ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-730 от 27.03.2012 Динского районного суда (Краснодарский край)

                                                                                    Динской районный суд Краснодарского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Динской районный суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        К делу № 2-730/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 марта 2012 года ст. Динская Динского района

Краснодарского края

Динской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего: Николаевой Т.П.,

при секретаре Семеновой Д.Н.,

с участием:

заявителя ФИО1,

представителя заинтересованного лица по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий должностного лица,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица ОУФМС по Краснодарскому краю в Динском районе.

В обоснование требований указала, что является гражданкой РФ на основании ч.1 ст.13 Закона РФ № 1948-1 от 28.11.1991г. «О гражданстве Российской Федерации». Проживает и постоянно зарегистрирована по месту жительства на территории РФ ДД.ММ.ГГГГ. Прибыла из  где училась в институте с ДД.ММ.ГГГГ г., до этого проживала в  с родителями.

В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переехала в Краснодарский край, где получила регистрацию по месту жительства, в том же году с семьей переехала на постоянное место жительства в пгт. Грибановский, Воронежской области. В ДД.ММ.ГГГГ в Грибановском РОВД на основании заявления ей выдали вкладыш к паспорту СССР.

ДД.ММ.ГГГГ в Грибановском РОВД в связи с переменой фамилии с ФИО3 на ФИО1 ей выдали паспорт гражданина РФ серия  в обмен на паспорт СССР с вкладышем о приобретении гражданства РФ на основании ст.13 ч.1 действовавшего на то время закона. В ДД.ММ.ГГГГ заявитель переехала на постоянное место жительства в Краснодарский край, ст. Пластуновская.

ДД.ММ.ГГГГ, в Динском РОВД ФИО1 выдали новый паспорт в обмен на старый, пришедший в негодность, серии , при этом поводилась проверка о ее принадлежности к гражданству РФ, никаких вопросов на тот момент не было.

В ДД.ММ.ГГГГ заявитель получила загранпаспорт. При этом так же проводилась проверка на предмет приобретения гражданства РФ. В ДД.ММ.ГГГГ дочь заявительницы, ФИО4 подала документы на получение загранпаспорта нового образца в УФМС г. Краснодара и получила отказ в выдаче паспорта. Сотрудник УФМС сообщил, что ее паспорт гражданки РФ выдан в нарушение законодательства и ни она, ни ее мать, ФИО1, не являются гражданами РФ, так как отсутствуют сведения об их постоянном проживании на территории РФ на ДД.ММ.ГГГГ

В связи с этим была проведена служебная проверка, на предмет приобретения ФИО1 и ФИО3 гражданства РФ, которая длилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В отношении ФИО1 проверка окончена и вынесено заключение.

ДД.ММ.ГГГГ сотрудник ОУФМС Динского р-на ознакомила заявительницу с результатом проверки, в которой говорилось о том, что сведения о приобретении ею гражданства в Грибановском УФМС отсутствуют, ее паспорт СССР с вкладышем о приобретении гражданства РФ по ст. 13 ч. 1 уничтожен, соответственно гражданство она не принимала, гражданкой РФ не является, сведений в реестре никаких не сохранилось, паспорт РФ выдан необоснованно и подлежит изъятию. Ей предложено пройти процедуру приема в гражданство РФ, с получением вида на жительство. Копию этого постановления заявителю не вручили, сославшись на служебное пользование.

С принятым решением ФИО1 не согласна, поскольку Закон о гражданстве 2002г. признает гражданами РФ лиц, имеющих гражданство РФ на день вступления его в силу, т.е. на 01.07.2002г. На эту дату она уже являлась гражданкой РФ. Заявитель считает заключение ОУФМС ст. Динской неправомерным и нарушающим Конституцию РФ, ее права гражданина РФ, так как оно не соответствует закону.

ФИО1 просит суд: признать незаконным заключение ОУФМС об отсутствии у неё гражданства РФ; признать паспорт РФ выданный ей в Динском ОУФМС ДД.ММ.ГГГГ действительным, выданным на законных основаниях; признать требования ОУФМС Динского района о прохождении ею процедуры приёма в гражданство РФ не правомерными, так как она уже является гражданкой РФ; обязать ОУФМС Динского района оформить имеющееся у неё гражданство РФ согласно действующему закону.

