Шовгеновский районный суд Республики Адыгея
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Шовгеновский районный суд Республики Адыгея — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
К делу № 2-73/ 2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«22» марта 2011 года а. Хакуринохабль
Шовгеновский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего, судьи Дударевой М. М.,
при секретаре Аташуковой Д.Б.,
с участием прокурора Шовгеновского района Калюжного В.В.,
заинтересованного лица – представителя администрации МО «Шовгеновский район» ФИО1 на основании доверенности от 11.03.2011 г. ....
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шовгеновского района, в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным противоречащим ст.2 и 3 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», нарушающим права неопределенного круга лиц, граждан на жизнь и благоприятную окружающую среду, предусмотренные ч. 1 ст. 20 и ч.1 ст.42 Конституции РФ, бездействия администрации муниципального образования «Шовгеновский район» в части непринятия мер к надлежащей инвентаризации полезащитных лесополос и земельных участков под ними на территории Шовгеновского района и четкому определению их количественного и качественного состояния, по не определению порядка осуществления в данных лесополосах лесохозяйственных работ в целях обеспечения их текущей сохранности, а также к длительному непринятию мер по инициированию перед органами государственной власти Республики Адыгея процедуры разграничения права государственной собственности на указанные земельные участки и обязании главы администрации МО «Шовгеновский район» провести совместно с заинтересованными органами повторную инвентаризацию земельных участков под полезащитными лесополосами на территории Шовгеновского района, в рамках которой уточнить их количественный и качественный состав (площадь, состав древостоя, рядность, состояние), составить схемы земельных участков, занятых лесополосами в срок до 01.07.2011 г.; утвердить порядок осуществления в полезащитных лесополосах на территории Шовгеновского района лесохозяйственных работ в целях обеспечения их текущей сохранности и поддержания функционального состояния в срок до 01.06.2011 г.; принять меры по инициированию в установленном порядке перед органами государственной власти Республики Адыгея процедуры разграничения права государственной собственности на земельные участки, занятые полезащитными лесополосами на территории Шовгеновского района в срок до 01.07.2011 г.,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шовгеновского района, в интересах неопределенного круга лиц (далее по тексту прокурор) обратился в суд с заявлениями о признании бездействия глав администраций муниципальных образований: МО «Дукмасовское сельское поселение», МО «Заревское сельское поселение», МО «Хакуринохабльское сельское поселение», МО «Мамхегское сельское поселение», МО «Джерокайское сельское поселение», МО «Хатажукайское сельское поселение» в части непринятия мер к постановке на учет бесхозяйных земельных участков, занятых полезащитными насаждениями, расположенных на территории указанных сельских поселений и обязании глав этих администраций обратиться в регистрационные органы с заявлением о постановке на учет земельных участков, занятых полезащитными насаждениями в качестве бесхозяйных. При этом прокурор руководствовался положениями ст. 84 Лесного кодекса РФ, а также абз.32 п.1 ст.14,п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ.
На стадии подготовки дела к судебному разбирательству, прокурор привлек в качестве надлежащего заинтересованного лица администрацию МО «Шовгеновский район», изменил и дополнил заявленные требования, исходя из того, что земли, на которых расположены полезащитные насаждения, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, находятся в распоряжении администрации МО «Шовгеновский район», однако являются бесхозяйными, в связи с чем, просил, признать незаконным бездействие данной администрации в части непринятия мер к постановке на учет вышеуказанных бесхозяйных земельных участков, и обязать администрацию МО «Шовгеновский район» обратиться с заявлением в регистрационные органы с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных земельных участков, занятых полезащитными насаждениями, расположенных на территории Шовгеновского района Республики Адыгея.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству суд своим определением объединил вышеуказанные дела в одно производство.
