ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-730/2016 от 18.08.2016 Удорского районного суда (Республика Коми)

дело № 2-730/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре судебного заседания Шаверневой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 18 августа 2016 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Удорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Удорский» об обязании организовать круглосуточное электроснабжение д. Ёлькыб,

установил:

Прокурор обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что в ходе проведения прокурорской проверки выявлен факт отсутствия электроснабжения в д. Ёлькыб <адрес> Республики Коми, что грубо нарушает жилищные права граждан, проживающих в указанном населенном пункте. В связи с этим, прокурор просил суд обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать круглосуточное электроснабжение д. Ёлькыб в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор требования иска и доводы в его обоснование поддержал в полном объеме, просил суд иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Удорский» участия в судебном заседании не принял, просил рассмотреть дело без участия их представителя, представив письменный отзыв по иску, в котором просил оставить иск прокурора без удовлетворения.

В судебном заседании представитель третьего лица администрации МО СП «Кослан» по доверенности ФИО1, высказал позицию по иску на усмотрение суда.

Заслушав доводы прокурора, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 2 Конституции Российской Федерации устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Конституцией Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985), ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 11.04.1998 № 55-ФЗ, органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В рамках реализации указанных положений принят Закон Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми», частью 2 статьи 1 которого установлено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются с 1 января 2015 года органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов в Республике Коми.

С учетом требований указанного закона меры по организации электроснабжения населения на территориях сельских поселений в Республике Коми с 1 января 2015 года осуществляются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Согласно п. 5 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

Пунктом 4 ст. 3 ЖК РФ установлено, что никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу п. 3 раздела 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме; (п. «г» п. 4 раздела 2 Правил).

Указанными Правилами установлены требования к качеству коммунальных услуг, а именно: для электроснабжения – бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года (приложение № 1 раздел 4).

Судом установлено, что деревня Ёлькыб Удорского района Республики Коми входит в состав МО СП «Кослан», согласно статье Устава МО СП «Кослан» и части 1 статьи 140 Закона Республики Коми от 05.03.2005 N 11-РЗ "О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми".

Согласно части 3 статьи 209 Закона Республики Коми от 06.03.2006 N 13-РЗ "Об административно-территориальном устройстве Республики Коми" сельский населенный пункт – деревня Ёлькыб расположена на территории Удорского района.

При этом в указанном сельском населенном пункте зарегистрировано 21 человек и фактически, в зависимости от времени года, проживает от 40 до 60 человек, однако, в данной деревне отсутствует бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года, что грубо нарушает жилищные права проживающих там граждан.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Реализация основных мероприятий по созданию необходимых условий для жизнеобеспечения территории поселения, управлению муниципальной собственностью и финансовыми средствами, обеспечению соблюдения законности, прав и свобод граждан возложена на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), наделенный полномочиями по решению в т.ч. вопросов местного значения (ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Прокурором правильно избран способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ, а также статьям 27 и 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении N 4-П от 14.02.2002 прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры, не является субъектом спорных материальных правоотношений, но пользуясь всеми процессуальными правами, выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.

Обращаясь в суд с указанным исковым заявлением, прокурор действует в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда здоровью таким лицам.

Исследовав и оценив представленные доказательства, учитывая, что ответчиком не представлено в судебном заседании достаточных доказательств устранения выявленных нарушений, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, с установлением в соответствии со статьей 206 ГПК РФ срока для исполнения решения суда до 01 января 2018 года.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Удорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Удорский» об обязании организовать круглосуточное электроснабжение в д. Ёлькыб удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Удорский» в срок до 01 января 2018 года организовать круглосуточное электроснабжение деревни Ёлькыб Удорского района Республики Коми, в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Удорский районный суд Республики Коми.

Председательствующий подпись А.Н. Жданов

Мотивированное решение составлено к 18 часам 22 августа 2016 года.