Дело № 2-72/2018 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Торжок 26 марта 2018 года
Торжокский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Голубевой О.Ю.,
при секретаре судебного заседания Полуэктовой С.Н.,
с участием прокурора – заместителя Торжокского межрайонного прокурора Поповича А.В.,
представителя третьего лица на стороне истца – Министерства лесного хозяйства Тверской области – Ананьева С.А.,
представителя ответчика – колхоза «Маслово» - Занегина Д.А.,
представителя третьего лица – администрации Торжокского района Тверской области – Советовой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торжокского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к колхозу «Маслово» и обществу с ограниченной ответственностью «Тверьлеском» о возложении обязанности прекратить культуртехническую мелиорацию земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Торжокский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к колхозу «Маслово», ООО «Тверьлеском» и просит обязать ответчиков прекратить осуществление деятельности по расчистке от древесно-кустарниковой растительности, мелколесья, деревьев земельного участка <данные изъяты> находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании и расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером № между деревнями Макарьино и Чевакино Торжокского района Тверской области примерно на равноудаленном расстоянии от них, либо дальнейшей организации такой деятельности до выполнения требований природоохранного и лесного законодательства.
В основании иска указывает, что Торжокской межрайонной прокуратурой на основании материалов проверки МО МВД России «Торжокский» (КУСП от 08 декабря 2017 года №) выявлены нарушения требований природоохранного и лесного законодательства в деятельности колхоза «Маслово» при осуществлении рубок лесных насаждений.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1);. владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 2).
Названные конституционные положения в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58).
Указанная конституционная обязанность имеет всеобщий характер, и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии.
Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться, прежде всего, за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.
Положениям Конституции Российской Федерации, на которых основаны приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 14 мая 2009 года №8-П и от 05 марта 2013 года №5-П), корреспондируют нормы ряда международно-правовых актов. Так, согласно Декларации по окружающей среде и развитию, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года), право на развитие должно соблюдаться таким образом, чтобы было обеспечено справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды (принцип 3); для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него (принцип 4). Основывающаяся на фундаментальном принципе финансовой ответственности владельца предприятия, чья деятельность стала причиной экологического ущерба или возможной угрозы такого ущерба, Директива 2004/35/СЕ Европейского Парламента и Совета Европейского Союза от 21 апреля 2004 года «Об экологической ответственности, направленной на предотвращение экологического ущерба и устранение его последствий» указывает, что установление такой ответственности необходимо для побуждения владельцев предприятий к принятию мер по развитию технологий, позволяющих минимизировать риск экологического ущерба.
В настоящее время на основании договора от 14 ноября 2017 года №14/11/2017, заключенного колхозом «Маслово» (заказчик) с ООО «Тверьлеском», (исполнитель) со сроком действия (выполнения работ) в течение 11 месяцев после предоставления порубочной площадки на земельном участке сельскохозяйственного назначения <данные изъяты>, расположенном в границах земельного участка с кадастровым номером № и принадлежащем заказчику на основании свидетельства от 07 июля 1993 года № на праве бессрочного (постоянного) пользования осуществляется рубка лесных насаждений в соответствии с проектом культуртехнической мелиорации, разработанным в 2017 году ООО «Тверьлеском» с нарушением требований, предъявляемых к документации такого рода в части природоохранного раздела.
Исходя из приведенных выше норм международно-правовых актов, Конституции Российской Федерации основная задача России как гаранта экологического благополучия и как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), - достижение баланса частных и публичных интересов в экономической сфере и в сфере обеспечения экологической безопасности путем установления правового регулирования, ориентированного на профилактику экологических правонарушений и на стимулирование щадящих по отношению к окружающей среде методов хозяйствования в целях так называемого экосовместимого экономического развития.
