Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2018 г. с.Частые
Большесосновский районный суд Пермского края в составе судьи И.А. Аликиной, при секретаре судебных заседаний ФИО5,
с участием представителя истца ФИО6,
представителя ответчика ФИО7,
представителя третьего лица Администрации Частинского муниципального района - ФИО8,
рассмотрев в постоянном судебном присутствии в с.Частые Большесосновского районного суда
в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО9 к Администрации Шабуровского сельского поселения Частинского муниципального района Пермского края о
признании незаконным отказа в получении истцом социальной выплаты и
исключения из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы»,
о признании за семьей истца права на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья в рамках подпрограммы 1 «Государственная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края»,
возложении обязанности на ответчика включить семью истца в списки молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья в рамках подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края» с учетом даты постановки на учет и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья,
установил:
Истец обратился с указанными требованиями к Администрации Шабуровского сельского поселения. В обоснование заявленных требований указал, что на основании постановления Администрации Шабуровского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО9 и члены его семьи ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО2 были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края». Администрацией Шабуровского сельского поселения истцу в ответе от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в реализации права на получение социальной выплаты в рамках указанной программы в связи с тем, что на ДД.ММ.ГГГГ средства в бюджете Шабуровского сельского поселения на реализацию данной программы не предусмотрены.
В соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» в первую очередь в списки молодых семей - претенденты на получение социальной выплаты включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, имеющие трёх и более детей.
По настоящее время социальная выплата на приобретение (строительство) жилья семье истца не предоставлена, несмотря на то, что его семья отвечает всем предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получение субсидии на приобретение жилья.
Исключение семьи истца из состава участников программы истец считает незаконным, так как нарушаются жилищные права его семьи в части реализации своего права в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и на получение социальной выплаты в рамках указанной целевой программы, учитывая, что после ДД.ММ.ГГГГ семья утратит статус молодой семьи и право на получение социальной выплаты, так как одному из членов семьи исполнится более 35 лет.
Истец в судебное заседание не явился, представил заявление о том, что на иске настаивает, просил о рассмотрении дела без его участия (л.д. 86).
Представитель истца, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6, в суде на иске настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика глава Администрации Шабуровского сельского поселения ФИО7 в судебном заседании иск не признала, указала, что полномочия по предоставлению социальных выплат участникам программы «Обеспечение жильём молодых семей» переданы Администрации Частинского муниципального района, просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление. В письменном отзыве указала, что Постановлением Администрации Шабуровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. № «О принятии на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» семья истца ФИО9 в количестве пяти человек поставлена на соответствующий учёт в администрации Шабуровского сельского поселения, о чем истцу было вручено под роспись уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время семья ФИО9 состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Правовых актов, о снятии с соответствующего учёта не принималось. Решения о выделении бюджетных средств на участие в той или иной программе принимаются Советом депутатов поселения. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истец был уведомлен о том, что Шабуровское сельское поселение на основании решения Совета депутатов Шабуровского сельского поселения от 13.12.2017 № 381 «О бюджете сельского поселения на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» не предусмотрело средства на участие муниципального образования в подпрограмме 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края» на 2018 год. Принимать или не принимать участие в какой либо программе - это право муниципального образования, законодательно такой обязанности на поселение не возложено (л.д. 31).
Представитель третьего лица Администрации Частинского муниципального района ФИО8, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в суде с иском не согласился, просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, дополнил, что в соответствии с соглашением о передаче полномочий объем бюджетных ассигнований для социальных выплат участникам программы «Обеспечение жильём молодых семей» на 2018 год Администрацией Шабуровского сельского поселения в Администрацию Частинского муниципального района предоставлен не был. Семья истца в № состояла на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в Частинском сельском поселении в целях участия в подпрограмме 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края». На основании личного заявления члена семьи ФИО3 семья истца была исключена из очереди ДД.ММ.ГГГГ, о чем была уведомлена ДД.ММ.ГГГГ. В Частинском сельском поселении в бюджете на 2018 год предусмотрены денежные средства для социальной выплаты молодым семьям.
В письменном отзыве на исковое заявление главы Администрации Частинского муниципального района содержатся аналогичные доводы, изложенные в отзыве представителя ответчика. Дополнительно указано, что в Администрации Частинского муниципального района также не принималось правовых актов о снятии истца с соответствующего учета. Решение Совета депутатов Шабуровского Сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, которым не предусмотрены средства в бюджете поселения на 2018 года на участие в соответствующей программе, истцом не обжалуется (л.д. 68).
Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, возражений по иску не представил (л.д. 26).
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные документы, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела,ДД.ММ.ГГГГ молодая семья истца в составе пяти человек (ФИО9 - супруг, ФИО3 - супруга, ФИО4 - пасынок, ФИО1 - сын, ФИО2 - сын) обратилась в Шабуровское сельское поселение с заявлением с просьбой признать их семью нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№, предоставив все необходимые документы, и поставлена на соответствующий учет ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ семья истца была уведомлена (л.д. 7-8,9,10, 11-19).
ДД.ММ.ГГГГ истцу Администрацией Шабуровского сельского поселения истец было сообщено о том, что решением Совета депутатов Шабуровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете Шабуровского сельского поселения на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» на 2018 год не предусмотрены средства на участие в подпрограмме 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края» в связи с тем, что является дотационным муниципальным образованием (л.д. 87).