В судебном заседании заявитель поддержала доводы, изложенные в заявлении, и просила суд удовлетворить заявленные ею требования. Пояснила суду, что в соответствии с п.«а» ст.5 Федерального закона от 31 мая 2002г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданами РФ являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления указанного закона. В силу ч.7 ст.4 данного Закона наличие у лица гражданства РФ, либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР. Согласно ч.1 ст. 13 Закона РФ № 1948-1 от 28.11.1991г. и пункту I раздела II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ № 386 от 10.04.1992г., признание принадлежности к гражданству РФ не требует никаких действий со стороны граждан, ни вынесения по этому вопросу какого либо решения государственными органами. При признании бывших граждан СССР гражданами РФ на основании ч.1 ст. 13 Закона РФ № 1948-1, они считаются состоявшими в гражданстве РФ с момента первоначального приобретения ими гражданства СССР. Гражданство РФ подтверждается паспортом РФ. Вкладыш к паспорту СССР ФИО1 был выдан на основании ее заявления, никаких препятствий к его выдаче, а также при последующих обменах паспортов РФ, не возникало. Документы она получила из рук инспектора УФМС (ранее ПВС), никаких законов не нарушала. При рассмотрении данного дела просила учесть решение Конституционного суда № 118-О от 21.04.2005г., в котором разъяснено о признании гражданства по «крови». Родители ФИО1 являются гражданами РФ, замуж она выходила, также за гражданина РФ, т.е. имеются все основания для признания ее гражданкой РФ. Считает, что ОУФМС по Динскому району приняло незаконное заключение об отсутствии у неё гражданства РФ, признании паспорта РФ, выданного ей в Динском ОУФМС ДД.ММ.ГГГГ недействительным, с требованием о прохождении ею процедуры приёма в гражданство РФ.

Представитель заинтересованного лица, ОУФМС по Краснодарскому краю в Динском районе возражала против удовлетворения заявления. Пояснила, что ФИО1 родилась в г. Мелитополь Украинской ССР, прибыла на территорию РФ в ДД.ММ.ГГГГ. из респ. Украина, где проживала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ранее проживала в <...>. Оснований для признания заявителя гражданкой РФ в соответствие с ч.1 ст. 13 Закона «О гражданстве РФ» не имеется, так как указанная норма предусматривает наличие факта постоянного проживания на 06.02.1992г. на территории РФ. С заявлением о принятии гражданства РФ не обращалась, решения о принятии ее в гражданство не принималось. При проведении проверки было установлено, что по другим основаниям ФИО1 гражданство не приобретала. Поскольку у заявителя отсутствует гражданство, то паспорт, выданный ОВД по Динскому району, является недействительным и подлежит изъятию. Вместе с тем, сотрудниками ОУФМС как Динского района, так и Воронежской области в действиях ФИО1 при получении паспорта вина не установлена, в связи с чем, было принято решение не изымать у нее паспорт до оформления вида на жительство. Данное дело находится на контроле у начальника ОУФМС по Краснодарскому краю в Динском районе. Такая категория людей документируется видом на жительство в упрощенном порядке в течение трех дней. Получив вид на жительство, ФИО1 имеет право обратиться с заявлением о приобретении гражданства РФ, которое оформляется установленный законом срок. В удовлетворении заявленных требований просила отказать.

Суд, изучив заявление, выслушав участников процесса и исследовав материалы дела, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Мелитополь Украинской ССР. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в г. Киев, Украина, где училась в институте, до этого проживала с родителями в Грузии. В ДД.ММ.ГГГГ вышла замуж за ФИО5

ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Грибановского РОВД Воронежской области ФИО1 документирована паспортом гражданина СССР, образца 1974г., в связи с переменой фамилии по браку с ФИО6 на ФИО3. ДД.ММ.ГГГГ там же ей был выдан вкладыш, подтверждающий наличие гражданства РФ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 документирована паспортом гражданина РФ в связи со сменой фамилии по браку с ФИО3 на ФИО1. В качестве основания к выдаче вкладыша и впоследствии паспорта, указывалась ч.1 ст.13 Закона РФ «О гражданстве» от 28.11.1991г.

В оспариваемом заключении ОУФМС России по Краснодарскому краю в Динском районе от ДД.ММ.ГГГГ указано на признание паспорта ФИО1 недействительным, признание ФИО1 лицом без гражданства с разъяснением ей порядка оформления вида на жительство.

В соответствии с п. "а" ст. 5 Федерального закона от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона. В силу ч.7 ст.4 данного Закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Согласно ст. 13 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 28.11.1991г. N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления Закона в силу, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации, а также все лица, родившиеся ДД.ММ.ГГГГ г. и позднее утратившие гражданство бывшего СССР, если они родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации.

Таким образом, фактическое положение всех лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992г., не имеющих принадлежности к гражданству других государств, юридически влекло признание их гражданами Российской Федерации. Обстоятельством, исключающим такое признание, являлось наличие гражданства другого государства.

Согласно ст.13 Закона и п.1 раздела II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.04.1992г. N 386, действовавших на момент получения заявителем паспорта, признание принадлежности к гражданству Российской Федерации не требует ни каких-либо действий со стороны граждан, ни вынесения по этому вопросу какого бы то ни было решения государственными органами. При признании бывших граждан СССР гражданами Российской Федерации на основании ст.13 Закона они считаются состоящими в российском гражданстве с момента первоначального приобретения ими гражданства Союза.