Ввиду жизненно важной многофункциональной роли и значимости лесов для общества в целом, длительности выращивания, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств) их использование для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах должно быть рациональным, не вести к истощению (статья 1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации определены виды использования лесов, по своей конструкции указанный перечень не является исчерпывающим и признает иные виды, определяемые в соответствии с частью 2 статьи 6 указанного кодекса, которой в свою очередь закреплена возможность использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
При этом Гражданским кодексом Российской Федерации в развитие положений части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка (в том числе лесные насаждения собственником которых он также является - пункт 2 статья 261, исключение составляют посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученная сельскохозяйственная продукция и доходы от ее реализации, если земельный участок передан в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное пользование - подпункт 1 пункт 2 статья 40 Земельного кодекса Российской Федерации), если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц (пункт 3 статья 261); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (пункт 3 статья 209)
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Во взаимосвязи с указанным определены такие принципы охраны окружающей среды (статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды») как: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; платность природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» использование природных ресурсов - это эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Федеральным законом «О мелиорации земель» предусмотрено, что мелиорация земель осуществляется, в том числе в целях создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий (статья 1). Для этого указанным законом предусмотрен такой тип мелиорации как культуртехническая, которая в свою очередь подразделяется на виды, среди которых имеется предполагающий использование лесов - расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, что согласуется с положениями пункта 16 части 1 статьи 25, часть 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации.
Указанным нормам федерального законодательства о мелиорации земель корреспондирует и положение части 2 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации согласно которому строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий (не относящихся к лесному фонду - часть 1 указанной статьи), на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель. При этом необходимо отметить, что согласно пункту 1.2 Инструкции о порядке разработки проектной документации на строительство объектов мелиорации земель (РД-АПК 3.00.01.002-02), разработанной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (пункт 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года №450), к объектам мелиорации земель относятся наравне с гидротехническими сооружениями земельные участки или массивы, на которых выполняются культуртехнические мелиорации, а одним из видов таких работ (пункт 5.5) - сведение леса и кустарника, то есть, фактически, - один из видов использования леса, предполагаемых лесным законодательством (пункт 16 часть 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации лица, использующие в соответствии с данным кодексом леса, осуществляют мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, пунктом 1 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Указанные нормы согласуются с положениями пункта 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование, а в соответствии с пунктом 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков.
При этом, исходя из положений пункта 3 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации, лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Указанная норма права нашла свое отражение в переходных положениях Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предписывающих юридическим лицам переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В развитие указанных принципов охраны окружающей среды законодательно закреплено, что мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные нормы и правила (статья 25 Федерального закона «О мелиорации земель»). Указанное согласуется с приведенным выше требованием, закрепленным в части 1 статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, Инструкцией о порядке разработки проектной документации на строительство объектов мелиорации земель предусмотрен обязательный к разработке раздел «Охрана окружающей среды» (пункт 4.1) который, в свою очередь, должен предусматривать мероприятия по охране растительности и животного мира (пункт 7.4). Разработке природоохранных мероприятий предшествует определение (установление) современного состояния растительности и животного мира в границах объекта и зоны его воздействия, к которым относятся (пункт 7.4.1): кадастровая характеристика лесов, их площади и размещение, тип насаждений, состав пород, возраст, бонитет и т.д.; специально охраняемые леса - рекреационные, водоохранные и т.д.; санитарное состояние лесов; характер и размещение кустарниковой растительности; геоботаническая и хозяйственная характеристика естественных травянистых сообществ, их продуктивность, характеристика болот и т.д.; данные о количестве и видах животных, места их обитания, наличие миграционных путей, заповедников, заказников и т.д.; данные о наличии редких и исчезающих видов деревьев, растений и животных, в т.ч. занесенных в Красную книгу Российской Федерации (и Красную книгу субъекта (ов) Российской Федерации); виды растительности (лес, кустарники, луга), подверженной негативным воздействиям (затопление и подтопление территории, загрязнение водной и воздушной среды и т.д.; площади поражений по видам растительности и характеру воздействий); виды и характер техногенных воздействий на животный мир (уничтожение лесов, кормовой базы, гнездовий, неблагоприятное состояние водных объектов и т.д.); характеристика ихтиофауны: видовой состав, места и сроки нереста, площади и качество нерестилищ; пути и сроки миграции и т.д.; характеристика рыбохозяйственной ценности водотоков и водоемов (существующее состояние и перспективы рыбохозяйственного освоения); наличие и достаточность мероприятий, направленных на охрану растительности, животного мира и ихтиофауны (в современных условиях).
Природоохранные мероприятия разрабатываются с использованием «Пособия» к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной документации «Охрана окружающей среды» и отраслевыми нормативными документами по охране окружающей среды (пункт 2.9).
К таким отраслевым документам по охране окружающей среды в соответствии с частью 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации относится приказ Рослесхоза от 29 февраля 2012 года №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», которым утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, в соответствии с которым проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей, общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 3) и состоит, в том числе из таких разделов, как: мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов; мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.
