Дело №2-730/202083RS0001-01-2020-000972-66РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации | |
г. Нарьян-Мар |
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Яровицыной Д.А.,
при помощнике Селеменевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» к Дуркиной Яне Закиевне о взыскании суммы гранта,
установил:
администрация МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (далее по тексту – Администрация) обратилась в суд с иском к Дуркиной Я.З. о взыскании суммы гранта в размере 70 000 руб.
В обоснование заявленных требований указав, что 20.11.2019 с ответчиком, как с индивидуальным предпринимателем был заключен договор, согласно которому последней предоставлен грант в форме субсидии в размере 70 000 руб. на затраты, связанные с развитием собственного бизнеса и (или) необходимые для осуществления предпринимательской деятельности. Вместе с тем, в нарушение условий договора, Дуркина Я.З. 26.12.2019 утратила статус индивидуального предпринимателя, в связи с чем отсутствовало развитие бизнеса, кроме того, исходя из представленного ею 04.03.2020 отчета следовало, что денежные средства гранта использованы не по целевому назначению. 02 апреля 2020 г. в адрес ответчика направлено требование о возврате средств гранта, которое до настоящего времени не исполнено, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании представитель Администрации Петров Ю.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Ответчик Дуркина Я.З. с заявленными требованиями не согласилась, указала, что средства гранта ею были потрачены на развитие собственного бизнеса и на необходимые затраты для осуществления предпринимательской деятельности, поскольку был приобретен необходимый инвентарь, а также понесены расходы на погашение задолженности по арендным платежам. Сослалась также на то, что договор не содержит положений обязывающих ее осуществлять предпринимательскую деятельность в течении определенного периода времени после получения гранта. Не оспаривала, что фактически после получения гранта какого – либо развития ее собственного бизнеса не осуществлялось и не планировалось.
Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В ст. ст. 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
На основании ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, в том числе гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе наряду с установленными частью 1 настоящей статьи формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
На основании ч.1 ст. 17 указанного Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с п.п. 33 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в рамках реализации муниципальной программы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» «Развитие предпринимательства в муниципальном образовании «Городской округ «Город Нарьян-Мар», утвержденной постановлением Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 31.08.2018 № 584, постановлением администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 22.07.2019 № 689 утвержден Порядок организации и проведения городского конкурса швейного мастерства среди субъектов малого и среднего предпринимательства в 2019 году (далее по тексту – Порядок).
В п. 1.3 указанного Порядка даны следующие понятия: грант в форме субсидии - денежные средства бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (далее - городской бюджет), предоставляемые в виде разового платежа субъектам малого и среднего предпринимательства - победителям конкурса в форме субсидий на развитие собственного бизнеса; нецелевое использование бюджетных средств - использование средств гранта в форме субсидии в целях, не соответствующих полностью или частично видам затрат, установленных настоящим Порядком (договором о предоставлении гранта в форме субсидии).
Согласно п. 2.1, п. 2.2 Порядка целью конкурса является повышение престижа профессии специалистов швейного мастерства по пошиву одежды.
Задачами конкурса являются: выявление и поощрение талантливых специалистов швейного мастерства; предоставление возможности мастерам реализовать свой творческий потенциал; привлечение предпринимателей к активному участию в общественной жизни города; обмен опытом среди специалистов отрасли; развитие здоровой конкуренции на потребительском рынке бытовых услуг; профессиональное и творческое общение участников конкурса.
На основании п. 6.7 Порядка победители конкурса награждаются сувенирной продукцией и грантом в форме субсидии в размере: 1 место - 100 000 руб.; 2 место - 70 000 руб.; 3 место - 50 000 руб.
В соответствии с п. 7.1 Порядка, грант в форме субсидии предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе в целях развития собственного бизнеса при условии соблюдений требований настоящего Порядка.
Грант в форме субсидии может быть использован на затраты, связанные с развитием собственного бизнеса и (или) необходимые для осуществления предпринимательской деятельности (п.7.2).