В последующем, прокурор вновь изменил и дополнил, заявленные требования, а в ходе судебного разбирательства, уточнил их, и предоставил суду заявление в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным противоречащим ст.2 и 3 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», нарушающим права неопределенного круга лиц, граждан на жизнь и благоприятную окружающую среду, предусмотренные ч. 1 ст. 20 и ч.1 ст.42 Конституции РФ, бездействия администрации муниципального образования «Шовгеновский район» в части непринятия мер к надлежащей инвентаризации полезащитных лесополос и земельных участков под ними на территории Шовгеновского района и четкому определению их количественного и качественного состояния, по не определению порядка осуществления в данных лесополосах лесохозяйственных работ в целях обеспечения их текущей сохранности, а также к длительному непринятию мер по инициированию перед органами государственной власти Республики Адыгея процедуры разграничения права государственной собственности на указанные земельные участки и обязании главы администрации МО «Шовгеновский район» провести совместно с заинтересованными органами повторную инвентаризацию земельных участков под полезащитными лесополосами на территории Шовгеновского района, в рамках которой уточнить их количественный и качественный состав (площадь, состав древостоя, рядность, состояние), составить схемы земельных участков, занятых лесополосами в срок до 01.07.2011 г.; утвердить порядок осуществления в полезащитных лесополосах на территории Шовгеновского района лесохозяйственных работ в целях обеспечения их текущей сохранности и поддержания функционального состояния в срок до 01.06.2011 г.; принять меры по инициированию в установленном порядке перед органами государственной власти Республики Адыгея процедуры разграничения права государственной собственности на земельные участки, занятые полезащитными лесополосами на территории Шовгеновского района в срок до 01.07.2011 г..
Свои требования прокурор обосновывает тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения на территории Шовгеновского района лесного законодательства, в ходе которой установлено, что администрацией муниципального образования «Шовгеновский район» Республики Адыгея не предпринимается никаких мер к надлежащей инвентаризации полезащитных лесополос и земельных участков под ними, расположенных на территории Шовгеновского района и четкому определению их количественного и качественного состояния, не определяется порядок осуществления в данных лесополосах лесохозяйственных работ в целях обеспечения их текущей сохранности, а также, длительное время не принимаются меры по инициированию перед органами государственной власти Республики Адыгея процедуры разграничения права государственной собственности на указанные земельные участки. Поскольку полезащитные лесополосы находятся, на землях сельскохозяйственного назначения, то в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ и принятых в его реализацию федеральных и республиканских нормативно-правовых актов, вопросами, связанными с оборотом земель сельскохозяйственного назначения должны заниматься органы местного самоуправления на уровне МО «Шовгеновский район». В соответствии с ч.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. При этом, земельные участки под полезащитными полосами, также как и сами лесополосы передавались в свое время сельскохозяйственным предприятиям района на праве постоянного бессрочного пользования и относились также к государственной собственности. Поскольку после банкротства сельхозпредприятий, в ведении которых находились полезащитные лесополосы, и ликвидации системы сельских лесхозов, указанные лесополосы не были кому-либо переданы на баланс, а при разграничении государственной собственности в отношении них не был определен вид собственности, то, по мнению прокурора, их статус остался неизменным, и они являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с п.10 ст.3 Федерального Закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Согласно ст. 7 ФЗ «О мелиорации земель» от 10.01.1996 года №4-ФЗ агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. К этому типу мелиораций земель относятся следующие виды мелиорации земель: противоэрозионная – защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях; полезащитная – защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения; пастбищезащитная - предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений. Таким образом, по мнению прокурора, полезащитные лесополосы выполняют определенные защитные функции, влияют на плодородие земель и одновременно являются источником пожарной опасности. Однако, с момента возникновения неопределенности правового статуса полезащитных лесных полос администрацией МО «Шовгеновского района» в 2007 году была проведена только инвентаризация данных лесных полос, после чего никаких действий в отношении указанных лесополос в соответствии с требованиями п. 10 ст. 3 ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса РФ» предпринято не было. В то же время, проведенная инвентаризация показала значительное расхождение размеров земельных участков занятых полезащитными лесополосами (333,75 га – по инвентаризации, против 415 га – по сведениям регистрирующего органа), при том, что земельные участки под лесополосами в период с 2007 года не меняли своего правового статуса. Однако, дальнейших действий по уточнению данного расхождения, с целью недопущения нарушения разрешенного вида использования земель под лесополосами, администрацией МО «Шовгеновский район» принято не было, что создает угрозу распашке ослабленных лесополос и, следовательно, нарушение своих защитных функций. Вместе с тем, исходя из статуса указанных земельных участков, занятых лесополосами, они требуют периодического ухода и не могут быть поставлены в зависимость от того в чьем распоряжении они находятся. Наряду с этим, администрацией МО «Шовгеновский район» на протяжении длительного времени не предпринято, в соответствии со ст. 3.1 Федерального Закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ, никаких мер к инициированию мероприятий по разграничению права собственности на указанные земельные участки с органами государственной власти Республики Адыгея, при том, что при выделении земель сельскохозяйственного назначения, полезащитные лесополосы никому из арендаторов на обслуживание не передавались, мер к их постепенному межеванию и постановке на земельный кадастровый учет не предпринимались
В ходе судебного разбирательства прокурор Шовгеновского района заявленные требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным основаниям, указав, что бездействие администрации МО «Шовгеновский район» противоречит ст.2 и 3 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и нарушает права неопределенного круга лиц, граждан на жизнь и благоприятную окружающую среду, предусмотренные ч. 1 ст. 20 и ч.1 ст.42 Конституции РФ. Кроме того, он пояснил, что прокуратуре Шовгеновского района стало известно о вышеуказанном бездействии администрации МО «Шовгеновский район» в ходе проверки соблюдения на территории Шовгеновского района лесного законодательства, когда на запрос прокурора, глава администрации 01.02.2011 года вх. №140 предоставил ответ о состоянии полезащитных лесополос расположенных на территории Шовгеновского района,
поэтому он обратился в суд в сроки, установленные ст. 256 ГПК РФ на обжалование бездействия вышеуказанной администрации.
