ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-73 от 31.12.9999 Горно-алтайского городского суда (Республика Алтай)

                                                                                    Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2- 73/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего Сапуновой М.Г.,

при секретаре Киндиковой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай в интересах неопределенного круга лиц к ООО «» о признании противоправными действий по включению в договор условий ущемляющих права потребителей, включению в платежный документ потребителям коммунальных услуг отдельной строкой начислений электроэнергии вне жилых помещений и применению неправильного расчета, включению в платежный документ отдельной строкой начислений за сбор и вывоз жидких бытовых отходов и неправильному применению расчета, прекращении указанных действий,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай обратилось в суд с иском в отношении неопределенного круга лиц к ООО «» с требованиями о признании противоправными действий по включению в договора управления многоквартирным домом, действующие в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, условий ущемляющих права потребителей: об обязанности управляющей компании рассматривать обоснованные жалобы Собственника в течение 30 дней, о произведении оплаты за услуги по сбору и вывозу бытовых отходов по количеству пользователей этих услуг, о предъявлении собственником претензии (жалобы) в течение одного месяца от даты, когда он узнал о нарушении своих прав; по включению в платежный документ, выставляемый ответчиком потребителям коммунальных услуг, отдельной строкой начислений электроэнергии вне жилых помещений и применению для расчета указанных начислений формулы для определения размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение и энергоснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета; по включению в платежный документ отдельной строкой начислений за сбор и вывоз жидких бытовых отходов и применению для расчета формулы для определения размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение и энергоснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, обязании ответчика прекратить указанные действия и довести до сведения потребителей решения суда в десятидневный срок путем размещения объявления в республиканских средствах массовой информации.

Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведения внеплановых проверок путем изучения договора от ДД.ММ.ГГГГ с гр. ФИО2, проживающей по адресу: , установлен факт включения в договор условий, ущемляющих права потребителей. Так в п. ДД.ММ.ГГГГ договора указано, что Управляющая компания обязана рассматривать обоснованные жалобы собственника в течение 30 дней, что противоречит п/п «и», «к» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №( далее по тексту - Правила), согласно которым исполнитель обязан в течение 2 рабочих дней с даты поступления жалобы (заявления, претензии, требования) направить потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении или отказе в удовлетворении с указанием причин отказа, а при поступлении жалобы ( заявления, требования, претензии) от потребителя об обнаружении запаха газа в жилых или нежилых, а также на дворовой территории немедленно принимать меры по проверке указанной жалобы, в случае обнаружения утечки газа- обеспечить безопасность потребителя и ликвидацию обнаруженной утечки. Данные условия договора так же противоречат ст. 31 Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» (далее: Закон о защите прав потребителей), согласно которого требования потребителя подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня поступления соответствующего требований. Таким образом, условия договора, устанавливающие 30-дневный срок для рассмотрения жалоб потребителя Управляющей компанией ущемляют права потребителей, поскольку Правила и Закон о защите прав потребителей устанавливают сроки рассмотрения обращений потребителей к организации предоставляющей коммунальные услуги.

Согласно п.3.3.4 договора оплата за услуги по сбору и вывозу бытовых отходов производиться по количеству пользователей этих услуг, что противоречит ст. 156 ЖК РФ и п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым оплата за услуги по сбору и вывозу бытовых отходов (твердых и жидких) должна производиться исходя из площади принадлежащего собственнику жилого помещения и включаться в состав услуги по содержанию жилья.

В п.5.5 договора указано, что претензии (жалобы) могут быть предъявлены собственником в течение одного месяца с даты, когда он узнал о нарушении своих прав, что противоречит п.3 ст.29 Закона о защите прав потребителей, согласно которого потребитель имеет право предъявить требования, связанные с недостатками оказываемой услуги в разумный срок в пределах двух лет со дня принятия услуги.

Поскольку вышеуказанные условия договора противоречат законодательству, ущемляют прав потребителя по сравнению с действующим законодательством, в соответствии со ст.16 Закона о защите прав потребителей, признаются недействительными.

Исследованный договор, заключенный между Управляющей компанией и гражданами, собственниками многоквартирного жилого дома, соответствует требованиям ст.432 ГК РФ, ст. 162 ЖК РФ по форме, сторонами достигнуто соглашение о предмете договора, существенных условиях договора. Договор подписан уполномоченными лицами. Общество предоставляет коммунальные услуги, предъявляет от своего имени счета на их оплату, а собственники жилья производят оплату указанных счетов, таким образом, договор исполняется в натуре.