Пунктом 7.4 Порядка предусмотрено, что с победителями конкурса в течение десяти календарных дней с даты подписания протокола о результатах конкурса заключаются договоры о предоставлении грантов в форме субсидии по форме согласно Приложению № 7 к настоящему Порядку.
В соответствии с п. 7.8 Порядка грант в форме субсидии должен быть использован победителем конкурса в течение одного года со дня предоставления его Администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».
За несоблюдение условий договора о предоставлении гранта в форме субсидии получатель гранта в форме субсидии несет ответственность в соответствии с требованиями договора о предоставлении гранта в форме субсидии, настоящего Порядка и законодательством Российской Федерации (п. 8.1).
Судом установлено, что Дуркина Я.З. с 05.10.2015 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с осуществлением основного вида деятельности – ремонт одежды.
Из материалов дела следует, что 24.10.2019 ИП Дуркиной Я.З. подана заявка на участие в городском конкурсе швейного мастерства среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно заключению управления экономического и инвестиционного развития Администрации ИП Дуркина Я.З. была допущена к участию в конкурсе.
Как следует из протокола заседания конкурсной комиссии по проведению городского конкурса швейного мастерства среди субъектов малого и среднего предпринимательства от 11.11.2019 ответчик заняла II место в данном конкурсе.
20 ноября 2019 г. между Администрацией и Дуркиной Я.З. заключен договор по предоставлению гранта в форме субсидии.
По условиям заключенного между истцом и ответчиком договора, грантодатель предоставляет грант в форме субсидии в размере, определенном договором, а грантополучатель обязуется принять грант в форме субсидии и распорядится им исключительно с целью, условиями и в порядке, определенным настоящим договором (п.1.1 договора).
В соответствии с п. 2.1 договора, размер гранта определен в размере 70 000 руб. и перечислен на счет ответчика 29.11.2019, что подтверждается платежным поручением № 466230.
Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что грант в форме субсидии предоставляется на цели, связанные с развитием собственного бизнеса и (или) необходимые для осуществления предпринимательской деятельности.
В силу п. 1.3 договора средства гранта в форме субсидии не могут быть использованы на: выдачу заработной платы соискателю гранта и нанятым работникам; оплату налогов, пеней и штрафов; на приобретение легковых автомобилей; приобретение объектов недвижимости, а также мебели и оборудования, не используемых в основной деятельности; аренду нежилых помещений (зданий), используемых для осуществления предпринимательской деятельности, в случае, если возмещение части затрат по аренде таких нежилых помещений (зданий) производится в рамках соглашения о предоставлении из бюджета МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» субсидии юридическому лицу (за исключением муниципального учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, срок действия которого не истек; погашение кредитов, полученных от кредитных организаций, и обслуживание обязательств по кредитным соглашениям и договорам; приобретение товаров (услуг) у аффилированных лиц.
По условиям договора, Дуркина Я.З. обязалась использовать грант в форме субсидии исключительно на развитие собственного бизнеса в течении 1 года со дня предоставления гранта (п. 1.2.1).
Кроме того, ответчик обязалась возвратить грант в течении 30 календарных дней по требованию и на счет грантодателя в случае расторжения грантодателем настоящего договора или в том числе случае использования гранта в форме субсидии не по целевому назначению и (или) не использования в срок.
Аналогичные условия содержаться в Порядке организации и проведения городского конкурса швейного мастерства среди субъектов малого и среднего предпринимательства в 2019 году, утвержденного постановлением администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 22.07.2019 № 689.
Таким образом, Дуркина Я.З. заключив с Администрацией указанный договор, обязалась соблюдать как его условия, так и Порядок организации и проведения городского конкурса швейного мастерства среди субъектов малого и среднего предпринимательства в 2019 году.
04 марта 2020 г. ответчиком предоставлен отчет об использовании гранта, согласно которому последней было израсходовано 65 332 руб. 40 коп. на: светильник настольный «Траневит» стоимостью 3 502 руб. 40 коп.; оверлочный нож, общей стоимостью с учетом доставки 311 руб. 48 коп.; прижимную лапку, общей стоимостью с учетом доставки 118 руб. 52 коп.; оплату аренды помещения в размере 61 400 руб.