В судебном заседании представитель администрации МО «Шовгеновский район», .. ФИО1, последние требования прокурора признал, не возражал против их удовлетворения и пояснил, что земли, на которых расположены полезащитные лесополосы, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, и поскольку на данный момент, нет документов, подтверждающих, что эта земля находится в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, то в соответствии со ст.214 ГК РФ, она является государственной. Учитывая то, что до настоящего времени не произведено разграничение государственной собственности на указанные земельные участки, эти земли по смыслу абз.2 п.10 ст.3 Федерального Закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ, находятся в распоряжении МО «Шовгеновский район», но не являются собственностью данного муниципального образования. В целях сохранения земель занятых лесными насаждениями, в составе земель сельскохозяйственного назначения, глава администрации Шовгеновского района в 2007 году создал комиссию, которая провела инвентаризацию полезащитных лесных полос, расположенных на территории данного муниципального образования и установила, что общая площадь лесополос в составе земель сельхозназначения составляет 333,95 га. На основании распоряжения премьер министра Республики Адыгея №510-р от 14.12.2010 года в 2010 году они вновь, по своей инициативе, провели инвентаризацию лесополос, находящихся на территории МО «Шовгеновский район» на землях сельхозназначения, с указанием площадей лесополос древесного состава, возраста и рядности. В результате установили, что площадь, которую занимают лесополосы, составляет 333,76 га. Площади каждого земельного участка ими не уточнялись, в данных инвентаризации были указаны в этой части, сведения, полученные от государственного учреждения «Адыгейский лесхоз», в ведении которого находились полезащитные лесополосы до 2007 года. При проведении данной инвентаризации было выявлено, что часть насаждений были самовольно вырублены, что из них часть подверглась пожарам, лесополосы неухоженные. Ни власти субъекта Федерации, ни власти РФ не выделяли денежные средства на поддержание и содержание указанных лесополос, однако, учитывая то, что в районном бюджете недостаточно денежных средств, без их помощи, невозможно обойтись, поэтому администрация района так ничего и не предприняла, но главой администрации района неоднократно поднимался на совещаниях кабинета министра Республики Адыгея и Государственного совета ФИО2 и его предложения были направлены в кабинет министров РА письмо №1295 от 07.10.2010 года и письмо №850 от 25.08.2010 года о необходимости принятия закона «О сохранности и воспроизводства защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения», закрепляющий эти полномочия за Республикой Адыгеей. Это письмо было перенаправлено министру сельского хозяйства РА. Однако, министерство сельского хозяйства РА, посчитав земельные участки под лесополосами бесхозяйными, не поддержало инициативы по разработке указанного законопроекта. Кроме того, по его мнению, в соответствии с ч. 4 ст. 34 ЗК РФ земельные участки ставятся на кадастровый учет по мере вовлечения их в оборот, и, как правило, за счет претендентов на получение данных земельных участков, поэтому в обязанности администрации МО «Шовгеновский район» не входит проведение работ по уточнению границ и постановке на кадастровый учет всех земельных участков, государственная собственность на которые не разграничены. Кроме того, представитель администрации просил, в случае удовлетворения заявленных требований прокурора, с учетом объема работ, которые необходимо провести: времени для проведения обследования и обмеров названных земельных участков, с привлечением специалистов, составления схем, только после этого они могут обратиться в органы власти субъекта федерации, предоставить им срок исполнения решения суда до 01.09.2011 г.
