ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-730/2021 от 18.05.2021 Мелеузовского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-730/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес обезличен> 18 мая 2021 г.

Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Насыровой Л.И.,

при секретаре судебного заседания Шульгиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору к ФИО1 о предоставлении доступа в жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что <дата обезличена> в Госкомитет поступило обращение управляющей организации ООО УК «<адрес обезличен> о том, что в <адрес обезличен> произведена незаконная перепланировка. В ходе проверки установлено, что собственником жилого помещения является ФИО1 В ходе проверки установлено, что действительно в данной квартире произведена перепланировка. Согласно информации, предоставленной Администрацией ГП <адрес обезличен> РБ праворазрешительные документы на перепланировку и переустройство жилого помещения <№><адрес обезличен> не выдавались. Распоряжением Госкомитета РБ <№> от <дата обезличена> в отношении собственника жилого помещения назначена внеплановая выездная проверка. В ходе проверки установлено, что имеется несоответствии конфигурации помещения данным имеющимся в техническом паспорте. Таким образом, перепланировка помещения в многоквартирном доме произведена без согласования с органами местного самоуправления. По результатам проверки, Госкомитетом принято решение о выдаче собственнику помещения предписания о приведении помещения в первоначальное состояние в соответствии с техническим паспортом. <дата обезличена> собственнику жилого помещения по адресу: РБ, <адрес обезличен> выдано соответствующие предписание, сроком исполнения до <дата обезличена>. С целью проверки фактов исполнения предписания, в отношении собственника произведена выездная внеплановая проверка, где установлено, что предписание не исполнено. <дата обезличена> собственнику помещения повторно выставлено предписание со сроком исполнения до <дата обезличена>. С целью проверки предписания от <дата обезличена> проведена проверка. В ходе проверки, проведенной <дата обезличена>, установлено, что предписание не исполнено. <дата обезличена> снова произведена проверка с целью исполнения предписания от <дата обезличена>. В ходе проверки Госкомитетом в адрес собственника помещения ФИО1 направлялись уведомления о проведении проверки на <дата обезличена> и <дата обезличена>, однако в назначенное время ФИО1 на проверку не явился, доступ в жилое помещение не обеспечил.

Просит обязать ФИО1 предоставить должностным лицам Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен> для проведения проверки на предмет соблюдения требований к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, установленных законодательством Российской Федерации.

В судебное заседание представитель истца Госкомитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору не явился. При этом направил ходатайство, которым исковые требования поддержал в полном объеме, просил провести судебное заседание в его отсутствие.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 25 Конституции РФ и ч. 2 ст. 3 ЖК РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Согласно положениям частей 1, 2, 4 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 №616, Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора.

В соответствии с п. 4 Положения Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору осуществляет региональный государственный жилищный надзор, осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Республики Башкортостан, соответствием жилых помещений жилищного фонда Республики Башкортостан установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Частью 4 ст. 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения обязан поддерживать данное жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилым помещением, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, п. 6 Правил пользования жилыми помещениями, утв. постановлением Правительства РФ №25 от 26.01.2006, пользование жилыми помещениями осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения, и согласно ч. 2 ст. 29 ЖК РФ самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Как следует из материалов дела, <дата обезличена> в Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору поступило обращение за входящим <№> управляющей организации ООО УК «<адрес обезличен>» о том, что в <адрес обезличен> жилого <адрес обезличен> в <адрес обезличен> произведена незаконная перепланировка жилого помещения.

Распоряжением Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору <№> от <дата обезличена>, в отношении собственника жилого помещения <№><адрес обезличен> Республики Башкортостан ФИО1, была назначена проверка с целью выполнения функций по надзору и контролю за соблюдением перепланировки и (или) переустройства жилого помещения, изложенных в обращении от <дата обезличена> входящий <№>.

В ходе проведенной проверки установлено, что <дата обезличена> при осуществлении Госкомитетом РБ по жилищному и строительному надзору мероприятий по контролю на предмет соблюдения правил пользования жилым помещением, при визуальном осмотре жилого помещения установлено, что имеется несоответствие конфигурации помещения данным имеющимся в техническом паспорте, а именно произведен демонтаж перегородок между кухней и жилым помещением длиной 1.98 м., между туалетом и ванной комнатой длиной 1,56 м., стены туалета длиной 0,85 м., а также установил перегородку в жилой комнате длиной 2,48 м. и стен перед входом в туалет длиной 6 м.

В нарушении ст. 26 ЖК РФ собственником жилого помещения <№><адрес обезличен> перепланировка помещения в многоквартирном доме произведена без согласования с органом местного самоуправления. По результатам проверки Госкомитета принято решение о выдаче собственнику помещения <№><адрес обезличен> предписания о приведении помещения в первоначальное состояние в соответствии с техническим паспортом. Результатом проверки отражены в акте проверки № <№> от <дата обезличена>.

<дата обезличена> собственнику помещения выдано предписание № <№> сроком исполнения до <дата обезличена>.

