ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-72/20 от 13.08.2020 Сосновоборского районного суда (Пензенская область)

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 августа 2020 года р.п. Сосновоборск

Сосновоборский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Демина А.Н., при секретаре Архиповой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сосновоборского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сосновоборского района Пензенской области, администрации р.п. Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской области, ФИО1 о признании постановления органа местного самоуправления недействительным, о признании недействительными уведомлений о соответствии построенного объекта недвижимости установленным параметрам, о признании права собственности отсутствующим,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сосновоборского района Пензенской области обратился с административным исковым заявлением в суд в интересах муниципального образования «Рабочий поселок Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской области» в лице комитета местного самоуправления Сосновоборского района к администрации рабочего поселка Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской области о признании недействительным постановление главы администрации от 27.02.2020 года № 40 «О предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства», которым ФИО1 предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельный участок с кадастровым номером: , площадью 949 кв.м., для размещения ИЖС. Указав, что администрацией нарушен порядок проведения публичных слушаний по заявлению ФИО1, а именно: не было оповещения заинтересованных лиц о дате проведения публичных слушаний; не был размещен на официальном сайте сети «Интернет» администрации проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях; публичные слушания проведены на 35 день, по закону они проводятся в течение 30 дней.

Определением суда от 07.05.2020 года в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО2.

Определением суда от 27.05.2020 года осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

Определением суда от 02.06.2020 года в качестве третьего лица по делу привлечен ПАО «Сбербанк России».

Определением суда от 30.07.2020 года по делу в качестве соответчика привлечен ФИО1, в качестве третьих лиц: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области; ГУ УПФР РФ в г.Городище (межрайонное); органы опеки и попечительства при администрации Сосновоборского района Пензенской области.

В порядке ст. 39 ГПК РФ прокурор дважды изменял исковые требования:

- 27.05.2020 года просит признать недействительными: постановление главы администрации р.п. Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской области от 27.02.2020 №40 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства»; уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 19.03.2020 № 11/83; уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 14.04.2020 № 6/55.

Признать отсутствующим право у ФИО1 на объект недвижимости - жилой дом с кадастровым номером: , общей площадью 133,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись регистрации о регистрации права собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества - жилой дом с кадастровым номером 58:26:0640103:1448, общей площадью 133,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

- 30.07.2020 года, предъявляя иск в защиту интересов неопределенного круга лиц, прокурор просит признать недействительными: постановление главы администрации р.п. Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской области от 27.02.2020 №40 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства»; уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 19.03.2020 № 11/83; уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 14.04.2020 № 6/55.

Признать отсутствующим право у ФИО1 на объект недвижимости - жилой дом с кадастровым номером: , общей площадью 133,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

В ходе рассмотрения дела по существу заместитель прокурора <адрес>ФИО5 поддержал заявленные исковые требования по изложенным основаниям. При этом указал, что администрацией грубо нарушен порядок проведения публичных слушаний, отчего было незаконно вынесено постановление главы администрации р.п. Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской области от 27.02.2020 года № 40, на основании которого архитектором при администрации Сосновоборского района Пензенской области было выдано ФИО1 два уведомления о соответствии построенного индивидуального жилищного строительства (жилого дома), требованиям предписанным градостроительным законодательством. После чего ФИО1 на основании вышеизложенных документов зарегистрировал право на объект недвижимости - жилой дом с кадастровым номером: 58:26:0640103:1448, общей площадью 133,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Представитель администрации р.п.Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской области по доверенности ФИО3 исковые требования прокурора Сосновоборского района Пензенской области признала, при этом показала, что на сайте администрации р.п. Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской области имеется три записи о проведении публичных слушаний по заявлению ФИО1: 1) распоряжение главы р.п. Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской области от 23.01.2020 года № 3 о назначении публичных слушаний; 2) протокол публичных слушаний от 26.02.2020 года по ФИО1; 3) заключение о публичных слушаниях от 26.02.2020 года по ФИО1. Распоряжение о назначении и проведении публичных слушаний по заявлению ФИО1 работниками администрации, отвечающими за данный сектор, было вынесено 23.01.2020 года, в котором было указано, что публичные слушания назначены на 12.02.2020 года в 14 часов 00 минут, данное постановление размещено в сети интернет. Кроме даты назначения публичных слушаний в нём содержались сведения о составе комиссии по проведению публичных слушаний, а также информация о том, что на комиссию возложено организовать прием предложений граждан по их проведению, обязанность по изготовлению протокола публичных слушаний и опубликованию сообщения о проведении публичных слушаний в информационном бюллетене «Местные ведомости». После проведения прокурорской проверки по проведению публичных слушаний на основания заявления ФИО1, было изготовлено новое постановление о назначении публичных слушаний от прежней даты и номера, где указано, что публичные слушания назначены на 26.02.2020 года в 14 часов 00 минут. Данное постановление в сети Интернет не размещалось, так как оно было изготовлено после проведения публичных слушаний. После проведения публичных слушаний глава администрации 27.02.2020 года вынес постановление за № 40 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства», которым ФИО1 предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером , площадью 949 кв.м., для размещения ИЖС.