В пункте 3 также указано, что специальная часть проекта освоения лесов - раздел «Организация использования лесов» включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов (пункт 16 часть 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации), то есть, данный отраслевой документ корреспондирует к инструкции РД-АПК 3.00.01.002-02, пунктом 2.9 которой предусмотрена разработка природоохранных мероприятий в соответствие с Пособием к СНиП 11-01-95.
В соответствии с приведенным Пособием к СНиП 11-01-95, согласованным 30 марта 2000 года Управлением государственной экологической экспертизы Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, при разработке проектной документации должен быть определен комплекс природоохранных мероприятий, обеспечивающих компенсацию потерь от вырубки лесов, кустарников, трансформации лугов и пастбищ, а также потерь от деградации растительного и животного мира (8.6.1).
В соответствии со статьей 43 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при осуществлении мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем.
При этом в соответствии со статьей 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с данным кодексом, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами; при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры: по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах.
Федеральным законом «О животном мире» предусмотрено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий (статья 22).
Таким образом, колхоз «Маслово» в нарушение принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, платности природопользования и иных основополагающих принципов сохранения благоприятной окружающей среды для человека, не приняты меры к: выявлению основных факторов и объектов воздействия на окружающую среду мелиорируемой и прилегающих территорий, разработке вариантных решений, исходя из условий минимизации воздействия на окружающую природную и социальную среду; разработке и выполнению мероприятий по охране растительности и животного мира (пункты 7.1, 7.4 РД-АПК 3.00.01.002-02); оценке изменений природной среды в результате планируемого воздействия, определению (подсчету) экологического ущерба, разработке мероприятий по организации мониторинга за состоянием окружающей природной среды; определению комплекса природоохранных мероприятий, обеспечивающих компенсацию потерь от вырубки лесов, кустарников, а также деградации растительного и животного мира (пункты 2.4, 8.6.1 Пособия к СНиП 11-01-95), чем нарушило природоохранное, лесное законодательство и законодательство о животном мире и нарушение продолжается.
В соответствии с требованиями Пособия к СНиП 11-01-95 (пункты 8.6.2, 8.6.3) в качестве мероприятий для охраны растительного мира применяют размещение объектов строительства с учетом требований по охране среды и уникальных растительных сообществ, лесопосадки на нарушенных и неудобных землях, рекультивацию земель, землевание малопродуктивных угодий с последующей передачей их для лесохозяйственных нужд, организацию заповедников и заказников в районах распространения редких и реликтовых видов растительности, занесенных в Красную книгу; для охраны животного мира применяют восстановление лесов с характеристиками, пригодными для обитания определенных видов животных, улучшение условий обитания, размножения и кормовой базы, устройство искусственных путей миграции для животных через линейные сооружения (транспортные магистрали, трубопроводы, каналы и другие сооружения), организацию заповедников и заказников.
Такие мероприятия проектом культуртехнической мелиорации земель не предусмотрены, не определена в соответствии с требованием пункта 8.7 Пособия к СНиП 11-01-95 и сметная стоимость мероприятий по охране и рациональному использованию растительного и животного мира.
В ходе судебного разбирательства Торжокский межрайонный прокурор изменил основание иска и конкретизировал предмет иска и просил обязать колхоз «Маслово» и ООО «Тверьлеском» прекратить культуртехническую мелиорацию (расчистку от древесно-кустарниковой растительности, мелколесья, деревьев) земельных участков сельскохозяйственного назначения <данные изъяты>, расположенных по адресу: Тверская область, Торжокский район, в границах колхоза «Маслово», проводимых в рамках заключенного между колхозом «Маслово» и ООО «Тверьлеском» договора подряда № 14/11/2017 от 14 ноября 2017 года, в том числе организацию такой деятельности в дальнейшем, до разработки проекта мелиорации земельного участка <данные изъяты> и до приведения в соответствие с требованиями Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство объектов мелиорации земель (РД-АПК 3.00.01.002-02) раздела 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проектной документации по культуртехнической мелиорации, разработанной обществом с ограниченной ответственностью «Тверьлеском» в 2017 году в отношении земельного участка <данные изъяты>, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером №.
В основании уточненного иска указал следующее.
