ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-72/2017 от 27.03.2017 Торопецкого районного суда (Тверская область)

Дело № 2-72/2017 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Торопец 27 марта 2017 года

Торопецкий районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Крон И.В.,

при секретаре Полевой Е.Н.,

с участием помощника прокурора Торопецкого района Тверской области Измайлова О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Торопецкого района Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию Торопецкого района «Центральная районная аптека № 151» о возложении обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Торопецкого района Тверской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию Торопецкого района «Центральная районная аптека № 151» о возложении обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции.

Свои требования мотивирует тем, что 02 марта 2017 года прокуратурой Торопецкого района проведена проверка исполнения МУП ТР «ЦРА № 151» требований ст.13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», связанных с принятием мер по предупреждению коррупции.

В ходе проверки было установлено, что в МУП ТР «ЦРА № 151» в нарушение требований ст.13.3 указанного закона не разработаны и не приняты меры по предупреждению коррупции, в результате чего цель - создание эффективной системы противодействия коррупции в организации не достигается, а задачи по обеспечению правовых и организационных мер, направленных на противодействие коррупции не исполняются. Отсутствие в организации системы вышеприведенных мер свидетельствует о несоблюдении ответчиком антикоррупционного законодательства.

Ссылаясь на Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор Торопецкого района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении на МУП ТР «ЦРА № 151» обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Торопецкого района Тверской области Измайлов О.В. исковые требования поддержал, сославшись на те же доводы и основания, что изложены в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Муниципального унитарного предприятия Торопецкого района «Центральная районная аптека № 151» в судебное заседание не явился. Ответчик надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора - Комитета по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области в судебное заседание не явился. Третье лицо надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов.

Согласно ч.6 ст.5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

В соответствии с п.2 ст.1 вышеуказанного Закона, противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий в том числе: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В силу п.6 ст.3 данного Закона одним их основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, установлена в ст.13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции». Согласно данной норме закона, меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной ответственности и использования поддельных документов.

По смыслу приведенных положений закона, указанные обязанности возлагаются на любые организации независимо от организационно-правовой формы собственности.

В соответствии с вышеуказанной статьей, для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно - правовых форм, отраслей принадлежности и иных обстоятельств, во исполнение п. «б» ст.25 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», Министерством труда и социальной политики РФ 08 ноября 2013 года разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.

Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Согласно данным рекомендациям антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации.

Как установлено в судебном заседании, Муниципальное унитарное предприятие Торопецкого района «Центральная районная аптека № 151» является коммерческой организацией, юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, собственником Предприятия является Торопецкий район, полномочия собственника Предприятия осуществляет Комитет по управлением имуществом Торопецкого района. Предприятие создано в целях решения на территории Торопецкого района социальных задач, получения прибыли.

Предметом деятельности Предприятия является торговля фармацевтическими, медицинскими и иными товарами, оказание услуг социального характера, что следует из Устава Муниципального унитарного предприятия Торопецкого района «Центральная районная аптека № 151», имеющегося в материалах дела (разделы 1 и 2 Устава).

Распоряжением председателя Комитета по управлению имуществом администрации Торопецкого района Тверской области от 15 апреля 1993 года подтверждено, что директором муниципального предприятия назначена К.

Свидетельствами - о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года от 04 декабря 2002 года и о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации от 20 ноября 2003 года подтверждено, что Муниципальное унитарное предприятие Торопецкого района «Центральная районная аптека № 151» зарегистрировано в качестве юридического лица и поставлено на учет в Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области 22 августа 1994 года.

Судом установлено, что в ходе прокурорской проверки выявлен факт неисполнения МУП ТР «ЦРА № 151» обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции, что подтверждается Актом проверки соблюдения федерального законодательства от 02 марта 2017 года, объяснением директора МУП ТР «ЦРА № 151» К.

Анализируя положения Федерального закона «О противодействии коррупции», суд приходит к выводу о том, что МУП ТР «ЦРА № 151» должные меры по предупреждению коррупции не разработаны и не приняты. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в рамках которого действует истец, органы прокуратуры осуществляют соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение законов и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в том числе юридическими лицами. В данном случае прокуратура обоснованно выступила в защиту прав неопределенного круга лиц, поскольку непринятие администрацией МУП ТР «ЦРА № 151» обязанностей по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции создают условия для проявления коррупции, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, правовые основы антикоррупционного законодательства.

Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Суд считает, что обязанность ответчика по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции должна быть исполнена в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, полагая данный срок разумным и достаточным для его исполнения.

В соответствии с п.п.9 п.1ст.33336 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации.

Согласно ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 300 рублей, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь требованиями ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Торопецкого района Тверской области удовлетворить.

Возложить на Муниципальное унитарное предприятие Торопецкого района «Центральная районная аптека № 151» обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять меры по предупреждению коррупции в соответствии со ст.13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции».

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия Торопецкого района «Центральная районная аптека № 151» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тверской областной суд путем подачи жалобы через Торопецкий районный суд Тверской области с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий И.В. Крон