ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-72/20 от 21.02.2020 Кяхтинского районного суда (Республика Бурятия)

2-72/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 февраля 2020 года г. Кяхта

Кяхтинский районный суд Республики Бурятии в составе председательствующего судьи Асташевой И.А., при секретаре Сониевой И.Б., с участием представителя истца ФИО1, представителя ОМВД России по Кяхтинскому району ФИО2, представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации в лице МВД по РБ ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кяхтинскому району о понуждении выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Представитель Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая, что ответчик является пользователем объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом середины ХIХ века, бывшая городская богадельня(каменный дом)» (далее Памятник), расположенного по адресу ФИО3, <адрес>.

Указанный памятник поставлен на государственную охрану на основании постановления Совета Министров Бурятской АССР от 26.05.1983 № 134 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и использования памятников истории и культуры в Бурятской АССР».

Памятник истории является собственностью Российской Федерации и предоставлен ответчику на праве оперативного управления (03-03-12/001/2006-158 от 06.05.2006г.)

Так, ответчиком в силу ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» выдано охранное обязательство на указанный памятник истории и культуры от 28.08.2013 г. регистрационный номер 37/2013, неотъемлемой частью которого является Акт технического состояния объекта культурного наследия №45/2013 от 23.07.2013г. (приложение №1 к охранному обязательству).

Согласно разделу III Акта №45/2013 от 23.07.2013г. в целях сохранения памятника и обеспечения режима содержания и использования ответчик обязан провести силами лицензированных специалистов следующие работы: демонтаж внешнего блока кондиционера – до 01.10.2013г., установить информационную надпись ОКН - до 01.12.2013г.; произвести инженерное обследование - до 01.07.2014г.; разработать и представить на согласование в государственный орган охраны памятников научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия и приспособления его для современного использования (с учетом рекомендаций инженерного обследования и замечаниями настоящего акта) - до 01.05.2015г.; разработать и представить на согласование в государственный орган охраны памятников поэтапный план-график производства ремонтно-реставрационных работ - до 01.08.2015г.; выполнить ремонтно-реставрационные работы в соответствии со сроками план-графика - в соответствии с согласованным план-графиком; ремонт внутренних помещений и содержание и дворовой части в чистоте – регулярно; переоформить Акт технического состояния - до 23.07.2018г.

Дополнительным соглашением от 21.03.2014г. к вышеуказанному охранному обязательству в части демонтажа внешнего блока кондиционера установлен новый срок до 01.07.2014 г., в части установления информационной надписи - до 01.07.2014г.

Определением суда от 12.10.2016 года производство по делу в части демонтажа кондиционера было прекращено в связи с отказом от иска в указанной части ввиду исполнения данных требований ответчиком после обращения с иском в суд, требования об обязании ответчика выполнить инженерное обследование в срок до 01.06.2017 г. были удовлетворены, однако было выполнено ответчиком в 2018 году в рамках принудительного исполнения.

В рамках плановой проверки, проведенной истцом в 2017г. было выдано предписание от 21.06.2017г., согласно которому ответчику предписано: установить информационную надпись на Памятнике - в срок до 01.12.2017г.; предоставить проектно-сметную документацию на проведение работ по сохранению - в до 01.11.2018г.; предоставить план-график работ по сохранению объекта культурного наследия - в срок до 01.12.2018г.;

В установленный срок требования предписания исполнены не были, в связи с чем, истцом проведена внеплановая проверка на предмет исполнения предписания от 2017г., выдано новое предписание от 22.03.2019г., в соответствии с которым ответчику предписано: установить информационную надпись на Памятнике - в срок до 01.09.2019г.; предоставить проектно-сметную документацию на проведение работ по сохранению - в до 01.10.2019г.; предоставить план-график работ по сохранению объекта культурного наследия - в срок до 01.11.2019г. Указанное предписание ответчиком также не исполнено.

До настоящего времени работы по сохранению памятника истории и культуры ответчиком не выполнены.

При этом, истец просит учесть, что исходя из сложности финансирования (необходимости бюджетного финансирования) работ на памятнике, а также исходя из целесообразности и требований разумности, истцом неоднократно продлевались сроки исполнения ответчиком работ на Памятнике. Минуя условия охранного обязательства, ответчику предоставлено право предоставления собственного плана-графика работ по сохранению на Памятнике, без установления конкретного срока проведения ремонтно-реставрационных работ истцом.

На основании изложенного, истец с учетом уточнения исковых требований просит обязать Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кяхтинскому району принять меры по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом середины XIX века, бывшая городская богадельня (каменный дом), расположенного по адресу: ФИО3, <адрес>, а именно установить информационную надпись в срок до 30.12.2020 года г., разработать проектно-сметную документацию на проведение работ по сохранению с учетом выводов инженерного обследования 2018 г. в срок до 30.12.2020 года, предоставить план-график работ по сохранению объекта культурного наследия в срок до 30.12.2020 года.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечено Министерство внутренних дел по Республике Бурятия, Министерство внутренних дел Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия ФИО1, действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика О МВД РФ по Кяхтинскому району ФИО2, действующая на основании доверенности, представитель соответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Бурятия ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали, указали на отсутствие финансирования мероприятий в соответствии с охранным обязательством, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с требованиями статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.

Согласно ст. 310 ГК РФ следует, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условия не допускаются.