Представители администрации МО «Шовгеновский район», .. ФИО3 и .. ФИО4, своевременно извещенные судом о времени и месте проведения судебного разбирательства не явились в зал суда и не известили суд о причинах неявки, в связи с чем, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, посчитал возможным, рассмотреть дело в отсутствие указанных представителей администрации.
В ходе рассмотрения данного гражданского дела, на предыдущих судебных заседаниях, представитель администрации, .. МО «Шовгеновский район» ФИО4 пояснял, что полезащитные лесополосы расположенные на сельскохозяйственных землях на территории Шовгеновского района нуждаются в уходе в противном случае это влечет за собой нарушение защитных функций указанных лесополос, основным назначением которых является- защита сельскохозяйственных культур от засух, суховеев и метелевых ветров, защита почвы от ветровой эрозии, снегозадержание и снегораспределение, повышение урожайности.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд находит требования заявленные прокурором Шовгеновского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Данное гражданское дело подлежит рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, как по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с ч. 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципального образования.
Как усматривается из ответа на запрос прокуратуры района глава администрации 01.02.2011 года вх. №140 предоставил сведения о состоянии полезащитных лесополос расположенных на территории Шовгеновского района, из которого следовало, что органами государственной власти не проведена процедура разграничения права государственной собственности на земельные участки занятыми полезащитными лесополосами на территории Шовгеновского района. Администрация района не принимает достаточных мер к надлежащей инвентаризации земельных участков с полезащитными лесополосами, в целях обеспечения их текущей сохранности, что приводит к их частичному уничтожению: самовольной вырубке, пожарам (л. д. 6-7).
Таким образом, суд считает, что заявление прокурора подано в установленный ст.256 ГПК РФ срок, и подлежит рассмотрению в Шовгеновском районном суде.
Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Оспариваемое прокурором бездействие затрагивает интересы неопределенного круга лиц, которые проживают в Шовгеновском районе и имеют право на жизнь и благоприятную окружающую среду, предусмотренные ч. 1 ст. 20 и ч.1 ст.42 Конституции РФ и обеспечение пожарной безопасности.
Исходя из существа заявленного прокурором требования, следует, что предметом рассмотрения данного гражданского дела является законность и обоснованность действий (бездействия) администрации МО «Шовгеновский район», Республики Адыгея.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 и ч.1 ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и благоприятную окружающую среду.
В ст. 2 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» указано, что законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Согласно ст.3 этого Закона, одним из основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 21 ч. 1 статьи 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации», в целях разграничения государственной собственности на землю, определена собственность на земельные участки: федеральная, субъектов Российской Федерации, поселений, городских округов, муниципальных районов, право собственности на которые должно быть зарегистрировано. Таким образом, для указанных в данной статье лиц возникли основания для регистрации права собственности на эти земельные участки.
Согласно п. 10 ст.3 названного Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ, распоряжение земельными участками, указанными в ст.3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после регистрации права собственности на них, если Федеральными законами не предусмотрено иное. В абз. 2 данного пункта указано, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Как усматривается из ч.2 ст.214 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
По смыслу ст.ст. 77,78 Земельного кодекса РФ, в состав земель сельскохозяйственного назначения входят, в том числе, лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, у муниципального образования «Шовгеновский район» отсутствует право собственности на земли сельскохозяйственного назначения, на которых расположены полезащитные лесополосы, эти земли находятся лишь в распоряжении данного муниципального образования, как земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Более того эти земли не находились в собственности юридических лиц, граждан и муниципальных образований, и никто от этой собственности в установленном законом порядке не отказывался. Учитывая назначение сельскохозяйственных земель и функции, расположенных на них лесных насаждений, по мнению суда, к возникшим правоотношениям не применим п.1.1. ст.19 Земельного кодекса РФ, поскольку в нем идет речь о земельных участках, собственник от которых отказался и прекращение права собственности зарегистрировано органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с суждениями прокурора и представителя администрации МО «Шовгеновский район» ФИО1 в той части, что земельные участки, на которых расположены полезащитные лесополосы, входящие в состав земель сельскохозяйственного назначения на территории Шовгеновского района Республики Адыгея, на которые отсутствует государственная регистрация права собственности, и государственная собственность на которые на данный момент не разграничена, в соответствии с ч. 2 ст. 214 ГК РФ является государственной собственностью, следовательно, эти земельные участки не являются бесхозяйными, они находятся в соответствии с абз.2 п. 10 ст. 3 Федерального Закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ, лишь в распоряжении МО «Шовгеновский район», но не являются собственностью данного муниципального образования. Суд считает, что речь идет о земельных участках государственная собственность на которые не разграничена.
