Мотивированное решение составлено 20.12.2023 УИД 66RS0050-01-2023-001276-37
Дело № 2-729/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Североуральск 13 декабря 2023 года
Североуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Лещенко Ю.О.,
при секретаре судебного заседания Яковлевой Л.И.,
с участием прокурора Евсеева С.А.,
представителя ответчика МУП «Комэнергоресурс» ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Североуральска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Комэнергоресурс» о возложении обязанности провести категорирование объектов топливно-энергетического комплекса, разработать и утвердить паспорт безопасности котельных,
У С Т А Н О В И Л:
требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Североуральска на основании поручения прокуратуры Свердловской области от 12.07.2023 проведена проверка по информации Министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области о неисполнении субъектами энергетики обязанностей по категорированию объектов топливно-энергетического комплекса.
Установлено, что согласно постановлению Администрации Североуральского городского округа от 02.05.2012 создано МУП «Комэнергоресурс», 30.06.2016 утвержден его Устав. Согласно п. 2.2 Устава МУП «Комэнергоресурс» одним из видов, деятельности предприятия является деятельность по предоставлению коммунальных услуг; предоставление услуг населению и прочим потребителям по производству, передаче и распределению тепловой энергии; эксплуатация тепловых сетей, водопроводных и канализационных систем, газового оборудования, очистных сооружений, котельных; эксплуатация объектов котлонадзора, газового надзора; реконструкция, модернизация и капитальный ремонт паровых колов, тепловых сетей, газового оборудования.
На территории Североуральского городского округа расположено 4 котельных (Центральная котельная, котельные п. Черемухово, п. Покровск-Уральский, п. Баяновка).
В 2017 году проведено комиссионное обследование котельных Североуральского городского округа. Центральной котельной г. Североуральска присвоена низкая категория опасности. В 2020 году в МУП «Комэнергоресурс» поступило письмо Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области об актуализации паспорта безопасности Центральной котельной г. Североуральска, который был актуализован в 2021 году.
В ходе проверки установлено, что паспорта безопасности котельных п. Черемухово, п. Покровск-Уральский не разработаны.
Просит обязать МУП «Комэнергоресурс» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить паспорт безопасности котельной п. Черемухово и паспорт безопасности котельной п. Покровск-Уральский
В ходе рассмотрения дела прокурором г.Североуральска были увеличены исковые требования. Просил обязать МУП «Комэнергоресурс» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу провести категорирование по степени потенциальной опасности объектов топливно-энергетического комплекса – котельных в п. Покровск-Уральский и п. Черемухово г. Североуральска и разработать и утвердить паспорт безопасности котельных в п. Покровск-Уральский и п. Черемухово г. Североуральска.
В судебном заседании прокурор Евсеев С.А. увеличенные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика МУП «Комэнергоресурс» ФИО1 в судебном заседании доводы возражений на исковое заявление поддержала. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
В возражениях на исковое заявление МУП «Комэнергоресурс» указано, что в 2017 году комиссионно проведено обследование котельных Североуральского городского округа. Центральной котельной г. Североуральска присвоена низкая категория опасности, котельным п. Покровск-Уральский и п. Черемухово категория не присвоена. Все документы были согласованы в Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и направлены в адрес МУП «Комэнергоресурс» 11.01.2018. Так как котельным п. Покровск-Уральский и п. Черемухово категория не присвоена, на них не разрабатывается паспорт. Соответственно, на территории Североуральского городского округа только один объект попадает под категорирование – Центральная котельная г. Североуральска. В 2020 году получено письмо от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области об актуализации паспорта безопасности, в котором указана только Центральная котельная г. Североуральска. Создана комиссия, паспорт актуализирован, направлен на согласование в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области. В 2021 году паспорт согласован. Категорирование котельных Североуральского городского округа проведено, недостатки отсутствуют. Согласно положениям ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, которым не присвоена категория опасности, либо объектами, которые не подлежат категорированию, самостоятельно определяют требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности таких объектов. В данном положении нет прямого указания на необходимость разработки паспорта безопасности на объекты, которым не присвоена категория опасности. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов его категорирования в зависимости от степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий, а также на основании оценки системы физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса при угрозах совершения актов незаконного вмешательства согласно требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 8 ФЗ от 21.07.2011г. № 256-ФЗ). Соответственно, в законе определено, что паспорт безопасности составляется только для тех объектов, которые подлежат категорированию (которым присвоена категория опасности). На основании Правил формирования и ведения реестра объекта топливно-энергетического комплекса, утв. постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011г. №1107 (далее - Правила), включению в реестр подлежат объекты топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория по степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса (далее - категорированные объекты) (п. 3). Принимая во внимание изложенные обстоятельства, котельным п. Покровск-Уральский и п. Черемухово не присвоена категория, они не включены реестр объектов, им не присвоен порядковый номер. Соответственно, обязанность по разработке и утверждению паспортов безопасности на данные объекты отсутствует. В то же время, МУП «Комэнергоресурс» даже в отсутствии в ФЗ от 21.07.2011г. № 256-ФЗ прямого указания на разработку паспортов, так как котельным п. Покровск-Уральский и п. Черемухово категория не присвоена, провело мероприятия по их разработке и согласованию с членами комиссии, в том числе с представителем Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области, а также председателем антитеррористической комиссии Североуральского городского округа.
