ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-730/15 от 08.10.2015 Михайловского районного суда (Приморский край)

2-730/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 8 октября 2015 г.

Судья Михайловского районного суда <адрес> Ивананс Г.Н.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о запрете использования для приема платежей от физических лиц платежного терминала, не оборудованного контрольно-кассовой техникой,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с иском к ИП ФИО1 о запрете использования для приема платежей от физических лиц не оборудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал, расположенный в магазине «<данные изъяты>», по адресу: <адрес>. В обоснование своих исковых требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по предоставленной информации МИФНС по <адрес> об использовании платежного терминала ИП ФИО1, не оборудованного контрольно-кассовой техникой и не обеспечивающим в автоматическом режиме предоставления плательщикам информации, предусмотренной ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Согласно ч.12 ст.4, ст.5 ч.1, ч.4, ч.5 ст.6 указанного Федерального закона платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме предоставление плательщикам информации, предусмотренной ст.4 данного ФЗ, печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств. В соответствии с ч.3 ст. 8 указанного ФЗ, после ДД.ММ.ГГГГ прием платежей через платежный терминал без применения контрольно-кассовой техники не допускается. В соответствии с п.1 ст.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Согласно ст.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в определение "контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (ККТ) включаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы (ПТК). Платежный терминал (банкомат), оснащенный ККТ, рассматривается как единый программно-технический комплекс, установленный по определенному адресу. Согласно п.1.1 ст. 41 ФЗ № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала и банкомата помимо требований, установленных п.1 настоящей статьи, должна: быть установлена в составе каждого платежного терминала и банкомата внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа; быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата; передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат фискальные данные, регистрируемые на кассовом чеке, электронном носителе контрольной ленты и в накопителе фискальной памяти. В соответствии с п.1 ст.5 ФЗ № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операции на контрольной ленте и в фискальной памяти). В силу п.10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно- кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" после про верки исправности, замены, ремонта или технического обслуживания контрольно-кассовой техники поставщиком или центром технического обслуживания на эту технику наклеивается марка-пломба, необратимо разрушающаяся или деформирующаяся при попытке ее удаления или при вскрытии или удалении корпуса контрольно-кассовой техники. В силу п.2. Основные понятия, Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, "контрольная лента" - первичный учетный документ, выполненный контрольно-кассовой техникой на бумажном или электронном носителе, содержащий сведения о контрольно-кассовой технике и наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт. Кроме того, в соответствии с п.2 ст.5 ФЗ № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал и (или) банкомат, помимо требований, установленных п.1 настоящей статьи, обязаны: использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и банкомата, установленную внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа; осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала и банкомата. Следовательно, использование платежного терминала или банкомата без контрольно-кассовой техники запрещено. Согласно сведения, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, ИП ФИО1 состоит на налоговом учете в МИФНС России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, одним из видов экономической деятельности которого является предоставление прочих услуг, в том числе и по денежному посредничеству (код 65.1) и прочее финансовое посредничество (код 65.2) через платежный терминал, расположенный по адресу: <адрес>, в магазине «<данные изъяты>». В нарушение указанных Федеральных законов при осуществлении указанной деятельности по приему платежей ИП ФИО1 допустил неприменение контрольно-кассовой техники в составе указанного платежного терминала по указанному адресу при оплате услуг мобильной связи наличными денежными средствами. Данное нарушение подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>. Между индивидуальным предпринимателем и физическим лицом, осуществляющим внесение денежных средств через платежный терминал, складываются отношения по договору возмездного оказания услуг. Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" предусмотрено, что в соответствии со ст.ст. 45 и 46 ГПК РФ, ст.ст. 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей. В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей прокурором могут быть заявлены лишь требования, цель которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (ст. 1065 ГК РФ, ст. 46 Закона о защите прав потребителей) с целью предупреждения причинения вреда в будущем.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО4 поддержал иск прокурора <адрес> по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил его удовлетворить. Ответчик - ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, о чем имеются сведения с сайта почты России, о причине неявки не сообщил, возражений по иску не предоставил, в связи с чем суд посчитал возможным рассмотреть иск в его отсутствие.

Заслушав представителя прокуратуры, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора <адрес> подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного и.о. начальника МИФНС по ПК, индивидуальный предприниматель ФИО1 признан виновным в том, что ДД.ММ.ГГГГ, в 14 час. 40 мин., в результате проверки соблюдения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов, с использованием платежных карт по вопросу использования контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала, принадлежащего ИП ФИО1, находящегося в магазине «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, было установлено, что ИП ФИО1 допустил неприменение контрольно-кассовой техники, выразившееся в отсутствии контрольно-кассовой технике в составе указанного платежного терминала при оплате услуг мобильной связи наличными денежными средствами, т.е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 4 000 руб.

Согласно сведений из ЕГР ИП, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ч.12 ст.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Согласно ч.1 ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.

Согласно ч.4,5 ст.6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, в случае изменения адреса места установки платежного терминала платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала.

Согласно ч.3 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» после ДД.ММ.ГГГГ прием платежей без применения контрольно-кассовой техники не допускается.

Согласно п.1 ст.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно п.1.1 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала и банкомата должна: быть установлена в составе каждого платежного терминала и банкомата внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа; быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата; передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат фискальные данные, регистрируемые на кассовом чеке, электронном носителе контрольной ленты и в накопителе фискальной памяти.

Согласно п.1, 2 ст.5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны: применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти); использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и банкомата, установленную внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа.

Согласно п.10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о регистрации и применения контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями» после проверки исправности, замены, ремонта или технического обслуживания контрольно-кассовой техники поставщиком или центром технического обслуживания на эту технику наклеивается марка-пломба, необратимо разрушающаяся или деформирующаяся при попытке ее удаления или при вскрытии или удалении корпуса контрольно-кассовой техники.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.

Таким образом, судом установлено, что ответчик использует в нарушения требований законодательства не оборудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал, в связи с чем ему необходимо запретить использование платежного терминала, находящегося в магазине «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, для приема платежей от физических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 1194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 использовать для приема платежей от физических лиц не оборудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал, расположенный в магазине «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение 30 дней со дня вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Михайловский районный суд.

Судья: Г.Н. Ивананс