В ходе судебного разбирательства установлено, что отсутствуют бесспорные сведения о площади сельскохозяйственных земель, занимаемых полезащитными лесными насаждениями. Согласно актам инвентаризации полезащитных полос в МО «Шовгеновский район», проведенной 29.10.2007 г. площадь полезащитных полос, расположенных на территории МО «Шовгеновский район» составляет 333, 95 га (л.д. 8-11), а инвентаризация, проведенная в 2010 г., установила, что эта площадь составляет 333, 76 га (л.д. 13-19). Согласно официальным сведениям, предоставленным ФИО5 заместителем начальника Кошехабльского и Шовгеновского отдела управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея, ежегодно ими составляется годовой статистический отчет по землепользованию, согласно которому площадь сельскохозяйственных земель, занятых полезащитными лесополосами составляет 415 га (л.д. 20-21). Из сообщения .. ГУП РА «Шовгеновский ДРСУ» ФИО6 от 17.03.2011 г. №9, приобщенного к материалам дела в ходе судебного разбирательства, следует, что все автомобильные дороги, по которым ГУП РА «Шовгеновский ДРСУ» осуществляет ремонт и содержание, находятся на балансе УАД РА «Адыгеяавтодор», они осуществляют обслуживание этих дорог на основании контрактов. В 2007 г. производилась вырубка деревьев в полосе отвода ряда дорог. Вырубка осуществлялась в целях обеспечения условий движения и на основании акта лесопатологического обследования и по заключению комиссии.
Обстоятельства, установленные судом, также подтверждаются показаниями свидетеля Х заместителя начальника Кошехабльского и Шовгеновского отдела управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея, который пояснил, что ежегодно ими составляется годовой статистический отчет по землепользованию, согласно которому площадь сельскохозяйственных земель, занятых полезащитными лесополосами составляет 415 га. Эти сведения утверждаются ежегодно главой администрации МО «Шовгеновский район». Откуда эта цифра взята и из чего она складывается, он суду пояснить не мог, поскольку у них эти сведения отсутствуют, но ему известно, что с 1998 г. по настоящее время никаких работ по уточнению указанных площадей не проводилось. При этом из его показаний, следует, что их служба не располагает данными о переводе указанных земель сельхозназначения в иную категорию земель. Ранее на территории Шовгеновского района было оперативное управление лесхоза «Степной», который осуществлял рубку и уход за лесополосами, находящимися в ведении сельскохозяйственных предприятий района. Однако данное управление более не существует и с конца 2007 г. официальные органы указанными защитными лесополосами не занимаются, а сельскохозяйственные предприятия в ведении которых они находились, уже не существуют. Также он пояснил, что, при выдачи ими сведений по землям сельхозназначения, государственная собственность на которые не разграничена, они в документах указывают, что эта земля является государственной.
Из вышеуказанных актов инвентаризации составленной администрацией МО «Шовгеновский район», следует, что обнаружены многочисленные нарушения Правил пожарной безопасности при выжигании стерни и других пожневных остатков после уборки сельскохозяйственных культур, имело место неосторожное обращение с огнем граждан. Часть лесополос выгорела полностью. Также обнаружены, самовольные рубки акаций. Все порубочные остатки после самовольных рубок в данных лесополосах оставлены на месте и остались не зачищенными (л.д.6-7).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией муниципального образования «Шовгеновский район» Республики Адыгея не предпринимается никаких мер к надлежащей инвентаризации полезащитных лесополос и земельных участков под ними, расположенных на территории Шовгеновского района и четкому определению их количественного и качественного состояния, не определяется порядок осуществления в данных лесополосах лесохозяйственных работ в целях обеспечения их текущей сохранности, не допущению пожаров и самовольной вырубки деревьев. В то время, как полезащитные лесополосы расположенные на сельскохозяйственных землях на территории Шовгеновского района нуждаются в уходе в противном случае это влечет за собой нарушение защитных функций указанных лесополос, основным назначением которых является - защита сельскохозяйственных культур от засух, суховеев и метелевых ветров, защита почвы от ветровой эрозии, снегозадержание и снегораспределение, повышение урожайности. Нарушение этих функций представляет потенциальную угрозу жителям близлежащих аулов и сел, так как полезащитные лесополосы повышает экологическую устойчивость территории и обеспечивает улучшение жизни сельского населения, а нахождение их в состоянии, когда за указанными земельными участками никто не ухаживает, и не следит за противопожарной безопасностью на этой территории, создает предпосылки к их уничтожению, чем нарушает интересы неопределенного круга лиц, нарушая право на жизнь и благоприятную окружающую среду, установленные ч. 1 ст. 20 и ч.1 ст.42 Конституции РФ.