1. Необходимость предварительно разработать проект мелиорации в отношении земельного участка <данные изъяты> являющегося предметом договора подряда на проведение работ по расчистке земель сельскохозяйственного назначения от древесно-кустарниковой растительности, мелколесья, деревьев, не входящих в лесной фонд, от 14 ноября 2017 года №14/11/2017, заключенного колхозом «Маслово» (заказчик) с ООО «Тверьлеском» (подрядчик) и неопределенного указанным договором, иными сопутствующими документами на местности, вызвана прямым требованием Федерального закона «О мелиорации земель» (статья 25), согласно которой мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями, и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные нормы и правила; порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
В соответствии с указанным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (пункт 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года №450) разработана Инструкция о порядке разработки проектной документации на строительство объектов мелиорации земель (РД-АПК 3.00.01.002-02), которой определено, что к объектам мелиорации земель относятся наравне с гидротехническими сооружениями земельные участки или массивы, на которых выполняются культуртехнические мелиорации.
При этом необходимо отметить, что техническим заданием к договору от 14 ноября 2017 года №14/11/2017 предусмотрено предоставление заказчиком подрядчику перед началом выполнения работ проекта мелиорации, а определенный перечень работ (расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, мелколесья, деревьев) согласуется с положениями статей 1, 5, 8 Федерального закона «О мелиорации земель», согласно которым мелиорация земель осуществляется, в том числе, в целях создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий. Для этого определен такой тип мелиорации как культуртехническая, которая, в свою очередь, подразделяется на виды, в том числе расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности. Указанное нашло свое отражение и в Инструкции о порядке разработки проектной документации на строительство объектов мелиорации земель (РД-АПК 3.00.01.002-02), которой предусмотрен такой вид культуртехнических работ как сведение леса и кустарника (пункт 5.5).
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, земле как природному объекту, а Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
2. Необходимость доработки в части природоохранного раздела разработанной ООО «Тверьлеском» проектной документации культуртехнической мелиорации в отношении земельного участка <данные изъяты> учитывая провозглашенную презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, вызвана ее несоответствием требованиям, предъявляемым к разработке такой документации. При этом необходимо отметить, что в соответствии с пояснительной запиской проекта, его разработка велась в 2017 году на основании Инструкции РД-АГЖ 3.00.01.002-02 (действует с 2002 года по настоящее время), СНиП 11-01-95 (отменен в 2003 году) и без учета требования пункта 2.9 Инструкции РД-АПК 3.00.01.002-02 о разработке природоохранных мероприятий с использованием «Пособия» к СНиП 11-01-95 (действует с 2000 года по настоящее время и имеет самостоятельный по отношению к СНиП 11-01- 95 статус).
Фактически в настоящее время ведутся работы по расчистке с нарушением установленного законом порядка, без принятия мер по охране земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду, что ведет к уничтожению естественных мест обитания животных, произрастания растений, создает угрозу причинения вреда другим компонентам окружающей среды и микроорганизмам.
Указанные мероприятия в нарушение требований пунктов Инструкции РД-АПК 3.00.01.002-02, а именно пункта 7.2.2 - по рациональному использованию и защите земельных ресурсов, пункта 7.3.2 - по охране поверхностных и подземных вод от истощения и загрязнения, пункта 7.4.2 - по охране растительности и животного мира, проектом не предусмотрены. Также не учтены требования «Пособия» к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной документации «Охрана окружающей среды», согласованного 30 марта 2000 года Управлением государственной экологической экспертизы Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды.
При этом в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, земле как природному объекту.