Как установлено в судебном заседании, на ДД.ММ.ГГГГ заявитель, будучи гражданкой бывшего СССР, с семьей (супругом и дочерью) проживала в г. Киев, не находящемся на территории РФ, что исключает признание ее гражданкой Российской Федерации согласно ч.1 ст. 13 Закона «О гражданстве».

Оснований для признания ФИО1 гражданкой РФ по рождению (по крови) также не имеется, поскольку она родилась в г. Мелитополь на территории Украинской ССР, которая не входила в состав РСФСР. На ДД.ММ.ГГГГ родители ФИО1 на территории РФ не проживали, основания приобретения ими гражданства органами ФМС не проверялись, поскольку на тот момент заявитель являлась совершеннолетней, документированной паспортом СССР и положения ч.2 ст. 13 Закона «О гражданстве РФ» к ней не применялись.

Федеральный закон от 31.05.2002г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрел для граждан бывшего СССР возможность получить гражданство в упрощенном порядке при условии их регистрации по месту жительства на 1 июля 2002 г., либо при наличии у них разрешения на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство, если они заявят об этом до 1 июля 2009 г. При отсутствии регистрации по месту жительства на 1 июля 2002 г., разрешения на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство российское гражданство не может быть приобретено вышеназванными лицами.

Приобретение гражданства в порядке регистрации требует подачи соответствующего заявления с приложением ряда документов, по которому должно быть принято решение полномочным государственным органом. Только с момента принятия такого решения согласно ст.42 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» лицо считается приобретшим российское гражданство и, следовательно, обладает также и такими конституционными правами, условием реализации которых является принадлежность к гражданству, включая право на защиту и покровительство со стороны Российской Федерации за ее пределами.

ФИО1 не была лишена возможности обратиться в уполномоченный орган с заявлением о принятии ее в гражданство в порядке регистрации в соответствие со ст. 18 Закона «О гражданстве РФ» от 28.11.1991г., а также в упрощенном порядке согласно ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

При обращении в суд ФИО1 указано, что в 1997г. в Грибановском РОВД на основании ее заявления были выданы вкладыши к паспорту СССР, свидетельству о рождении дочери. В судебном заседании заявитель пояснила, что обращалась с заявлением о выдаче вкладыша к паспорту СССР в Воронежской области. Указала, что объяснения о подаче заявления в РОВД Тимашевского района в 1996-1997г.г. о принятии ею гражданства, данные при проведении проверки, ошибочны. Гражданство она принимала в Грибановском районе Воронежской области. Однако судом установлено, что оснований для признания гражданства у ФИО1 не имелось, поскольку на ДД.ММ.ГГГГ она не проживала на территории РФ, и местом ее рождения не являлась территория РФ.

Заявитель не смогла однозначно пояснить, по каким именно основаниям она была принята в гражданство, ссылаясь то на супруга, гражданина РФ, то на родителей, граждан РФ. Решение ОУФМС о принятии ФИО1 в гражданство не выносилось.

Статьей 10 Закона РФ №1948-1 от 28.11.1991г. «О гражданстве РФ», действовавшего на момент выдачи заявителю паспорта, установлено, что документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации. Вместе с тем, паспорт (вкладыш к нему) не относится к числу документов, на основании которых приобретается гражданство.

Заключение ОУФМС России по Воронежской области в Грибановском районе от 14.11.2011г., которым вкладыш к паспорту гражданина РФ заявителя признан незаконно выданным, ФИО1 не оспаривалось.

Заключение ОУФМС России по Краснодарскому краю в Динском районе по результатам проверки обстоятельств выдачи паспорта гражданина РФ и определения правового статуса ФИО1, утвержденное ДД.ММ.ГГГГ, основано на результатах служебной проверки ОУФМС России по Воронежской области в Грибановском районе по факту документирования заявителя паспортом гражданина РФ.

Оспариваемое заключение не содержит требование о прохождении ФИО1 процедуры приёма в гражданство РФ, а лишь разъясняет ей порядок оформления вида на жительство лицу без гражданства, которым, как выяснилось, она является.

Таким образом, в действиях должностных лиц отдела УФМС России по Краснодарскому краю в Динском районе при проведении проверки обоснованности выдачи ФИО1 паспорта, нарушений законодательства не установлено.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 193-198, 254, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 о признании незаконным заключения ОУФМС по Краснодарскому краю в Динском районе по результатам проверки обстоятельств выдачи паспорта гражданина РФ и определения правового статуса ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение 30 дней.

Председательствующий: Т.П. Николаева