В соответствии с Уставом Шабуровского сельского поселения Частинского муниципального района Утверждение бюджета поселения относится к полномочиям Совета депутатов (п.2 ч.1 ст.34). Администрация поселения в своей деятельности подконтрольна и подотчетна Совету депутатов поселения (ч.6 ст.44). Органы местного самоуправления поселения обеспечивают сбалансированность бюджета поселения и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, исполнению бюджетных и долговых обязательств поселения. В бюджете поселения раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления, субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления отдельных государственных полномочий, переданных поселению федеральными законами и законами Пермского края, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы бюджета поселения (ч.3,4 ст.53). Финансовое обеспечение расходных обязательств поселения в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджета Пермского края путем предоставления субвенций в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами Пермского края (ч.2 ст.57) (л.д. 33-64).
Согласно выписке из приложения № к решению Совета депутатов Шабуровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете Шабуровского сельского поселения на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» в наименовании расходов бюджета поселения на 2018 год отсутствуют мероприятия по программе, на участие в которой претендует семья истца (л.д. 32).
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Шабуровского сельского поселения полномочия на предоставление социальных выплат участникам муниципальной программы «Обеспечение жильём молодых семей», в рамках реализации подпрограммы «Обеспечением жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» 2015-2020 года (софинансирование средств местного бюджета) переданы Администрации Частинского муниципального района. В соответствии с данным соглашением, действующим с ДД.ММ.ГГГГ, ежегодный объем бюджетных ассигнований определяется решением Совета депутатов Шабуровского сельского поселения, средства бюджета поселения перечисляются в бюджет района ежегодно в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств (л.д. 91).
Администрация Шабуровского сельского поселения в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщила главе администрации Частинского муниципального района о том, что в 2018 году поселение не принимает участие в реализации государственной программы «Семья и дети Пермского края» в связи с отсутствием денежных средств (л.д. 92).
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Частинского сельского поселения семья ФИО3 (супруги истца) на основании подп. 1 п.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации и личного заявления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ была исключена из очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем была уведомлена Администрацией Частинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 88,89).
ДД.ММ.ГГГГ Администрация Частинского муниципального района в адрес ФИО3 (супруги истца) направила сообщение о том, что её семья занесена в систему АИС по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередь семьи истца по поселению на 30-35% социальной выплаты - 11, на 10% социальной выплаты - 57 (л.д. 90).
Во исполнение предписаний статьи 40 (части 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья эконом-класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 сентября 2001 года N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011-2015 годы, а в последующем на 2015 - 2020 годы и соответствующие Правила.
Согласно указанным Правилам (в редакции от 20.05.2017) участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6 Правил).
Орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы (пункты 24,25,26 Правил).
В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей (пункт 25 Правил).
После утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 27 Правил).
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 27 Правил).
Распоряжением губернатора Пермского края от 24.06.2013 г. №146-р «Об утверждении Перечня государственных программ Пермского края» утверждена государственная программа «Семья и дети Пермского края». В состав указанной программы входит подпрограмма 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей».
Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п утвержден Порядок реализации мероприятий подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1322-п.
В рамках реализации подпрограммы органы местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формируют и представляют в Министерство социального развития Пермского края списки молодых семей на получение социальной выплаты в планируемом году (пункт 4.8. названного Порядка).
Согласно пункту 4.8.1. Порядка первоочередное право на включение в предварительные списки (с учетом даты постановки на учет) определено подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище".
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году и отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе по возрастному критерию.
Молодая семья с момента признания ее участником подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии и не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья в соответствующем году.
С учетом того, что семья истца была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий только лишь ДД.ММ.ГГГГ, на 2018 год истец не мог претендовать на получение социальной выплаты, поскольку в соответствии с законодательством орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Законом на орган местного самоуправления не возложена обязанность на участие в подпрограмме 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы "Обеспечение жильем молодых семей".
Учитывая то обстоятельство, что Совет депутатов Шабуровского сельского поселения не предусмотрел в бюджете поселения на 2018 год расходов на участие органа местного самоуправления в названной подпрограмме, Администрация Шабуровского сельского поселения на законных основаниях не приняла в ней участие. Об этом истец был ответчиком уведомлен.
Данное решение Совета депутатов Шабуровского сельского поселения истцом не обжаловалось.
Возможность приобретения семьей истцов субъективного права на получение данной социальной выплаты в 2018 году связана с ограниченным объемом бюджетных средств, не выделенных на реализацию программы, на участие в которой претендует семья истца.
Каких-либо правовых актов об исключении истца из списка молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, претендующих на социальную выплату для приобретения или строительства жилья, Администрацией Шабуровского сельского поселения не принималось, таких доказательств суду не представлено.
Довод истца о том, что после ДД.ММ.ГГГГ. его семья утратит статус молодой семьи и право на получение социальной выплаты, так как одному из членов семьи исполнится более 35 лет, несостоятелен, поскольку из объяснений представителя третьего лица Администрации Частинского муниципального района следует, что семья истца в ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на соответствующий учет в Частинском сельском поселении, ДД.ММ.ГГГГ по личному заявлению супруги истца семья снята с учета. В Частинском сельском поселении в бюджете на 2018 год предусмотрены денежные средства для социальной выплаты молодым семьям.
Таким образом, истец сам распорядился своим правом, и ранее № семья истца не обращалась в орган местного самоуправления для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Доказательств наличия преимуществ семьи истца на приобретение субъективного права на получение спорной социальной выплаты перед иными участниками подпрограммы материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные ФИО9 требования оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба через Большесосновский районный суд (постоянное судебное присутствие в с.Частые) в Пермский краевой суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья: И.А. Аликина