При осуществлении мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем (статья 43 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В целях соблюдения указанных требований земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, при составлении проекта в нарушение Инструкции РД-АПК 3.00.01.002-02 не проведен анализ и не дана характеристика намечаемой хозяйственной и иной деятельности с точки зрения воздействия ее на окружающую среду по результатам утвержденных обоснований инвестиций, не приведено и само обоснование инвестиций; не определены основные факторы и объекты воздействия на окружающую среду мелиорируемой и прилегающих территорий; не приведены рассмотренные вариантные проработки, исходя из условий минимизации воздействия на окружающую природную и социальную среду (в том числе по размещению объекта строительства, принятым инженерным и технологическим решениям (пункт 7.1);
не проработаны мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов (пункт 7.2): не проведен анализ и не дана характеристика почвенных условий (пункт 7.2.1) - не определены основные типы почв, их мощность, ареалы залегания, механический состав, а также свойства: агрофизические (состав и пористость агрегатов, плотность почвы, водопроницаемость), физико-химические (содержание токсичных солей, соды, щелочность; содержание обменного натрия и магния), биохимические (изменения запасов гумуса от исходного, содержание нитратов и т.д.), гидрохимические (глубина и минерализация грунтовых вод), наличие и степень ветровой и водной эрозии почв, плоскостного смыва, дефляции, слитизации, наличие и характер техногенных нарушений - отработанные карьеры, свалки и т.д.;
не проработаны мероприятия по охране растительности и животного мира (пункт 7.4): не проведен анализ и не дана характеристика современного состояния растительности и животного мира в границах объекта и зоны его воздействия (пункт 7.4.1) - кадастровая характеристика лесов, их площади и размещение, тип насаждений, состав пород, возраст, бонитет и т.д.; специально охраняемые леса - рекреационные, водоохранные и т.д.; санитарное состояние лесов; характер и размещение кустарниковой растительности; геоботаническая и хозяйственная характеристика естественных травянистых сообществ, их продуктивность, характеристика болот; данные о количестве и видах животных, места их обитания, наличие миграционных путей, заповедников, заказников; данные о наличии редких и исчезающих видов деревьев, растений и животных, в т.ч. занесенных в Красную книгу Российской Федерации (и Красную книгу субъекта (ов) Российской Федерации); не определены виды растительности (лес, кустарники, луга), подверженной негативным воздействиям (затопление и подтопление территории, загрязнение водной и воздушной среды и т.д.; площади поражений по видам растительности и характеру воздействий); виды и характер техногенных воздействий на животный мир (уничтожение лесов, кормовой базы, гнездовий, неблагоприятное состояние водных объектов и т.д.);
не исследована социальная среда и последствия намечаемой хозяйственной деятельности (пункт 7.6): не проанализированы социально-экономические условия проживания населения в современных условиях (пункт 7.6.1) - обеспеченность рабочими местами, жильем и объектами инфраструктуры; уровень доходности; сведения об инженерно-экологическом обеспечении объектов производственного, жилого и социально-бытового обслуживания населения; санитарно-гигиеническая обстановка в районе строительства: наличие заболеваемости населения, обусловленной экологической обстановкой; перечень источников загрязнения и загрязняющих веществ; наличие мероприятий по обеспечению экологической безопасности проживания населения.
Инструкция РД-АПК 3.00.01.002-02 (пункт 2.8) требует, чтобы в проектах (рабочих проектах) была осуществлена подробная разработка и детализация природоохранных мероприятий, что также отсутствует в рассматриваемом Проекте ООО «Тверьлеском».
В нарушение требований «Пособия» к СНиП 1-01-95 (п.8.6.1) проектом не определен комплекс природоохранных мероприятий, обеспечивающих компенсацию потерь от вырубки лесов, кустарников, трансформации лугов и пастбищ, а также потерь от деградации растительного и животного мира.
Наличие в проекте предусмотренных Инструкцией РД-АПК 3.00.01.002-02 Ц «Пособием» к СНиП 11-01-95 природоохранных мероприятий, компенсации от вреда, причиняемого окружающей среде любыми видами мелиоративных работ, а также предшествующего их разработке и определению анализа, является обязательным и не ставится в отсутствие леса на мелиорируемых территориях.
3. В дополнение к приведенным доводам необходимо отметить, что подверженный мелиорации земельный участок <данные изъяты> непосредственно граничит с землями лесфонда, покрытыми многолетними лесными насаждениями защитной категории, образующими единую экосистему с лесом, расположенным на данном участке сельхозназначения. А в проекте, как отмечено выше, не определены основные факторы и объекты воздействия на окружающую среду мелиорируемой и прилегающих территорий; не приведены рассмотренные вариантные проработки, исходя из условий минимизации воздействия на окружающую природную и социальную среду (в т.ч. по размещению объекта строительства, принятым инженерным и технологическим решениям (пункт 7.1 Инструкции РД-АПК 3.00.01.002-02).
При этом в соответствии с ОСТ 56-108-98 «Стандарт отрасли лесоводство. Термины и определения» лесом является целостная совокупность лесных древесных и иных растений, земли, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, находящихся во взаимосвязи внутренней и с внешней средой, а лесообразующие древесные породы - это древесные породы, способные образовывать в соответствующих им лесорастительных условиях сомкнутые древостой. Примечание - растения лесообразующих древесных пород являются основными составляющими лесной растительности.