Ответчик ФИО1, его представитель по ордеру - адвокат Ряхимова Г.М в судебном заседании иск не признали и пояснили, что строительство жилого дома им проведено с разрешения органа власти, публичные слушания проведены компетентным органом, признавать отсутствующим за ним право на жилой дом незаконно.

Представитель администрации Сосновоборского района Пензенской области, а также представляющий интересы органа опеки и попечительства ФИО4 оставляет разрешение иска на усмотрение суда.

Остальные участники процесса в судебное заседание своих представителей не направили, о дне судебного разбирательства надлежащим образом извещены.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования прокурора Сосновоборского района Пензенской области основанными на законе и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагая на государство обязанность по их соблюдению и защите (статья 2), устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3, части 1 и 2; статья 32, части 1 и 2).

Во исполнение названных установлений во взаимосвязи с другими положениями Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, (статья 12), осуществляемое гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130, часть 2), Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении как одной из форм осуществления народом своей власти, обеспечивающей - в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, указанных в федеральных законах, законами субъектов Российской Федерации, - самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (статья 1).

К мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, т.е. не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц.

Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Эти вопросы регулируются, в частности, законодательством о градостроительной деятельности, отношения в сфере которой имеют комплексный, межотраслевой характер, а их содержание составляют преимущественно предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов - природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры (статья 72, пункт «д» части 1, Конституции Российской Федерации).

Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведения публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24, 28, 31, 39, 40 и 46).

Приведенные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, в том числе устанавливающие для граждан, проживающих на соответствующей территории, гарантии при осуществлении процедуры выдачи специальных разрешений, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения.

Градостроительный кодекс Российской Федерации относит к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие граждан и их объединений в ее осуществлении, обеспечение свободы такого участия, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (статья 2).

Согласно ст. 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Участниками публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

Участниками публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 настоящего Кодекса, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.

Процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:1) оповещение о начале публичных слушаний; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; 4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; 5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний; 6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

Оповещение о начале публичных слушаний должно содержать: 1) информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту; 2) информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях; 3) информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций; 4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Оповещение о начале публичных слушаний: 1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации; 2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.

В течение всего периода размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему проводятся экспозиция или экспозиции такого проекта. В ходе работы экспозиции должны быть организованы консультирование посетителей экспозиции, распространение информационных материалов о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. Консультирование посетителей экспозиции осуществляется представителями уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления или созданного им коллегиального совещательного органа (далее - организатор общественных обсуждений или публичных слушаний) и (или) разработчика проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

В период размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта: 1) посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений); 2) в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний); 3) в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний; 4) посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Согласно под п. 7 п. 1.2 «Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности», утвержденного решением комитета местного самоуправления рабочего поселка Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской области от 25.02.2019 года № 374, на публичные слушания выносятся проекты решений о представлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

Согласно: абзаца 2 п. 1.5 Положения: организатором публичных слушаний является комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки территории поселения (далее - Комиссия) в случае, если публичные слушания назначены по проектам, указанным в подпункте 7 пункта 1.2 настоящего Положения;

п. 2.3 - процедура публичных слушаний состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале публичных слушаний; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; 3) проведение экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; 4) проведение собрания участников публичных слушаний; 5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний; 6) подготовка и оформление публичных слушаний;

п. 2.4 организатор публичных слушаний опубликовывает оповещение о начале публичных слушаний в информационном бюллетене «Местные ведомости» и на официальном сайте не позднее чем за семь дней до дня размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, на официальном сайте;

п.2.6 в период размещения проекта и информационных материалов к нему и проведения экспозиции такого проекта участники публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 статьи 5.1 ГрК РФ индентификацию, имеют право вносить предложения и замечания такого проекта.

абзаца 2 п.2.14 на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе администрации поселения.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником недвижимого имущества: земельного участка общей площадью 949 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ и жилого дома с кадастровым номером , площадью 133,6 кв.м., расположеного по тому же адресу, дата регистрации права 22.04.2020 года.

Согласно решению Сосновоборского районного суда Пензенской области установлены прохождение смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами (ФИО1) и (ФИО2) по точкам координат: <данные изъяты>

В связи с тем, смежные границы земельных участков ФИО2 и ФИО1 проходят по стороне жилого домовладения ответчика (ФИО1), то последний 22.01.2020 года обратился к главе администрации р.п. Сосновоборск ФИО6 с заявлением о проведении публичных слушаний, связанных с выдачей разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, а именно с северной стороны земельного участка с 1 м. до 0 м. жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Администрация р.п. Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской области в нарушении абзаца 2 п. 1.5 «Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности», утвержденного решением комитета местного самоуправления рабочего поселка Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской области от 25.02.2019 года № 374, принимает заявление ФИО1 и инициирует публичные слушания.