В судебное заседание третье лицо Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области своего представителя в суд не направило, о месте, времени и дате судебного разбирательства надлежащим образом, представило отзыв на исковое заявление, в котором просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Согласно отзыву Министерство, реализуя предоставленные полномочия в сфере категорирования объектов топливно-энергетического комплекса, осуществляет функции по направлению уведомлений, которые носят информационный характер, не являются правоустанавливающими документами, указывают лишь на факт включения объектов топливно-энергетического комплекса в перечень объектов, утвержденный высшим должностным лицом субъекта и констатируют установленную законом обязанность субъекта топливно-энергетического комплекса провести мероприятия по категорированию. В силу отсутствия соответствующих контрольно-надзорных полномочий Министерство не обладает правомочиями по выдаче властно-распорядительных предписаний, привлечению к ответственности или по применению штрафных санкций в отношении иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, и их должностных лиц, а также юридических и физических лиц. Министерство уведомляло МУП «Комэнергоресурс» о необходимости организовать работу по категорированию объектов, а также информировало о назначении представителя для участия в работе комиссии по обследованию и категорированию объектов. По информации Министерства, до настоящего времени работа по категорированию не проведена. Обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности котельных «Черемухово» и «Покровск-Уральский», являющихся объектами топливно-энергетического комплекса, но не отнесенные к какой-либо категории опасности, должно быть реализовано субъектом топливно-энергетического комплекса путем составления паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, содержащего необходимые для этого мероприятия.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определенно о рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив доводы иска, исследовав и оценив письменные доказательства, представленные сторонами, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. п. 8, 9, 13 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса – реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
объекты топливно-энергетического комплекса – объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения;
субъекты топливно-энергетического комплекса – физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
В силу части 1 статьи 5 указанного Федерального закона для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.
Частью 1 статьи 6 названного Федерального закона № 256-ФЗ предусмотрено, что обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации
Судом установлено, что лицом, владеющим котельной «Черемухово» по адресу: Свердловская область, Североуральский городской округ, <...> и котельной «Покровск-Уральский» по адресу: Свердловская область, Североуральский городской округ, <...>, на законном основании и эксплуатирующим их является МУП «Комэнергоресурс».
В 2017 году проведено комиссионное обследование котельных Североуральского городского округа. Центральной котельной г. Североуральска присвоена низкая категория опасности. В 2020 году МУП «Комэнергоресурс» Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области рекомендовано актуализировать паспорта безопасности Центральной котельной г. Североуральска.
Паспорт безопасности актуализован в 2021 году.
13.07.2023 в адрес МУП «Комэнергоресурс» прокурором г.Североуральска направлено требование об указании количества котельных, расположенных на территории Североуральского городского округа, об указании, проведено ли категорирование котельных, какая категория присвоена каждой котельной и об указании причин, по которым не проведено категорирование котельных, с указанием мероприятий по устранению недостатков в срок до 19.07.2023.
18.07.2023 ответчиком дан ответ по указанному представлению, согласно которого на территории Североуральского городского округа расположены котельные: котельная п.Черемухово, по адресу: г.Североуральск, п.Черемухово, 119 и 146 квартал Черемуховского лесничества; котельная п. Покровск-Уральский по адресу: г.Североуральск, <...>; центральная котельная г.Североуральска по адресу: г.Североуральск, п.2-ой Северный, Петропавловское лесничество, квартал 37. В 2017 году комиссионно проведено обследование котельных Североуральского городского округа. Центральной котельной г.Североуральска присвоена низкая категория опасности, котельным п. Покровск-Уральский и п.Черемухово категория не присвоена. Все документы были согласованы в Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и направлены в адрес МУП «Комэнергоресурс». Так как котельным п.Покровск-Уральский и п.Черемухово категория не присвоена, на них не разрабатывается паспорт. Соответственно, на территории Североуральского городского округа только один объект попадает под категорирование – центральная котельная г. Североуральска. В 2020 году получено письмо от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области об актуализации паспорта безопасности, в котором указана только центральная котельная г.Североуральска. Создана комиссия, паспорт актуализирован, направлен на согласование в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области. В 2021 году паспорт согласован. Категорирование котельных Североуральского городского округа проведено, недостатки отсутствуют.
Поскольку МУП «Комэнергоресурс» является не платежеспособным, ввиду нахождения предприятия в стадии конкурсного производства, то 07.08.2023 в адрес главы Североуральского городского округа прокурором г.Североуральска направлено требование о принятии конкретных мер по устранению и допущенных нарушений закона (категорирование котельных п.Черемухово и п.Покровск-Уральский не проведено, категория опасности не присвоена), их причин и условий, им способствующих и по недопущению подобных нарушений впредь.