Согласно решению сторон Киотского протокола к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата FССС/СР/2001/13/Аdd.1 лес - это территория площадью минимум 0,05 - 1,0 га с лесным древесным покровом (или эквивалентным уровнем накопления), при этом более 10-30% деревьев должны быть способны достигнуть минимальной высоты в 2-5 м в период созревания на местах. Лес может состоять либо из закрытых лесных формаций, в которых деревья различных ярусов и подлесок покрывают значительную долю земли, либо из открытых лесных формаций.
Более того, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 02 июня 2015года №12-П лес определяется как естественная экологическая система, то есть природный объект, созданный без вмешательства человека.
Указанные определения даны без привязки к категориям земель, на которых расположены леса, при этом Лесной кодекс Российской Федерации (статья 6) устанавливает, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, и устанавливает требования их использования в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
В соответствии с Государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования №7, выданного колхозу «Россия» (переименованному в последующем в колхоз «Маслово») на основании постановления главы Торжокского района от 23 ноября 1992 года №167-11, передан в бессрочное (постоянное) пользование, в том числе указанный спорный земельный участок <данные изъяты>, покрытый лесами, средний возраст которых составлял в тот период 65 лет.
Указанное выше согласуется с действовавшим в тот период законодательством, а именно Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных Республик, утвержденными Законом СССР от 17 июня 1977 года, леса в СССР являются государственной собственностью. Леса в СССР состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников, а также колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
Исходя из анализа приведенных норм, а также данных ГФД, участок <данные изъяты> покрыт колхозными лесами, предоставленными колхозу на праве постоянного (бессрочного) пользования, кроме того, сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)) на данной территории не имелось.
В судебном заседании прокурор Попович А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель третьего лица на стороне истца – Министерства лесного хозяйства Тверской области – Ананьев С.А. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – колхоза «Маслово» - Занегин Д.А. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что правовой статус спорного земельного участка – земли сельскохозяйственного назначения, и ответчик обязан в соответствии с законом не допускать их залесения. Для очистки земельного участка от растительности был разработан проект культуртехнической мелиорации, в котором учтено все необходимое. Доказательств того, что имеющиеся на земельном участке деревья и кустарники представляют собой сложившуюся экосистему, истец не представил, соответствующих исследований не проводилось.
Представитель соответчика – ООО «Тверьлеском», в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суд не уведомил, рассмотреть дело в отсутствие представителя Общества не просил.
Судебное извещение, направленное по месту государственной регистрации юридического лица, возвращено организацией почтовой связи с отметкой об истечении срока хранения.
Вместе с тем согласно части 5 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебное извещение, адресованное организации, направляется по месту ее нахождения.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 05 мая 2014 № 99-ФЗ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Установленные судом обстоятельства в логической взаимосвязи с приведенными выше правовыми нормами позволяют признать судебное извещение о месте и времени судебного разбирательства, направленное по месту регистрации ООО «Тверьлеском», полученным ответчиком.
Представитель третьего лица – администрации Торжокского района Тверской области – Советова О.П. в судебном заседании оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства не просил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Из представленных суду письменных пояснений следует, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду.
В силу положений статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами собственниками допускается свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; обеспечения охраны и защиты лесов; подразделения лесов на виды по целевому назначениями; становление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций (статья 1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 5 того же Кодекса предусмотрено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Из анализа указанных норм следует, что возникновение отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов как экологической системы имеет место не только в отношении лесов, которые находятся на землях лесного фонда, но и лесов (лесных насаждений), которые расположены на землях иных категорий, к которым относятся, в силу пункта 1 части 1 статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В силу статьи 42 Земельного Кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Право использования лесов как природного ресурса, расположенных на земельном участке у землепользователя, данная норма закона не предусматривает.
Представитель третьего лица – Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства не просил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Третьи лица Яковлева Н.Н. и Стариков В.В. в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, рассмотреть дело в их отсутствие не просили.
Судебные извещения, направленные по известным суду адресам места жительства третьих лиц, возвращены организацией почтовой связи с отметкой об истечении срока хранения, что свидетельствует об уклонении Яковлевой Н.Н. и Старикова В.В. от получения судебной корреспонденции по месту жительства.
Подобные обстоятельства суд расценивает как надлежащее извещение третьих лиц о месте и времени судебного разбирательства.