В материалах дела имеется два постановления главы рабочего поселка Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской области о назначении публичных слушаний по заявлению ФИО1 за одним и тем же номером, одной и той же датой, а именно: № 23 от 23.01.2020 года, но с разным текстом содержания. В одном из них, заверенной печатью, дата публичный слушаний по заявлению ФИО1 указана 26.02.2020 года в 14 часов, а в другом, размещенном на сайте администрации в сети «Интернет», дата публичных слушаний назначена на 12.02.2020 года в 14 часов.

Как установлено судом на сайте администрации р. п. Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской области в сети «Интернет» по публичным слушаниям ФИО1 размешены три документа: 1) о назначении даты публичных слушаний на 12.02.2020 года в 14 часов; 2) протокол публичных слушаний от 26.02.2020 года по ФИО1; 3) заключение о результатах публичных слушаний от 26.02.2020 года по ФИО1.

Допрошенный в качестве свидетеля в судебном заседании - архитектор при администрации Сосновоборского района Пензенской области Свидетель №1 показал, что он входит в состав комиссии по проведению публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования «рабочий поселок Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской области» и согласно градостроительному кодексу, а также актам местных органов власти о дате публичных слушаний по заявлению ФИО1 извещаются через сеть «Интернет» и местные средства массовой информации все граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в частности по р.п. Сосновоборск граждане, проживающие в зоне застройки Ж-1. В данной зоне застройки находится около 2000 жилых домов индивидуальной застройки.

Исходя из изложенного, суд считает, что публичные слушания по ФИО1 проведены с грубейшим нарушением закона, выраженном в том, что: граждане, проживающие в зоне застройки с ФИО1 не были извещены о дате их проведения через сеть «Интернет», а также через средства массовой информации (за исключением ФИО8, ФИО10); не размещен проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему на официальном сайте; не проведена экспозиция проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях.

Таким образом, постановление главы администрации р.п. Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской области от 27.02.2020 № 40 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства» нельзя признать законным и его следует отменить, так как с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Из чего следует, что решение, которое было принято на публичных слушаниях, не имеет властно-обязывающего характера, но порождающего непосредственно правовые последствия, выраженные в том, что орган местного самоуправления по их окончанию выносит властно-распорядительный акт, на основании которого заявитель публичных слушаний - ФИО1 в дальнейшем приобрел право собственности на объект недвижимости.

С признанием недействительным оспариваемого постановления местного органа власти, остальная часть заявленных исковых требований в виде признании незаконным: уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 19.03.2020 № 11/83; уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 14.04.2020 № 6/55, а также признания отсутствующим право у ФИО1 на объект недвижимости - жилой дом с кадастровым номером: , общей площадью 133,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, являются производными от первоначального искового требования, поэтому подлежат удовлетворению.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце четвертом пункта 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Таким образом, иск о признании права отсутствующим может быть удовлетворен судом в случае, если истец является владеющим собственником недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРП.

Принимая во внимание, что прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП (абз. 2 п.52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Довод ФИО1 и его представителя о том, что строительство произведено с разрешения соответствующего компетентного органа, не имеет правового значения для разрешения дела по существу. Так как согласно ст.ст. 51.1, 55 ГрК РФ, ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома с 01.09.2018 года носит заявительный характер, а учитывая то обстоятельство, что у ФИО1 после рассмотрения земельного спора с ФИО2 имелось отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, то проведение публичного слушания в данном случае носит обязательный характер.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Сосновоборского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сосновоборского района Пензенской области, администрации р.п. Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской области, ФИО1 о признании постановления органа местного самоуправления недействительным, о признании недействительными уведомлений о соответствии построенного объекта недвижимости установленным параметрам, о признании права собственности отсутствующим удовлетворить.

Признать недействительными: постановление главы администрации р.п. Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской области от 27.02.2020 №40 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства»; уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 19.03.2020 № 11/83; уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 14.04.2020 № 6/55.

Признать отсутствующим право у ФИО1 на объект недвижимости - жилой дом с кадастровым номером: , общей площадью 133,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Взыскать с администрации Сосновоборского района Пензенской области, администрации р.п. Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской области, ФИО1 государственную пошлину в доход государства в размере 300 рублей, с каждого.

Решение может быть обжаловано сторонами в Пензенский областной суд, через Сосновоборский районный суд, в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Полный текст решения изготовлен 18.08.2020 года.

Председательствующий А.Н. Демин