31.08.2023 Главой Североуральского городского округа на вышеуказанное требование дан ответ, согласно которому В соответствие со статьей 5 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» Муниципальное унитарное предприятие «Комэнергоресурс» в 2017 году провело мероприятия по установлению дифференцированных требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий. Категорирование объектов топливно-энергетического комплекса проводится комиссией по категорированию объектов топливно-энергетического комплекса в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. По результатам данного категорирования объекту топливно-энергетического комплекса присваивается высокая, средняя или низкая категория опасности либо категория опасности не присваивается. Муниципальным унитарным предприятием «Комэнергоресурс» при рассмотрении представления 23 августа 2023 года были представлены акты обследования всех объектов топливно-энергетического комплекса (котельным п.Покровск-Уральский и п. Черемухово по результатам обследования категория не присвоена), паспорта безопасности объектов топливно-энергетических комплексов (котельные п. Покровск-Уральский, п. Черемухово и Центральная), письмо Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства о направлении выписки с перечнем объектов, подлежащих категорированию, обследованию и актуализации паспортов на 2020 год. На Центральную котельную разработан Паспорт антитеррористической защищенности объекта, утвержден 09 ноября 2020 года. В соответствии с информацией, полученной от Муниципального унитарного предприятия «Комэнергоресурс» организация запланировала начать мероприятия по актуализации документов и информации по категорированию объектов топливно-энергетического комплекса осенью 2023 года. Администрация Североуральского городского округа не согласна с доводами, изложенными в представлении, из которых следует, что на Администрацию Североуральского городского округа возлагается обязанность по выделению денежных средств на проведение мероприятий по категорированию объектов ТЭК. В соответствие со статьей 78 «Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам» Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ Администрация Североуральского городского округа не имеет возможности предоставления субсидий Муниципальному унитарному предприятию «Комэнергоресурс», так как предприятие находится в процедуре банкротства. МУП «Комэнергоресурс» владеет котельными п.Покровск-Уральского и п.Черемухово на праве хозяйственного ведения, соответственно является субъектом топливно-энергетического комплекса и надлежащим лицом, на которое возложена обязанность по организации и обеспечению проведения мероприятий, направленных на осуществление надлежащей эксплуатации котельных. Муниципальное унитарное предприятие «Комэнергоресурс» является хозяйствующим субъектом, действующей организацией, фактически осуществляющей деятельность по поставке тепло- энергоресурсов, получающей доход от деятельности по обеспечению теплоснабжением. Таким образом, именно МУП «Комэнергоресурс» является надлежащим лицом, на которое может быть возложена обязанность по финансированию и проведению мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности котельных.
На сегодняшний день категорирование указанных объектов отсутствует, паспорта безопасности котельных п. Черемухово, п. Покровск-Уральский не разработаны и не утверждены.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ требования антитеррористической защищенности и обеспечения безопасности топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объекта определяются Правительством Российской Федерации, которые обязательны для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Согласно части 3.1 статьи 5 данного Закона юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п.11 статьи 2 Федерального закона № 256-ФЗ паспорт безопасности объекта ТЭК – документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта ТЭК и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.
В силу п. 13 ст. 2 Федерального закона № 256-ФЗ субъекты ТЭК – физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или иной законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, а также хозяйственные общества, по отношению к которым указанные юридические лица являются дочерними обществами.
Для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий проводится категорирование объектов (ч. 1 ст.5 Федерального закона № 256-ФЗ).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 256-ФЗ обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 7 Федерального закона № 256-ФЗ субъекты ТЭК, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, которым присвоена категория опасности, обязаны соблюдать установленные Правительством Российской Федерации требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности, а в отношений объектов, которым не присвоена категория опасности – самостоятельно определять требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности таких объектов.
Пунктом 4 статьи 8 определено, что паспорт безопасности объекта ТЭК содержит мероприятия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами ТЭК, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами, самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством РФ в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 256-ФЗ, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти.
Соответственно, мероприятия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности должны предусматриваться, и в отношении объектов, которым не присвоена категория опасности, а содержаться должны в паспорте безопасности такого объекта.
Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса (ч.1 ст.16 Федерального закона № 229-ФЗ).
Правовые и организационные основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия органов государственной власти в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами ТЭК, определены положениями Федерального закона от 21 июля 2011 года №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
Целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.
Таким образом, обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности котельных «Черемухово» и «Покровск-Уральский», являющихся объектами топливно-энергетического комплекса, но не отнесенные к какой-либо категории опасности, должно быть реализовано субъектом топливно-энергетического комплекса путем составления паспорта, содержащего необходимые для этого мероприятия.
При таких обстоятельствах иск прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора г. Североуральска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Комэнергоресурс» о возложении обязанности провести категорирование объектов топливно-энергетического комплекса, разработать и утвердить паспорт безопасности котельных удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Комэнергоресурс» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу провести категорирование объектов топливно-энергетического комплекса - котельных п. Покровск-Уральского и п. Черемухово Североуральского городского округа, разработать и утвердить паспорт безопасности котельных п. Покровск-Уральского и п. Черемухово Североуральского городского округа.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Североуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Лещенко Ю.О.
Копия верна.