Третье лицо Калмыкова Т.Н., надлежаще извещенная о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не уведомила, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора Поповича А.В., представителя Министерства лесного хозяйства Тверской области Ананьева С.А., представителя колхоза «Маслово» Занегина Д.А., представителя администрации Торжокского района Тверской области Советову О.П., исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что 10 июля 1992 года колхозу «Маслово» (ранее колхоз «Россия») выдано свидетельство на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочного (постоянного) пользования землей №, согласно которому колхозу предоставлено <данные изъяты> земель, в том числе в коллективную совместную собственность <данные изъяты>, из них бесплатно <данные изъяты>, в бессрочное (постоянное) пользование <данные изъяты> (прочие земли), для ведения сельского хозяйства. Право постоянного (бессрочного) пользования землей у колхоза «Маслово» (ранее колхоз «Россия») в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не прекращено.
Данное обстоятельство подтверждается копией государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей (том 1 л.д. 12); копией экспликации земель, предоставляемых колхозу «Маслово» (ранее колхоз «Россия») (том 1 л.д. 13); копией чертежа границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании (том 1 л.д. 13 оборот - 14); копией свидетельства на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочного (постоянного) пользования землей (том 1 л.д. 15), копией землеустроительного дела по выдаче государственного акта на право собственности на землю, бессрочного пользования землей колхоза «Россия» Торжокского района Тверской области (том 2 л.д. 110-115).
Выделенный колхозу «Маслово» земельный массив расположен в кадастровом квартале с кадастровым номером №, имеет категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для ведения сельского хозяйства; адрес местоположения: <адрес> (том 2 л.д. 149-154).
В соответствии со статьей 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.
В связи с необходимостью культуртехнической мелиорации неиспользуемых земель 14 ноября 2017 года между колхозом «Маслово» (заказчик) и ООО «Тверьлеском» (подрядчик) был заключен договор подряда №14/11/17 на проведение работ по расчистке земель сельскохозяйственного назначения от древесно-кустарниковой растительности, мелколесья и деревьев, не входящих в лесной фонд, а также согласованы и подписаны: техническое задание на проведение работ по расчистке земель сельскохозяйственного назначения от древесно-кустарниковой растительности, мелколесья и деревьев, не входящих в лесной фонд от 14 ноября 2017 года (приложение №1 договора), соглашение о договорной цене на выполнение работ (приложение №3 договора) и график проведения работ (приложение №4 договора) (том 1 л.д. 17-20, 21, 22, 22 оборот).
Из указанных выше документов следует, что подрядчик обязался выполнить по заданию заказчика комплекс работ по расчистке земельного участка сельскохозяйственного назначения (поросший древесной кустарной растительностью, мелколесьем, деревьями) <данные изъяты>, расположенного <адрес>
С этой целью ООО «Тверьлеском» по заказу колхоза «Маслово» разработало проект культуртехнической мелиорации общей <данные изъяты> на земельных участках в границах КН №<адрес> (том 2 л.д. 2-72).
Обращаясь в суд с иском, прокурор ссылается на то, что работы по расчистке земельного участка ведутся с нарушением установленного законом порядка – в отношении земельного участка <данные изъяты> раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проектной документации по культуртехнической мелиорации, разработанной обществом с ограниченной ответственностью «Тверьлеском», не соответствует требованиям Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство объектов мелиорации земель (РД-АПК 3.00.01.002-02); в отношении земельного участка <данные изъяты> такой проект вообще отсутствует.
Обсуждая правомерность подобной позиции, суд принимает во внимание следующее.
Порядок проведения мелиорации земель на территории Российской Федерации установлен Главой VI ФЗ от 10 января 1996 года №4-ФЗ «О мелиорации земель».
Статьей 24 Федерального закона от 10 января 1996 года №4-ФЗ «О мелиорации земель» предусмотрено, что планирование мелиорации земель проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, в соответствии с федеральными и региональными (территориальными) программами в области мелиорации земель, а также по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков.
В федеральных и региональных (территориальных) программах в области мелиорации земель предусматриваются приоритеты определенных видов мелиорации земель в зависимости от природно-климатических особенностей соответствующих территорий и нужд сельского хозяйства.
При планировании мелиорации земель по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков виды и масштабы применения мелиорации земель определяются на основе стандартов, норм и правил.