Статьей ст. 44 Конституции РФ предусмотрена обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закона), гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно положениям названного закона, на каждый объект культурного наследия оформляется охранное обязательство.

В силу п.1 ст. 47.6 Закона в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

Согласно п.2 указанной статьи, охранным обязательством устанавливаются, в том числе, требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона; к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

Согласно п.3 ст. 47.6 Закона, в случае необходимости соответствующие органы охраны объектов культурного наследия, определенные пунктом 7 настоящей статьи, вправе устанавливать дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия.

В соответствии с п.11 ст. 47.6 Закона если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании Постановления Совета Министров Бурятской АССР от 26.05.1983 года № 134 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и использования памятников истории и культуры в Бурятской АССР» жилой дом середины ХIХ века, бывшая городская богадельня (каменный дом), расположенный по адресу ФИО3, <адрес>, (отделение милиции) поставлен на государственную охрану (п. 35 Приложения ).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Жилой дом середины ХIХ века, бывшая городская богадельня(каменный дом)», расположенный по адресу ФИО3, <адрес>, является собственностью Российской Федерации и предоставлен ответчику на праве оперативного управления (03-03-12/001/2006-158 от 06.05.2006г.)

28.08.2013 года пользователем в лице ОМВД РФ по Кяхтинскому району выдано Министерству культуры Республики Бурятия охранное обязательство на указанный объект культурного наследия, расположенный по адресу ФИО3, <адрес>.

В пункте 1 охранного обязательства ответчик в лице ОМВД РФ по Кяхтинскому району обязуется обеспечить режим содержания памятника, а также проводить работы по сохранению памятника в сроки, предусмотренные актом технического состояния, составляющим неделимое целое с настоящим охранным обязательством.

В Акте технического состояния объекта культурного наследия от 23.07.2013 года отмечено, что пользователь в целях сохранения памятника и обеспечения режима содержания и использования обязан провести силами лицензированных специалистов работы, в том числе, установить информационную надпись в срок до 01.12.2013 г., разработать и представить на согласование в государственный орган охраны памятников научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия и приспособления его для современного использования (с учетом рекомендаций инженерного обследования и замечаниями настоящего акта) - до 01.05.2015г.; разработать и представить на согласование в государственный орган охраны памятников поэтапный план-график производства ремонтно-реставрационных работ - до 01.08.2015г.; выполнить ремонтно-реставрационные работы в соответствии со сроками план-графика - в соответствии с согласованным план-графиком.

Дополнительным соглашением от 21.03.2014 года к охранному обязательству от 28.08.2013 года на объект культурного наследия (недвижимый памятник истории и культуры) пункты 1,2 раздела III»Ремонт памятника» Акта технического состояния объекта культурного наследия от 23.07.2013 года , являющегося приложением к охранному обязательству на объект культурного наследия от 28.08.2013 года срок исполнения обязательства по установлении информационной надписи ОКН до 01.07.2014 года.

Решением Кяхтинского районного суда от 12.10.2016 года исковые Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия удовлетворены. Судом возложена обязанность на Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кяхтинскому району выполнить инженерное обследование объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом середины ХIХ века, бывшая городская богадельня (каменный дом)», расположенного по адресу ФИО3, <адрес> срок до 01.06.2017 года.

Апелляционным определением Верховного Суда РБ от 16.01.2017 года решение Кяхтинского районного суда РБ от 12.10.2016 года оставлено без изменения.

Представитель истца пояснила, что 22.03.2019 года ответчику было выдано предписание , согласно которому необходимо было установить информационную надпись на Памятнике - в срок до 01.09.2019г., предоставить проектно-сметную документацию на проведение работ по сохранению - в до 01.10.2019г., предоставить план-график работ по сохранению объекта культурного наследия - в срок до 01.11.2019г. Данное обстоятельство представителями ответчика не оспаривалось.

Между тем, как установлено в судебном заседании, и не отрицается представителем ответчика, работы по сохранению памятника истории и культуры по исполнение охранного обязательства ответчиком не выполнены. Доказательств обратного суду не представлено.

Суд соглашается с доводом представителя истца, что непринятие мер по реализации мероприятий по сохранению объекта культурного наследия, создает угрозу ухудшения состояния памятника истории и культуры, утраты памятника, в связи с чем нарушаются права и интересы государства, что указывает на обоснованность исковых требований.

Таким образом в судебном заседании установлено, что ОМВД России по Кяхтинскому району не исполняет условия охранного обязательства в установленные сроки, в связи с чем суд считает обоснованным требования Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия.

Доводы ответчика об отсутствии целевого финансирования не принимаются судом, поскольку отсутствие такого финансирования не может являться основанием для отказа исковых требований.

Учитывая изложенное, заявленные требования суд расценивает как законные и обоснованные и подлежащие удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия – удовлетворить.

Обязать Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кяхтинскому району принять меры по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом середины XIX века, бывшая городская богадельня (каменный дом), расположенного по адресу: ФИО3, <адрес>, а именно:

- установить информационную надпись в срок до 30.12.2020 года г.;

- разработать проектно-сметную документацию на проведение работ по сохранению с учетом выводов инженерного обследования 2018 г. в срок до 30.12.2020 года;

- предоставить план-график работ по сохранению объекта культурного наследия в срок до 30.12.2020 года;

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия через Кяхтинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И.А. Асташева