие о том, что при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (часть 2 статьи 153 этого же Закона).

Статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.

Из системного анализа приведенного законодательства следует, что изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение. При этом субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять меры и объем социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в их ведении.

Действующее законодательство не препятствует субъекту Российской Федерации для педагогических работников образовательных учреждений вместо предусмотренного ранее федеральным законом натурального предоставления льгот в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках установить иной порядок предоставления мер социальной поддержки - в виде ежемесячной компенсации в твердом размере, направленной на возмещение расходов по оплате жилой площади, отопления и освещения, при условии сохранения объема законно установленных педагогическим работникам мер социальной поддержки.

Кроме того, Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 21.03.2016 подпункт «б» подпункта 1 пункта 18 статьи 1 признан соответствующим Конституции Республики Коми.

Согласно справке Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Коми размер компенсации, приходящийся на одного педагогического работника образовательной организации в среднем на 2015 год в южной природно-климатической зоне составил - 2027,30 руб.

Поскольку установленная Законами Республики Коми от 22.12.2015 № 118-РЗ, от 01.03.2016 № 11-РЗ педагогическим работникам ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в твердом размере, в частности по южной природно-климатической зоне – 2040,00 рублей, превышает сложившуюся сумму ежемесячной оплаты соответствующих расходов из бюджета республики получателя мер социальной поддержки данной категории за2015 год, суд не находит оснований считать обоснованным довод истицы о снижении объема мер социальной поддержки для данной категории лиц с введением нового правового регулирования с 01 января 2016 года.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при осуществлении мер социальной поддержки педагогическим работникам, требования части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ соблюдены, объем финансирования мер социальной поддержки с момента их отнесения к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации до настоящего времени увеличился.

При таких обстоятельствах суд не усматривает нарушения прав ФИО1 на получение мер социальной поддержки, поэтому её требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района» о признании действий в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из норматива потребления на освещение и денежной выплаты в фиксированном размере, незаконными, взыскании компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.01.2016 г. по 01.03.2016 г. в размере <данные изъяты>, признании права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере фактически понесенных расходов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд (<...>) в течение месяца со дня его принятия.

Судья Подорова М.И.