Работы по расчистке земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, в силу положений статей 2 и 8 Федерального закона от 10 января 1996 года №4-ФЗ «О мелиорации земель», являются культуртехнической мелиорацией земель.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10 января 1996 года №4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила.
Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
Аналогичные требования указаны в пункте 3 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации. Так собственник земельного участка имеет право проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
Положениями статьи 56 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривается, что при нарушении требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности такая деятельность может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как установлено судом и не оспаривается ответной стороной, в отношении земельного участка <данные изъяты> вошедшего в состав земель, предоставленных ООО «Тверьлеском» по договору подряда № 14/11/2017 от 14 ноября 2017 года для проведения культуртехнической мелиорации, требуемый законом проект мелиорации у ответчика отсутствует.
В этой связи требование прокурора прекратить культуртехническую мелиорацию названного участка до разработки соответствующего проекта является обоснованным.
Анализ представленной суду проектной документации по культуртехнической мелиорации, разработанной обществом с ограниченной ответственностью «Тверьлеском» в отношении земельного участка <данные изъяты> позволяет прийти к выводу о том, что раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» не соответствует требованиям Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство объектов мелиорации земель (РД-АПК 3.00.01.002-02).
Так, указанный раздел содержит перечень природоохранных мероприятий в отношении земельных ресурсов, воздушного бассейна и общую оценку воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.
Вместе с тем не проработаны самостоятельно мероприятия по охране растительности и животного мира (пункт 7.4 Инструкции).
При этом, если характеристика лесов, тип насаждений, состав пород, санитарное состояние лесов; характер и размещение кустарниковой растительности; геоботаническая и хозяйственная характеристика естественных травянистых сообществ и другие характеристики растительности приведены в иных разделах проекта, то данные о количестве и видах животных, местах их обитания, наличии миграционных путей, заповедников, заказников; данные о наличии редких и исчезающих видов деревьев, растений и животных, в т.ч. занесенных в Красную книгу Российской Федерации (и Красную книгу субъекта (ов) Российской Федерации); виды и характер техногенных воздействий на животный мир (уничтожение лесов, кормовой базы, гнездовий и т.д.) в проекте отсутствуют.
Кроме того, не дана оценка основным факторам возможных негативных воздействий строительства и эксплуатации объекта на животный мир.
Обоснование, по которому разработчики проекта не включили в него мероприятия по охране животного мира, в проектной документации не приведено.
Таким образом, в этой части проект культуртехнической мелиорации требует приведения в соответствие с пунктами 7.4.1, 7.4.2 Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство объектов мелиорации земель (РД-АПК 3.00.01.002-02)
В остальной части ссылки прокурора на несоответствие проектной документации требованиям пунктов 7.1, 7.2, 7.4, 7.6 Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство объектов мелиорации земель (РД-АПК 3.00.01.002-02) подтверждения не нашли, ибо соответствующие положения изложены в иных разделах проекта, на что указано и в пояснительной записке.
При этом суд принимает во внимание, что названная Инструкция определяет основные требования к разработке, согласованию, утверждению и составу проектной документации на новое строительство, реконструкцию и восстановление, техническое перевооружение объектов мелиорации земель, и не содержит императивных требований. Состав проектной документации, ее содержание определяются исходя из конкретных характеристик территории мелиорации и планируемой хозяйственной деятельности.
Сформулированный прокурором предмет иска позволяет прийти к выводу о наличии оснований для полного удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Торжокского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать колхоз «Маслово» и общество с ограниченной ответственностью «Тверьлеском» прекратить культуртехническую мелиорацию (расчистку от древесно-кустарниковой растительности, мелколесья, деревьев) земельных участков сельскохозяйственного назначения общей <данные изъяты> расположенных по адресу: <адрес> проводимых в рамках заключенного между колхозом «Маслово» и обществом с ограниченной ответственностью «Тверьлеском» договора подряда № 14/11/2017 от 14 ноября 2017 года, в том числе организацию такой деятельности в дальнейшем, до разработки проекта мелиорации земельного участка <данные изъяты> и до приведения в соответствие с требованиями Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство объектов мелиорации земель (РД-АПК 3.00.01.002-02) раздела 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проектной документации по культуртехнической мелиорации, разработанной обществом с ограниченной ответственностью «Тверьлеском» в 2017 году в отношении земельного участка площадью 3 га, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 69:33:0000016 в соответствии с каталогом координат:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья О.Ю. Голубева