Согласно ст. 7 ФЗ «О мелиорации земель» от 10.01.1996 года №4-ФЗ агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. К этому типу мелиораций земель относятся следующие виды мелиорации земель: противоэрозионная – защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях; полезащитная – защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения; пастбищезащитная - предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений
По смыслу ст. 17 Федерального закона от 10.01.1996 г. №4-ФЗ «О мелиорации земель», Правительство РФ определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области мелиорации: это специально уполномоченный федеральный орган управления сельских хозяйством и его территориальные органы; а специально уполномоченный федеральный орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы, осуществляют деятельность в области агролесомелиорации.
В соответствии со ст. 67 Земельного кодекса РФ, может проводиться локальный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, задачами которого являются, в том числе своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов. Однако, вопреки указанным требованиям, администрация МО «Шовгеновский район» не провела совместно с заинтересованными органами повторную инвентаризацию земельных участков под полезащитными лесополосами на территории Шовгеновского района, в целях уточнения их количественного и качественного состава (площадь, состав древостоя, рядность, состояние), а также не было составлено схемы земельных участков, занятых лесополосами.
Вместе с тем, исходя из статуса указанных земельных участков, занятых лесополосами, учитывая то, что они требуют периодического ухода и не могут быть поставлены в зависимость от того, в чьем распоряжении они находятся. Наряду с этим, администрацией МО «Шовгеновский район» на протяжении длительного времени не предпринято, в соответствии со ст. 3.1 Федерального Закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ, никаких мер к инициированию мероприятий по разграничению права собственности на указанные земельные участки с органами государственной власти Республики Адыгея, в целях определения органа, который должен заниматься уходом за земельными участками, входящими в состав земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены полезащитные лесополосы.
Действия администрации, заключающиеся в том, что глава администрации района неоднократно поднимал этот вопрос на совещаниях кабинета министров Республики Адыгея и Государственного совета ФИО2 и его предложения были направлены в кабинет министров РА письмо №1295 от 07.10.2010 года и письмо №850 от 25.08.2010 года о необходимости принятия закона «О сохранности и воспроизводства защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения», являются явно недостаточными для решения данного вопроса.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства, из представленных суду письменных доказательств, объяснений представителя администрации МО «Шовгеновский район» и прокурора, участвующего по делу, установлено, что бездействие администрации муниципального образования «Шовгеновский район» в части непринятия мер к надлежащей инвентаризации полезащитных лесополос и земельных участков под ними на территории Шовгеновского района и четкому определению их количественного и качественного состояния, по не определению порядка осуществления в данных лесополосах лесохозяйственных работ в целях обеспечения их текущей сохранности, а также к длительному непринятию мер по инициированию перед органами государственной власти Республики Адыгея процедуры разграничения права государственной собственности на указанные земельные участки, является незаконным противоречащим ст.2 и 3 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», нарушает права неопределенного круга лиц, граждан на жизнь и благоприятную окружающую среду, предусмотренные ч. 1 ст. 20 и ч.1 ст.42 Конституции РФ.
Вышеизложенные данные подтверждают обоснованность приведенных доводов прокурора.
В силу статьи 249 ГПК РФ бремя доказывания по делам, рассматриваемым судом в порядке дел возникающих их публичных правоотношений, лежит на органе, чьи действия (бездействие) оспариваются.
Суд считает, что достаточных, допустимых и бесспорных доказательств о том, что не нарушаются права жителей Шовгеновского района на жизнь и благоприятную окружающую среду, представителем администрации, не было предоставлено.