С целью проверки фактов исполнения предписания № <№> от <дата обезличена> на основании распоряжения Госкомитета <№> от <дата обезличена> в отношении собственника помещения ФИО1 проведена проверка. В ходе проверки <адрес обезличен> установлено, что предписание № <№> от <дата обезличена> не исполнено, что подтверждается актом проверки № <№> от <дата обезличена>.

<дата обезличена> собственнику помещения ФИО1 выдано повторное предписание № <№> со сроком исполнения до <дата обезличена>.

С целью проверки фактов исполнения предписания № <№><дата обезличена>, на основании распоряжения Госкомитета <№> от <дата обезличена> в отношении собственника помещения ФИО1 проведена проверка. В ходе проверки <адрес обезличен> установлено, что предписание № <№> от <дата обезличена> не исполнено. Результаты проверки отражены в акте проверки № <№> от <дата обезличена>.

<дата обезличена> собственнику помещения выдано предписание <№> сроком исполнения до <дата обезличена>.

С целью проверки фактов исполнения предписания № <№> от <дата обезличена> на основании распоряжения Госкомитета <№> от <дата обезличена> в отношении собственника помещения ФИО1 назначено проведение проверки.

С целью проведения проверки, Госкомитетом в адрес собственника помещения ФИО1 направлялись уведомления о проведении проверки, назначенной на <дата обезличена> и <дата обезличена>, однако в назначенное время по уведомлениям, собственник вышеуказанного жилого помещения ФИО1 на проверку не явился, доступ в жилое помещение не обеспечил, что подтверждается актами технического обследования объекта от <дата обезличена> и <дата обезличена>, актом проверки <№> от <дата обезличена> и отчетами почтовых отправлений, подтверждающие направление данных предписаний в адрес ответчика.

В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, "Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору", утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 года N 616, Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионного контроля, государственного контроля в установленной сфере деятельности.

Согласно п. 4 Положения Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору осуществляет следующие полномочия:

осуществляет региональный государственный жилищный надзор;

осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Республики Башкортостан, соответствием жилых помещений жилищного фонда Республики Башкортостан установленным санитарным и техническим правилам н нормам, иным требованиям законодательства, включая государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов жилищного фонда;

- рассматривает обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан по вопросам, входящим в компетенцию Госкомитета РБ, принимает по ним решения в установленный срок;

- организует и проводит в пределах установленных полномочий проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности.

Предметом проверки, в соответствии с ч. 4 ст. 20 ЖК РФ, является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в ч.1 ст. 20 ЖК РФ, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 декабря 2011 года N 504 "О разработке и утверждении республиканскими органами исполнительной власти административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" приказом Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору от 09.08.2017 года N 460 утвержден административный регламент исполнения Госкомитетом РБ государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в Республике Башкортостан (далее - административный регламент".

Согласно п. 3.6.2 административного регламента одним из оснований для проведения внеплановой выездной проверки в отношении граждан является поступление в Госкомитет РБ обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов власти о фактах нарушения гражданами обязательных требований.

В соответствии с п. 3.6.11 административного регламента внеплановые выездные проверки в отношении граждан проводятся на основании распоряжения Госкомитета РБ.

В силу изложенных норм, Государственный комитет РБ по строительному и жилищному надзору имеет право требовать обеспечение доступа в жилое помещение для проведения проверки на предмет наличия либо отсутствия перепланировки в квартире ответчика, такое право имеется у комитета в силу прямого указания в законе.

Порядок проведения внеплановой проверки урегулирован Приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от <дата обезличена> N 460 "Об утверждении Административного регламента исполнения Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в Республике Башкортостан", в соответствии с которым внеплановая выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. Внеплановая выездная проверка в отношении гражданина проводится по месту нахождения жилого помещения гражданина.

Согласно п. 3.6.13 административного регламента уведомление направляется гражданину заказным письмом с уведомлением о вручении, телеграммой с уведомлением о вручении, посредством электронной почты (при наличии адреса электронной почты) либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование вручения уведомления адресату.

Таким образом, порядок уведомления собственника о предстоящей проверке был исполнен сотрудниками государственного комитета, извещение дважды направлялось в адрес ответчика.

При этом ответчик уклоняется от проведения проверки на предмет нарушения правил пользования жилым помещением, добровольно квартиру для осмотра не предоставил.

Кроме того, право допуска в квартиру, принадлежащую ответчику на праве собственности, в силу закона обусловлено тем, что это необходимо для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций, то есть необходимостью обеспечения безопасного проживания жильцов в многоквартирном доме.

С учетом изложенного, поскольку действия ответчика препятствуют Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору исполнить установленные законом обязанности по проведению обследования жилого помещения, суд считает требования истца подлежащим удовлетворению.

В силу ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу ст.333.36 Налогового кодекса РФ, в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору к ФИО1 о предоставлении доступа в жилое помещение удовлетворить.

Обязать ФИО1 предоставить должностным лицам Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен> для проведения проверки на предмет соблюдения требований к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, установленных законодательством Российской Федерации.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца.

Судья Л.И. Насырова