При исследовании в ходе проверки квитанции по оплате коммунальных услуг владельца лицевого счета № за март 2010 установлено, что в нарушение ст.156 ЖК РФ и п.11 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № освещение мест общего пользования, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов указаны отдельными строками, хотя являются составными частями деятельности по содержанию жилья, определяются как одна величина и рассчитываются исходя из занимаемой площади. Кроме того для расчета платы за электроэнергию в местах общего пользования используется формула №, установленная в Правилах для расчета платы в жилом помещении. Места общего пользования, согласно раздела 3 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №, не относятся к жилым помещениям. Следовательно, применение к расчету за электроэнергию в местах общего пользования, сбор и вывоз бытовых отходов, формулы установленной для расчетов за пользование услугами в жилом помещении неправомерно.

В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по РА ФИО6., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «» Бабаяков О.А., действующий на основании доверенности, исковые требования считал не подлежащими удовлетворению, поскольку обществом разработана новая типовая форма договора управления многоквартирным домом, которая разослана гражданам, с исключением условий договора, которые оспаривает Управление Роспотребнадзора. Расчеты применяются обоснованно по формуле, указанной в порядке на основании распоряжений Администрации города Горно-Алтайска.

Выслушав доводы представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с положением «О территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай», утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 января 2005 г. N 40 осуществляет надзор в сфере защиты прав потребителей и в силу ст.46 ФЗ от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий, что соответствует ст. 46 ГПК РФ.

ООО «» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц с ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН №, что подтверждается копией свидетельства, выпиской из ЕГРЮЛ.

В судебном заседании нашли подтверждение доводы представителя истца о проведении проверки в отношении ответчика в период с 03 марта по ДД.ММ.ГГГГ в целях проверки соблюдения обязательных требований законодательства о защите прав потребителей на потребительском рынке.

В процессе проверки установлено, что ООО «» заключила договор управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ с председателем домового комитета ФИО2, согласно которого, договор заключен на основании Протокола общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: , предметом которого определено осуществление функций по управлению многоквартирным жилым домом: по предоставлению услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; по предоставлению коммунальных услуг; по осуществлению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности в порядке и на условиях, установленных настоящим договором. Срок договора определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приложений к договору определен перечень общего имущества жилого многоквартирного жилого дома; перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома.

Указанный договор составлен на основе типового договора управления многоквартирным домом, разработанного ООО «», что следует из пояснений представителя ответчика.

Согласно п. 1,2 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В суде установлено, что договор управления многоквартирным домом является заключенным, поскольку подписан уполномоченными лицами, соответствует форме и порядку подписания, установленным ст. 162 ЖК РФ. В договоре указаны существенные условия, предусмотренные п.3 ст. 162 ЖК РФ. Договор заключен на трехлетний срок, что не противоречит п.5 ст.162 ЖК РФ.

ООО «» и собственники жилья осуществляют исполнение условий данного договора: Управляющая компания предоставляет коммунальные услуги, предъявляет от своего имени счета на их оплату, а собственники жилья - производят оплату указанных счетов.

Доводы представителя ответчика относительно того, что в настоящее время после проверки, проведенной Управлением Роспотребнадзора по РА, в типовую форму договора внесены соответствующие изменения и договор подписан сторонами, оценен сторонами, учитывая, что договор на момент проверки не соответствовал действующему законодательству, а именнопо включению в договор управления многоквартирным домом условий: о 30 дневном сроке для рассмотрения жалоб собственников жилья; об оплате за услугу по сбору и вывозу бытовых отходов по количеству пользователей услуг; об установлении месячного срока на предъявление претензии собственником жилого помещения Управляющей компании со дня, когда он узнал о нарушении своих прав, суд полагает в данной части заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд оценив доводы представителя истца относительно включения п.3.1.14, 3.3.4, 5.5 договора условий, ущемляющих права потребителя приходит к следующему:

Согласно п.1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Согласно п.1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ Управляющая компания обязана рассматривать предложения и обоснованные жалобы собственника в течение 30 дней, принимать меры по устранению недостатков в установленные нормами и правилами эксплуатации жилищного фонда.

В соответствии с п.49 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель обязан в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа; при поступлении жалобы (заявления, требования, претензии) от потребителя об обнаружении запах газа в жилых или нежилых помещениях, а также на дворовой территории немедленно принимать меры по проверке полученной жалобы, в случае обнаружения утечки газа - обеспечить безопасность потребителя и ликвидацию обнаруженной утечки.

Согласно ст.31 Закона о защите прав потребителей требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а так же о возврате за уплаченную работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи отказом от исполнения договора, предусмотренные п.1 ст.28 и п.п.1, 4 ст.29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

Таким образом, Закон о защите прав потребителей, Правила предоставления коммунальных услуг, которые содержат обязательные для сторон договора условия оказания услуг, не устанавливают срок в 30 дней для рассмотрения жалоб собственников жилья, то есть указанное условие договора ущемляет права потребителя коммунальных услуг по договору управления многоквартирным домом, следовательно, является недействительным в силу Закона о защите прав потребителей.