При таких обстоятельствах, требования прокурора Шовгеновского района, в интересах неопределенного круга лиц, суд считает обоснованным, и полагает необходимым, признать незаконным, противоречащим ст.2 и 3 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», нарушающим права неопределенного круга лиц, граждан на жизнь и благоприятную окружающую среду, предусмотренные ч. 1 ст. 20 и ч.1 ст.42 Конституции РФ, бездействия администрации муниципального образования «Шовгеновский район» в части непринятия мер к надлежащей инвентаризации полезащитных лесополос и земельных участков под ними на территории Шовгеновского района и четкому определению их количественного и качественного состояния, по не определению порядка осуществления в данных лесополосах лесохозяйственных работ в целях обеспечения их текущей сохранности, а также к длительному непринятию мер по инициированию перед органами государственной власти Республики Адыгея процедуры разграничения права государственной собственности на указанные земельные участки, и полагает необходимым, обязать главу администрации МО «Шовгеновский район» провести совместно с заинтересованными органами повторную инвентаризацию земельных участков под полезащитными лесополосами на территории Шовгеновского района, в рамках которой уточнить их количественный и качественный состав (площадь, состав древостоя, рядность, состояние), составить схемы земельных участков, занятых лесополосами; утвердить порядок осуществления в полезащитных лесополосах на территории Шовгеновского района лесохозяйственных работ в целях обеспечения их текущей сохранности и поддержания функционального состояния; принять меры по инициированию в установленном порядке перед органами государственной власти Республики Адыгея процедуры разграничения права государственной собственности на земельные участки, занятые полезащитными лесополосами на территории Шовгеновского района. Суд, принимая во внимание, объем работ, который необходимо провести администрации района, полагает разумным и достаточным предоставить срок для исполнения указанных действий до 01.09.2011 г., при этом суд учитывает мнение прокурора, не возражавшего против установления такого срока исполнения решения суда.
В соответствии с ч.2 и 3 ст. 258 ГПК РФ суд полагает необходимым направить копию решения по данному делу в течение трех дней со дня вступления его в законную силу главе администрации Муниципального образования «Шовгеновский район» для устранения допущенного нарушения закона, а также обязать главу администрации сообщить Шовгеновскому районному суду об исполнении данного решения не позднее 02.09.2011 г.
На основании изложенного, руководствуясь 258 ГПК РФ, ст. ст. 194- 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать заявление прокурора Шовгеновского района обоснованным.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Шовгеновский район»Республики Адыгея незаконным, противоречащим ст.2 и 3 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», нарушающим права неопределенного круга лиц, граждан на жизнь и благоприятную окружающую среду, предусмотренные ч. 1 ст. 20 и ч.1 ст.42 Конституции РФ, в части непринятия мер к надлежащей инвентаризации полезащитных лесополос и земельных участков под ними на территории Шовгеновского района и четкому определению их количественного и качественного состояния, по не определению порядка осуществления в данных лесополосах лесохозяйственных работ в целях обеспечения их текущей сохранности, а также к длительному непринятию мер по инициированию перед органами государственной власти Республики Адыгея процедуры разграничения права государственной собственности на указанные земельные участки.
Обязать главу администрации МО «Шовгеновский район» провести совместно с заинтересованными органами повторную инвентаризацию земельных участков под полезащитными лесополосами на территории Шовгеновского района, в рамках которой уточнить их количественный и качественный состав (площадь, состав древостоя, рядность, состояние), составить схемы земельных участков, занятых лесополосами в срок до 01.09.2011 г.;
утвердить порядок осуществления в полезащитных лесополосах на территории Шовгеновского района лесохозяйственных работ в целях обеспечения их текущей сохранности и поддержания функционального состояния в срок до 01.09.2011 г.;
принять меры по инициированию в установленном порядке перед органами государственной власти Республики Адыгея процедуры разграничения права государственной собственности на земельные участки, занятые полезащитными лесополосами на территории Шовгеновского района в срок до 01.09.2011г.
Направить копию настоящего решения в течение трех дней со дня вступления его в законную силу главе администрации муниципального образования «Шовгеновский район» Республики Адыгея для устранения допущенного нарушения закона, то есть для его исполнения.
Обязать главу администрации Муниципального образования «Шовгеновский район» сообщить Шовгеновскому районному суду об исполнении данного решения не позднее 02.09.2011 г.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Шовгеновский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 25.03.2011 г.
Судья Шовгеновского
районного суда М. М. Дударева