По результатам проверки предоставленного ответчиком отчета и приложенных к нему документов, Администрацией принято решение о расторжении договора от 20.11.2019 в одностороннем порядке с направлением требования о возврате гранта в размере 70 000 руб., поскольку было установлено, что последняя 26.12.2019 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, развитие бизнеса отсутствует, средства гранта использованы не по целевому назначению.
02 апреля 2020 г. Администрацией в адрес Дуркиной Я.З. направлено письмо, в котором последней сообщено о расторжении договора от 20.11.2019, а также требование о возврате средств гранта в размере 70 000 руб.
Поскольку до настоящего времени денежные средства ответчиком не были возращены, то указанное послужило основание для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Не соглашаясь с заявленными требованиями, Дуркина Я.З. ссылается на то обстоятельство, что средства гранта ею были потрачены на инвентарь, необходимый для осуществления предпринимательской деятельности, при этом расходы на аренду помещения являются расходами необходимыми для осуществления предпринимательской деятельности. Кроме того, указывает, что ни договор, ни Порядок не содержат положений обязывающих грантополучателя осуществлять предпринимательскую деятельность в течении определенного периода времени после получения гранта.
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами ответчика на основании следующего.
Как указывалось судом, грант в форме субсидии был предоставлен Дуркиной Я.З. на цели, связанные с развитием собственного бизнеса и (или) необходимые для осуществления предпринимательской деятельности.
Действительно, из материалов дела следует, что Дуркиной Я.З. был приобретен необходимый инвентарь общей стоимостью 3 932 руб. 40 коп.
Вместе с тем, денежные средства в размере 61 400 руб. ответчиком были израсходованы на погашение возникшей в 2017 году задолженности по арендной плате помещения, что ответчиком не оспаривалось.
Более того, получив 29.11.2019 грант, ответчик 26.12.2019 утратила статус индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения.
Таким образом, анализ расходов субсидии, которая фактически пошла на погашение уже имеющейся задолженности, а также краткосрочного периода осуществления ответчиком предпринимательской деятельности после получения гранта свидетельствуют об отсутствии у Дуркиной Я.З. на момент заключения договора от 20.11.2019 намерений развития бизнеса, которое предполагает планомерную работу
Объективных и бесспорных доказательств фактического осуществления в период с 29.11.2019 по 26.12.2019 мероприятий по развитию бизнеса, кроме приобретения необходимого инвентаря на часть полученных в качестве субсидии денежных средств, ответчиком вопреки ст. 56 ГПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о не целевом использовании Дуркиной Я.З. гранта, предоставленного по договору от 20.11.2019.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п. 8.4 Порядка грант в форме субсидии подлежит возврату в городской бюджет в том числе в случае использования гранта в форме субсидии не по целевому назначению.
В силу п. 8.5 Порядка грант в форме субсидии, перечисленный получателю гранта, подлежит возврату в городской бюджет в течение тридцати календарных дней с даты получения требования о возврате гранта в форме субсидии путем перечисления денежных средств на лицевой счет Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в сумме, указанной в требовании.
При отказе получателя гранта в форме субсидии от возврата суммы гранта в форме субсидии, указанной в требовании, взыскание производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.8.6).
На основании изложенного, учитывая, что при заключении 20.11.2019 договора о предоставлении гранта в форме субсидии ответчик была ознакомлена с его условиями, согласилась с ними и обязалась их исполнять и соответственно была предупреждена об ответственности за ненадлежащее исполнение договора, тогда как факт нарушения условий договора нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, то суд приходит к выводу, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с чем, с ответчика в доход местного бюджета подлежит ко взысканию государственная пошлина в размере 2 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» к Дуркиной Яне Закиевне о взыскании суммы гранта удовлетворить.
Взыскать с Дуркиной Яны Закиевны в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» средства гранта в размере 70 000 руб.
Взыскать с Дуркиной Яны Закиевны государственную пошлину в размере 2 300 руб. в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».
Решение суда может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.