Согласно п.3.3.4 договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ собственник обязан своевременно и в полном объеме в срок до 10 числа следующего за расчетным месяца производить оплату за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества жилого дома, за коммунальные услуги, за иные установленные соглашением сторон платежи. Оплата за услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, сбору и вывозу бытовых отходов производиться по количеству пользователей этих услуг, оплата за отопление, содержание и ремонт общего имущества - исходя из общей площади принадлежащего собственнику помещения.

Согласно п.1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.

В соответствии с п.1 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491, Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: освещение помещений общего пользования; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Анализ указанных положений законодательства позволяет сделать вывод о том, что оплата за услугу по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов должна производиться исходя из площади помещения, принадлежащего собственнику и включаться в состав услуги по содержанию жилья.

Таким образом, условие договора о том, что оплата услуги по сбору и вывозу бытовых отходов производится по количеству пользователей этих услуг ущемляет права потребителей- собственников жилья, что в силу закона влечет его недействительность.

Согласно п.5.5 договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ все претензии по выполнению условий договора предъявляются сторонами в письменной форме и направляются другой стороне заказным письмом или вручаются лично под расписку. Претензии (жалобы) могут быть предъявлены собственником в течение одного месяца от даты, когда он узнал о нарушении своих прав.

В соответствии с п.3 ст. 29 Закона о защите прав потребителей требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.

Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

Таким образом, установление в п.5.5 договора меньшего срока на предъявление потребителем коммунальных услуг претензий и жалоб к исполнителю этих услуг, является ущемлением прав потребителя и влечет недействительность условия договора, устанавливающего меньший срок для предъявления претензии потребителем к поставщику услуг.

Суд, оценив доводы сторон и представленные доказательства, касающиеся начисления платы за освещение мест общего пользования и вывоз бытовых отходов по формуле 9, предусмотренной п/п 1 п.3 Приложения № Правил предоставления коммунальных услуг, считает требования Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай обоснованными.

Из материалов дела усматривается, что при расчете платы за электроэнергию в местах общего пользования управляющая компания применяет п.23 Правил предоставления коммунальных услуг, который предусматривает, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с п.1 п.3 приложения № к настоящим Правилам, т.е. по формуле 9.

Таким образом, формула № применяется для расчета платы в жилом помещении. Понятие мест общего пользования дано в разделе 3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №, к которым относится: лестничные клетки, чердаки, технические подполья. Таким образом, места общего пользования не относятся к жилым помещениям, следовательно, применение формулы № при расчете оплаты электроэнергии в местах общего пользования и для расчетов по оплате услуги за сбор и вывоз бытовых отходов, незаконно.

Поскольку в настоящее время продолжает действие договор на управление многоквартирным домом, Управляющей компанией не представлено доказательств того, что договор на новых условиях заключен с собственниками помещений многоквартирных жилых домов в установленном порядке либо в установленном договором порядке в него внесены изменения и дополнения, либо указанный договора расторгнут, а так же не представлено доказательств свидетельствующих об изменении порядка расчета ответчика с потребителями за электроэнергию в местах общего пользования и за сбор и вывоз бытовых отходов, суд считает исковые требования об обязании ответчика прекратить противоправные действия подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 46 ФЗ «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска в интересах неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Суд считает необходимым обязать ответчика опубликовать объявление о вынесенном решении суда в республиканском средстве массовой информации - газете «Звезда Алтая», как это указано в исковом заявление в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством.

В соответствии с п/п3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ при подаче иска неимущественного характера организацией подлежит оплате госпошлина в размере 2000 рублей, поэтому с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в указанном размере в федеральный бюджет.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтайк обществу с ограниченной ответственностью «».

Признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц и обязать прекратить действия общество с ограниченной ответственностью «» по включению в договор управления многоквартирным домом условий:

о 30 дневном сроке для рассмотрения жалоб собственников жилья;

об оплате за услугу по сбору и вывозу бытовых отходов по количеству пользователей услуг;

об установлении месячного срока на предъявление претензии собственником жилого помещения Управляющей компании со дня, когда он узнал о нарушении своих прав.

Признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц и обязать прекратить действия общество с ограниченной ответственностью «» по включению в платежный документ по оплате коммунальных услуг отдельными сроками: размера платы за освещение мест общего пользования, размера платы за сбор и вывоз бытовых отходов, рассчитанные исходя из формулы № приложения № Правил предоставления коммунальных услуг, предусмотренной для расчета платы в жилом помещении.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «» довести до сведения потребителей решение суда путем размещения объявления в республиканском средстве массовой информации - газете «Звезда Алтая» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «» государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей в федеральный бюджет.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья М.Г. Сапунова

Верно: